Рабочая программа кружка "Журавушка"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Хлебникова Ольга Сергеевна
Программа дополнительного образования дошкольного кружка составлена на основании обязательного минимума содержания по развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «Детство» на основании программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Миханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx56.02 КБ

Предварительный просмотр:

Комитете образования администрации  Балаковского

муниципального района Саратовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение –детский сад №11       г.Балаково Саратовской области

Рабочая программа кружка «Журавушка»

в старшей группе

руководитель кружка –

воспитатель: Хлебникова Ольга Сергеевна

Начат: 02.09.2013г.

Окончен : 30.05.2014г.

Пояснительная записка.

С конца 90-х годов 20 века группа педагогов-дошкольников провела исследование у детей дошкольного возраста по знанию русской народной культуры. В результате исследованию было выявлено что,  огромный пласт знаний был потерян. И с этого времени в отечественной педагогике наступает новый виток развития по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Программа дополнительного образования дошкольного кружка составлена  на основании обязательного минимума содержания по развитию детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «Детство» на основании программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Миханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной  Министерством образования Российской Федерации.

В настоящее время  в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской народной культуре, кружковая работа. главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребенку развиваться и проявить свой творческий потенциал.

Особенностью программы кружка является ее интегрирование, позволяющее объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребенка.

Актуальность темы обусловлена тем, что необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Вид проекта:  долгосрочный (с сентября -1 мая), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшей группы, родители детей, воспитатели.

Цель: формировать у детей дошкольного возраста знания культуры страны на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи программы:

Образовательные:

 Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков: жилищем, предметов быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством. 

Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас.

Воспитательные:

  Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Формировать основы национального самосознания и любви к отечеству

Развивающие:

   Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  Развивать интерес к русским традициям.

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;


Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;


Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

беседы с детьми;

наблюдение за природой;

слушание русских народных песен, сказок;

разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

ручной труд;

Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Дидактические игры;

Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Использование народных игр, в том числе хороводов.

Организация работы кружка:  

Программа рассчитана на один год. Проводится 36 занятий, 4 раза в месяц в определенный день недели ( 1 занятие в неделю). Продолжительность занятия -25 минут(старший дошкольный возраст). Количество детей в группе -12 человек.

 Предполагаемый результат:

  •   Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  •  Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Взаимодействие со специалистами и родителями: Работа кружка проходит с участием психолога – прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых результатов.

Необходимые условия реализации программы: русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, атрибутика.

Этапы проекта:

1 этап:

Выявлена проблема

Определена тема и цель проекта

2 этап:

Поставлены определенные задачи

Определены сроки и участники проекта

Составлен план совместной деятельности

Подобраны источники информации

Отобраны приемлемые методы и приемы работы

3 этап Реализация проекта

Создана развивающая среда в группе: создан демонстрационный материал ( библиотечка с русскими народными сказками, костюмы, народные игрушки, узоры для рисования, вышивка, предметы старины).

Сшиты или сделаны головные уборы по мотивам русского народного костюма.

Сшиты или сделаны головные уборы для инсценировки русских народных сказок.

Силами родителей приобретены куклы для кукольного театра.

Подготовлены и проведены совместно с родителями ряд праздников – развлечений «Масленица», «Мамины посиделки».

разучен комплекс русских-народных игр

Оформление папки по темам: «Русский народный костюм», «Русская народная игрушка».

Сделан ряд фоторепортажей по проекту

Родителям были показаны сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», «Морозко».

4 этап

Подготовлена презентация

Выступление для коллег.

График работы кружка «Журавушка»

Кружок  проходит один раз в неделю, четыре раза в месяц.

