Опыт работы по теме «Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»
статья на тему

Семенова Татьяна Николаевна

  В статье представлен опыт по теме "Реализация принципа социализации через взаимодействие с семьями воспитанников". Опыт охватывает несколько возрастов от третьего года жизни до старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_printsipa_sotsializatsii.docx59.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме «Реализация принципа социализации

через взаимодействие с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО»

Автор: Семёнова Татьяна Николаевна, воспитатель

Организация: МБДОУ «Детский сад №31 «Сказка»,

Населенный пункт: Нижегородская область, город Саров

 Опыт нашей работы охватывает несколько возрастных периодов – третий год жизни детей, младший, средний, начало старшего дошкольного возраста.

СЛАЙД 3

Социализация является одним из основополагающих принципов дошкольного образования.

Знакомство с положениями ФГОС, глубокое изучение литературы, просмотр вебинаров, обсуждение этой проблемы с коллегами, и вообще, размышления по поводу данной проблемы, а главное, наблюдения за детьми, анализ собственной деятельности, дали нам возможность понять, насколько важна проблема социализация в работе с дошкольниками.

 На реализацию принципа социализации нас прямо нацеливает ФГОС дошкольного образования, что вполне понятно. Если ещё 20лет назад социализация носила спонтанный характер, т.к. дети гуляли во дворе, то в наше время всего небольшой процент детей оказывается охваченным детскими дворовыми сообществами. Дети гуляют с родителями, и социализации не происходит, потому что родители постоянно вмешиваются в этот процесс. Огромное число дошкольников пользуются гаджетами. Это отнимает у них время общения со сверстниками и заменяет реальную самостоятельную игру. (К тому же, детей в семьях стало мало, старшее поколение живёт зачастую отдельно, что могло бы частично решить проблему). В детском саду ребёнок постоянно организован какой-то деятельностью, ему некогда свободно поиграть. А социализация проявляется тогда, когда ребёнок проявляет собственную инициативу, любознательность (когда ребёнок посредством игры, принятия на себя социальной роли,  развивает свои личностные качества, в том числе и умение общаться)  У ребёнка формируется  саморегуляция поведения

Условия реализации  принципа социализации мы постарались описать  в Основной Образовательной Программе детского сада- «Позитивная социализация происходит в результате сотрудничества со взрослыми и другими детьми; в рабочей программе группы.

Проблема социализации ребёнка, социального партнёрства с семьёй достаточно широко освещена в литературе. Современные авторы подводят нас к мысли о том, что родитель должен стать проводником, посредником между ребёнком и социокультурным пространством. (Коломейченко Людмила Владимирована)

Много идей мы почерпнули из работ Гришаевой Натальи Петровны.  Она  предлагает 11 технологий эффективной социализации ребенка. В том числе и технологию «к родителям через детей».

Для достижения поставленной нами цели фактически необходимо решение двух групп задач

Во-первых, необходимо решение задач, связанных с изучением особенностей каждого ребенка, каждой семьи, подбора различных форм сотрудничества и совместного творчества с родителями, использования современных технологий, вовлечения родителей в образовательный процесс, в конечном итоге – установления партнерских отношений с семьями воспитанников.

Решение другой группы задач нацелено на формирование у детей представлений о социальных ролях, коммуникативных навыков, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

По нашему мнению, эти две группы задач неразделимы. Семья и детский сад- два самых близких для ребенка – дошкольника  социальных института, и оттого, насколько гармонично, созвучно будет их воздействие на ребенка, зависит дальнейшая социализация ребенка в обществе.

Таким образом, наша основная педагогическая идея заключатся в том, что взаимодействие с семьями воспитанников на основе партнёрских открытых отношений; реальное участие родителей в образовательной деятельности; использование современных технологий - необходимое условие для позитивной социализации ребёнка

Целенаправленная деятельность по социализации воспитанников осуществляется прежде всего на основе сотрудничества детей со всеми взрослыми и другими детьми. Для ее осуществления требуется системное проведение совместных (педагогов и родителей; педагогов, родителей и детей) мероприятий, основанных на принципах сотрудничества, индивидуального подхода к семьям..

        Непременным условием является установление доверительного  открытого взаимодействия  между участниками образовательных отношений. Результативность деятельности напрямую зависит от используемых методов взаимодействия. Мы убедились в том, что наибольший эффект достигается при  использовании  социо-игровых, информационно-коммуникационных, интерактивных технологий,  метода проектов.  Обязательна поддержка родительских инициатив, совместная образовательная деятельность, участие педагогов в деятельности неформальных родительских объединений.

