Главные вкладки

    Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".
    методическая разработка на тему

    Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon лексические темы100.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Домашнее задание для родителей  по лексической теме.

    Тема «Транспорт»

    Примерный словарь.

    Существительные: пассажир, автобус, троллейбус, маршрутка, водитель, кондуктор, поручень, салон, рельсы, вагоновожатый, такси, маршрутка, электровоз, машинист, проводник, вагон, купе, тамбур, перрон, вокзал, станция, самолет, аэробус, ракета, корпус, крылья, пропеллер, шасси, парашют, сопло, аэродром, пилот, стюардесса, корабль, катер, яхта, парус, пристань, причал, весла, палуба, каюта, мачта, мель, якорь, метро, эскалатор, касса, туннель.

    Прилагательные: грузовая, легковая, моечная (машины), спасательный (круг), наземный, подземный, воздушный, водный (транспорт), моторная, парусная, вёсельная, подводная (лодки), резиновое, железное (колесо), асфальтированная (дорога).

    Глаголы: отъехать-приехать, улететь-прилететь, взлететь-приземлиться, отчалить-причалить, входить-выходить, садиться-вставать, отдать-поднять (якорь), отдать-убрать (конец), стартовать, грести, пропускать (пассажиров), уступать (место), обходить.

    Наречия: быстро-медленно, высоко-низко, впереди-сзади, тихо-громко, спокойно, вежливо, налево-направо, справа-слева.

    Задание 1. Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта.

            Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.

            Наземный транспорт – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

            Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.

            Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.

            Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице – эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

    Задание 2. Для закрепления у ребенка знаний о транспорте  и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

    Задание 3. Дидактические игры:

    -  Подобрать действия к предметам

    Поезд (что делает?) – едет по рельсам; самолет (что делает?) – …..; пароход (что делает?) - трамвай (что делает?) - …..; троллейбус (что делает?) - …..; вертолет (что делает?) - …..; велосипед (что делает?) - ….

    - «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

    Самолет – самолеты; машина - …..(самокат, трамвай, автобус, троллейбус, ракета, велосипед, вертолет, теплоход, вагон, машинист, каюта, якорь и т.д.).

    - «Кто чем управляет?»

    Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём – капитан… (поездом,  трамваем, вагоном метро).

    - «Четвертый лишний» (развитие логического мышления).

    Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

    - Пароход, лодка, самолет, парусник  (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет,  потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

    1. Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
    2. Пароход, лодка, самолет, парусник.
    3. Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
    4. Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

    - «Что общего?»

    У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель; у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве; у самолета и вертолета - …; у велосипеда и мотоцикла -…

            - Пересчёт различных видов транспорта (согласование числительного с существительным)

    Количественные числительные: один самолёт, два самолёта, три самолёта, четыре самолёта, пять самолётов, шесть самолётов и т.д.; один автобус, два автобуса, три автобуса, четыре автобуса, пять автобусов, шесть автобусов и т.д..

    Задание 4. Отгадать загадки о транспорте.

    1. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)
    2. Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
    3. Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро)

    Задание 5. Пословицы и поговорки.

    - Большому кораблю большое плавание.

    - Телега впереди коня не ходит.

    Домашнее задание для родителей  по лексической теме.

    Тема «Посуда»

     

     Примерный словарь.

    Существительные: поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз, железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь.

    Глаголы: накрывать (на стол), подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, склеить, купить, продать.

    Прилагательные: чайная, столовая (посуда), глубокие, мелкие (тарелки), большие, маленькие (ложки), острый, длинный – короткий (нож), круглый, прямоугольный, квадратный (поднос), гладкий, гранёный (стакан), стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный.

    Наречия: горячо – тепло, холодно – жарко, грязно – чисто, вдребезги.

    Задание 1. Родителям рекомендуется:

    рассмотреть вместе с ребенком посуду, показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте); объяснить ребенку ее назначение, например: «Это глубокая тарелка. В нее наливают суп, борщ».

    рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает кухонная, столовая, чайная; уметь называть части посуды. Например, вот чайник. У него есть ручка, чтобы держать чайник, крышка, чтобы закрывать чайник, носик с отверстием, чтобы удобно было наливать чай, стенки и донышко.

    Задание 2. Дидактические игры:

    - «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)

    Например, взрослый говорит об одном предмете, а ребенок называет этот предмет во множественном числе:  тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли,   ложка – ложки,         вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т.д.

    - «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

    сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.          

    - «Сосчитай посуду» (согласование существительного с числительным)

    Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т.д.

    Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т.д.

    - «Какая бывает посуда?» (образование относительных прилагательных)

    Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.

            - «Как называется?»

    Посуда для сахара – сахарница, для соли - …, хлеба, супа, молока,

            - «Найди общее»

    Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета,; из них можно пить, у них есть ручка.

            - Найди разницу»

    Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нелься, можно обжечься.

            - Отбери правильно»

    Ребёнок отбирает картинки с изображением чайной или столовой посуды; бьющейся и той, которая не бьётся; сделанной из одного материала.

    Задание 3. Отгадать загадки о посуде.

            - Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

            - Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

            - Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

            - Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую

                   Обжигают с древних пор, называюсь я …   (Фарфор)

    Задание 4. Пословицы и поговорки.

            - Посуда бьётся - к счастью.

            - Без труда не отмоешь добела.

            - Не пытайся налить с верхом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационное оснащение уголка логопеда для родителей детей 5- 6 лет по лексическим темам.Тема "Фрукты", "Овощи"

    Информационное оснащение уголка логопеда для родителей  детей  5- 6 лет по лексическим темам     Практика использования информационного блока для родителей по лексическим...

    Домашнее задание по лексической теме "Наземный транспорт"

    Уважаемые родители!На этой неделе наши занятия объединены общей темой «Наземный транспорт». Дети узнают, что существуют различные виды наземного транспорта.Среди наземного транспорта различается город...

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "Транспорт"

    Детям логопедичкской группы очень важны задания учителя - логопеда. Каждую неделю логопед даёт родителям задания по различным лексическим темам. Представляю Вашему вниманию задания по лексической теме...

    Домашнее задание логопеда по лексической теме "Семья"

    Для того, чтобы обогащать пассивный и активный словарь ребёнка, развивать связную речь родителям рекомендуется провести с ним игры и упражнения....

    Домашнее задание логопеда по лексической теме "Мой город"

    В данной методической разработке логопед дает родителям рекомендации по обогащению словаря,  формированию грамматического строя речи и развитию связной монологчисекой речи ребёнка старшего дошкол...

    Домашние задания логопеда по лексическим темам в средней группе

    Домашние задания по лексическим темам в средней группе....

    Домашние задания логопеда по лексическим темам

    Домашние задания для логопеда по лексическим темам для средней группы...