Вторник – по четным числам с 15-35 до 16-00

Среда – по нечетным числам с 15-35до 16-00

список детей

  1. Алексеева Лиза
  2. Васина Софа
  3. Еремина Дмитрина
  4. Матвеев Андрей
  5. Мирошников Виталя
  6. Минин Данил
  7. Овсянников Арсений
  8. Спичкина  Таня
  9. Спешилова Аня
  10.  Турункин  Женя
  11.  Шестаков Андрей
  12.  Щепеткова Надя

П/№

Тема занятия

 Содержание

1

«Что летом родится, зимой пригодиться»

Беседа о лете. народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. загадывание загадок о летних явлениях природы.

2

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Веснушка-осень».

3

«Вершки да корешки».

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок

4

«Хлеб – всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». знакомство со старинным оружием труда: цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

5

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Веснушка-осень».

6

«Зайчишка – трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

7

«У страха глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

8

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый и масленый». Беседа  взаимовыручке и поддержке.

9

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый и масленый», «У страха глаза велики», «Заяц хваста».

10

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

11

«Дикие животные»

Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

12

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

13

«Здравствуй, зимушка-зима».

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты  Мороз, Мороз».

14

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказа старухи зимы»

15

«Лиса-обманщица»

Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

16

«Пришла коляда –отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

17

«С Новым годом со всем родом!»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

18

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

19

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

20

Городецкая роспись

Продолжение рассказа о городецкой роспси. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

21

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза».

22

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки».

23

Письмо Нафане

Составление детьми письма Нафане – другу домовенка Кузи.

24

«Ой ты, Масленница»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

25

«Нет милее дружка,  чем родимая матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

26

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок

27

«Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

28

«Весна, весна, поди сюда»

Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне».

29

«Шутку шутить – людей смешить»

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

30

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание небыли.

31

Красная горка

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

32

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

33

«Весна красна цветами!»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание Загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

34

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

35

«А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предмете обихода.

36

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Занятие 1.

Тема: «Что летом родится, зимой пригодиться»

Содержание: Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. загадывание загадок о летних явлениях природы.

На первое занятие в «избу» вместе с детьми приходит воспитатель группы. Дети рассказывают Хозяйке о том, как провели летние каникулы. Воспитатель, по возможности, подключается к рассказу ребенка, дополняя его подходящими пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки:

В июне цветы цветут, соловьи поют.                                                                                                               Июль – макушка леса.                                                                                                                                                  В августе до обеда лето, после обеда осень.

Народные приметы:

Сильная роса – к солнечной погоде                                                                                                                      Пушистые облака – к перемене погоды.                                                                                                                        Багровые зори – к ветрам.

Песенка-закличка:

Приходи, летечко,                                                                                                                                                                      Принеси грибы в берестечко,                                                                                                                                    Ягоды в лукошко,                                                                                                                                                         Зеленого горшка,                                                                                                                                                         Солнышко красное,                                                                                                                                                           Погоду ясное.

Затем проводится игра «Волшебный сундучок». За отгадку загадок дети получают находящиеся в нем призы.

Загадки:

Летит огневая стрела.                                                                                                                                                   Никто ее не поймает:                                                                                                                                                   Ни царь, ни царица,                                                                                                                                                         Ни красная девица. (Молния)

Крякнул гусь                                                                                                                                                                                На всю Русь. (Гром)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,                                                                                                                       И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Красное коромысло,                                                                                                                                                                    Через реку повисло. (Радуга)

Занятие 2.

Тема: «Гуляй, да присматривайся»

Содержание: Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Веснушка-осень».

На этом занятии, рассказывая детям о первом месяце осени, Хозяйка сообщает его народное название – сентябрь-листопадник. Затем загадывает загадки:

Пришла без красок                                                                                                                                            И без кисти,                                                                                                                                                    

И перекрасила                                                                                                                                                          Все листья. (Осень)

В ходе занятия Хозяйка использует пословицы и поговорки  о сентябре:

В сентябре и лист на дереве не держится.

Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Сообщат народные приметы:

Если первый день «бабьего лета ясен, то осень будет теплой.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Затем Хозяйка, стремясь расширить знания детей о названиях различных растений, проводит дидактическую игру «С какого дерева детки?»

