«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
материал по теме

Мартынова Вера Леонидовна

В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является  деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами.

В соответствии с Законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Одинаковые формы взаимодействия с родителями не эффективны. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду I  категории  № 25 «Родничок» в работе с родителями поиск новых форм работы остается всегда актуальным. Дошкольное учреждение проводит планомерную  целенаправленную работу с родителями. В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения поставленных задач в учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам МБДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

В начале учебного года в каждой возрастной группе проходят групповые собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год. Проводится общее собрание, ознакомительные экскурсии для родителей вновь прибывших детей.

Пропаганда педагогических знаний ведется чрез систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом ДОУ.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой. Оформлены специальные «Уголки здоровья», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

В течение года заведующим, специалистами, педагогами проводятся индивидуальные консультации с родителями. При составлении календарного планирования воспитатели в начале каждого месяца прописывают работу с родителями, где указывают темы индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, работу с родительским комитетом.

С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как посиделки, совместные досуги. Родители активно посещают данные мероприятия, дают  хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, т.к. позволяют увидеть реальные достижения каждого ребенка.

Организуются выставки совместного творчества  детей и родителей.  Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые стали традиционными и вызывают огромный интерес детей и желание родителей заниматься со своими детьми.

Большую работу с родителями проводит инструктор по физическому воспитанию. Стали традиционными мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья», «Катерина Санница», дружеские встречи между родителями разных групп.

С 2009 года в МБДОУ выходит газета для родителей «Родничок – удивительный мир детства». Издание газеты способствует привлечению родителей к воспитанию и образованию детей, созданию единой среды для развития ребенка. Каждый родитель имеет возможность узнать о проходящих мероприятиях в детском саду, поделиться своим опытом воспитания ребенка. В каждом номере родители могли найти ответы на интересующие их вопросы, увидеть информацию о жизни дошкольного учреждения. Также родители имеют право на публикацию собственного материала. Эта «обратная связь» помогает  педагогическому коллективу оценить свой труд родителями.

С 2005 года на базе  детского сада работает семейный клуб «Школа заботливого родителя», целью которого является удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, побуждение к размышлению и анализу родительского поведения, к обмену опытом друг с другом. В рамках родительского клуба педагоги МБДОУ учатся глубже понимать взаимоотношения родителей и детей, взаимодействовать с другими специалистами. С родителями проводятся практико-ориентированные семинары,  организуются встречи с учителем – логопедом, педагогом  этнографом, психологом, просмотр видеофильмов о жизнедеятельности детей в детском саду. В группах раннего возраста оформляются фотостенды «День за днем», где родители знакомятся с жизнью детей в детском саду.

С целью морального  стимулирования наиболее активные родители отмечены через газету, на общих собраниях вручены благодарственные письма.

В условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с родителями охватывает каждую образовательную область:

«Безопасность» - информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформление стендов ит. д.

«Физическая культура» - знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнований и т. д.  

«Здоровье» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных мероприятий и т. д.

«Социализация» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, оформление портфолио, организацию выставок и т. д.  

«Труд» - совместная деятельность взрослого и ребенка,

«Познание» - интеллектуальное развитие ребенка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные занятия в семье и в детском саду;

«Коммуникация» - индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах и т. д.

«Чтение художественной литературы» - совместное чтение детей и родителей художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, произведений, оформление родителями выставок;

«Музыка» - совместная музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах, занятиях.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

С 2010 года детский сад имеет свой сайт. На  сайте родители узнают  о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп. Родители всегда могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Также родители могут посмотреть фото, видеосюжеты и задать интересующие их вопросы по воспитанию        и        обучению        детей.

Считаем, что созданная система работы дошкольного учреждения позволяет максимально удовлетворять потребности и запросы родителей, о чем свидетельствуют следующие результаты:

  • активное участие родителей в жизни детского сада: осенний кросс, рождественские посиделки, выставки поделок, рисунков, фотовыставки, практикум, спортивные соревнования, экологические акции, благоустройство участков и оформление групп и т.д.;
  • деятельность родителей по пропаганде и рекламе МБДОУ в городе;
  • наличие положительных отзывов в «Книге отзывов родителей»;
  • повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий, участия родителей в трудовой деятельности детского сада;
  • родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.

В конце учебного года среди  родителей проводился опрос на тему «Оценка деятельности ДОУ». 100% родителей довольны тем, что их ребенок посещает данный детский сад, а также дали положительную оценку  качества работы всего коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....

Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учре...

Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования.

В данной статье описаны формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС....

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования...