План-конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет) Тема: «В мире вежливости и доброты»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Гребенникова Елена Раифовна

План-конспект непосредственной образовательной деятельности

с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет)

Тема: «В мире вежливости и доброты»

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие.

●Развивать  общение и взаимодействие  ребёнка со сверстниками и взрослыми.

●Развивать способность к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их.

● Воспитывать умения работать в коллективе, давать критическую самооценку и оценивать деятельность других.

Познавательное развитие.

●Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.

Речевое развитие.

●Развивать диалогическую речь.

●Обогащать  речь (словарь) «вежливыми» словами и выражениями:

 пожалуйста, будь любезен, спасибо, благодарю.

Художественно – эстетическое развитие.

●Развивать творческие способности  детей.

Физическое развитие.

●Развивать тонкую моторику и графические  навыки, общую  координацию движений, проводить профилактику нарушений осанки и зрения.

 

Методы и приемы:                                 

 

   - практические                                                                        

                                         упражнение «Волшебный   клубочек»; игра –                      

                                         драматизация  «Вежливость»;

                                         пальчиковая гимнастика  «Дружные  пальчики»;

                                         физкультминутка «Улыбнись  другу»;

                                         упражнение «Нарисуй настроение»;

                                         игра с мячом «Добрые и  вежливые слова»;

                                         ритуал окончания занятия  «Эстафета дружбы»

         

  - наглядные                   рассматривание схем-изображений                       

          эмоциональных  ситуаций;

          слушание песни   «Если добрый ты»

          

 

 - словесные                     чтение рассказа К. Д. Ушинского  

           «Худо тому, кто добра не делает  никому»     

                                          рассказ детей в игровой форме

 

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности («волшебный клубочек»);

- использование познавательных игр;

-физкультминутка;

-поощрения, похвала

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

- беседа;

- рассказ;

- чтение;

- показ иллюстраций

 

Приёмы  пространственной   организации:  сидя кругом

 

                                        

Материалы и оборудование: игрушки по количеству детей, фишки, схемы

                                                 изображения эмоциональных состояний,  

                                                 цветные карандаши, бумага, музыкальное 

                                                 сопровождение  (музыка Б. Савельева,

                                                 сл.  Пляцковского «Если  добрый ты»

 

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики», физкультминутка «Улыбнись другу», упражнение «Винтик».

 

Игровая

Игра с мячом «Добрые и вежливые слова».

 

Изобразительная

Упражнение «Нарисуй настроение!» (рисование подходящих к ситуации выражений лица).

 

Познавательно-исследовательская

Рассматривание схем-изображений эмоциональных состояний  и выбор подходящих к ситуациям.

Коммуникативная

Упражнение «Волшебный клубочек.  Игра – драматизация «Вежливость».

Музыкальная

Слушание песни «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.

 

Восприятие художественной литературы  и фольклора

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». Обсуждение.

 

 

Логика образовательной деятельности

 

Деятельность

педагога-психолога

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

I

Организационный момент

 

Ритуал начала занятия

Упражнение «Волшебный клубочек»

Педагог-психолог передает клубок ниток ребёнку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребенок наматывает нить на палец и при этом  ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени.

Затем передается клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до психолога

 

 

 

Владеют групповой коммуникацией.

 

Проявляют раскованность,

доверие друг к другу,

взаимодействуют в хорошем состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

1.

 

Основная часть

 

 

Диалог по рассказу

К. Д.Ушинского

«Худо тому, кто добра не делает никому».

 

Читает  рассказ

 К.Д. Ушинского

«Худо тому, кто добра не делает никому»

-Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.

А Гриша в ответ:

-Носи свой, мой мне самому нужен.

-Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку.

А Гриша в ответ:

-Книги твои, сам их и укладывай.

 

 

Задаёт вопросы:

О чем попросил мальчик Гришу?

Как он попросил?

А как можно было бы ещё попросить?

Какие слова уместно употреблять в просьбе?

Выполнил ли Гриша просьбу?

Как Гриша отказал товарищу?

Каким можно назвать ответ Гриши?

Надо ли уметь отказывать?

Каким должен быть отказ, чтобы не обидеть человека?

 

 

 

 

 

 

Слушают рассказ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

Внимательно слушают чтение взрослого, не отвлекаясь на посторонние предметы, эмоционально реагируя.

 

 

 

 

 

Обладают навыками словесно-логического мышления.

 

 

Находят правильный выход из сложившейся критической ситуации.

 

Обладают навыками ведения диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Игра – драматизация «Вежливость»

 (на основе рассказа

 К. Д. Ушинского):

- с изменением действующего лица;

- вместо карандаша используются различные игрушки;

- главное – изменяется тон и характер диалога.

