Роль семь в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа) на тему

Именно родители на ярких примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, страна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль семь в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С.Макаренко мы используем в работе с родителями в своём детском саду (МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 38 «Колобок» г. Туапсе).

Именно родители на ярких примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, страна.

В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков, мы устраиваем: фестивали между детскими садами, такие как, например фестиваль «Искорки»,    встречи с пожилыми людьми «День пожилого человека», «Самая любимая бабушка моя», «Посиделки», где рассматриваются семейные альбомы, делимся опытом по воспитанию детей, старшее поколение рассказывает ребятам о своей жизни.

В нашем детском саду создан мини-музей «Казачья хата», материал для которого собирали педагоги и родители. В нашем музее – русская печь, стол, покрытый скатертью, длинные деревянные лавки, сундуки, посуда, старинные казачьи фотографии.

Воспитатели проводят в «Казачьей хате»  игры-занятия, игры-развлечения: «Праздник урожая», «Кубанские посиделки», «Кубанская ярмарка», художественные постановки, беседы на темы «Откуда наши корни?», «Природа родного края», «Промыслы и ремёсла на Кубани». 

В игре-занятии «Бабушкин сундук» у детей формируются представления о судьбах родственников. Воспитатель предлагает рассмотреть сундук, в котором её бабушка хранит памятные для неё вещи: платок, вышитый для дедушки, красивая брошь, которую дедушка подарил бабушке, зеркальце, письмо, кольцо. Воспитатель предлагает детям составить рассказ от имени того или иного предмета.

Родителям предлагаем домашние задания – составить вместе с детьми своё генеалогическое древо: «Продолжи рисунок» «Определи своё место на рисунке», «Придумай новое название схемы». Далее  мы организовываем выставки «Мамина веточка», «Я – бабушкино и дедушкино продолжение», «Веточка от общего дерева».  

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы, как создание роли для родителей. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашался «гость группы» (родители беседовали с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни), для помощи в организации и проведении мероприятий родители выступали в роли «добровольного помощника»  с обязательным  объявлением благодарности.

Мы знакомим детей с достопримечательностями родного города. Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями парков, скверов, учреждений района, рассматривание зданий. Итоги таких экскурсий  выражаем в фотовыставках: «Мой район», «Парк развлечений», «Осень в Туапсе» и т.д. Предлагаем родителям провести мини-исследование, например: «История улицы, на которой живёт ребёнок», «Прошлое дома, в котором мы живём». 

Родители получают от воспитателей групп «домашние задания»: вместе с ребёнком разрисовать глиняную игрушку, сплести корзиночку и т.д. Наши родители помогают в подготовке и проведении «Масленицы», «Русской берёзке», «Пасхи». Всё это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну; родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях  городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Ко Дню Победы в нашем детском саду проводятся различные мероприятия: занятия, игры-развлечения, экскурсии, посещение  музея, музыкально-физкультурные праздники, выставки рисунков «Война глазами детей», выставка фотоальбомов, изготовленных совместно с родителями «Моя семья» (фото военных и послевоенных лет) из семейного архива. Обязательно вместе с детьми старшего возраста идём в Вечному огню, возлагаем цветы у мемориала Неизвестному солдату. Приглашаем в детский сад ветеранов Великой Отечественной войны, слушаем их рассказы о том, как в годы войны они сражались и защищали страну от врагов.

В День защитника Отечества 23 февраля мы отдаём дань благодарности и уважение тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а так же тем, кто в мирное время несёт нелёгкую и ответственную службу.

Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам, тем кому в будущем предстоит встать на защиту Отечества. Сегодня мы отмечаем этот праздник уже не как день рождения Красной Армии, а как День настоящих мужчин. Наших защитников в широком смысле этого слова.

Мы серьёзно готовились к этому празднику вместе с детьми: рассматривали картины, репродукции, иллюстрации, открытки военной тематики. Вместе с детьми составили альбомы на тему: «Наша армия», «Сильные, смелые, ловкие» используя для этого открытки, фотографии, детские рисунки.

При проведении спортивного праздника мы создаём условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания.

В нашем ежегодном музыкально-спортивном празднике, посвящённом Дню защитника Отечества, активное участие принимали папы наших воспитанников: они катали своих детей на спине, перетягивали вместе с детьми канат, приседали с ребёнком на плечах. Родители дружно «болели» за команды детей, подбадривали их в конкурсах, оказывали помощь, давая возможность поверить в свои силы.

