Статья "Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
статья

Нравственное воспитание в семье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бойко Наталья Сергеевна

Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

The role of family in moral education of preschool children

Аннотация: нравственное воспитание детей дошкольного возраста в семье

Ключевые слова: нравственное воспитание

Key words: moral education

Семья – уникальный институт взаимодействия людей. Семья является бесспорной общечеловеческой ценностью, транслятором культурного наследия, этических норм и традиций, значение которых в современных условиях возрастает не только для каждой отдельной личности, но и для общества в целом [2, c. 43-48].

Семья является социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки общественного поведения. Семья не только формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, которые в значительной мере сохраняются в течение жизни, и оказывает влияние на поведение в каждый определенный период жизни человека.

Семья, через воспитательные воздействия, регулирует поведение ребенка, формирует его мировоззрение и интерпретирует для личности социальные нормы общества и различных групп. Несмотря на появление позднее других институтов социализации, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Под семейным воспитанием понимают систему воспитания, которая складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Одна из основных задач деятельности любого образовательного учреждения – воспитательная. С самого своего зарождения образовательные учреждения брали на себя обязательства не только давать детям знания в определённой дисциплине, но и воспитывать такого человека, который удовлетворял бы потребностям общества. Очень часто именно они в последнее время выполняет функции, свойственные родителям. Образовательное учреждение должно помогать в формировании личности семье, а не подменять её.

Г.А. Медынский утверждал «Отец и мать, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется та вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и светлое».

И.О. Пастухова отмечает, что семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение:

–        положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

–        сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;

–        разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, профессиональному статусу;

–        постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты супругов, родителей и детей [5, с. 12].

Семья имеет следующие основные функции: репродуктивная; воспитательная (или социализации); экономическая. [3, c. 43-48]

В последнее время в обществе наметился кризис в семейных отношениях. Свободные отношения без каких-либо обязательств, совершение шагов, которые в нравственном плане ещё недавно считались неприемлемыми, а сейчас практикующиеся многими представителями социума, поступки, поражающие цинизмом, - всё это типичные явления современного мира. Становясь свидетелями всего этого, дети не только переживают трагические чувства, но и испытывают безудержное желание самим поступить, как родители.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Н.К. Крупская говорила «Семейное воспитание для родителей есть, прежде всего, самовоспитание».

В настоящее время родителям в воспитании ребенка необходима помощь со стороны, следовательно, актуализируется проблема семейно-ориентированного сопровождения родителей.

Термин «сопровождение» является производным от слова сопровождать и согласно «Словарю русского языка» имеет несколько значений: «следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника»; «служить приложением, дополнением к чему-нибудь» [4. c. 98].

Анализируя вопрос формирования нравственных качеств дошкольников, исследователи О.В. Аверьянова, Р.С. Буре, С.А. Козлова,   Т.А. Куликова и др. отмечают, что данный процесс не способен успешно реализовываться детским дошкольным учреждением на практике без сотрудничества с родителями. Н.М. Карамзин говорил «без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы». Задача родителей и воспитателей дошкольного учреждения – определить чему, когда и как учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно [1, с. 98].

Периодом открытости многообразным нравственным, социальным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принять выступает дошкольное детство, при этом особое место отводится периоду от 5 до 7 лет жизни. Данный этап – самый сензитивный для развития данной готовности, а способность производить нравственный выбор у ребенка в этом возрасте формируется на базе развивающейся у него, нравственно-оценочной деятельности сознания и определяется их потребностью в признании и одобрении.

Для формирования у дошкольников необходимых нравственных качеств дошкольному учреждению необходимо проводить целенаправленную работу с семьей. Родители должны четко представлять механизм и этапы формирования нравственных качеств ребёнка. Так как прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно.

По словам А.В. Запорожца, нравственные чувства, характеризующие развитого взрослого человека, способные вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания взрослыми.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности дошкольника является развитие таких нравственных качеств как вежливость, взаимопомощь, дисциплинированность, доброта, доброжелательность, доверие, достоинство, искренность, коллективизм, любовь, мечтательность, преданность, скромность, смелость, сочувствие, сопереживание, справедливость, товарищество, точность, уважение, чуткость и др. Выступая базой для моральных оценок, нравственные качества являются одним из ведущих регуляторов личностного социального поведения.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая дошкольника обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Поэтому необходимо положительную атмосферу создавать, не только в детских садах, а в семьях. [2, с. 57-67].

Подводя итоги можно утверждать, что нравственное воспитание дошкольников  сложный, целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Закрепление нравственности возможно только в семье, но не без помощи образовательных учреждений.

Библиографический список

  1. Аверьянова, О.В. Детский сад и семья – единое пространство / О.В. Аверьянова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2011. – № 5. – С. 98–101.
  2. Метенова, Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования / Н.М. Метенова // Нач. шк.: плюс – минус. – 2001. – № 8. – 218 с.
  3. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 241 с.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.- 939 с.
  5. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: Сфера, 2007. – 48 с.