 

Педагог-психолог уточняет перед началом игры:

Как правильно попросить то, что ты хочешь получить?

При правильном использовании форм просьбы и отказа, доброжелательном тоне психолог дает фишку.

По количеству набранных фишек определяет победителя – самого вежливого.

 

 

 

 

Совершают игровые действия

 

 

 

Владеют навыками доброжелательного обращения друг с другом, тоном просьбы, умением

отказывать детям и взрослым.

 

Владеют способами словесно-логического мышления.

 

Имитируют воображаемые события.

 

Регулируют социальные отношения.

 

 

3

Физкультминутка

«Улыбнись другу»

 

Психолог вместе с детьми четко проговаривает слова и выполняет движения.

 

Мы попрыгаем немножко

И  похлопаем в ладоши.

 

А теперь мы покружились

И на землю опустились.

 

 

Потянулись, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

 

 

 

Здесь мы вместе: ты и я

Потому что мы друзья!

 

 

 

Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения.

 

Дети прыгают.

Хлопают в ладоши.

Кружатся,

садятся на пол близко друг к другу.

Потягиваются,

поворачивают голову друг к другу и улыбаются.

Показывают сначала на соседа, потом на себя.

Встают, берутся за руки.

 

 

Координируют движение рук с движением ног,

развивают память

 

Снимают напряжение.

 

 

4

Упражнение «Нарисуй настроение!»

 

 

Рисование подходящих к ситуации выражений лица

«Настроение »

1) Психолог просит рассмотреть схемы - изображения эмоциональных состояний, вспомнить их, выбрать подходящие к ситуациям.

2) Знакомит с предлагаемыми ситуациями:

Человек что-то просит.

Человеку отказали в его просьбе.

Человек все-таки добился своего: его просьбу выполнили.

3) Убирает схемы и просит нарисовать выражение лица к ситуациям.

4) Вместе с детьми рассматривает получившиеся изображения, обсуждает.

 

 

Дети рассматривают схемы –

изображения эмоциональных состояний, вспоминают и перечисляют их, выбирают подходящие к ситуациям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют выражения лица к ситуациям.

 

 

 

 

Показывают свои рисунки.

 

 

 

 

Ориентируются в схемах-изображениях эмоциональных состояний.

 

 

Соотносят виды людей с определёнными эмоциями, развивают творческое воображение.

 

Определяют эмоциональное состояние по описанию, доказывают верность ответа.

 

Развивают мелкую и крупную моторику.

 

Называют правильно нарисованную эмоцию.

 

 

 

 

 

 

5

 

Пальчиковая гимнастика

«Дружные пальчики»

 

Психолог говорит слова и показывает действия.

 

Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный, среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

 

 

Выполняют гимнастику.

(Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному; начиная с мизинца, в конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху).

 

 

 

Координируют

речь с движениями

кистей рук.

 

 

 

6

 

Игра с мячом

 «Добрые и вежливые слова», (проводится  под музыку

Б. Савельева «Если добрый ты»)

 

Психолог берет в руки мяч, называет доброе слово и бросает мяч одному из детей.

 

Поймавший мяч ребёнок придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребёнку.

 

Использует в обращении вежливые слова.

 

Владеют групповой коммуникацией.

 

 

 

 

 

 

 

7

Упражнение «Винтик»

(для профилактики сколиоза, выполняется по образцу или сопряженно)

 

Психолог просит детей поднять руки вверх и говорит слова:  вы -  винтик, ввинчивайтесь в пол, а теперь вывинчивайтесь. Почувствуйте, какой подвижный и гибкий у вас позвоночник. Опустите руки.

(Выполняется 3 -5 раз).

 

 

Дети выполняют упражнение

 

 

Координирует движение рук с движениями ног.

Снимают напряжение.

8

Рефлексия.

 

Психолог спрашивает детей:

О чем говорили?

В какие игры играли?

Что рисовали?

Что понравилось? Почему?

 

Отвечают на вопросы,

самоанализ

Оказывают помощь друг другу.

 

 

 

III

Заключительная часть

 

Ритуал окончания занятия

«Эстафета дружбы»

 

Начинает педагог-психолог:

«Я  передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне.

 Я чувствую, что дружбы стало больше, так  как каждый из вас доставил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

 

 

 

 

Дети берутся за руки и передают,

как эстафету, рукопожатие.

 

 

Приобретают тактильный опыт.

 

Используют в обращении вежливые слова.

 

Итоговое мероприятие: (Совместный праздник с родителями «Я дарю своё тепло»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственной образовательной деятельности

с дошкольниками старшей группы (5 - 6 лет)

Тема: «В мире вежливости и доброты»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие.