В заключении разучивается песенка-закличка «Восенушка-осень»

Осень, осень, осень,

Гости недель восемь!

Со громами сильными,

С дождями, ливнями.

Лей-ка, дождик, с неба-

Больше будет хлеба.

Занятие 3.

Тема: «Вершки да корешки»

Содержание: Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок.

Ход занятия.

Хозяйка встречает детей вместе с домовенком Кузей.  Кузя от своего имени рассказывает сказку «Мужик и медведь», а затем играет с детьми в дидактическую игру «Вершки и корешки». После этого ребята загадывают ему загадки о «вершках» и «корешках».

Последнюю загадку загадывает Кузя о картошке:

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали,

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети?

Отгадку Кузя и Хозяйка «находят» в печке. Занятие завершается угощением детей картошкой «в мундире».

Занятие 4.

Тема: «Хлеб – всему голова»

Содержание: Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

При проведении беседы следует использовать как можно больше фольклора, пословиц и поговорок:

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Ржаной  хлебушко – калачам дедушка.

Хлебца ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

Хлеб всему голова.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб да вода – то наша мужицкая еда.

В заключении Хозяйка угощает детей караваем.

Занятие 5.

Тема: «Октябрь пахнет капустой»

Содержание: Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Веснушка-осень».

На занятии  Хозяйка знакомит детей с пословицами и поговорками об октябре:

Быстро тает октябрьский день, не привяжешь за плетень.

Октябрь-грязник – ни колеса, ни полоза не любит.

Плачет октябрь холодными слезами.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь – капустой.

Хозяйка сообщает далее, что 8 октября отмечают Сергиев день. Рассказывая детям о Сергиевом дне, когда было принято на Руси квасить на зиму капусту, Хозяйка показывает, как для этого используются тяпка и корытце. Дети пробуют сами рубить капусту. Затем Хозяйка сообщает, что в октябре, 14 числа, отмечается еще один праздник – Покров. Рассказывая об этом дне, она использует пословицы и поговорки:

К Покрову натопи хату без дров (то есть – утепли дом).

На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

Дети поют закличку «Восенушка-осень».

В заключении Хозяйка угощает детей квашеной капустой.

Занятие 6.

Тема: «Зайчишка – трусишка»

Содержание: Знакомство со сказкой «Заяц хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка».

На занятии Хозяйка читает детям сказку «Заяц-хваста». При этом используются игровые персонажи.

Затем разучивается потешка:

Зайчишка –трусишка

По полю бегал,

В огород забежал,

Морковку нашел.

Морковку жует,

Ой! Кто-то идет.

Занятие 7.

Тема: «У страха глаза велики»

Содержание: Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

Беседу можно проводить как  до, так и после рассказывания сказки «У страха глаза велики». Ее основную идею лучше раскрыть с помощью пословиц и поговорок:

У страха глаза велики.

Страх силу отнимает.

Страх обует – растеряешься.

У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки.

Занятие 8.

Тема: «Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Содержание: Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый и масленый». Беседа  взаимовыручке и поддержке.

Это занятие проводится аналогично предыдущему. Однако в данном случае пословицы и поговорки вводятся с помощью игры-драмматизации. Рассказывается сказка «Крылатый, мохнатый и масленый». Используются следующие пословицы и поговорки.

Друг за дружку держаться – ничего не боятся.

Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех.

Где дружба да совет, там свет.

Друзья – больше чем братья родные.

Нет друга – ищи, нашел – береги.

Занятие 9.

Тема: «Знаешь ли ты сказки?»

Содержание: Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый и масленый», «У страха глаза велики», «Заяц хваста».

Дети отгадывают сказки как по предметам обихода (коромысло, ушат, чугунок), так и по иллюстрациям, диалогам между персонажами, песенкам, пословицам, поговоркам. Как вариант, можно предложить разыграть отдельные театрализованные сценки, используя печку-ширму.

Занятие 10.

