Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи по теме: «Время года - весна» для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья с использованием технологии эйдо-рацио-мнемотехника.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Косогорова Алёна Николаевна

    Цель:  Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления.

     

                     Задачи:

                  Образовательные:

    ·        Развитие связной речи.

    ·        Уточнение и обобщение представлений об основных признаках весны.

    ·        Знакомство со стихотворением С. Вышеславцевой «Весна».

    ·        Повторение содержания русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Коррекционные:

    ·        Формирование умения ориентироваться на плоскости листа.

    ·        Развитие мелкой моторики.

    Воспитательные:

    Воспитание умения выслушивать ответ друг друга, не перебивая.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_mnemotehnika.docx72.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ детский сад № 79 компенсирующего вида

    Красносельского района Санкт-Петербурга

    Конспект занятия по развитию речи

    по теме:

    «Время года - весна»

    для детей подготовительной к школе группы

    с ограниченными возможностями здоровья

    с использованием технологии

    эйдо-рацио-мнемотехника.

    Составила и провела:

    учитель-дефектолог Косогорова А. Н.

    Тема: «Время года - весна. Знакомство со стихотворением

                 С. Вышеславцевой "Весна».

    Цель:  Развитие психических функций: памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления.

    Задачи:

    Образовательные:

    • Развитие связной речи.
    • Уточнение и обобщение представлений об основных признаках весны.
    • Знакомство со стихотворением С. Вышеславцевой «Весна».
    • Повторение содержания русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Коррекционные:

    • Формирование умения ориентироваться на плоскости листа.
    • Развитие мелкой моторики.

    Воспитательные:

    • Воспитание умения выслушивать ответ друг друга, не перебивая.

    Материал:

    Открытки, ваза с веточками, коллаж по стихотворению «Весна», таблицы-заготовки для зарисовки, мнемотаблица по теме для составления рассказа.

    Ход деятельности:

    I. Настройка.

    Учитель-дефектолог: Ребята, давайте вспомним, какое время года наступило?

    Дети: Весна.

    Учитель-дефектолог: Давайте посмотрим в окошко: что же интересного мы там увидим?

    Дети: Светит солнышко; тает снег, сосульки; на деревьях появились почки, птички поют.

    Учитель-дефектолог: Посмотрите, что стоит у меня на столе.

    В вазе стоят веточки тополя с распустившимися листочками. 

    А как вы думаете, почему на этих веточках уже появились листочки, а на улице еще нет?

    Дети: На улице ещё холодно, а внутри тепло.

    Учитель-дефектолог: Весна - это прекрасное время года, когда вся природа, как будто просыпается ото сна. И сегодня мы с вами на занятии будем говорить именно о весне.

    II. Основная часть.

    Развитие слуховой памяти с помощью метода сказки.

    Учитель-дефектолог: Сейчас я вам назову слова, а вы должны будете их запомнить (с помощью знакомой вам сказки), а затем повторить их в том же порядке: "Лиса, избушка, лед, заяц, дерево, весна, собака, медведь, бык, петух" (слова взяты из сказки "Заюшкина избушка").

    Дети: Самостоятельно запоминают слова, составляя (вспоминая) сказку.

    Учитель-дефектолог: Спрашивает у детей :

     -Какое было 1-ое слово? 2-ое слово? и т.д.

    Дети: Называют запомнившиеся слова

    Учитель-дефектолог: А как вы запоминали?

    Дети: Представляли себе картинки, вспомнили сказку похожую, в которой были такие животные и рассказывалось про весну.

    Учитель-дефектолог: Что это за сказка?

    Дети: «Заюшкина избушка»

    Развитие зрительной памяти (используется метод ассоциации по открытке).

    Учитель-дефектолог: А сейчас мы с вами поиграем с открытками. Я буду показывать вам поочередно картинки и называть какое-то слово, а вы должны запомнить слова, которые я буду называть. Предъявляются открытки:                                                      

    Слово

    Ассоциация

    Картинка

    весна

    1-ые весенние цветы

    подснежники

    праздник

    в праздник дарят розы

    розы

    подарок

    игрушки дарят в подарок

    игрушки

    ручей

    весной бегут ручьи

    весенний пейзаж

    птицы

    у птиц треугольный клюв

    карточка с  3-мя треуг

    гром

    грохот барабанов напоминает гром

    мишка с барабаном

    песня

    птицы поют песни

    птички

    лужа

    обычна похожа на 0 или О

    голубой овал

    зонт

    можно спрятаться под грибом как под зонтиком

    грибок

    Учитель-дефектолог: А теперь давайте все вместе вспомним слова, которые я вам называла. Показывает детям картинки в той же очередности .