●Развивать  общение и взаимодействие  ребёнка со сверстниками и взрослыми.

●Развивать способность к дифференциации эмоциональных состояний, умения соотносить и изображать их.

● Воспитывать умения работать в коллективе, давать критическую самооценку и оценивать деятельность других.

Познавательное развитие.

●Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.

Речевое развитие.

●Развивать диалогическую речь.

●Обогащать  речь (словарь) «вежливыми» словами и выражениями:

 пожалуйста, будь любезен, спасибо, благодарю.

Художественно – эстетическое развитие.

●Развивать творческие способности  детей.

Физическое развитие.

●Развивать тонкую моторику и графические  навыки, общую  координацию движений, проводить профилактику нарушений осанки и зрения.

Методы и приемы:                                      

   - практические                                                                        

                                         упражнение «Волшебный   клубочек»; игра –                      

                                         драматизация  «Вежливость»;

                                         пальчиковая гимнастика  «Дружные  пальчики»;

                                         физкультминутка «Улыбнись  другу»;

                                         упражнение «Нарисуй настроение»;

                                         игра с мячом «Добрые и  вежливые слова»;

                                         ритуал окончания занятия  «Эстафета дружбы»

         

  - наглядные                   рассматривание схем-изображений                      

          эмоциональных  ситуаций;

          слушание песни   «Если добрый ты»

           

 - словесные                     чтение рассказа К. Д. Ушинского  

           «Худо тому, кто добра не делает  никому»      

                                          рассказ детей в игровой форме

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

- создание ситуации занимательности («волшебный клубочек»);

- использование познавательных игр;

-физкультминутка;

-поощрения, похвала

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- объяснение;

- беседа;

- рассказ;

- чтение;

- показ иллюстраций

Приёмы  пространственной   организации:  сидя кругом

                                         

Материалы и оборудование: игрушки по количеству детей, фишки, схемы

                                                 изображения эмоциональных состояний,  

                                                 цветные карандаши, бумага, музыкальное  

                                                 сопровождение  (музыка Б. Савельева,

                                                 сл.  Пляцковского «Если  добрый ты»

Формы организации совместной деятельности

Виды детской деятельности

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики», физкультминутка «Улыбнись другу», упражнение «Винтик».

Игровая

Игра с мячом «Добрые и вежливые слова».

Изобразительная

Упражнение «Нарисуй настроение!» (рисование подходящих к ситуации выражений лица).

Познавательно-исследовательская

Рассматривание схем-изображений эмоциональных состояний  и выбор подходящих к ситуациям.

Коммуникативная

Упражнение «Волшебный клубочек.  Игра – драматизация «Вежливость».

Музыкальная

Слушание песни «Если добрый ты», музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.

Восприятие художественной литературы  и фольклора

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому». Обсуждение.

Логика образовательной деятельности

Деятельность

педагога-психолога

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

I

Организационный момент

Ритуал начала занятия

Упражнение «Волшебный клубочек»

Педагог-психолог передает клубок ниток ребёнку.

Ребенок наматывает нить на палец и при этом  ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени.

Затем передается клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до психолога

Владеют групповой коммуникацией.

Проявляют раскованность,

доверие друг к другу,

взаимодействуют в хорошем состоянии.

II

1.

Основная часть

Диалог по рассказу

К. Д.Ушинского

«Худо тому, кто добра не делает никому».

Читает  рассказ

 К.Д. Ушинского

«Худо тому, кто добра не делает никому»

-Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш.

А Гриша в ответ:

-Носи свой, мой мне самому нужен.

-Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку.

А Гриша в ответ:

-Книги твои, сам их и укладывай.

Задаёт вопросы:

О чем попросил мальчик Гришу?

Как он попросил?

А как можно было бы ещё попросить?

Какие слова уместно употреблять в просьбе?

Выполнил ли Гриша просьбу?

Как Гриша отказал товарищу?

Каким можно назвать ответ Гриши?

Надо ли уметь отказывать?

Каким должен быть отказ, чтобы не обидеть человека?

Слушают рассказ.

Отвечают на поставленные вопросы.

Внимательно слушают чтение взрослого, не отвлекаясь на посторонние предметы, эмоционально реагируя.

Обладают навыками словесно-логического мышления.

Находят правильный выход из сложившейся критической ситуации.

Обладают навыками ведения диалога.

2.

Игра – драматизация «Вежливость»

 (на основе рассказа

 К. Д. Ушинского):

- с изменением действующего лица;

- вместо карандаша используются различные игрушки;

- главное – изменяется тон и характер диалога.

Педагог-психолог уточняет перед началом игры:

Как правильно попросить то, что ты хочешь получить?