Тема: Гончарные мастеровые

Содержание: Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

Для проведения игры Хозяйка использует различную глиняную посуду: кувшин, крынку, плошку, миску. Необходимо, чтобы дети сравнивали эти виды посуды с другими при помощи всех анализаторов (тактильного, зрительного, слухового). По ходу игры Хозяйка сообщает детям об основных особенностях гончарного промысла.

В конце занятия Хозяйка рассказывает сказку «Лиса и кувшин».

Занятие 11

Тема: «Дикие животные»

Содержание: Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки-потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

Для проведения этого занятия используется игровой персонаж – Лиса (кукла на руке). Хозяйка поет о ней песенку-потешку:

Идет лисичка по мосту,

Несет вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

-Печь топить.

Зачем ей печь?

- Обед варить.

Зачем обед?

-Гостей кормить

А гости кто?

- Медведь с женой,

Да еж, да кот, да мы с тобой.

Затем рассказывает сказку «Лиса и рак», из которой дети узнают, что лиса не во всех случаях бывает хитрее других животных.

Далее ребята называют диких животных, которые им известны, рассказывают об их повадках, образе жизни.

На занятии Хозяйка загадывает различные загадки о диких животных:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Колючий недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Используются следующие пословицы и поговорки:

Заяц глупый, а следы петляет.

Не за то волка бьют, что сер, а зато то, что овцу съел.

Занятие 12.

Тема: «Что нам осень принесла?»

Содержание: Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

Занятие проводится с участием домовенка Кузи, который задает детям вопросы о характерных признаках осени, вместе с ребятами поет песенки о ней, загадывает и отгадывает загадки.

Затем дети делают коллективную аппликацию из осенних листьев, собранных на участке.

Занятие 13.

Тема: «Здравствуй, зимушка-зима».

Содержание: Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты  Мороз, Мороз».

Хозяйка на занятии использует пословицы и поговорки:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

Зима – не лето, - в шубу одето.

Зима лодыря морозит.

Зима – хранительница полей.

Как зима не злится, а весне покорится.

Разучивается закличка:

Ты Мороз, Мороз, Мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи-ка ты домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмем

Да на улицу пойдем,

Сядем в саночки-самокаточки!

Занятие 14.

Тема: «Проказы старухи зимы»

Содержание: Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказа старухи зимы».

Хозяйка загадывает детям загадки:

Рыбам зиму жить тепло:                                                                                                                                                                  Крыша толстое стекло. (Лед)

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Затем читает сказку К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы».

Занятие 15.

Тема: «Лиса-обманщица»

Содержание: Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Домовенок Кузя с Хозяйкой встречают гостей. Кузя хвастается своим «Чудесным сундучком» с разными предметами из знакомых сказок о лисе (лапоток, кувшин, скалка, волчий хвост) и предлагает детям узнать, и каких сказок предметы. Последним из сундука он достает волчий хвост.      Дети вместе с Хозяйкой и Кузей пересказывают сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». По ходу рассказа на ширме появляются отдельные игровые персонажи сказки. Хозяйка с Кузей дополняют рассказ необходимыми пословицами и поговорками:  

Лиса семерых волков проведет.                                                                                                                                          Лиса все хвостом прикроет, все хвостом замывает.

Занятие 16.

Тема: «Пришла коляда –отворяй ворота»

Содержание: Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

Хозяйка рассказывает детям о приближающихся рождественских праздниках и предлагает разучить колядку.

Маленький хлопчик                                                                                                                                                Сел на снопчик,                                                                                                                                                       Во дуду играет,                                                                                                                                           Колядку потешает.                                                                                                                                  Пришла коляда –отворяй ворота!                                                                                                                     Дайте коровку, масляну головку.                                                                                                                   Ты мне дай пирожок ради праздничка,                                                                                                     Пышки, лепешки, поросячьи ножки,                                                                                                                В печи сидят, на нас глядят.

Занятие завершается угощением рождественским печеньем- «козульками»

Занятие 17.

Тема: «С Новым годом со всем родом!»

