Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Таскаева Вера Петровна

 

Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 193» Ленинского района г. Саратов

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в старшей группе

Познание (формирование целостной картины мира)

на тему: «Город в котором я живу»

Ответственный: воспитатель старшей группы

Таскаева Вера Петровна

Дата проведения 12.03.2013г.

Примерная основная общая образовательная программа: Комплексные занятия по программе от « Рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Н.А. Васильевой.

Возрастная группа: старшая

Тема: Познание ( формирование целостной картины мира)

Тема НОД: « Город в котором я живу»

Цели:  формирование основ патриотического воспитания духовно-нравственной культуры детей, воспитание чувства патриотизма,  любви к Отечеству.

Интеграция образовательных областей: « Познание», « Коммуникация», « Чтение художественной литературы», « Музыка»

Задачи: Расширить знания детей о малой Родине, о государственной символике города Саратова, вызвать интерес к истории родного края. Развивать речь детей, умение отвечать полным ответом. Развивать музыкальные задатки детей, чисто интонировать, петь без напряжения, а также начинать и заканчивать всем вместе, одновременно. Отчетливо произносить слова, исполнять песни эмоционально.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, краю, Родине; ценностное отношение к природе и достопримечательностям родного города, уважение к культурному наследию своего народа. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, через песню воспитывать в детях любовь к родине, к родному краю, знакомить с русским фольклором.

Формы организации детских видов деятельности: беседа.

Предшествующая работа: беседы о родном городе и  родном крае, о достопримечательностях города, занятия по ознакомлению с государственной символикой , рассматривание альбомов и иллюстраций с видами и достопримечательностями, заучивание стихотворений о Родине, пословиц и поговорок, песен; дидактические игры « Назови правильно», « Собери картинку».

Планируемые результаты: дети самостоятельно должны собирать на фланелеграфе и называть символы города Саратов (герб и флаг), уметь рассказать о достопримечательностях города Саратов, о промышленных предприятиях родного города, о талантливых людях, организовывать игровую и музыкальную деятельности.

Материалы и оборудование:  карта России, герб и флаг г.Саратов, иллюстрации  с изображением достопримечательностей  Саратова, папка-передвижка с изображением народов Поволжья,  ширма, фонограммы песен.


Звучит фонограмма песни «Песня о России». Дети входят в зал и становятся полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними!

Дети: (Здравствуйте!!!)

Ребята, мы с вами сегодня поговорим о стране, в которой мы родились и живём.

- Знаете ли вы, как называется наша страна? ( Ответы детей)

- Правильно, у нашей страны удивительно красивое имя – Россия.

Русский писатель К.Д.Ушинский так говорил о России: «Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина». 

- Ребёнок-девочка (стихотворение)

В сердце ты у каждого,

Родина - Россия,

Белые берёзки,

Колос налитой,

Нет тебя привольней,

 Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой.

-Дети исполняют песню «Россия, Россия – ты моя судьба».

Ребята, а давайте пройдём на стульчики и сядем ровно и красиво.

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

- Ребята, а давайте покажем на карте границы нашей России. Как огромна наша страна, как обширны её пределы (показывают по карте, указкой очерчивая границы страны).

- Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Родина – место, где мы родились; это наш родной дом, где живут наши близкие; Родина – это леса, поля, реки, это наша Земля.

Воспитатель: Ребята, много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. А какие пословицы и поговорки мы с вами знаем о Родине? (ответы детей)

-  Нет Земли краше, чем Родина наша!

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- Береги землю любимую, как мать родимую.

- Жить – Родине служить.

- Родина-мать, умей за неё постоять.

- Одна у человека мать - одна и Родина!

Любовь к Родине у нас начинается с любви к родным местам, где ты родился и живёшь, где находится наш родной дом - это наша с вами малая Родина. Для нас с вами Малой Родиной является наш город, в котором все мы живём.

- Как называется город, в котором мы с вами живём? (ответы детей)  

 - Правильно, город, в котором мы с вами живём называется Саратов. Нашему городу 412 лет.

- Давайте найдём его на карте (показывают на карте)

- Каждый город имеет свою символику. У Саратова тоже есть свои символы. Давайте их рассмотрим.

(Вывешивается изображение герба).  

- Что представляет собой герб?

 (Это прямоугольный щит голубого цвета, посередине изображены три  стерляди).

- (Вывешивается иллюстрация флага)

- Что представляет собой флаг?

 (Это прямоугольное полотно, снизу синяя полоса, наверху белая, в цнтре белой полосы изображён герб Саратова).

- Ребята, мне нужно два человека для того, чтобы правильно и быстро собрать картинку на фланелеграфе, игра «Собери правильно» (раздаются картинки).

А мы с вами будем проверять правильно или нет они собирают. Молодцы, справились с заданием.

 - Ребята, давайте погуляем по городу.

Проводится физминутка.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель и дети).

Мы по городу шагаем (шагают на месте)

То, что видим называем (образуют пары)

Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины  (поворачивают голову влево)

Скверы, улицы, мосты (взмах правой рукой)

И деревья,  и кусты (взмах левой рукой).

И высокие заводы (взмах обеими руками)

И на Волге пароходы (изображение волны руками),

Люди шумною толпой (ходьба на месте),

И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны).