При правильном использовании форм просьбы и отказа, доброжелательном тоне психолог дает фишку.

По количеству набранных фишек определяет победителя – самого вежливого.

Совершают игровые действия

Владеют навыками доброжелательного обращения друг с другом, тоном просьбы, умением

отказывать детям и взрослым.

Владеют способами словесно-логического мышления.

Имитируют воображаемые события.

Регулируют социальные отношения.

3

Физкультминутка

«Улыбнись другу»

Психолог вместе с детьми четко проговаривает слова и выполняет движения.

Мы попрыгаем немножко

И  похлопаем в ладоши.

А теперь мы покружились

И на землю опустились.

Потянулись, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Здесь мы вместе: ты и я

Потому что мы друзья!

Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения.

Дети прыгают.

Хлопают в ладоши.

Кружатся,

садятся на пол близко друг к другу.

Потягиваются,

поворачивают голову друг к другу и улыбаются.

Показывают сначала на соседа, потом на себя.

Встают, берутся за руки.

Координируют движение рук с движением ног,

развивают память

Снимают напряжение.

4

Упражнение «Нарисуй настроение!»

Рисование подходящих к ситуации выражений лица

«Настроение »

1) Психолог просит рассмотреть схемы - изображения эмоциональных состояний, вспомнить их, выбрать подходящие к ситуациям.

2) Знакомит с предлагаемыми ситуациями:

Человек что-то просит.

Человеку отказали в его просьбе.

Человек все-таки добился своего: его просьбу выполнили.

3) Убирает схемы и просит нарисовать выражение лица к ситуациям.

4) Вместе с детьми рассматривает получившиеся изображения, обсуждает.

Дети рассматривают схемы –

изображения эмоциональных состояний, вспоминают и перечисляют их, выбирают подходящие к ситуациям.

Рисуют выражения лица к ситуациям.

Показывают свои рисунки.

Ориентируются в схемах-изображениях эмоциональных состояний.

Соотносят виды людей с определёнными эмоциями, развивают творческое воображение.

Определяют эмоциональное состояние по описанию, доказывают верность ответа.

Развивают мелкую и крупную моторику.

Называют правильно нарисованную эмоцию.

5

Пальчиковая гимнастика

«Дружные пальчики»

Психолог говорит слова и показывает действия.

Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький. Безымянный кольцо носит

Никогда его не бросит.

Ну, а этот - средний, длинный, среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

Выполняют гимнастику.

(Пальцы одной руки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному; начиная с мизинца, в конце игры они снова сжимаются в кулак, но большой палец кладётся сверху).

Координируют

речь с движениями

кистей рук.

6

Игра с мячом

 «Добрые и вежливые слова», (проводится  под музыку

Б. Савельева «Если добрый ты»)

Психолог берет в руки мяч, называет доброе слово и бросает мяч одному из детей.

Поймавший мяч ребёнок придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребёнку.

Использует в обращении вежливые слова.

Владеют групповой коммуникацией.

7

Упражнение «Винтик»

(для профилактики сколиоза, выполняется по образцу или сопряженно)

Психолог просит детей поднять руки вверх и говорит слова:  вы -  винтик, ввинчивайтесь в пол, а теперь вывинчивайтесь. Почувствуйте, какой подвижный и гибкий у вас позвоночник. Опустите руки.

(Выполняется 3 -5 раз).

Дети выполняют упражнение

Координирует движение рук с движениями ног.

Снимают напряжение.

8

Рефлексия.

Психолог спрашивает детей:

О чем говорили?

В какие игры играли?

Что рисовали?

Что понравилось? Почему?

Отвечают на вопросы,

самоанализ

Оказывают помощь друг другу.

III

Заключительная часть

Ритуал окончания занятия

«Эстафета дружбы»

Начинает педагог-психолог:

«Я  передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне.

 Я чувствую, что дружбы стало больше, так  как каждый из вас доставил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Дети берутся за руки и передают,

как эстафету, рукопожатие.

Приобретают тактильный опыт.

Используют в обращении вежливые слова.

Итоговое мероприятие: (Совместный праздник с родителями «Я дарю своё тепло»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в рамках тематической недели: «Неделя правил дорожного движения» по теме: «Знай и

Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности  в старшей   группе по образовательной    области «Социально – коммуникативн...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по экологии. Тема "Юные спасатели леса".

Создать условия для расширения представлений детей об охране окружающей среды, об экологах, заботящихся об окружающей среде....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников старшей группы «Моя малая Родина»

Интеграция образовательных направлений: «Социальное развитие»,  «Художественно - эстетическое развитие».Цель: развивать  у детей интерес к знаниям о малой Родине.Зада...