    Дети: Все вместе называют слова и свои ассоциации.

    Работа с коллажем.

    Учитель-дефектолог: О весне написано много прекрасных стихотворений. Сейчас я вам расскажу одно из них. Это стихотворение называется "Весна" Рассказывает стихотворение с одновременной демонстрацией коллажа, отмечая указкой "образы", о которых в данный момент рассказывается в стихотворении. После этого коллаж убирается, детям предъявляется чистый лист бумаги, разделенный на 8 граф. Педагог спрашивает, где что было нарисовано изображено.

    Что было изображено в верхнем правом углу? и т.д.

    Дети: Называют запомнившиеся изображения.

    Учитель-дефектолог: А теперь давайте все вместе повторим текст этого стихотворения. Коллаж предъявляется снова.

    Дети: Совместно с педагогом повторяют стихотворение.

    Физкультурная минутка: Детям предлагается с помощью пантомимы изобразить,  как распускаются листочки, перепрыгнуть через лужу, поймать солнечный зайчик и т. д.C:\Users\DS79\AppData\Local\Temp\2014-10-07\Scan10001.JPG

    Работа с мнемотаблицей.

    Учитель-дефектолог:  А сейчас мы с вами еще раз вспомним и обобщим все основные признаки весны. А сделаем  мы это с помощью мнемотаблицы

    Как вы думаете, что означает буква В в середине мнемотаблицы?

    Дети: Весна.

    Учитель-дефектолог:  Совершенно верно, а все остальные символы - это   признаки весны. Чтобы было легче все их запомнить в правильной последовательности, давайте составим небольшой рассказ по этой мнемотаблице.

    "Пришла весна и наступил первый весенний месяц – март, когда мы отмечаем  праздник - 8 марта, выглянуло солнышко, чтобы поздравить наших мам, от солнышка стало тепло и от этого "заплакали" сосульки, капли упали на землю и из нее выглянула (проснулась) молодая травка, распустился подснежник, а почкам так захотелось на него посмотреть, что они распустились в листья. Стало тепло и птицы вернулись домой. День стал длиннее".

    Сейчас я вам всем дам заготовки, и вы по памяти зарисуете эту мнемотаблицу.

    Дети: Зарисовывают по памяти символы из мнемотаблицы.

    Ш. Заключительная часть.

    Учитель-дефектолог:  И последняя игра, в которую мы сегодня с вами поиграем, называется "Кто лишний?".

    Предъявляются на слух названия птиц: голубь, ворона, скворец, воробей.

    Кто по вашему мнению здесь лишний? Почему?

    Дети: отвечают.

    Учитель-дефектолог:  Молодцы! Все сегодня старались, были внимательными, и наше занятие получилось интересным. К следующему разу я приготовлю вам снова интересные занимательные игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

    Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

    Конспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной к школе группы.

    Коспект занятия по рисованию "Роспись элементов мордовского национального костюма" для детей подготовительной группы...

    Конспект занятия по продуктивной деятельности (рисование) «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ» (подготовительная к школе группа)

    Для развития интереса детей к устному творчеству русского народа и народов, живущих в Нижегородской области (чуваши, татары, мордва) – пословицам и поговоркам....

    Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации «Теремок» в подготовительной к школе группе»

    Конспект занятия по развитию связной речи с элементами театрализации "Теремок" в подготовительной к школе группе...

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»

    Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы.  Так как на сайт не публикуются презентации, тяжелее 3 мб, то здесь представлена презентация в виде pdf файла. Если Вам нуж...

    Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие на страницу Азбуки» для детей подготовительной к школе группы.

    Конспект занятия для автоматизации правильного произношения звука [ж] в речи детей, знакомство с буквой Ж....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) "Скоро в школу мы пойдём"

    Непрерывная образовательная деятельность для детей подготовительной группы "Скоро в школу мы пойдём" с использованием игровых и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область "Ре...