Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Россия – Родина моя».
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Брагина Наталья Николаевна

Образовательные области: познавательная, речевая, художественно- эстетическая, социально- коммуникативная.

Цель. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн, о «неофициальных» символах.  Познакомить дошкольников с главными сведениями о нашей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Россия - Родина моя330.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Россия – Родина моя».

Воспитатель: Брагина Н.Н.

Образовательные области: познавательная, речевая, художественно- эстетическая, социально- коммуникативная.

Цель. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России: флаг, герб, гимн, о «неофициальных» символах.  Познакомить дошкольников с главными сведениями о нашей Родине.

Задачи.

1. Воспитание у детей интереса и любви к истокам своей Родины и чувства гордости за русский народ.

2. Формирование нравственно-патриотических качеств.

3. Обогащение словарного запаса детей.

4. Развитие зрительно – двигательной координации.

Предварительная работа: изучение государственных символов России. Беседы о стране. Чтение художественной литературы. Речевое развитие и обогащение словаря: символ, герб, гимн, столица, президент.

Материалы к занятию: презентация «Россия- Родина моя» с символами нашей страны; проектор; магнитные буквы; полоски белого, синего, красного цветов; карточки с изображением гербов разных стран; аудиозапись гимна России; цветы ромашки сделанные руками детей; копия свидетельства о рождении; копия паспорта; деньги.

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня к нам свами пришли гости, давайте их поприветствуем.

Ребенок: Нам здороваться не лень,

               Всем «привет» и «добрый день»,

               Если каждый улыбнется,

               Утро доброе начнется.

               «Доброе утро».

Воспитатель: - Ребята, я рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу и нашим гостям. Улыбнитесь друг другу.

 Мы будем знакомиться с большой и прекрасной страной, которая называется Россия. В этой стране мы живем. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо о ней много знать, любить ее и гордиться ею.

А какая страна самая большая в мире? (Предположения детей.) Самая большая страна в мире- наша родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.

 (Воспитатель демонстрирует слайд «Россия на политической карте мира».) http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/4/7839_60f128195621daa4a1082f8c5ad80d28.jpg

Воспитатель: - Начинаем путешествие по России. Что вы видите на слайде? Дети: - Это карта мира, на ней обозначена наша страна.

Воспитатель:

-На коврик похожа на разноцветный,

Или на фантик пестрый конфетный,

Или, быть может, на покрывало-

Красок на карте мы видим немало.

На ней все на свете сейчас мы найдем:

Вот город любимый, в котором живем.

Вот озеро, речка, а это- гора,

И Северный полюс нашли мы, ура!

Расскажет нам много умная карта-

Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг- зреют там апельсины,

И в море лазурном играют дельфины.

Живем мы в большой и красивой стране,

Но страны другие тебе или мне,

Конечно же, тоже стыдно не знать.

Сумей их на карте скорей отыскать!

Н. Кнушевицкая

Воспитатель: - Да, ребята, мы с вами живём в стране, у которой красивое имя. Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родину не выбирают, она даётся человеку от рождения.

Сей час, я вам прочитаю стихотворение. На первый взгляд оно обычное. Но когда мы произнесем первые звуки каждой строчки, у нас получится слово.

Ручеёк заливисто журчит,

Одуванчик ярко золотится,

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар- птицы.

И на воле весело играя

Я скажу вам: нет прекрасней края!

Давайте произнесём первые звуки каждой строчки: Р- о- с- с-и-я. Слышите? У нас получилось название нашей страны, в которой мы живем – Россия!

(Дети выкладывают из букв слово «Россия», «Родина» - на магнитной доске.)

 В детском саду есть заведующий, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах - это король, в других - королева, а  в третьих - к примеру, султан.

Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой Президент. Как зовут Президента нашей страны?

Дети: Владимир Владимирович Путин.

Воспитатель: Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на портрет нашего Президента В. В. Путина.

(Воспитатель демонстрирует слайд «Путин Владимир Владимирович. Президент Российской Федерации».)

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/4/7839_7d6e98b196da0d215c702cb7a42e649e.jpg

Воспитатель. -В каждой стране есть главный город, который называют столицей. В столице живет Президент. Столица России - город Москва. Главная площадь Москвы - Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. Красная площадь очень древняя и красивая. Почему Красная площадь так называется? (Предположения детей.) «Красная» значит «красивая».

(Воспитатель демонстрирует слайд «Москва- столица нашей родины».)

C:\Users\Елена\Desktop\i.jpg

Здесь твое сердце, Русская земля,

У древних стен великого Кремля.

Всем городам российским ты глава -

Столица наша, славная Москва!

Динамическая пауза «Наша Родина- Россия»

В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы- ребята вот такие! (показываем большой палец)

Воспитатель: - Мы – граждане России, любим и гордимся своей страной. Россия – это государство. И как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие?

Дети: Герб, флаг, гимн.

Воспитатель: - Правильно. Отдавая почести этим символам, мы проявляем любовь и уважение к Родине. Государственный флаг – это знак свободы, независимости, самостоятельности государства.

(Воспитатель демонстрирует слайд «Флаг Российской Федерации»

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/4/7839_e9af045a9268a0c0576bf5eb45373f31.jpg

Флаг России. Он трехцветный,

Гордый, яркий и заметный.

Выше флаг держи, Россия!

Ты должна быть самой сильной!

Н. Нищева

-Кто мне назовет цвета Российского флага?

Дети: - Белый, синий, красный – цвета Российского флага.

Воспитатель: -Совершенно верно. Ребята, белый, синий, красный цвета издревна почитались на Руси. Белый, синий и красный цвета отвечали представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.

Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. "Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет", сказал Снег. И на флаге появилась белоснежная полоска.

В России много морей, озер и рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

По утрам над страной встает солнце. "Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет", сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.

Вот какой он, наш российский флаг: три полосы - белая, синяя и красная.

- Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая?

Дети: полоса белого цвета.

- В середине?

Дети: полоса синего цвета.

- Внизу?

Дети: полоса красного цвета.

- А чтобы лучше закрепить последовательность цветов, я предлагаю сыграть в игру «Собери флаг».

Игра «Собери флаг».

(Дети собирают флаг из трех полосок красного, синего, белого цветов).

Воспитатель: - Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны. Обычно на гербах изображают красивых и гордых зверей и птиц, на пример льва или орла. Иногда это могут быть сказочные животные, на пример дракон или единорог - белый конь с золотым рогом на голове. Однажды (это было давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах, стали думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: "Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе! " Звери и птицы засмеялись: "Да что ты, белочка! Вон ты какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе! "

Тут вперед вышел огромный бурый медведь: "Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе! " Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: "Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе! " Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.

Кроме двуглавого орла, на нем изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец. Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? Потому, что он защищает от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов.

(Воспитатель демонстрирует слайд «Герб Российской Федерации».)

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/4/7839_5135659e8c92fd428dd1d66971734bd3.jpg

Российский герб- орел двуглавый.

Прекрасен гордой птицы вид.

Он бережет России славу,

Её границы сторожит.

Н. Кнушевицкая

- Зачем нужен герб? Герб устанавливают на границе. Герб России видим очень часто на государственных документах, на свидетельстве вашего рождения, на паспорте, на деньгах. Его наличие подтверждает, что человек является гражданином РФ. А сейчас подойдите к доске. Посмотрите на изображение гербов разных стран и найдите среди них герб России.

Игра «Найди герб России».

(Детям предлагаются карточки с изображением гербов разных стран. Они должны выбрать нужное изображение.)

- Почему вы выбрали этот герб?

Дети: -Потому что здесь изображён двуглавый орёл и Святой Георгий Победоносец. Это герб России.

Воспитатель: - Дети, у каждой страны есть самая главная песня. Что это за песня?

Дети: -Гимн.

- Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях, на пример тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна. прочитай гимн России вместе с папой или мамой. И относиться к ней мы должны с трепетом и уважением. Музыку к нашему гимну написал композитор А. В. Александров. Послушайте Гимн России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству к своей Родине.

(Дети слушают Гимн РФ.)

Воспитатель: - Герб, флаг и гимн – это официальные государственные символы России, нашей Родины. А вы знаете неофициальные символы нашей родины России.

Дети: - Матрешка, берёзка, балалайка, медведь и т. д.

Воспитатель: - Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное.

Для многих людей символом России является дерево. Это дерево – берёзка, потому что таких берёз, берёзовых рощ нет больше нигде в мире. На Руси берёзу восхваляли в стихах, песнях, хороводах.

(Слайд с изображением берёзы)

C:\Users\Елена\Desktop\i (1).jpg

Хоровод (координация речи с движением).

Посреди двора берёзка ненаглядная стоит.

И зелёными глазами очень ласково глядит.

Мы вокруг неё гуляем, тихо ветви шелестят,

Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.

Подойдем к берёзке ближе и тихонько отойдём.

Мы прощаемся с берёзкой и поклон ей низкий шлём.

-Есть еще один народный символ нашей Родины, какой, вы угадайте сами.

Послушайте загадку:

В этой молодице прячутся девицы,

Каждая сестрица – для меньшей темница.

Красные щечки, пестрые платочки,

Хлопают в ладошки веселые (матрёшки).

(Слайд с изображением матрешки)

http://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/4/7839_20f319f0cd1a33a88c46793b166314be.jpg

А вот отгадайте следующую загадку:

В Туле или на Урале

Собрались мастера.

В головёнках почесали, засучили рукава.

Над железом почудили – агрегат соорудили,

И на стол поставили, и пыхтеть заставили.

Стал пускать он жаркий пар.

Что за чудо это, дети?

Дети: - Самовар!

(Слайд с изображением самовара)

C:\Users\Елена\Desktop\i (2).jpg

-Что же такое самовар?

Дети: - Это посуда для чая. Это прибор, из которого пьют чай.

Воспитатель: - Самовар – это русское гостеприимство. Ребята, вот и заканчивается наше с вами маленькое путешествие по большой стране. теперь вы знаете, какая Россия огромная, красивая, могучая. В ней живут люди разных профессий. Все вместе трудятся для того, чтобы наша Родина стала еще прекраснее.

-А нашим гостям мы подарим ещё один символ нашей страны – цветок ромашки. (Дети дарят всем ромашки, сделанные своими руками.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему "Моя малая Родина"

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира...

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина»

Конспект НОД в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: «Моя малая Родина»...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Как хлеб приходит к нам на стол».

Цель: Формирование у обучающихся представления о ценности хлеба, через знакомство с процессом его выращивания и приготовления. Задачи : Образовательные:1. Обогащать представления детей ...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: «Волшебный магнит».

Программное содержание: Познакомить детей с магнитом, его свойствами.Учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, выделяя выраженные качества и свойства.Продолжать работу по формир...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему: "Лето"

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира...

Конспект НОД в старшей группе по формированию целостной картины мира на тему «В мире опасных предметов (колющие, режущие предметы)»

Цель: закреплять у детей знания об опасных предметах (колющих и режущих), об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.Задачи:Образовательные:- закрепить понятия "к...