Наш город красивый, большой, он стоит на берегу реки Волга,  в нём много достопримечательностей.

-А какие достопримечательности есть в нашем городе?

 Игра « Назови правильно виды Саратова»

(Дети по одному отвечают, что изображено на картинке, какая достопримечательность)

- Это музеи, театры, парки, скверы, консерватория, парк Победы, набережная реки Волга.

 - В нашем городе проживают много разных национальностей. А людей каких национальностей вы знаете? (показ иллюстраций с национальными костюмами: татары, русские, мордва, азербайджанцы, армяне, чуваши и многие другие). У всех народов своя культура, обычаи, традиции.

- Наш Саратов славен не только своими вековыми традициями, но и своими замечательными, талантливыми людьми. Среди которых много знаменитых ученых, актеров, политиков.

Назовите, кого вы знаете из известных людей, родившихся или живших в Саратове?

 (Дети отвечают: Олег Табаков - актёр, Евгений Миронов - актёр, Петр Аркадьевич Столыпин – Губернатор и Премьер-министр начала 20 века, Николай Гаврилович Чернышевский – писатель,  Алёна  Апина – певица).

- А знаете ли вы такую песню «Калинка»?

 Многие считают, что это народная песня. Но у нее есть автор - Иван Петрович Ларионов — русский композитор, литератор, музыковед, хоровой дирижёр, и написал он эту известную на весь мир песню в Саратове в 19 веке. (звучит фрагмент песни « Калинка»).

Ребята, а к нам пришла гостья, в русском национальном костюме - Марья Искусница, давайте поприветствуем её. (Здравствуйте!)

-Марья Искусница обращается к ребятам: ребята, а вы любите играть?

(Ответы детей).

 Давайте с вами поиграем в русскую народную игру « Галя по садочку ходила».

Правила игры: 

     «Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,
Свой платочек там уронила.

     Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,
Ищет голубой свой платочек. 

     Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя, 
Мы платочек твой разыскали
Под малиновым под кусточком,
Под зелененьким под листочком.

     Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Ребенок, поднявший платочек, поднимает его вверх и громко говорит: "Вот он, вот он, твой платочек! Догони меня, дружочек", после чего убегает, а Галя догоняет его. Затем этот ребенок становится Галей, игра повторяется.

- Спасибо, Марья Искусница за игру, нам очень понравилось. А наши ребята, в знак благодарности, хотят исполнить для тебя Саратовские частушки, послушай.

«Саратовские частушки».

- Ой, спасибо вам ребята, но мне пора, до свидания.

Марья Искусница уходит.

Давайте вернемся к  беседе о нашем замечательном городе.

- Наш город разделён на 6 районов. Перечислите их? ( Ответы детей)

- Кто знает, как называется район, в котором мы живём? (Ленинский)

- В этом году нашему району исполнится 68 лет, Ленинский район самый большой район г. Саратов.

- Какие улицы нашего района вы знаете? (Зои Космодемьянской, Панфилова, Международная, Чайковского, Буровая, Чемодурова).

- Кто знает, на какой улице находится наш детский сад? (Гвардейская)

Наш город не только культурный центр, но и промышленный, в нём много заводов, фабрик, промышленных предприятий.

Ребята, а какие предприятия есть в Ленинском районе? ( Ответы детей)

Жиркомбинат, СЭПО, завод « Контакт», завод « Техстекло».

А что производят на этих предприятиях? ( Ответы детей).

На «Саратовском электроагрегатном промышленном Объединении» производят холодильники, морозильникиэ; на предприятии «Жиркомбинат» делают майонез, маргарин. На заводе «Техстекло» делают автомобильные стёкла, изделия из стекла и т.д. Вот сколько всего интересного есть в нашем городе.

- Ребята, а давайте скажем нашему городу приятные слова, какой наш город? (каждый ребёнок говорит, какой Саратов: праздничный, красивый, духовный, спортивный, зимний, ночной, культурный, молодой, любимый, промышленный, студенческий, гостеприимный)

- Давайте для нашего любимого города исполним песню о Саратове.

Звучит «Песня о Саратове».

Ребята, наш город Саратов – это наша малая родина, самое родное место на Земле, мы с вами жители нашего родного города Саратов, от нас с вами зависит, каким он будет в будущем. Чтобы наш город оставался таким же красивым, что мы должны делать? (Ответы детей).

Да, если мы будем любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать, что он самый прекрасный город России.

Ребята, о чем мы беседовали сегодня?

Что вам понравилось?

Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями. (До свидания). Идут под музыку в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредсвенно-образовательной деятельности. Образовательная область "Познание"(формирование целостной картины мира). Тема Дары осени.

конспект Непосредственно-образовательной деятельности О.О.Познание(формирование целостной картины мира) составлен в соответствии с ФГТ.В нем дается  интеграция образовательных областей. В результ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Россия – Родина моя».

Образовательные области: познавательная, речевая, художественно- эстетическая, социально- коммуникативная.Цель. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн, о...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Как хлеб приходит к нам на стол».

Цель: Формирование у обучающихся представления о ценности хлеба, через знакомство с процессом его выращивания и приготовления. Задачи : Образовательные:1. Обогащать представления детей ...

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему «В мире опасных предметов (колющие, режущие предметы)»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах (колющих и режущих), об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.Задачи:Образовательные:- закрепить понятия "к...