Главные вкладки

    Консультация для родителей: «О пользе семейного чтения»
    консультация (старшая группа) на тему

    Консультация для родителей: «О пользе семейного чтения»

    17 Марта 2016

    Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои. Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное. Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства. 

        1. Виды семейного чтения 
    Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным. Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому: 
    - контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным 
    - ярко и выразительно подавать материал 
    - следить за реакцией ребенка. 

        Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным. 

    Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?  

    - Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше 
    - Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная. 
    - Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память. 
    - Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания. 

        Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением. 
    Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит. 

        Следите, чтобы занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах. 
    Ваш ребенок научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце. 

        Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста. 
    Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим. 
    В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. 
    В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами. 
    Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!». 
    Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам. 
    2. Выбор книг для детского чтения. 
    Какие же книги читать? 
    - Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные. 
    - Истории про сказочных животных, про реальных животных. 
    - Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п. 
    - Про детей, попавших в сказочный мир. 
    - Про детей в реальной жизни. 
    - Книги познавательного характера, обязательно красочные. 
    - Любимые книги вашего детства. 

        Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей. При выборе книги обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом. 
    Рисунки должны быть: 
    - реалистичными 
    - понятными 
    - не слишком мелкими 
    - соответствовать тексту. 

        Очень сложно объяснить ребенку, почему на картинке слон зеленый. А в жизни – серый. Важно и соответствие рисунков тексту, потому что при чтении ребенок потребует именно то развитие событий, которое изобразил художник. 
    Поскольку у дошкольников преобладает опосредованное чтение, то текст должен быть: 
    - понятным по смыслу 
    - легко произносимым 
    - соответствовать возрасту читателя 
    - в книге не должно быть произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста 
    - сленговых выражений. 

        Небольшие стихи, песенки, считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если они рифмованные. 

        В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях. 

        Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных вам с детских лет. 
    Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др. 
    Кроме новых имен, издаются и незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей, например, Л. Чарская. 
    И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения и помогут разобраться во всем многообразии современной детской литературы в детской библиотеке. 
    3. Организация книжного собрания дома. 

        В каждом доме, у читающих семей, есть книжное хозяйство. А удобно ли им пользоваться вашим детям? Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит труда. Но книги имеют удивительную способность «размножаться», и найти нужную книгу становится все труднее. Устройте вместе с ребенком интересную игру «Книжное перенаселение». Все вместе разгребите книжные завалы таким образом: 
    1. Определите сначала, в какой стране, какая книга живет. Папиным книгам свое место, маминым – свое, а Винни-Пуху и Чебурашке свой уголок. 
    2. Расселите книги по «городам», расселите их по «улицам». И названия у улиц тоже есть – Детективная, Детская, Деловая и т. д. 
    3. На улицах есть и домики (книжные шкафы или полки). Пропишите книги по этажам. 
    4. Расставьте книги в алфавитном порядке по авторам или соберите все сборники сказок, стихов, детективов, кулинарии и … что еще у вас есть? 
    5. Заселяйте полки по очереди, расставляя в алфавитном порядке. 
    6. Расселение успешно прошло, но это не конец игры. Надо книги «прописать». Книга, как человек, у нее есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год выпуска), место рождения (издательство). Заведите ей паспорт. На отдельной карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку. 
    Адрес может выглядеть так «Д 2» – детская полка, второй ряд. 
    Это дело не одного дня, но как рад будет ваш ребенок и сколько плюсов в такой игре, вы понимаете сами. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx20.13 КБ

    Предварительный просмотр:

                         

    Консультация для родителей: «О пользе семейного чтения»

    17 Марта 2016

    Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои. Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное. Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно. Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства. 

        1. Виды семейного чтения 
    Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным. Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому: 
    - контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным 
    - ярко и выразительно подавать материал 
    - следить за реакцией ребенка. 

        Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным. 

    Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому. Какие же варианты сотворчества существуют?  

    - Начинаете чтение и через некоторое время предлагаете ребенку придумать, что должно произойти дальше 
    - Можно прочитать стихотворение с разными интонациями: весело, печально и обсудить, какая из них была правильная. 
    - Можно устроить чтение по ролям. Вы говорите за одного героя, ребенок за другого, он начинает следить за смыслом, учится говорить с выражением, тренирует память. 
    - Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст надо закончить словом, подходящим по смыслу. Эта игра увеличивает запас слов ребенка, развивает чувство языка, учит слышать отдельные слова и их сочетания. 

        Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением. 
    Упражнение-загадка поможет понять логику образования слова. Выберите для чтения простые и понятные слова, например: мяу, гав, хрю и т.п. Буквы напишите на отдельных карточках. Прежде, чем показывать буквы, спросите: «Как мяукает кот?» Покажите поочередно буквы, М-Я-У, попросите их назвать, причем именно звуки м, я, у – это облегчит складывание их в слоги. Когда буквы названы, спросите: какое слово получилось, и кто его произносит. 

        Следите, чтобы занятие не утомило ребенка, предложите послушать стихи или сказки о буквах. 
    Ваш ребенок научился читать сам. Вы испытываете гордость и облегчение. Вручаете ему интересную книгу и освобождаете себя от этой повинности. Это самая большая ошибка родителей. Даже научившись читать самостоятельно, ребенок нуждается в вас, как в чтеце. 

        Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию натыкается на его слабую технику чтения, теряется смысл текста. 
    Во-вторых, чтение взрослого выразительное, эмоциональное, что делает содержание более захватывающим. 
    В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. 
    В-четвертых, это возможность пообщаться с ребенком, жить с ним одними интересами. 
    Испытывая негативные эмоции от вашего отказа почитать, он на подсознательном уровне проводит параллель между чтением и вашим нежеланием тратить на него время. И он все меньше стремится к чтению, родители удивляются: «Он так любил читать!». 
    Не торопите события, пусть инициатором самостоятельного чтения станет он сам. 
    2. Выбор книг для детского чтения. 
    Какие же книги читать? 
    - Сказки народные о животных, сказки волшебные, авторские, стихотворные. 
    - Истории про сказочных животных, про реальных животных. 
    - Про маленьких волшебных человечков: Карлсона, Мурзилку, Мумми-тролей и т. п. 
    - Про детей, попавших в сказочный мир. 
    - Про детей в реальной жизни. 
    - Книги познавательного характера, обязательно красочные. 
    - Любимые книги вашего детства. 

        Вы обращали внимание на то, как из большой книги ребенок выбирает то, что хочет услышать от вас в качестве прочитанного? Сначала он рассматривает те картинки, где изображены знакомые ему предметы и явления. Затем, взрослея, те, что кажутся ему загадочными или вызывают эмоции: смех или страх. Значит, определяющим в выборе чтения ребенка остается наглядный образ, а не содержание текста. Сегодня выбор книг огромен. Но не все они годятся для чтения детей. При выборе книги обязательно ознакомьтесь с иллюстрациями и текстом. 
    Рисунки должны быть: 
    - реалистичными 
    - понятными 
    - не слишком мелкими 
    - соответствовать тексту. 

        Очень сложно объяснить ребенку, почему на картинке слон зеленый. А в жизни – серый. Важно и соответствие рисунков тексту, потому что при чтении ребенок потребует именно то развитие событий, которое изобразил художник. 
    Поскольку у дошкольников преобладает опосредованное чтение, то текст должен быть: 
    - понятным по смыслу 
    - легко произносимым 
    - соответствовать возрасту читателя 
    - в книге не должно быть произвольных сокращений, мешающих пониманию смысла текста 
    - сленговых выражений. 

        Небольшие стихи, песенки, считалки предпочтительнее для чтения вслух. Дети любят декламировать, проговаривать услышанные тексты вслух, что сделать легче, если они рифмованные. 

        В круге детского чтения сказки стоит выделить особо. Они – целый мир, своеобразная философия, на понятных образах показывающая разнообразие и эмоциональность окружающего мира. Сказки, легко запоминаясь, осознаются постепенно, их скрытый смысл всплывает в сознании ребенка по мере взросления, давая мудрые советы уже из памяти. Сказки помогают формировать правильное поведение в различных жизненных ситуациях. 

        Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. Дети до сих пор охотно слушают и читают произведения А. Пушкина, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского и других, известных вам с детских лет. 
    Из современных писателей, пишущих для детей, рекомендуем обратить внимание на М. Боровицкую, М. Яснова, А. Усачева, М. Москвину, С. Седова, В. Лунина, О. Кургузлова, И. Пивоварову, Е. Матвееву и др. 
    Кроме новых имен, издаются и незаслуженно забытые авторы, писавшие для детей, например, Л. Чарская. 
    И помните, что вам, обязательно, помогут выбрать качественную книгу для чтения и помогут разобраться во всем многообразии современной детской литературы в детской библиотеке. 
    3. Организация книжного собрания дома. 

        В каждом доме, у читающих семей, есть книжное хозяйство. А удобно ли им пользоваться вашим детям? Если книг немного, найти нужного автора или книгу не составит труда. Но книги имеют удивительную способность «размножаться», и найти нужную книгу становится все труднее. Устройте вместе с ребенком интересную игру «Книжное перенаселение». Все вместе разгребите книжные завалы таким образом: 
    1. Определите сначала, в какой стране, какая книга живет. Папиным книгам свое место, маминым – свое, а Винни-Пуху и Чебурашке свой уголок. 
    2. Расселите книги по «городам», расселите их по «улицам». И названия у улиц тоже есть – Детективная, Детская, Деловая и т. д. 
    3. На улицах есть и домики (книжные шкафы или полки). Пропишите книги по этажам. 
    4. Расставьте книги в алфавитном порядке по авторам или соберите все сборники сказок, стихов, детективов, кулинарии и … что еще у вас есть? 
    5. Заселяйте полки по очереди, расставляя в алфавитном порядке. 
    6. Расселение успешно прошло, но это не конец игры. Надо книги «прописать». Книга, как человек, у нее есть имя (название), фамилия (автор), дата рождения (год выпуска), место рождения (издательство). Заведите ей паспорт. На отдельной карточке запишите данные каждой книги, затем соберите их в картотеку. 
    Адрес может выглядеть так «Д 2» – детская полка, второй ряд. 
    Это дело не одного дня, но как рад будет ваш ребенок и сколько плюсов в такой игре, вы понимаете сами. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Советы для любящих родителей "О пользе семейного чтения"

    Цель: приобщать родителей к совместному чтению с детьми, дать возможность почувствовать ребёнку быть любимым в семье....

    Консультация для родителей: «О пользе семейного чтения»

    Консультация для родителей: «О пользе семейного чтения»...

    Консультация для родителей "О пользе семейного чтения"

    В возрасВ возрасте от 5 до 6 лет дети уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают...

    Консультация для родителей "О пользе семейного чтения"

    Одна из самых важных вещей, которую должны сделать родители  для развития своих детей начать читать и как можно раньше и читать чаще....

    Памятка родителям "О пользе семейного чтения"

    Советы для любящих родителей.Одна из самых важных вещей, которую должны сделать родители для развития своих детей - начать читать и как можно раньше.Совместное чтение - прекрасный способ дать ребенку ...

    Консультация для родителей «О пользе семейного чтения»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского муниципального образования Северский  район...