Родительское собрание "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
консультация по теме

Гасанова Эльмира Играмудиновна

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют поло​жительному развитию ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Роль семьи в воспитании

 нравственности у детей дошкольного возраста»

Анкета «О способах воспитания»

 Уважаемые родители!

 Для подготовки и проведения собрания по нравственному вос​питанию дошкольников просим вас искренне ответить на предла​гаемые вопросы для изучения вашего отношения к теме собрания (анкета анонимная).

 1) Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

 A. Да, часто.

 Б. Нет, изредка.

 B. Никогда.

 2) Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

 A. Да, часто.

 Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

 B. Не знаю о таких ситуациях.

 3) Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

 A. Никак не реагирует.

 Б. Старается исправить ситуацию.

 B. Агрессивно.

 4) Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

 A. Да.

 Б. Отчасти.

 B. Нет.

 5) Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

 А. Угрозы физического наказания.

 Б. Беседы о плохом поведении.

 В. Обещание подарков за хорошее поведение.

 6) Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

 A. Физическое наказание.

 Б. Воспитание на положительных примерах.

 B. Лишение развлечений и подарков.

 7) Выберите утверждение, с которым вы согласны:

 А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

 Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство про​теста.

 В. Негативные реакции ребенка надо подавлять для его же пользы.

(Обработка результатов анкетирования)

От 6 до 10 баллов — в семье преобладает авторитарный тип воспи​тания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

 От 11 до 17 баллов — в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно ориентирован​ной модели воспитания.

От 18 до 21 балла — в семье преобладает либерально-попуститель​ский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в дей​ствиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитани​ем от случая к случаю.

 Ход собрания 

 Выступление воспитателя

 Сегодня мы поговорим о главных нравственных качествах, тех, которые делают человека человеком.

 Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

 1) Какие нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)

 2) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?

 3) Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, добро​желательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют поло​жительному  развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостя​ми и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребен​ка к школе.

Нравственные  проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких. Подготовить семейный праздник несложно, нужно только желание и немного фантазии. Традиционно самым любимым праздником у детей явля​ется день рождения! Как его отпраздновать?

При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию вообще и к сопе​реживанию в частности. Речь идет о развитии общей эмоцио​нальности ребенка. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми долж​ны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отноше​нию к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игруш​ку. К сожалению, взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т.д. Дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать, если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать вни​мание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убе​диться в правильности своих действий, вызывает желание повто​рить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребен​ка. Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких — нет? Почему ребенок должен сопереживать тому, кто наказан? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных про​изведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздей​ствия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства пре​восходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинив​шемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонима​ния мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространя​ется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.

Одно из основных нравственных качеств — гуманное отношение к окружающим — воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отноше​ний, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием. Важным моментом в нравственном воспи​тании ребенка является и положительное эмоциональное отношение  к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

 3.«Говорят дети».

 Воспитатель предлагает родителям прослушать размышления детей о наказаниях.

 Детям предлагались следующие вопросы:

 1) Тебя часто наказывают дома?

 2) Как тебя наказывают?

 3) Как ты думаешь, наказания помогают воспитывать детей или вредят?

 4) Когда ты вырастешь, будешь наказывать своих детей?

 4. «Наказывать или прощать?»

 Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое пове​дение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокой​ными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на наше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что «родители обязаны: зани​маться воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физи​ческом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспе​чивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их здоровью и развитию; воспитывать детей, исключая пренебре​жительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

 Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно, эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

 Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем обще​ние с ним. Извинитесь, если не можете сейчас уделить ему время,  и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора пом​ните: важны тон, мимика, жесты — без демонстрации недоволь​ства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие про​странного ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

 Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не огра​ничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

 Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, слу​чайно или из-за ошибки взрослых.

 Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь -  ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

 Обязательно объясняйте, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срыва​ется на крик, более того, готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

 Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, сты​дить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может, не осознавая, ответить тем же. Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормаль​ные дети.

 Что эффективнее — похвала или наказание?

 Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непрос​то. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффек​тивны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситу​ации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх — достаточный мотив для достижения какого-то результата (и действительно, кратковременный эффект может быть), но чувство обиды (особенно осознаваемой как неза​служенная) обычно дает обратный эффект.

Воспитатель предлагает родителям ознакомиться с содержа​нием памятки.

 Памятка

 «Искусство наказывать и прощать»

 1. Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не под​мечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

 2. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.

 3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

 4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

 5. Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

 6. Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

 7. Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

 8. Если есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!

Заповеди для родителей

Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми

  • Семья начинается с мы, решайте вместе любые противоречия и проблемы.
  • Уважайте друг друга, внимательно относитесь к просьбам и желаниям другого.
  • Не упрекайте, не обвиняйте и не унижайте друг друга.
  • Спешите сделать доброе дело и не ждите награды.
  • Будьте терпимы, не спешите излить свой гнев, подумайте сначала.
  • Умейте понять и простить друг друга.
  • Смейтесь вместе, а не над…
  • Ищите друг в друге хорошее, говорите о достоинствах
  • Даже если уверены , что виноват кто-то, ищите причину в себе.
  • Делайте первым шаг навстречу , если возникнет ссора или конфликт.

Что же делать, если проблемы не разрешаются?

  • Настроиться на то, что вам понадобиться терпение и настойчивость.
  • Смириться с мыслью, что каждый имеет право на своё мнение, каждому нужно уметь уважать права других.
  • Использовать стратегию сотрудничества-то есть максимального
  • удовлетворения интересов обеих сторон, это даст возможность конструктивно разрешить конфликт.

Используйте пять основных правил взаимоотношений в семье

1. Ласковые слова

2. Время, которое проводите вместе

3. Помощь друг другу

4. Подарки

5. Прикосновения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании на тему: "Современные подходы к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Цель: Воспитание детей, как ценность общества.Задачи:Формирование нравственного долга детей перед родителями;Развитие положительных эмоций и чувств.Оборудование:Плакаты: «Правила гигиены», «Этик...

Конспект родительского собрания на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать&ra...

Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

Конкурс. Сценарий мероприятия. Родительское собрание в старшей группе «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Многих родителей, как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью...Нравственность подростка зависит от того...

Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Цель:Создать у родителей понимание нравственных ценностей  для ребенкаЗадачи:• раскрыть пе...

«Применение различных форм работы по взаимодействию ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей.В связи с этим, свою работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей мы решили строить в тесном контакте...