Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    учебно-методический материал ( группа) на тему

    Харланчук Ольга Валентиновна

    Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способностей с развитием познавательных процессов детей и их возрастными возможностями в игре. Также даны несколько рекомендаций по развитию творческого воображения у дошкольников. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx22.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способностей с развитием познавательных процессов детей и их возрастными возможностями в игре. Также даны несколько рекомендаций по развитию творческого воображения у дошкольников. Ключевые слова: творческие способности, игровая деятельность, дети дошкольного возраста, воображение. В настоящее время способности и их развитие у индивида вызывает огромный интерес как в педагогических науках, так и в психофизиологических. Из- за стремительного развития научно-технической сферы к обществу предъявляются новые требования, позволяющие жить и развиваться в общей колее событий. Это такие требования, как подвижность и гибкость мышления, быстрая и легкая ориентация и адаптация в новых условиях, а также творческий подход к решению различных проблем. Поэтому тогда как доля умственного труда растет, а большая часть исполнительского отдана технике, то очевидно, что способности человека выходят на первый план, а особенно творческие способности, так как развивают духовное и умственное начало. Жизнь становится все разнообразнее и сложнее, и то, как будет развиваться мир в будущем, зависит от творческого потенциала подрастающих поколений. Перед тем, как перейти к проблеме развития творческих способностей, необходимо разобраться, что же понимают под способностями научный мир. Существуют два подхода в вопросе понимания способностей: это общепсихологический и дифференциально-психологический. Общепсихологический подход утверждает, что способности – это любые проявления возможностей человека, В центре такого подхода находятся знания, умения и навыки человека, которые необходимо развивать. К таким вот общим способностям автор книги «Психология общих способностей» В.Н. Дружинин [1] относит интеллект, обучаемость и креативность. При это предлагается следующая формула способностей: Способность = успешность трудность или продуктивность цена . Второй подход – дифференциально-психологический, или индивидуальный – подчеркивает различность между способностями людей и не включает знания и умения в способности. Этот подход делится еще на два направления: 1) Личностно-деятельностное, приверженцем которого был Б.М, Теплов. Психолог считал, что способность – это такое личностное свойство, которое влияет на эффективность деятельности [2]. Но данное направление вызвало множество возражений, так как при более глубоком рассмотрении данного понятия любое изменение эффективности деятельности принимается за развитие способностей, а приобретение знаний и умений создает иллюзию легкого развития этих способностей у человека. 2) Функционально-генетическое направление связывает способности с функциональными системами, с функциями организма человека. Отечественный психолог В.Д. Шадриков, являясь приверженцем данного направления, говорил о способностях как о характеристиках продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (мышление, память и т.п.) [3]. Таким образом, понимание способностей разделилось на три позиции: первые говорили о способностях как о проявлениях возможностей, вторые – как о личностных свойствах, третьи – как о возможностях функциональных систем человека [4]. В нашей работе мы придерживались общепсихологического подхода. Из этого следует и наше понимание творческих способностей человека. Творческие способности – это индивидуальные особенности личности человека, определяющие успешность выполнения им какой-либо творческой работы. Данные способности входят в общую структуру личности, в основе которых, по мнению таких психологов как Л.С. Выготский [5], Л.А. Венгер [6], Б.М. Теплов, Д.Б. [2], Эльконин [7] и др., лежат общие способности. Творческой деятельностью Л.С. Выготский называл такую деятельность человека, которая создает нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Ученый подразделял данную деятельность на два вида: воспроизводящую, тесно связанную с памятью, и репродуктивную, т.е. комбинирующую или творческую, которая непосредственно связана с воображением [5]. В данной статье мы будем рассматривать последний вид творческой деятельности – репродуктивный, т.е. творческий. Исследования творческих способностей в игре во многом опираются на сложившуюся теорию игры, развитие которой обусловлено разрешением исходных противоречий в основе этой теории (Т.А. Маркова, Д.