Содержание: Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

Занятие проводится в рождественские праздники (Святки), поэтому дети вместе с воспитателем приходят в избу нарядно одетыми,  все поют колядки, а Хозяйка рассказывает празднике,  гаданиях, показывая одно из них. Например гадание воском:

В миску с водой льют расплавленный  воск (с горящей свечи).  П образовавшимся фигуркам судят о своем будущем.  По том Хозяйка загадывает загадку о тесте:

Я пузырюсь и пыхчу,                                                                                                                                   Жить в квашне я не хочу,                                                                                                                                Надоела мне квашня,                                                                                                                                                        Посадите в печь меня.

Услышав отгадку, она приносит тесто и вместе с детьми делает плюшки. В ходе работы ребята узнают о свойствах теста, повторяют пословицы и поговорки о хлебе.

Занятие 18.

Тема: «Гуляй да присматривайся»

Содержание: Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

Свой рассказ о природных явлениях и погоде в Январе Хозяйка дополняет  пословицами и поговорками:

Январь – году начало, зиме середина.                                                                                                            Январь – перелом зимы.                                                                                                                                     В январе солнце на лето, зима на мороз.                                                                                                         В январе снегу надует – хлебу прибудет.

Затем сообщает приметы января:

Если на Крещении будет ясная и  холодная погода – к засушливому лету, а пасмурная и снежная – к обильному урожаю.                                                                                                                                                      Если на Татьянин день выпадет снег – лето будет дождливое, а проглянет солнышко – к раннему прилету птиц.

В заключении читается сказка «Морозко».

Занятие 19.

Тема: «Хороший город Городец»

Содержание: Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

Кузя с Хозяйкой обращают  внимание детей на некоторые предметы народного искусства, находящиеся в «избе», и рассказывают о том, что их купили на ярмарке в городе Городце. Далее, в диалоге, идет подробный рассказ о разных ремеслах и мастеровых людях. Используются пословицы и поговорки о мастерстве и труде:

Каков строитель, такова и обитель.                                                                                                                   Какова пряха, такова на ней и рубаха.                                                                                                                   Каковы дела,  такова и слава.                                                                                                                                 Каков работник, такова ему и плата.

Затем более подробно останавливаются на городецкой росписи и ее отличительных особенностях. В заключении Хозяйка, Кузя и дети поют ярмарочные частушки:

Эй, девчонки-хохотушки,                                                                                                                          Затевайте-ка частушки,                                                                                                                                       Запевайте побыстрей,                                                                                                                                          Чтобы было веселей.                                                                                                                                          Купил милке перстенек -                                                                                                                                        Милка доброй стала.                                                                                                                                                     Позабыл купить платок –                                                                                                                                         Милка нос задрала.

Занятие 20.

Тема: Городецкая роспись

Содержание: Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

На занятии к  детям приходит Кузя, который более подробно рассказывает им об особенностях городецкой росписи. Затем дети составляют узоры из готовых форм и наклеивают их на бумагу, повторяют пословицы и поговорки о мастерстве.

Занятие 21.

Тема: «Гуляй да присматривайся»

Содержание: Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза».

Рассказывая детям о феврале, Хозяйка использует пословицы и поговорки:

В феврале зима с весной встречаются впервой.                                                                                               Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый?                                                                                           Февраль три часа прибавил.                                                                                                                                           Вьюги да метели на февраль полетели.

Знакомит ребят с приметами этого зимнего месяца:                                                                                               Утром кричит синица – к морозу.                                                                                                                             Снег прилипает к деревьям – к теплу.                                                                                                                          Ночью иней выпадает – днем снега не будет.

Рассказывая сказку, Хозяйка загадывает детям загадки о морозе:

Гость гостил,                                                                                                                                                          Золотой мост мостил –                                                                                                                                                             Без ножа, без топора,                                                                                                                                                                     Без железного долота.                                                                                                                                                            Без рук, без ног,                                                                                                                                                                А рисовать умеет.                                                                                                                                             Невидимый ядрила                                                                                                                                                                       К кому подойдет,                                                                                                                                                               тот плясать начнет.

