«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности».
статья

Ефимова Елена Михайловна

«Развитие творческих  способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_2018_sentyabr.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 4 «Улыбка».

Выступление на ГМО

«Развитие творческих  способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности».

                                                      Подготовила: Музыкальный руководитель

Ефимова Елена Михайловна

Рассказово

2018г.

Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце и нравственность.

К.Д. Ушинский.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, представленного во всем его разнообразии и богатстве, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, формируется потребность в культурной деятельности. Необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки, театра, танца. Одним из существенных ресурсов  раскрытия творческого потенциала дошкольников в процессе их адаптации  к новым для них реалиям жизни является культурно-досуговая деятельность, которая способна стимулировать процесс развития таких основных образующих личность свойств, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность активно действовать в мире. Это достигается за счет реализации креативного потенциала культурной деятельности, синтеза содержания занятий и свободного времени, претворения на практике семейного времяпрепровождения, когда деятельность образовательно-воспитательной системы, выполняющей преимущественно функции развития ребенка в пространстве культуры функционально и содержательно дополняется объединением усилий семьи и других социальных институтов.

В практике современных дошкольных образовательных учреждений культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, детских утренников и других  мероприятий, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это обеспечивает детям возможность совершенствовать способности и умения в деятельности, носящей развивающий характер.

Возможность свободного, самостоятельного выбора видов деятельности (в условиях детского сада под прямым или опосредованным контролем со стороны педагога) и форм поведения таят в себе перспективы, исходящие из психического состояния ребенка. Личная свобода, независимость, возможность ощущать себя хозяином положения, возможность действовать, сообразуясь с индивидуальными интересами и желаниями, создают для дошкольника определенный настрой, окрыляя его; повышают творческие силы, помогают достижению высоких результатов, успешности в преодолении трудностей.

.. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

             Понятие «культурно-досуговая деятельность» утвердилось в научном обороте с начала 80-х гг. ХХ века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.

Сокращение в середине 30-х гг. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения способствовало интенсивной разработке деятельностной концепции досуга1. В рамках данной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия.

   Видный российский социолог, исследователь свободного времени, В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования общей культуры ребенка.

Досуговая деятельность  рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его творческого развития. В организации культурно-досуговой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники дошкольного учреждения. Такой подход к досугу дошкольников опирается на научное положение о том, что продуманная организация использования свободного времени ребенка в социально значимых целях имеет большое значение для его художественно-эстетического воспитания и целостного развития.

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую.

Культурно-досуговая деятельность рассматривается нами как приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны, ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе развлечений, праздника, отдыха, самостоятельной творческой работы с художественными материалами, что обеспечивает детям возможность развивать культурные потребности и расширять знания о видах искусства. В итоге это приводит к формированию основ культуры ребенка дошкольного возраста.

Именно в ходе культурно-досуговой деятельности удовлетворяется в большей части детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, ее перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие нравственные волевые качества, а также осваивает язык и развитие культуры речи. Все это показывает необходимость формирования коммуникативного компонента культуры дошкольника.

Одним из средств формирования общекультурного уровня дошкольника являются спортивные элементы культурно-досуговой деятельности, которые обеспечивают физическое развитие, умение восстанавливать работоспособность, вести здоровый образ жизни, что создает основания для формирования физического компонента культуры ребенка.

Существенным и основным элементом культурно-досуговой деятельности является игра. Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматривать его как явление личностное: потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана с жизненной силой культурных потребностей. Играя, ребенок начинает обретать себя, узнавать свои возможности и устремления. Умение играть — это всегда показатель культуры личности ребенка, а значит, необходимо развивать детский игровой компонент культуры. В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности.            Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. 
Требования ФГОС позволяют построить практику работы образования дошкольников в духе современного общества, переориентировать педагогический процесс на необходимость пересмотра содержания работы, осуществить поиск новых путей эффективных условий всестороннего развития.
           Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГОС – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников.
Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество.

Процессы формирования, развития и активизации творческого потенциала дошкольников.

Каждый  ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности. Способности не могут созреть сами по себе, их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития творческого начала.
В этой связи обратимся к одному из основных направлений в понимании процессов развития творческого потенциала дошкольника. Представители данного направления - многочисленные педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) подчеркивают, что творчество - это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.

Мы отмечаем, что в современном обществе в последнее время все чаще обсуждается проблема становления творчески активной личности, совершенствования её духовного мира. Но нередко взрослые, акцентируя внимание на развитии интеллекта своего ребёнка, не замечают, как становится второстепенной его эмоционально-духовная сущность, как теряется творческий потенциал дошкольников.

Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Для развития творческого потенциала  дошкольников в продуктивной досуговой деятельности необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей два взаимосвязанных этапа:


• развитие познавательного интереса детей к продуктивной деятельности, освоение базовых умений в разных ее видах;

• сотворчество педагога и ребенка в продуктивной досуговой деятельности.

Раскрытие творческого потенциала старших дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постепенно меняется:
•педагог-носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга;
•педагог-координатор досуговых замыслов и взаимодействий;
•педагог-партнер сотворчества, содеятельности в досуге,
•педагог - демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.

В основе организации детских праздников, развлечений, самообразования ребенка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса досуговой деятельности. Это принципы:

детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;

интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств и видов досуговой деятельности;

увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей;

дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;

сотрудничества «педагог – ребенок» - сотрудничество детей и педагога, демократичность их общения;

системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний;

гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;

природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности;
Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.
Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

Методы досуговой педагогики

Ребёнок воспитывается в сложной системе отношений со внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Ребёнка нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

Методы игры и игрового тренинга. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.

Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.

Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».

Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем.

Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.

Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.

Взаимодействие участников воспитательного процесса


         
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи. Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком. Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс. В образовательном учреждении должна постоянно вестись работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.

           Во время совместных мероприятий  родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника. Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком. Совместная деятельность проявляется в:

• оформлении эскизов костюмов для детей;

• консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику;

• участии в оформлении к празднику групповых комнат, музыкального зала;

• участии в играх, аттракционах, отгадывании загадок.


         
Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества музыкального руководителя и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний родителей, чтобы сотрудничество шло параллельно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: утренники, развлечения, вечера - досуги, родительские собрания, открытые музыкальные занятия;
К индивидуальным - тематические консультации, педагогические беседы;
К информационно-наглядным формам относятся: папки-передвижки, музыкальные уголки, информационные стенды.
Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.


В процессе проводимой работы по досуговой деятельности предполагается, что дети:

• научились перевоплощаться в образы сказочных героев;

• приобрели чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослому;

• приобщились к художественной культуре, эстетико – эмоциональному творчеству;

• с желанием принимают участие в праздничных выступлениях;

• стремятся участвовать в творческой деятельности, познавать новое;

• научились самовыражаться в творчестве;

• находить новые решения в процессе деятельности.

Досуговая деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.

Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника. Детский досуг в дошкольном учреждении – это один из видов деятельности, осуществляемый в коллективе. В совместной досуговой деятельности происходит формирование многих качеств маленькой личности, а самое главное – чувство коллективизма, столь нужного в дальнейшей школьной жизни. Такие формы досуга как игровые программы, массовые праздники и праздники с родителями – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Содержание, виды и формы культурно-досуговой деятельности дошкольников в детских образовательных учреждениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет следующие виды в дошкольном образовательном учреждении:

- отдых - самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детсада, спортивный отдых, игры со снегом, песком и водой; прогулки детей, непринужденная беседа с взрослым, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, чтение книг, просмотр по желанию дошкольника фильмов и передач по ТВ;

- созерцание - природы, атмосферных явлений, звезд и планет Солнечной системы; растительного и животного миров, произведений искусства разных видов;

- развлечения - концерты, народные игры, познавательные вечера развлечений, спортивные, театрализованные представления, забавы, развлечения с использованием технических средств обучения;

- праздники - международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные; бытовые, семейные и специально организуемые;

- самообразование - игры, коллекционирование различных предметов, хобби; детское экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, посещения; творчество — в разных виды культурно-досуговой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, семье, кружках и студиях при детских садах.

Выводы

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе   его культурно-деятельностного развития. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни. Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей; возможностью посещать музеи, театр, концерты, библиотеки; гулять по паркам и площадям. Проникновение досуговой деятельности в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Многообразные виды культурно-досуговой деятельности в той или иной степени включаются в жизнь детей в дошкольном учреждении и дома. Они являются важными составляющими деятельности детей, позволяя формировать и развивать их характер и личность. При этом открывается уникальная возможность сделать акцент на развитии досуговой культуры новых поколений, требующей специального внимания и заботы со стороны педагогов, родителей, родственников и взрослых.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Семинар для педагогов и родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации приема пищи»

СЕМИНАР«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе  организации приема пищи»Цель: оказание методической помощи воспитателям и  помощникам воспитател...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....

Семинар для воспитателей детского сада «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации приема пищи»

Оказание методической помощи воспитателям и  помощникам воспитателям по организации приема пищи и формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков....

«Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое...

Опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности»

Формирование музыкально - творческих способностей ребенка через элементарное музицирование, театральную и досуговую деятельность....