Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Абрамова Наталья Михайловна

Занятие состоит из 8 частей. В каждой части дети выполняют определённые задания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostavlenie_rasskaza_po_kartine_zimnie_zabavy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по развитию речи

«Составление рассказа по картине «Зимние забавы»»

(подготовительная к школе группа)

Программные задачи:

1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по картине.

2. Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.

3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимами и включении данных слов в связное высказывание.

4. Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.

5. Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.).

6. Формировать навыки совместной учебной деятельности.

Материал: картины «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы», магнитная доска, маркер, плоскостные «снежки» на магнитах, саночки плоскостные, картинки для демонстрации значений слова «шапка»

Предварительная работа: знакомство с многозначным словом «шапка», уточнение всех его значений; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

1.  Воспитатель:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках покатила.

Короткая беседа по вопросам:

- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

- Кто из вас любит зиму?

- За что? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков…)

2.

Воспитатель:  Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега.

Воспитатель:  Вы знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов.

Хотите попробовать построить горку из слов?

Воспитатель:  Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится.

Воспитатель: Начинаем:

ЗИМА  какая?

  • Снежная
  • Суровая
  • Морозная
  • Веселая
  • Красивая
  • Нарядная
  • Холодная
  • Вьюжная и т.д.

СНЕГ какой?

  • Пушистый
  • Белый
  • Легкий
  • Мягкий

  • Холодный
  • Колючий
  • Рассыпчатый
  •  Липкий

  • Искристый
  • Хрустящий
  • Серебристый
  • Мокрый

НАСТРОЕНИЕ какое?

  • Веселое
  • Радостное
  • Праздничное
  • Новогоднее
  • Грустное
  • Шаловливое
  • Хорошее
  • Прекрасное
  • Плохое

Снег укрыл землю, как …? (как одеяло)

Снежинки кружатся, словно …? (балерины)

Ребята катаются на санках, точно …? (фигуристы, спортсмены)

Я спустился с горы быстро, как …? (ветер, пуля)

Оценка:

- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

3.

Воспитатель:  А для катания на этой горке у меня есть саночки. Вы даже сможете на них скатиться, но поехать сможет тот, кто скажет, как быстро скатится с горы.

Предполагаемые ответы детей:

  • Я с горы съеду быстро.
  • Я с горы скачусь стремительно.
  • Я с горы спущусь вихрем.
  • Я съеду с горки стрелой.
  • Я с горы скачусь лихо.
  • Я с горы спущусь во весь дух.

Оценка:

- Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.

4.

Воспитатель:  Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:

Мчусь, как ветер, на санях

Вдоль лесной опушки.

Рукавицы на руках,

Шапка на макушке.    (Саша Черный)

Воспитатель: Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое звучит одинаково, а может обозначать разные предметы. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется.

Шапка – головной убор.

- Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем?

Шапка  у горы.

Шапка из снега на деревьях.

- Правильно.

Шапкой снег лежит на крыше,

Шапка теплая у Миши,

И у заснеженной горы

Шапки снежные видны.

(Ермакова Т.В., воспитатель МДОУ №114)

Оценка:

- Молодцы, вы были внимательны и дали разное толкование слов.

5.

Воспитатель:  Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.

 (В-ль обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»)

- Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.

- Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.

Слушайте:

  • Морозный день
  • Радостное настроение
  • Зимние забавы
  • Дети
  • Упали с санок

- Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались. Как называется эта картина? «Зимние забавы»

6.

Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)

- Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:

В начале, рассказать о том, какой был день…

В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило.

В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.

- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, товарищи, они).

7.

Для воспитателя: По ходу детских высказываний следить за употреблением синонимических замен, включением определений, образных выражений, включением многозначных слов. Обращать внимание на связи в тексте (цепную, синонимическую, лексический повтор)

Оценка после рассказывания каждым из детей.

8.

Итог.

-Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.

Приложение 1.

В помощь воспитателю варианты рассказов по картине

Вариант 1.

Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода, ребята пришли на горку.

Хотя горка была  не высокая, здесь всегда собирается много детворы.

Дети оделись тепло: в зимние шапки, шубы, валенки. Морозный воздух и игры разрумянили ребятам щеки. Самый отчаянный лыжник скинул с себя пальто, ему стало жарко от быстрой езды.

На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но на пути произошло веселое происшествие. Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, но на половине пути перевернулись прямо в снег. Им весело, они смеются и машут друзьям. Дети на верху терпеливо ждут своей очереди и хохочут над случившимся.

А вдалеке, на катке, мальчишки, словно настоящие спортсмены стремительно скользят по льду на коньках.

У всех собравшихся ребят веселые лица у них хорошее, радостное настроение. Они любят зиму за чудесные развлечения.

Вариант 2.

Наступил выходной день. На улице стояла морозная зимняя погода, выпало много снега. Снег лежал шапками на крышах домов и ветвях деревьев.

Дети оделись тепло: надели зимние шапки, шубы и валенки, взяли санки и лыжи и отправились на горку.

Хотя горка была  не высокая, здесь всегда собиралось много ребят. Дети затеяли веселую игру: быстро скатывались с горы и взбегали вверх. Но вот на спуске с горы произошло забавное происшествие. Два мальчика перевернулись с санок прямо в сугроб. Им весело, они смеются и кричат своим товарищам, чтобы те подождали, пока ребята поднимутся.

Дети на горе ждут с нетерпением. Всем хочется во весь дух скатиться с горки. От морозного воздуха и игры у ребят разрумянились щеки. Им весело.

Чудесное время года зима.

Вариант 3.

Наступила зима. Она укутала землю белым пушистым снегом. Толстым льдом сковала водоемы… нарядила деревья До самых корней в тяжелые снежные шубы, нахлобучила белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Укутала так, чтобы не было им холодно.

Только ребятишкам Мороз Красный нос ни почем. Посмотрите как им весело. Те, кто поменьше взяли санки и лыжи, и пошли на горку, а кто постарше – коньки, и на каток. Нарушает тишину зимней природы веселый, задорный детский смех. На картине художник изобразил веселые радостные лица детей. Они смеются, хохочут, улыбаются, радуются чудесному зимнему дню. Двое мальчиков упали в сугроб, но им не больно, пушистый снег, как пуховая перина принял их в свои объятия.

Как прекрасна русская зима!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)

Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Продолжать учить составлять рассказы по картине, развивать речевую активность....

Конспект НОД по развитию речи, составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Конспект НОД по развитию речи, составление рассказа по картине "Зимние забавы"...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи:1. Продолжать совершенствовать навык составлять описательный рассказ по картине.2. Закреплять умение подробн...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (подготовительная к школе группа)

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по развитию речиСоставление рассказа по картине «Зимние забавы»(подготовительная к школе группа)Цель: развивать умение сос...