Занятие 22.

Тема: Сказка для Кузи

Содержание: Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки».

На занятие к детям Кузя приходит грустный. Хозяйка с детьми решают его развеселить. Они рассказывают ему сказки, причем начинает Хозяйка, а дети продолжают. Затем проводится словесная игра «Аюшки».

Занятие 23.

Тема: Письмо Нафане.

Содержание: Составление детьми письма Нафане – другу домовенка Кузи.

Кузя рассказывает о своем друге Нафане, который живет на юге и ни разу не вдел снега. Он предлагает детям написать Нафане письмо и рассказать о зимних развлечениях. Хозяйка под диктовку детей пишет письмо, а им дает задание нарисовать соответствующие картинки. Потом Кузя поет детям обрядовые песни, посвященные предстоящему празднику – Масленице:

Душа ль ты наша Масленица,                                                                                                                                Приезжай к нам в гости.                                                                                                                                                На широкий двор,                                                                                                                                                               На горках покататься.                                                                                                                                                         В блинах поваляться,                                                                                                                                                               Сердцем потешаться.                                                                                                                                                Масленица Прасковея,                                                                                                                                                  Приди к нам поскорее!                                                                                                                                               Встретим мы тебя блинами.                                                                                                                                                      И мягкими пирогами!

Занятие 24.

Тема: «Ой, ты, Масленица»

Содержание: Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

Хозяйка рассказывает детям о русском народном празднике Масленице, подробно останавливаясь на значении каждого дня праздной недели. Затем вместе с Хозяйкой дети повторяют обрядовые  песни, с которыми их познакомил Кузя, угощаются блинами и чаем из самовара.

Занятие 25.

Тема: «Нет милее дружка,  чем родимая матушка»

Содержание: Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

В беседе Хозяйка использует пословицы, поговорки о маме:

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет,  да скоро растает.                                                 Родную мать никем не заменишь.                                                                                                                                Сердце матери лучше солнца греет.                                                                                                                                  Птица рада весне, а младенец  - матери.

Ребята поют песенку о маме. Затем дети изготавливают какую-нибудь поделку (по желанию) в подарок маме.

Занятие 26.

Тема: «Мудреному и счастье к лицу»

Содержание: Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

Хозяйка рассказывает детям сказку  «Семилетка». Потом предлагает им отгадать загадки («испытать себя»):

Спереди – пятачок,                                                                                                                                                                Сзади крючок,                                                                                                                                                       Посредине – спинка,                                                                                                                                                        А на ней – щетинка. (Поросенок)

У двух матерей по пяти сыновей,                                                                                                                                           У всех одно имя. (Руки, пальцы)

Один говорит, двое глядят,                                                                                                                                               Двое слушают. (Язык, глаза, уши)

Полон хлевец белых овец. (Зубы)

Не сеют, не сажают,                                                                                                                                                         А сами вырастают.  (Волосы)

На ночь два оконца                                                                                                                                                          Сами закрываются,                                                                                                                                                                   а с восходом солнца                                                                                                                                                           Сами открываются. (Глаза)

Всю жизнь ходят в обгонку,                                                                                                                                                 А  обогнать друг друга не могут. (Ноги)

За отгаданную загадку ребята получают игрушку – свистульку.

Занятие 27.

Тема: «Гуляй да присматривайся»

Содержание: Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

В беседе Хозяйка использует поговорки, пословицы:

Ранняя весна ничего не стоит.

Осень прикажет, а весна придет – свое скажет.

Затем сообщает народные приметы:

Длинные сосульки – к долгой весне.

Если вокруг дерева края тающего снега крутые – к холодной весне, а если пологие – к долгой весне.

Если скоро тает и вода бежит дружно – дождливому лету.

Хозяйка разучивает с детьми закличку о весне:

Жаворонки прилетите,                                                                                                                                                                      Холодную зиму унесите,                                                                                                                                                            Теплую весну принесите!                                                                                                                                                                      Нам зима-то надоскучила,                                                                                                                                                                           Без хлебушка замучила.