 Работа по социализации воспитанников имеет свои этапы

1 этап.  Информационно – аналитический.

              Мы узнавали как можно больше о ребёнке, семье; посещали семьи воспитанников, проводили беседы с родителями; анкетирование, составляли социальный портрет каждой семьи, предлагали родителям написать сочинение «Наш малыш», выпустить семейную газету, записать краткие видеоролики о любимых занятиях ребёнка, наблюдали за общением родителей с детьми. Выяснилось, что  есть семьи полные и неполные; с активной жизненной позицией, открытые к диалогу и более закрытые, спортивные, творческие, любители путешествий, живущие со старшим поколением и отдельно

2 этап.  Проектировочный.

Задача проектировочного этапа – на основе полученной информации проектирование Программы взаимодействия с семьями воспитанников.

Если раньше мы разрабатывали Программу взаимодействия с семьями самостоятельно, то сейчас совместно с родителями.  Как? – с помощью опросов, анкетирования, рекомендаций, обсуждения составили перечень интересных мероприятий, составили Программу, предусмотрев в ней мероприятия, способствующие социализации детей. Затем вынесли ее на обсуждение на родительском собрании.

В этом учебном году мы познакомили родителей с проектом Программы заранее, через группу вКонтакте.

 3 этап.  Этап практической деятельности.

На этапе практической деятельности перед нами стояла задача разработать и провести мероприятия, способствующие позитивной социализации воспитанников. Для нас было важно, чтоб участие родителей в этих мероприятиях было не формальным, ведь важнейшими признаками социального партнерства являются общие интересы и равенство сторон, в детском саду — равенство родителей с педагогическим коллективом.

 Итак, на начальных моментах нашей практической деятельности главным для нас стало формирование доброжелательных, открытых отношений между нами – педагогами и родителями, между самими родителями. Это довольно сложная задача. В ходе первых встреч  мы старались максимально раскрепостить родителей,  вызвать их на общение, на обратную связь посредством включения во встречи просмотр и обсуждение видео о детях. Что больше всего волнует родителей адаптационной группы? Ну конечно, вопросы, связанные со здоровьем детей, с особенностями привыкания их к детскому саду. Мы предложили наиболее «открытым» родителям поделиться своим мнением по этим проблемам, вызывая тем самым родителей на диалог, способствуя сближению семей по интересам, установлению первых контактов.

Опыт семей по различным вопросам мы стали представлять в родительском уголке, оформив соответствующую рубрику.

Еще одна из проблем, с которой сталкиваются родители трехлетних малышей-  проблема, зачастую осложняющая семейные отношения –кризис трех лет, который переживают дети этого возраста. На встрече «Капризы и упрямство» с помощью разных методов – выполнения заданий по подгруппам, рисования ситуаций, проигрывания сценок- мы рассмотрели психологические и социальные основы кризиса. Результатом весёлого и серьёзного диалога – тренинга стал совместный рисунок «Идеальный мир детей и взрослых»

Ни на одном мероприятии с родителями мы не читали лекций, докладов. Мы строили разговор на равных, с радостью делясь нашими первыми успехами, обсуждая возникающие проблемы. Мы стремились подвести родителей к пониманию того, что мы все- союзники, у нас общие задачи, и мы все вместе непременно с ними справимся. К примеру, общей проблемой стала слабая моторика детей.

В 1мл. группе, не имея возможности провести совместное мероприятие, мы просмотрели видео деятельности с детьми по лепке, и вместе с родителями на практике освоили основные приемы развития моторики детей.

Игра является одним из основных средств социализации дошкольников. Этой теме был посвящен  круглый стол «Игра как  средство социализации ребёнка»  с показом видеофильма о детях «Мы играем!». В ходе круглого стола родители рассказали, как и чем  любят играть их дети дома, в разговоре родилась идея о том, что дети будут чувствовать себя наиболее комфортно  среди пособий, игрушек, созданных мамами и папами,  вместе с ними.  Действительно,  кто лучше родителей может знать, во что любит играть их ребенок?

Инициатива была поддержана и наша группа стала пополняться игрушками, маркерами, сделанными в семьях наших воспитанников.

Мы понимали, что в наибольшей степени задачи, поставленные нами, будут решаться в ходе совместных мероприятий. Нам очень хотелось, чтоб первое совместное мероприятие было веселым, действительно позитивным, чтоб активность свою проявил каждый его участник. Таким и получился совместный досуг «Кошка с котятами»

ФГОС ДО нацеливает нас на решение задач социализации,  личностного развития ребенка  на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Много радости, удовольствия, позитивных моментов содержат в себе мероприятия  «сотворческие». Мы и сами получили огромное удовольствие, изображая  вместе с детьми и родителями яркие краски весны на встрече с соответствующим названием.

