Главные вкладки

    Семинар для воспитателей детского сада «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации приема пищи»
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Гуйда Ольга Викторовна

    Оказание методической помощи воспитателям и  помощникам воспитателям по организации приема пищи и формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР

    «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста в процессе  организации приема пищи»

    Цель: оказание методической помощи воспитателям и  помощникам воспитателям по организации приема пищи и формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

             Пища нужна человеку для поддержания здоровья и работоспособности, поэтому так важно соблюдать правила рационального питания во все возрастные периоды жизни человека. Особенно велика роль питания в детском возрасте.

    Среди факторов, обеспечивающих нормальное развитие детского организма, полноценное питание имеет первостепенное значение. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становлением структуры многих органов и систем, совершенствованием их функций.

    Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

    Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

    . В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.
    Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

    Уже с раннего возраста необходимо вырабатывать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
    Однако не следует превращать прием пищи в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью они создают условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь.
    Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

     

    Технология раздачи пищи:

    ·     сервировать столы помощник воспитателя с помощью дежурных начинает после получения пищи, когда все дети занимаются гигиеническими процедурами;

    ·     когда воспитатель закончит работу с детьми в умывальной он подключается к организации приёма пищи;

    ·     после раздачи первого блюда помощником воспитателя , воспитатель приглашает детей за стол. Нельзя заставлять дошкольников долго сидеть за столом в ожидании начала еды. Второе блюдо ставят на стол только тогда, когда ребенок съел первое и отодвинул тарелку

    ·    желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как правильно его есть, в чем его основная польза; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся, и оценивать результат.

    ·        после еды желательно предоставить детям возможность для самостоятельной деятельности (обязательно нужно дать разъяснение, что после еды играть следует спокойно, чтобы «в животе всё улеглось на свои места»), т.е. у ребёнка закладывается стереотип на здоровое поведение.

       Таким образом, уют, царящий в помещении группы, привлекательность сервировки стола и привлекательность самой пищи, ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и те общекультурные навыки питания, без которых вырасти здоровым просто невозможно.

     

    Знание правил столового этикета формирует у ребенка уверенность. Введение определенных правил должно быть постепенным, обучающим. Этикет за столом, в принципе, ничем не отличается от правил для взрослых. Не забывайте показывать на личном примере хорошие манеры. Основные правила, соблюдение которых весьма желательно для дошкольника: кушать аккуратно и без лишнего шума, не играть с едой, следить за осанкой, заботиться о присутствующих за столом (для более старших).

     Помните! О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всё должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребёнка это довольно-таки сложное дело.

    Не забывайте! Хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность, неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды. Комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво.

    Не фиксируйте! Во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

    В группе раннего возраста, I младшей группе:

    Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у малышей, пусть неосознанное, но, желание быть аккуратными. Эстетическое оформление стола - цветы, и, конечно, гигиенические салфетки. Красиво и правильно разложенные столовые приборы порционированный хлеб на индивидуальном блюдце. В этом возрасте мы решаем несколько задач, одними из них являются:

    ·        ознакомим с правилами поведения за столом;

    ·        учим правильно держать ложку;

    ·        побуждаем малыша к аккуратности.

    Пользуясь салфеткой, ребѐнок усваивает, что надо есть аккуратно, из-за стола встать с чистыми руками и лицом.

    II младшая группа.

    Достигнув трѐхлетнего возраста, дети уже умеют и знают.

    Знают:

    наименования и назначение основных столовых приборов, блюд;

    элементы сервировки стола;

    отчасти, как подготовиться к еде (вымыть руки, привести себя в порядок), что сделать

    после еды (поблагодарить прополоскать рот)

    Умеют:

    пользоваться ложками и вилкой;

    пить из чашки;

    откусывать, жевать;

    пользоваться салфеткой;

    прилагать старания, чтобы быть аккуратными.

    Но детям ещѐ трудно:

    не набирать в рот много пищи;

    не отвлекаться, не разговаривать во время пережѐвывания и глотания пищи;

    пользоваться ножом;

    спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;

    есть всѐ по порядку;

    самостоятельно полностью готовиться к еде и выполнять после неѐ все требуемые

    процедуры.

    К четырѐм годам ребѐнок может:

    ·        сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи),

    ·        тарелки, хлебницу;

    ·        пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой;

    ·        есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт;

    ·        ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет,

    ·        использованные салфетки, столовые приборы;

    ·        правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно глотать,прилагать старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идѐт ко рту, а не голова к тарелке: локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища);

    ·        хорошо полоскать рот после еды:

    ·        помогать взрослому в уборке посуды со стола:

    ·        садится за стол с вымытыми руками, причѐсанным и опрятным, не шуметь;

    ·        если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, справляться

    ·        самостоятельно и просить помощи у взрослого;

    ·        перед едой и после неѐ не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой.