Дети вместе с воспитателями своей группы приготовили папам подарки, которые вручили по окончанию соревнований. Праздник прошёл весело, интересно. Родители и дети остались довольны.    

Воспитатель МДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»

г. Туапсе МО Туапсинский район

Врублевкая Елена Валентиновна

Сценарий спортивного праздника посвященный

Дню защитника Отечества с детьми старшего возраста.

Под военный марш дети входят в зал и встают полукругом.

Ребёнок: День рожденья армии сегодня!

Сильней её на свете нет.

Привет защитникам народа!

Российской армии

Все: Привет!!!

Исполняется песня Ю.Чичкова «Будем в армии служить!»

Ведущий: Внимание! Внимание! Начинаем наш спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. В соревнованиях участвуют –

                 Первая команда

Дети: «Богатыри»

Ведущий: Вторая команда

Дети: «Крепыши»

Ведущий: Команды  приветствуют друг друга! Физкульт!

Все: Привет!

Ведущий: От каждой команды в соревнованиях примут участие также папы наших участников, они будут защищать честь наших команд и бороться за звание чемпионов. Команды, прошу занять свои места в зале.

Оценивать конкурсы будет наше уважаемое жюри, в составе которого будут наши папы.

Ребёнок: Почему играет марш, улыбается народ?

Потому что брат мой старший

Нынче в армию идёт!

И хотя останусь дома,

Я братишке помогу.

Все ракеты мне знакомы,

Быть наводчиком смогу.

Ребёнок: Если вдруг братишка мой

Попадёт в десант морской –

У меня бушлат, ремень

И беретка набекрень.

Ведущий: Конкурс     «Перетягивание каната» 

Суть: Две команды крепко берутся за разные концы каната и стараются перетянуть одна другую на свою сторону через линию, отмеченную на полу лентой. В этом конкурсе папы помогают.

Ребёнок: Станет брат кавалеристом –

Я коню помою чисто.

Поскачу я на коне

С острой шашкою в руке.

Ведущий: Конкурс «Кавалеристы»

Суть: Папа с ребёнком на спине на четвереньках идёт до стульчика и обратно (по 2 папы от каждой команды)

Ребёнок: Попадёт в военный флот –

Двину  крейсеры в поход,

А потом подводные

Лодки быстроходные.

Ведущий: Конкурс «Торпеды»

Суть: Прыжки на больших мячах до стульчика и обратно.

Ребёнок: Попадёт в пехоту брат –

У меня есть автомат,

Быстрый бронетранспортёр –

Электрический мотор.

Ведущий: Конкурс «Пехотинцы»

Суть: Папы широко шагают, а ребёнок пролезает у него между ног.

Ребёнок: Чтоб солдатом бравым быть,

Нужно Родину любить,

Приложить старание,

Развивать внимание.

Ведущий: Конкурс «Передай донесение»

Суть: Каждая команда передаёт конверт с «донесением» через голову.

Ребёнок: Станет поваром мой брат –

За меня он будет рад:

Всё, что мне сейчас дают,

Я съедаю в пять минут.

Ведущий: Конкурс «Принеси повару продукты»

Суть: Деревянной ложкой перенести пластмассовые яйца в миски. Руками яйца брать нельзя!

Ребёнок: Я хочу, как брат мой старший

Стать защитником страны,

День и ночь Отчизну нашу

Охраняя от войны!

Ведущий: А сейчас проведём конкурс

среди пап «Самый сильный»

Суть: Каждый папа берёт ребёнка на плечи и приседает как можно дольше под дружный счёт.

Ведущий: Да, в силе наши папы просто класс!

За то, что вы такие,

Ребята приготовили

Подарки для всех вас.

Вручение подарков папам.

Ребёнок: Провели мы состязанье

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Ребёнок: Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть,

На диване не лежать,

На скакалочке скакать.

Ребёнок: Папам всем мы пожелаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.

Ведущий: Ну, ребята, тренировку

Повели вы очень ловко.

Вы, ребята, молодцы!

Поздравляю от души.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ведущий: Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

А сейчас мы вместе с папами и мамами споём песню «Солнечный круг». 

 

Воспитатель МДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»

г. Туапсе МО Туапсинский район

Врублевкая Елена Валентиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоян...

Консультация "Фольклор, его роль в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов по народным праздникам. Содержит примерный план работы с детьми....

Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Буклет для родителей на тему: "Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Доклад по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ...

Статья на тему "Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

Формирование патриотизма и патриотического чувства по приобщению ребёнка к культуре родного города — результат длительного воздействия на человека с раннего возраста. Основным основополагающим ф...