Б. Эльконин). В основе данной теории лежит воссоздание человеческой деятельности, при которой выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми [7] Многими исследователями была доказана связь между закономерностями развития детских игр и процессом развития дошкольника. Суть доказательства заключается в том, что в процессе игровой деятельности развиваются все стороны личности ребенка, в том числе и познавательные процессы. Данные же процессы непосредственно связаны со способностями человека, в том числе и творческими. Некоторые исследователи считают, что детские игры не сопоставимы с творческой деятельностью, так как в их процессе не создается ничего нового. Если рассматривать детскую игру теми же способами, что и взрослую деятельность, то такое сопоставление неуместно. Ученые должны рассматривать детские игры с точки зрения деятельности ребенка и процесса ее развития, так как, участвуя в игре, ребенок познает новые формы социализации и самостоятельно формирует свое поведение. В процессе исследования детских игры, Выготский Л.С. подтвердил этот факт, установив, что у ребенка дошкольного возраста в детских играх появляется замысел, который является переходом к творческой деятельности [8]. Воображение как одна из основ всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь, мир культуры, в отличие от мира природы,— все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении [5]. Уже в раннем возрасте, когда ребенок производит действия, он приходит к определенным мыслям, а спустя время развивается способность воплощать свои замыслы, так как он уже может отталкиваться от своих целей и строить свою деятельность. Благодаря игре развивается творческое воображение, способствующее появлению замысла у ребенка. Это позволяет характеризовать игру как творческую деятельность. Творческий характер игры подтверждается также тем, что дошкольник не копирует полностью жизненные ситуации, а подражая каким-то персонажам, героям сказок, реальным людям, реагирует на полученные результаты своих действий и корректирует свои представления. Таким образом, особенностью детских игр является передача ребенком отношения к изображаемым действиям, высказывание в игре мыслей и чувств к определенным ситуациям. Всё это напоминает театральную сцену, где актер вживается в образ определенного персонажа. С одной стороны, это также соответствует творческой деятельности, с другой стороны, ребенок — не актер, а значит, его игра создана не для зрителей, а для осознания и передачи своей роли в осуществлении игровой деятельности. Творческие способности связаны со всеми познавательными процессам человека, но в первую очередь с воображением, так как именно этот процесс отвечает за создание образов и их воплощение в жизнь. Образы воображения у детей могут носить своеобразный характер, так как они могут быть близки к эйдетическим (зрительным) образам, которые при всей яркости и отчетливости обладают особенностью процессуальных образов, непроизвольно меняясь в каждый новый момент. Эйдетические образы особенно интенсивно наступают на сознание ребенка, когда нет свободного восприятия, например, ночью при погашенном свете. В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное воображение: ребенок начинает планировать свою деятельность, придумывать оригинальный замысел, происходит ориентирование себя на результат. При этом дошкольник научается пользоваться непроизвольно возникающими образами. Сказки, истории, которые сочиняют дети, становятся более последовательными и оригинальными, и при этом ребенок часто доводит сюжет до логического окончания. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение ребенка перестает опираться уже на известные ему образы, а приобретает самостоятельность и отделяется от практической деятельности, то есть происходит формирование творческого воображения. Существует мнение, что воображение ребенка богаче, чем воображение взрослого человека. Основанием для такого мнения явилось то, что дети фантазируют по самым различным поводам. Но в действительности воображение ребенка во многих отношениях беднее воображения взрослого, так как у детей более ограниченный жизненный опыт по сравнению со взрослыми и, следовательно, меньше материала для воображения. Менее разнообразны и комбинации образов, которые строит ребенок. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимо выявить связь развития творческого воображения с возрастными возможностями дошкольников в игре, что послужило целью нашего исследования. В теоретической части, изучив различные подходы в развитии творческих способностей у дошкольников, рассмотренные нами выше, мы выявили, что развитие данного вида способностей зависит от уровня развития игры, которая, в свою очередь, зависит от развития познавательных процессов ребенка, в том числе и воображения. Также было выяснено, что именно старший дошкольный возраст является благоприятным для развития творческого воображения, так как у ребенка формируется произвольность поведения и познавательных процессов [9]. Нами была поставлена следующая гипотеза: Развитие творческих способностей у детей обусловлено 1) развитием творческого воображения и 2) возрастными возможностями детей в игре. Для доказательства поставленной нами гипотезы в экспериментальной части исследования были использованы следующие диагностические методики: «Сказка про чернильницу» (модификация методики А.