Занятие 28.

Тема: «Весна, весна, поди, сюда»

Содержание: Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне».

Хозяйка встречает детей с испеченным из теста жаворонками в руках и заводит разговор о приходе весны.  Ребята поют весенние заклички.

Затем  Хозяйка проводит словесное упражнение, «Какие краски нужны весне».

- Весна, где была?                                                                                                                                                      - В лесу зимовала.                                                                                                                                                       - В лесу зимовала?                                                                                                                                                  - Город городила!                                                                                                                                                              - Город городила?                                                                                                                                                        - Краски разводила!

В конце занятия Хозяйка предлагает детям научиться печь традиционные для этого праздника булочки – «Жаворонки».

Занятие 29.

Тема: «Шутку шутить – людей смешить»

Содержание: Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

На занятие к детям приходит грустный Кузя. Хозяйка предлагает им рассмешить его скороговорками, небылицами, докучными сказками. Между Кузей и детьми устраивается своеобразное соревнование: кто больше знает скороговорок, небылиц, потешек.

Скороговорки:

Сыворотка из-под простокваши.

на дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Небылицы:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня мимо мужика –

Глядь, из-под собаки лают ворота.

- Тпру-у – сказала лошадь,

А мужик стоял.

Лошадь пошла в хату,

А мужик заржал.

Лошадь ела сало,

А мужик овес.

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

Потешки:

Ай, гу-гу, ай, гу-гу.

Не кружись на лугу.

На лугу-то лужица,

Голова закружиться.

прямо в лужу упадешь,

Мокрый к ужину придешь.

В лесочке, в лесочке,

Избушка на кочке,

Блинами обита,

Оладьями крыта,

Ограда кругом – пироги с творогом.

Затем Кузя сообщает, что хочет подарить ребятам свойсундучок с загадками и отгадками о весенних явлениях.

Девица круглолица

Всему свету светлица. (Солнце)

Стучит в окно

Долгий Ерошка. (Дождь)

Уж не солнце виновато,

Что висит на небе вата. (Облако)

Однако отгадки теряются и дети, чтобы успокоить Кузю, рисуют их для своего друга.

Занятие 30.

Тема: «Небылица в лицах, небывальщина»

Содержание: Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание небыли.

Хозяйка знакомит детей с небылицами:

Катя-Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Затем Хозяйка предлагает детям придумать небылицы самим, используя для этого такое вступление:»Угадайте, где мы были?» (на радуге, на море).

Занятие 31.

Тема: Красная горка

Содержание: Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

Хозяйка вместе с Кузей встречают детей и рассказывают им о народном празднике Красная горка, используя разнообразные словесные игры типа: «Где мы были, не скажем»; «Да и нет не говорите». Вместе с детьми поют частушки. Затем дети угощаются пасхальными яйцами.

Занятие 32.

Тема: «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Содержание: Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

Первую часть занятия можно проводить как в «избе», так и на участке. В своем рассказе о крестьянском труде весной Хозяйка использует пословицы и поговорки:

Труд человека кормит, а лень портит.

Нет плохой земли, есть плохой хозяин.

Весенний день – год кормит.

Пришла весна, тут уж не до сна.

Сообщает народные приметы:

Апрель с водой – май с травой.

Затем дети сажают семена редиса.

Занятие 33.

Тема: «Весна красна цветами!»

Содержание: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание Загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

Кроме уже известных пословиц и поговорок, можно предложить следующие:

Весна и осень – на дню погод восемь.

Весной ведро воды – ложка травы, а осенью ложка воды – ведро грязи.                                                           Весна красна цветами, а осень – снопами.

Загадки:

Была белая да седая,                                                                                                  пришла зеленая молодая. (Зима и весна)

В заключении Хозяйка читает детям сказку Н.Павловой «Под кустом».

Занятие 34.