    ПОМНИТЕ!

    Дети в этом возрасте очень внимательны, они всѐ видят и слышат, следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды всѐ должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребѐнка это довольно-таки сложное дело.

    НЕ ЗАБЫВАЙТЕ хвалить детей (каждого в отдельности и всех вместе) за аккуратность,

    неторопливость, культурные навыки, дружелюбное спокойное общение во время еды.

    НЕ ФИКСИРУЙТЕ во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях,

    когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве

    опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

    Средняя группа.

    У малыша на пятом году жизни меняется отношение к еде:

    ·        его интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько еѐ, насколько она ароматна и т.д.;

    ·        он весьма чѐтко прислушиваться не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда, не позволяйте себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания:

    ·        постарайтесь каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребѐнком пользу (или еѐ отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми, яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На занятии по физкультуре вы бегали очень быстро - это всѐ овсяная каша, которую вы съели на завтрак»; «Съедим салат из свѐклы, и ваши щѐчки будут красивыми, румяными» и т.д.;

    ·        ребѐнка нельзя заставлять есть.

    Предлагая ребѐнку еду, учитывайте его аппетит: детям, едят медленно, неохотно, второе блюдо на тарелке лучше делить как бы на несколько

    порций- зрительно это уменьшает объѐм пищи и помогает еѐ есть комментируйте вслух успехи детей, а о промахах, неумении говорите каждому потихоньку, но настойчиво;

     По-прежнему технологию принятия пищи педагог проговаривает вслух, напоминая, что чем едят, как пищу берут с тарелки, а как со столовых приборов. Обращайте своѐ внимание на то, как дети держат чашку. В этом возрасте они могут делать это правильно, за ручку. Обращайте

    внимание на темпы еды и тщательное пережевывание пищи - только овладение этими двумя

    навыками питания поможет и сохранить зубы и уберечь желудок от многих заболеваний.

    На пятом году жизни:

    Знает :

    ·        Наименование и назначение столовых приборов, блюд;

    ·        Последовательность еды

    ·   Элементы сервировки стола(скатерть, салфетки и т.д.);

    ·   Как подготовиться к еде(вымыть руки, привести себя в порядок);

    ·   Что делать после еды(поблагодарить, пополоскать рот, горло, помочь убрать со стола);

    ·   Куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы, салфетки;

    ·   Что перед едой и после неѐ лучше не бегать и прыгать, а заниматься спокойной игрой;

    ·   Что не надо грызть зубами орехи, карамельки и т.п., так как от этого портятся зубы.

    Умеет и может

    ·        Пользоваться ложками, вилками,ножами

    ·        Пить из чашки, есть с тарелки;

    ·        Откусывать, жевать;

    ·        Пользоваться салфетками;

    ·        Спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо

    ·        Полностью самостоятельно выполнить все требуемые процедуры;

    ·Сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы;

    ·Правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов, хорошо, тихо, равномерно глотать, прилагать старания к тому. чтобы правильно сидеть за столом (ложка идѐт ко рту. а не голова к тарелке; локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища): хорошо полоскать рот после еды;

    ·Если во время еды возникает необходимость в посещении туалета, справляться самостоятельно и просить помощи у взрослого;

    ·Говоря о питании детей, нельзя забывать о столь важном вопросе, как подготовка

    Ему еще трудно

    ·        На брать в рот много пищи;

    ·        Не отвлекаться, не разговаривать во время пережѐвывания и глотания пищи;

    ·        Пользоваться ножом;

    ·        Есть всѐ по порядку

    ·        Сохранять за столом правильную осанку, координировать движения рук;

    ·        Помнить и выполнять все ритуалы, связанные с едой, не отвлекаться на игру

    Говоря о питании детей, нельзя забывать о столь важном вопросе, как подготовить групповое помещение  к приему пищи

    Необходимо:

    ·        проветрить помещение;

    ·        создать обстановку спокойного общения, настраивающего детей на еду;

    ·        если вы используете музыку, то больше всего уместна музыка спокойная, мелодичная,

    ·        негромко звучащая:

    ·        сервировка с гола следующая: скатерть или салфетка под каждый

    ·        прибор, гигиенические салфетки, столовые приборы (ложки- столовая, чайная, вилка, нож),

    ·        хлебница, индивидуальные салфетки.

    Как полоскать рот

     После окончания еды малыш полощет рот. Для эффективности этой гигиенической процедуры весьма существенно, чтобы она выполнялась именно непосредственно после еды. Это не даст остаткам пищи закрепиться на зубах, не позволяет микроорганизмам, которые всегда есть во¬

    рту, начать «переваривать» зубы ребѐнка.