В. Запорожца) [10] и «Как спасти зайку» [11]. Данные диагностические методики были проведены с детьми в возрасте 4-6 лет общим количество 30 детей (15 детей средней группы и 15 детей старшей группы ДОО (дошкольная образовательная организация)). В результате диагностической методики «Сказка про чернильницу» необходимо было выявить уровень развития творческого воображения у детей: от 1 (низкого) до 4 (высокого) уровня. Получились следующие результаты: - высший уровень (4) был выявлен у 20% от всех детей (у одного ребенка средней группы и пятерых детей старшей группы); - третий уровень был выявлен у 3% (у одного ребенка средней группы); - второй уровень выявлен у 3% (у одного ребенка старшей группы); - низкий уровень (1) был выявлен у 73% (у тринадцати детей средней группы и девяти детей старшей группы). - В диагностической методике «Как спасти зайку» необходимо было выяснить уровень развития воображение от 1 (низкий) до 3 (высокий) уровня. В итоге были получены следующие результаты: - высший уровень (3) был выявлен у 20% от всего числа детей (у одного ребенка средней группы и пятерых детей старшей группы); - средний уровень (2) выявлен у 10% (у одного ребенка средней группы и двоих детей старшей группы); - низкий уровень выявлен у 70% (у тринадцати детей средней группы и восьми детей старшей группы). Также был выявлен средний показатель уровня развития творческого воображения групп в каждой диагностической методике. У дошкольников средней группы ДОО в обеих диагностиках был выявлен средний показатель равный 1,3. У детей старшей группы ДОО в первой диагностике средний показатель равен 2,1, во второй – 1,7. При сопоставлении результатов нами выявлено, что уровень творческого воображения у старших дошкольников выше, чем у детей среднего дошкольного возраста. Таким образом, было доказано, что развитие творческих способностей у дошкольников обусловлено развитием у них творческого воображения, а также возрастными возможностями детей в игре. Из этого следует, что поставленная нами гипотеза была доказана. Также в нашем исследовании были предложены рекомендации близким и социальным взрослым по развитию творческого воображения у дошкольников в игровой деятельности, которые были направлены на информирование родителям детей и педагогам. Вот некоторые общие рекомендации: 1) Увеличивайте жизненный опыт ребенка различными прогулками, походами, экскурсиями. 2) Больше читайте ребенку художественной литературы и обсуждайте прочитанное. Можно предложить ребенку придумать новую концовку, героев. 3) При подготовке какого-либо мероприятия с участием детей, предлагайте дошкольникам придумать выступление, выбрать стихотворение, песню, рисунок или придумать оформление зала. 4) И самое главное: играйте с ребенком и поощряйте его инициативность! Из выше нами сказанного следует, что, если развитие творческих способностей у дошкольников будет происходить в ведущем виде деятельности во взаимодействии с близкими и социальными взрослыми, то будут происходить эффективные процессы творческого и общего развития личности ребенка. Ссылки на источники 1. Дружинин. В.Н. Психология общих способностей. - СПб, 2007. 2. Теплов Б.М, Способности и одаренность. - М., 1961. 3. Шадриков В.Д. Способности человека. - М., 1997. 4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб, 2012. 5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций. - М., 2012. 6. Венгер Л.А, Педагогика способностей. - М., 1973. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. 8. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. 9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 1988. 10.Запорожец А.В, Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. - М., 1986. 11.Кудрявцев В., Синельникова В. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995 №9 с. 52-59; №10 с. 62-69


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

    Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.

    Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них и является коллективная театрализованная деятельность. Это значит, что всем детям должны быть предоставл...

    Индивидуализация как развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности.

    В данной статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности . Фор...

    Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

    Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности...

    План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"

    Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...

    «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности».

    laquo;Развитие творческих  способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности»....