    Само по себе понятие «сотрудничество» предполагает совместный труд. Традиционно мы организуем субботники, причем, не только по уборке территории, но и – по созданию условий для организации деятельности детей. Мы встречаемся в выходной и полностью преображаем наш участок. Зимой на нем появляются чудесные постройки – горка, лабиринты, снежные фигуры. В начале лета -  колодец, огород, цветник, фигурки животных, папы приносят в песочницу свежий песок. В  ходе  таких мероприятий  осуществляется  воспитание у детей ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дети видят, какова роль мужчины в физическом труде, что лучше может сделать женщина. Завершаются такие мероприятия тоже традиционно - чаепитием.

    Наши дети стали старше и маркеры игрового пространства мы создаем теперь вместе с родителями в группе. Может быть, поэтому игровая среда нашей группы выглядит оригинально и на конкурсе маркеров игрового пространства мы заняли призовое место.

Социальное развитие предполагает приобщение к традициям семьи, общества, государства. Мы живем на саровской земле, известной православной святыне. Вместе с родителями мы организовали поход на почитаемое всеми горожанами место – Дальнюю Пустынку, где жил и молился за людей святой старец Серафим. На эту встречу пришли не только родители, но и братишки, сестренки, бабушки и дедушки. Представители православного объединения «Мiр» на понятном детям языке рассказали о старце, о его подвигах, угостили всех водой из святого источника. Дети не только узнали много нового,  приобщились к истории, к православной культуре. Они увидели, как ведут себя взрослые, как разговаривают, почувствовали, какое настроение у всех присутствующих.

Ярким событием уже который год в нашем городе становится осенняя сельскохозяйственная ярмарка. Выступают народные коллективы, умельцы продают свои поделки. В нашем детском саду тоже каждый год организуется осенняя ярмарка, которая проходит как большой проект всего детского сада. Побывав на городской ярмарке, дети уже имеют представление об этом событии. Проблемы формулируются одна за другой - как будет оформлен наш стол, что мы будем продавать, какие заклички выучим, какие костюмы подготовим. В ходе проектов  работает технология, названная Гришаевой «К родителям через детей». Всеми своими задумками, идеями дети делятся с родителями, обращаются к ним за помощью.

В результате этого  проекта дети приобщаются к традициям народа, обогащают свой опыт решения проблем, опыт совместной деятельности и публичных выступлений.

Формируя в детях активную социальную позицию, мы стараемся принимать активное участие во многих городских мероприятиях. Одно из самых любимых – городской День бега.

Мы завидуем педагогам больших городов, имеющим возможность водить детей в разные музеи. В малых городах тоже есть музеи. Кто-то гордится музеем самоваров, кто-то музеем замков, мышки. Гордость нашего города – музей ядерного оружия. Конечно, мы пока не водили туда детей. Знакомство с музейной культурой мы начали с оригинального, довольно редкого, с недавних пор действующего в нашем городе музея – музея игрушки. Дети узнали, какими куклами и машинками  играли их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Нам предстоит посещение краеведческого музея и городской художественной галереи. Конечно, с участием родителей.

В нашей группе есть семья, которая очень любит театр. Они всегда в курсе всех новинок, премьер. Постепенно они заразили своей любовью многие другие семьи, и нас, воспитателей. Сформировалось неформальное сообщество любителей-театралов, насчитывающее примерно 8 семей.

Для того, чтоб оповещать нас об очередном театральном событии, эта же семья создала страничку группы в контакте, которой мы активно пользуемся не только для размещения объявлений, но и для обсуждения различных вопросов, мнений, мы даем родителям рекомендации и т.д.

Посещение театра дает прекрасную возможность для усвоения детьми норм и правил поведения в общественных местах. Семья, о которой я говорила, образец для нас. Глядя на них, мы уже научились приходить в театр в красивой одежде, переобуваться, дарить артистам цветы.

Еще одна технология эффективной социализации, предлагаемая Н.П. Гришаевой - социальные акции.