Тема: «Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Содержание: Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

Свой рассказ Хозяйка дополняет поговорками о храбрости, смелости.

Храбрый побеждает, трус погибает.

Успех неразлучен с храбрым.

Смелость города берет.

Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел.

После рассказывания сказки «Каша из топора»,дети слушают старинные солдатские песни. или, например, эту песню может прочитать Хозяйка:

«Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?»
«Наши деды — славные победы,
Вот где наши деды!»
«Наши деды — славные победы,
Вот где наши деды!»

«Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши матки?»
«Наши матки — белые палатки,
Вот где наши матки!»
«Наши матки — белые палатки,
Вот где наши матки!»

«Солдатушки, бравы ребятушки,
А где же ваши жёны?»
«Наши жёны — ружья заряжены,
Вот где наши жёны!»
«Наши жёны — ружья заряжены,
Вот где наши жёны!»

«Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?»
«Наши сестры — штыки, сабли остры,
Вот где наши сестры!»
«Наши сестры — штыки, сабли остры,
Вот где наши сестры!»

«Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?»
«Наши детки — пули наши метки,
Вот где наши детки!»
«Наши детки — пули наши метки,
Вот где наши детки!»

«Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши отцы?»
«Наши — отцы русские полководцы,
Вот где наши отцы!»
«Наши отцы — русские полководцы,
Вот где наши отцы!»

Занятие 35.

Тема: «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»

Содержание: Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предмете обихода.

Занятие начинает с загадки об утюге:

В полотняной стране

По реке простыне
Плывёт пароход,
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Ответ:
Утюг)

 Затем Хозйка знакомит детей с утюгом на углях, вальком. Загадывает  загадки и просит нарисовать отгадки:

 Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Ответ:
Самовар)

Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок-скок,
По лавкам скок-скок
И сел в уголок. (веник)

На веревке пальцы
Держат одеяльце. Ответ: Прищепки

Поле хрустальное,
Межи деревянные. Ответ: Окна

Два конца,
Два кольца.
Посредине — гвоздик.Ответ: Ножницы

Висит, болтается,
Всяк за него хватается. Ответ: Полотенце

Новая посудина,
А вся в дырах. Ответ: Решето

Черный конь скачет в огонь. Кочерга

Занятие 36.

Тема: Прощание с «избой»

Содержание: Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

Хозяйка с Кузей проводят прощальные посиделки с угощением (чай из самовара с баранками, бубликами).

Посещаемость кружка.

Числа

1.Алексеева Лиза

2.Васина Софа

3.Еремина Дмитрина

4.Матвеев Андрей

5.Мирошников Виталя

6.Минин Данил

7.Овсянников Арсений

8.Спичкина  Таня

9.Спешилова Аня

10.Турункин  Женя

11.Шестаков Андрей

12.Щепеткова Надя

Анкета для родителей

Приобщение детей к истокам русской культуры

  1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

а)как жили наши предки?

     б) какими занимались ремёслами?

      в) как сеяли хлеб?

    г) какую на Руси носили одежду?

2.Знаете ли Вы русские праздники?

3.Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?

4.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

6. Надо ли знать народные сказки и былины?

7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?

9. Какие народные игры Вам известны?

10. Играете ли Вы в них с ребёнком?

11.Ходите ли Вы в музеи ( исторический, краеведческий)?

Фамилия, имя ребенка

Умеет разыгры-

вать простейшие русские народные сказки и инсценировать русские народные песни

Умеет переходить от разговорной к певческой интонации

Слышит и правильно интонирует в пределах кварты и квинты

Имеет элементарные представления о народных праздниках

Использует в повседневной жизни произведения

малых форм фольклора

Проявляет самостоятельность и доброжелательность

в играх со сверстниками

Алексеева Лиза

Васина Софья

Еремина Дмитрина

Матвеев Андрей

Мирошников Виталя

Минин Данил

Овсянников Арсений

Спичкина Таня

Спешилова Аня

Турункин Женя

Шестаков андрей

Щепеткова Надя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...