Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников»
методическая разработка по теме

Полежаева Юлия Александровна

тема"Нравственное воспитание дошкольников через взаимодействие с семьями воспитаников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_novaya_semya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе

Тема: «Нравственное воспитание  детей дошкольного возраста через взаимодействие с семьями воспитанников»

     Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные, нравственно-патриотические, нравственно-социальные ценности.

      Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Семья основной институт социализации ребенка.  Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы. В процессе нравственного воспитания у  детей развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей. 

Практика  и  проведенные  научные  исследования (В.С.Скобкина и Е.Ю.Морич), показывают,  что   родители  испытывают  трудности  в  воспитании   детей, которые  объясняются  целым  рядом  причин: как личностных, материальных, так и глобальных. Для более эффективной работы по взаимодействию с семьями воспитанников, возникла идея создания проекта детско-родительского клуба «Радуга».

Цель проекта: организация  детско-родительского клуба «Радуга» для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Задачи:

1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями;

2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;

3. Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку;

4. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;

5. Развивать у родителей способности рефлексии собственных возможностей в организации продуктивного воспитательного воздействия на детей;

6. Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни

   В целом, работа клуба является эффективной, интересной, способствующей развитию детско-родительских отношений. Деятельность детско-родительского клуба «Радуга» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба способствует формированию и развитию семьи как основного института социализации и нравственности, способствует адаптации семьи и ребенка в социуме.

   Заседание клуба  носит  форму  нетрадиционного  общения  с  родителями,  например: «Круглый  стол», «Устный  журнал», «Педагогическая  гостиная». Тема  заседаний  ставиться  проблемно,  например:  «Я - это я, и это замечательно», «Опора семьи – здоровые отношения» и т.д.  Родителям  не  навязывается  готовая  точка  зрения, проблемная  постановка  вопроса  вынуждает  их  думать,  искать  собственный  выход  из  сложившейся  ситуации,  опираясь  на  свой  опыт.

Методы

  • Метод проблемной постановки вопроса.
  • Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности,
  • Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки.
  • Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком.
  •  Словесный метод  является одним из основных методов работы клуба «Радуга».  Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игр,  все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, дающему возможность, открыто высказывать собственное мнение делиться  успехами и трудностями семейного воспитания.  

   Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Ценный опыт социально-значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных заседаний клуба направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи.  «У малыша, вырастающего в доброте  и любви, постепенно формируется «образ семьи» и, став взрослым, создаст свою семью, основанную на тех же качествах – на уважении друг к другу и совместных общих делах».                                                                            

  Работа с детьми является неотъемлемой частью деятельности педагога в рамках работы клуба.

ЦЕЛЬ: выявление особенностей детско-родительских отношений, воспитание нравственных ценностей.

ЗАДАЧИ:

  •  формировать понятие «Семья»;
  •  вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.
  •  развивать навыки взаимодействия с членами семьи;
  •  воспитывать уважение, ласковое и чуткое отношение к близким людям;
  • повышать уровень коммуникативности;

 Для  решения  поставленных  задач   и эффективной педагогической деятельности в  группе   создана  предметно–развивающая  среда, которая включает центры детской деятельности и дополнена следующими пособиями и материалами: «Семья – зона  сюжетно – ролевой игры», «Центр           уединения»; дидактическими, творческими играми; цикл картин «Семья»; семейные  альбомы; подборка книг  по  теме «Семья»; свободный  доступ ко всем предметам.

   Каждый  вид  детской  деятельности  в  силу  своей  специфики  создает  наиболее  благоприятные  возможности  для  осуществления  определенных  задач.  Однако  в  процессе  любого  вида  деятельности  можно  осуществлять  широкий  круг  задач.  Все  они  одинаково  важны, тесно  взаимосвязаны и решаются  в единстве. Весь комплекс  задач должен  быть устремлен  на  достижение главной цели - создание  единого  образовательного  пространства  детского  сада  и  семьи. Поставленные задачи реализуются в следующих видах деятельности:

  • Специально организованная деятельность (беседы, продуктивная деятельность,  тренинги)  Цель: обобщение знаний по разделу «Семья»
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми (чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин, проигрывание этюдов, игры дидактические, подвижные, творческие, психогимнастика). Цель: формирование чувства близости между детьми и родителями.
  • Самостоятельная деятельность (игры, рассматривание семейных альбомов, выставки, продуктивная деятельность, рассказы о своих близких)   Цель: вызвать желание подражать в достойном поведении взрослым.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап:

-  проведение анкетирования родителей,

 - выявление особенностей детско–родительских отношений (наблюдение во время сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).

- обобщение результатов и выдвижение задач.

Основной этап:

-составление сценария  заседаний клуба,

-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме в шкатулку вопросов,

- подбор информации для родителей по данной теме,

- изготовление пригласительных листов с указанием темы и хода заседания,

- подбор информационного материала и продуктивного материала для стендов и выставок,

 - подбор материалов для создания  памяток для родителей,

Работа с детьми:

- подбор материала для изготовления подарков, сюрпризов,

- заучивание стихотворений,

- обыгрывание ситуаций для обсуждения родителями,

  - проведение заседаний клуба - проблемная постановка вопроса, обсуждение двух различных точек зрения, просмотр видеороликов, разыгрывание ситуаций, конкурсы, рефлексия, психогимнастика.

Оценочный этап:

  Главным результатом реализации проекта удовлетворение запросов родителей, развитие детско-родительских отношений, общение в триаде «педагог – родитель – ребенок». Об эффективности  данного проекта можно говорить по результатам численности посещения  и активизации родителей на заседании клуба, для этого будет проведено  анкетирование, по разнообразию тематик выставок.

Таким образом, работа детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения в рамках клуба «Радуга», способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своим поведением и своими поступками. Участие родителей в работе клуба вызывает у ребенка положительные эмоции, формирует семейное единство, гордость за свою семью и своих родителей. Благодаря систематической работе клуба и деятельности педагога у детей отмечается высокое развитие психологических, интеллектуальных, эмоциональных и творческих процессов. Это способствует развитию социально-нравственных ценностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

В статье представлен опыт по теме "Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников". Опыт охватывает несколько возрастов от третьего года жизни до старшего дошколь...

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...

"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры"

Цель духовно- нравственного воспитания заключается в формировании нравственных качеств личности ребенка, таких как: срвесть, патриотизм, чувство долга, ответсвенность. Для того . чтобы сформировать у ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Игротренинг как форма активного здоровьесберегающего взаимодействия с семьями воспитанников»

Опыт работы по использованию современных форм взаимодействия с родителями воспитанников в контексте создания единого здоровьесберегающего пространства....

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по взаимодействию с семьями воспитанников «Зарница!»

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по взаимодействию с семьями воспитанников «Зарница!»...