     

    Методы и формы организации работы с детьми:
     

    Ø Наглядный (показ приемов владения столовыми приборами, демонстрация правил сервировки, положительный личный пример, рассматривание картин и иллюстраций, экскурсия на пищеблок, наблюдение за сверстниками)

    Ø Словесный (объяснение, разъяснение, убеждение, использование художественного слова, разбор проблемных ситуаций, поощрительная оценка деятельности ребенка)

    Ø Практический (дежурство, закрепление навыков поведения за столом, дидактические игры, сюжетные игры)
    Проблемы с  питанием: плохой аппетит или?
     

    Воспитать у ребенка есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Важно выяснить причины возникновения плохого аппетита:

    Ø наличие разных заболеваний, проблем со здоровьем (повышенная возбудимость, недостаточная деятельность слюнных желез, глисты, увеличенные миндалины);

    Ø ребенок ест без аппетита после большой физической нагрузки или сильных переживаний, например, обиды или огорчения

    Ø  несформированность правильного отношения к еде (привычка есть однообразную пищу или только любимые блюда, отсутствие привычки самостоятельно принимать пищу);
     

    Условия воспитания положительного отношения к еде

    (в основе лежит индивидуальный подход и валеологическое просвещение):

    Ø удобное расположение столов, эстетически приятная сервировка и подача блюд;

    Ø благоприятный психологический климат, доброжелательное и внимательное отношение взрослых;

    Ø разъяснение необходимости рационального питания, пропаганда здорового образа жизни;

    Ø исключение агрессивных методов воздействия (угрозы, принуждение, наказание), нежелательно заставлять ребенка есть без аппетита;

    Ø постепенное приучение ребенка к нужной норме в еде (тем детям, которые привыкли есть дома только одно блюдо (первое или второе), надо обязательно давать неполную норму);

    Ø оказание помощи в кормлении, при этом предоставляя возможность проявлять самостоятельность (для детей, у которых нет навыка самостоятельного приема пищи);

    Ø позволить детям запивать пищу компотом, киселём, соком или просто теплой водой –тогда они охотно едят (для детей, которые с трудом глотают пищу);

    Ø во время приема пищи педагогу целесообразно находиться за столом вместе с детьми.
    Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника ДОУ.

     

    Гигиенические процедуры:валеологическое просвещение детей, закрепление правил мытья рук; игры-соревнования (старший возраст); самоконтроль детей; оценка деятельности.
    Сервировка стола: организация дежурства; ознакомление с меню, объявление его детям; привлечение внимания детей к эстетичному оформлению столов, соблюдение правильной осанки.
    Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин). Индивидуальная работа по воспитанию культуры еды; обучение правилам этикета; оценка деятельности.


    Организация дежурства

    Ø дежурство носит характер поручений;

    Ø единство требований со стороны обоих воспитателей и их помощника;

    Ø обязательно выполнение гигиенических процедур, наличие привлекательной формы для дежурных (фартук, колпачок);

    Ø  поощрение и благодарность за помощь;
    младший возраст:
    - к концу года можно повесить «Доску дежурств» и научить детей пользоваться ею;
    - раскладывание на столе ложек, салфетниц и хлебниц.
    средний возраст:
    - сервировка стола под руководством взрослого;
    - уборка использованных салфеток;
    - составление грязной посуды стопкой в центре стола.
    старший возраст:
    - сервировка стола (самостоятельно под присмотром взрослого);
    - размещение бумажных салфеток в салфетницах (скручивание в трубочки, нарезание, складывание);
    - уборка грязной посуды и использованных салфеток.
    Сервировать стол – это значит подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола – создать порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить наибольшее удобство

    Не стоит забывать, что уют, царящий в помещении группы, привлекательность сервировки стола и самой пищи, ваше корректно-заботливое отношение к детям в ходе еды помогут сформировать у них не только аппетит, но и те общекультурные навыки питания,

    без которых вырасти здоровым просто невозможно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов детского сада «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

    Консультация для педагогов детского сада "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...

    Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

    Данный семинар-практикум позволяет раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой ак...

    Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста во время приёма пищи

    Вопросу питания в ДОУ следует уделять серьезное внимание. Воспитывать у детей привычку есть разнообразную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое....

    Семинар-практикум для воспитателей ««Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    В работе раскрывается  значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показана  а...

    Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

    Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...

    Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

    Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамма...

    Презентация для воспитателей детского сада «Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста»

    Цель данной работы: - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации выявить педагогические условия эффективности гендерной социализации лич...