Каждый год мы проводим акцию «Солдатский платок». Через истории, факты из жизни своих предков дети приобщаются к героическому прошлому своего народа

  В этом году мы провели акцию, посвященную Дню Пожилого человека. Бабушки и дедушки сейчас настолько молоды, что мы пригласили прабабушек, бывших сотрудников детского сада. Дети подготовили подарки, мы вместе подобрали песни и стихи. Акция способствовала воспитанию уважения, заботы по отношению к старшему поколению

Не могу не рассказать еще об одной социальной акции, ежегодно проводимой нами - «Мы вам поможем». Она касается проблемы бездомных животных. Доброта, отзывчивость, ответственность за свои поступки  - эти черты социально зрелого человека мы стараемся формировать в своих воспитанниках в ходе акции.

Наши наблюдения за детьми показали, что в совместных мероприятиях некоторые дети общаются только со своими родителями. Важный момент социализации – умение вступать в контакт с разными людьми. Для того, чтоб поставить детей в условия, где необходимо общаться с родителями других детей, мы провели встречу «Поиграй-ка». Мы раздали детям имеющиеся в специальном помещении  Умные Игрушки с заданием – научиться играть в игру и научить других. Это были довольно сложные интеллектуальные игры и дети  были вынуждены обратиться за помощью к своим родителям. В ходе итогового мероприятия  детям настолько хотелось поиграть в новую игру, что они невольно включались в игры с другими родителями, задавали им вопросы.

         Кроме вышеназванных форм работы, эффективно ведение семейных портфолио, организация различных фотовыставок, совместных творческих конкурсов, знакомство с профессиями родителей и близких родственников и т.д. Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по позитивной социализации воспитанников  осуществляется во всех пяти образовательных областях Такой подход  соответствует принципу ФГОС ДО по взаимодополнению образовательных областей и обеспечивает разностороннее развитие детей.

  Аналитико-проектировочный этап включает в себя мониторинг индивидуального развития детей (раздел социально-коммуникативное развитие), обсуждение его результатов, заполнение индивидуальных траекторий. В траекториях мы в словесной форме описываем состояние развития ребенка на текущий момент по всем видам деятельности, отмечаем его ярко выраженные интересы и склонности и способы осуществления углубленной индивидуальной работы. Кроме того, мы анализируем проведенные мероприятия и корректируем имеющиеся Программы взаимодействия с семьями воспитанников

          В ходе углубленной работы по проблеме разработаны  Программы взаимодействия с семьями воспитанников - современные, нестандартные, предусматривающие решение основных педагогических задач по позитивной социализации воспитанников во всех областях образовательной деятельности.

       Разработаны проекты, совместные мероприятия с родителями.         Разработана памятка для воспитателей «Способы социализации воспитанников через взаимодействие с семьями воспитанников». Новизна материалов заключается в том, что взаимодействие с семьями строится с учётом их особенностей, их творческого, интеллектуального потенциала, их интересов и склонностей. Мероприятия программы имеют четкую направленность на решение задач позитивной социализации воспитанников.

      В результате целенаправленной деятельности по созданию условий для позитивной социализации ребёнка, дети:

стали активно участвовать в совместных играх, учитывать интересы других,  договариваться, сочувствовать;

учатся трудиться сообща, получать удовольствие от проделанной работы

стали проявлять инициативу, любознательность, стала формироваться  саморегуляция поведения;

усвоили  на своём уровне социальные роли (член семьи, член коллектива, горожанин,  житель страны)

 усвоили доступные им нормы, правила поведения в обществе – не только на уровне знаний, но и – действий и поступков;

Родители реально участвуют в образовательном процессе, что выражается в участии в проектировании программы взаимодействия с семьями и ее реализации; в большей посещаемости мероприятий, открытых обсуждениях возникающих ситуаций, обращении к опыту других родителей; проведении различных форм работы, связанных с семейным воспитанием по инициативе самих родителей; увеличении количества и качества вопросов к педагогам ДОУ, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, отношения с окружающими; стремлении родителей к сотрудничеству со специалистами ДОУ. Повысилась мотивация родителей на совместную деятельность с детьми

  В работе мы столкнулись с проблемами. К примеру, при знакомстве с профессиями, мы не можем привлечь родителей, поскольку основная часть их работает во ВНИИЭФ. У нас в группе нет неблагополучных семей, однако есть семьи довольно закрытые, плохо идущие на контакт. Нам очень помогает в работе с  этими семьями педагог-психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....

Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...

Обмен опытом по теме: «Способы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в ГБОУ СОШ № 933»

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников: принципы работы, формы взаимодействия, нетрадиционные формы общения. Правила конструктивного взаимодействия....

Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"

Консультация для педагогов на тему: "Пути совершенствования модели взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО"...