Главные вкладки

    Консультация для воспитателей детского сада: «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».
    консультация по развитию речи

    Кузнецова Надежда Николаевна

    Грамматика - это наука о строе языка, о его законах, 

    Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.

    Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамматический строй образует целостную языковую систему.

    В процессе развития речи ребенок овладевает грамматическим строем языка - правилами и нормами, по которым данный язык живет. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет не овладев грамматическим строем. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

    Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Ребёнок начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Грамматический строй -- это зеркало интеллектуального развития ребенка.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

     

    Грамматика - это наука о строе языка, о его законах,  

    Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка.

    Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамматический строй образует целостную языковую систему.

    В процессе развития речи ребенок овладевает грамматическим строем языка - правилами и нормами, по которым данный язык живет. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет не овладев грамматическим строем. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

    Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, т.е. в развитии связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Ребёнок начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Грамматический строй -- это зеркало интеллектуального развития ребенка.

    Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки. Овладение грамматическим строем обеспечивая дошкольнику переход к изучению языка в школе. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.

    Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений. В целом - в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими структурами. В процессе обучения у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению.

    Связи между предметами и явлениями ребенок познает, прежде всего, в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

    Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

     

    1 Методы и приемы формирования грамматически правильной речи

    В начале учебного года педагог должен выяснить, в каких грамматических формах дети допускают ошибки. Для этой цели он может использовать повседневные наблюдения за речью детей, вопросы-задания отдельным детям с использованием картинок, предметов, в словесной форме. Кроме того, иногда можно проводить фронтальные проверочные занятия со всей группой.

    Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Рекомендуется организовывать с детьми игры и игровые упражнения, в которых дети имели бы возможность научиться правильно склонять и спрягать слова, согласовывать их в роде, числе, падеже. Такие игры и упражнения призваны, прежде всего, активизировать поисковую деятельность ребенка, воспитывать чуткость к языковой форме, развивать чувство языка. Упражнений не должно быть много, чтобы не подчинять общение узко дидактическим задачам. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

    Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5--10 мин, таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом хотеть как во множественном числе, так и в единственном или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей (в повседневной речи возможна некоторая неустойчивость в употреблении правильных форм). Работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца; занятия по различным частям речи чередуются.

    Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ездит, ездим). Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок». В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы. Проводя упражнения на закрепление окончаний, на чередование звуков, воспитатель должен подчеркнуто произносить исходную и образуемую формы: скакать -- скачи; махать -- машу; носки -- носков, но чулки -- чулок. Возможно хоровое проговаривание трудной формы. Поскольку педагог дает развернутые требования к ответу, то к оценке можно привлекать детей («Правильно ли все сказали? Нина сказала так, как нужно?»)

    Методы и приемы формирования грамматически правильной речи: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение.

    2 Младший дошкольный возраст

    Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками, широко используются игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Игрушка дает возможность производить разнообразные изменения места (на столе, за столом), положения (сидит, стоит, лежит), действий (играет, прыгает), называть качества - цвет, форму (бант большой, красный; шапочка пуховая, белая, мягкая), числовые соотношения (кошка одна, а котят много). В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова и усваивать морфологические элементы языка. При построении занятий надо помнить, что грамматические правила являются выражением конкретных жизненных отношений. В методике следует предусмотреть связь грамматических форм с реальными жизненными отношениями или их имитацией с помощью игрушек и изображений на картинках, а также неоднократные упражнения с целью закрепления навыков.

    С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно использовать игру «Что изменилось?» (игрушки: стол, кукла).

    Активизация предлогов с пространственным значением одновременно подводит ребенка к употреблению падежных форм. Для усвоения предлогов и падежей проводится также игра в прятки. Игру «Угадай, чего не стало?» можно рекомендовать для усвоения формы родительного падежа множественного числа существительных. Поскольку дети делают ошибки в употреблении существительных во множественном числе, то и игрушек должно быть больше одной. Вместе с тем групп игрушек должно быть не больше двух-трех, чтобы внимание ребенка было направлено на правильное изменение слова.

    У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для ее усвоения можно рекомендовать дидактическую игру «Волшебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок. Игрушки (соответственно и картинки) подбирают таким образом, чтобы наряду с существительными среднего рода были существительные мужского и женского рода. Ребенок должен иметь возможность сравнить слова и выделить существительное среднего рода. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительным согласуется прилагательное. Например, для игры «Волшебный мешочек» подбирают такие игрушки: ведро, яйцо, колесо, яблоко, мячик, лягушку, зайчика. Вопросительные местоимения (что это? Какое яблоко?) согласуются с существительным и помогает ребенку ориентироваться в родовой принадлежности последнего. Для закрепления в речи детей форм глаголов эффективны игры-драматизации типа «День куклы», «Утро в кукольном доме».

    Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно предоставлять детям самостоятельность. Для этого лучше идти от трудной формы (образует педагог) к легкой (образуют дети), от множественного числа - к единственному: «Котята - это когда их много, а если один? (Котенок) Утята - это когда их много, а если один?» (Утенок) Обычно в этих случаях ошибок не бывает. Можно познакомить детей и с другими формами изменения слов, чтобы новое слово употреблялось в разных падежах: утенок - утенка - утята - утят - утятами.

    В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом путем повторения правильного слова.

    3 Средний и старший дошкольный возраст

    В средней группе сюжеты игр те же, что и в младшей. Словарь в этих играх расширяется, отбираются слова с непродуктивными формами словоизменения. Увеличивается количество игр. Дети в этих упражнениях усваивают такие категории как род, число, падеж существительных, вид и наклонение глаголов. В качестве примера нескольких новых сюжетов можно использовать следующие игры: «Сочиняем рифмовки», «Где я был?», «Пиф считает», «Три линейки», «Разговор по телефону», «Узнай по звуку» и др.

    На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок. Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами). В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).

    Повышаются требования к детям. Воспитатель добивается от детей четкости и внятности произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая растущее у детей осознание особенностей речи, педагог привлекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенка», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).

    Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными. На данном возрастном этапе ставятся задачи учить детей правильно изменять все слова, имеющиеся в их активном словаре, воспитывать у ребенка критическое отношение к грамматическим ошибкам в его собственной и чужой речи, потребность говорить правильно. В методике обучения снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, осуществляется переход к словесным приемам). По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей.

    3. Методика исправления грамматических ошибок (морфологических)

    Формирование грамматического строя речи детей - постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Неисправленная грамматическая ошибка -- лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

    Работа вне специальных занятий -- это в основном исправление ошибок детей. При этом внимание ребенка должно быть остановлено на правильной форме. Исправлять ошибку нужно доброжелательно, тактично и не в моменты эмоционального состояния, творческого подъема ребенка. Не следует повторять ошибку,-- лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если воспитатель дает ребенку аналогичные примеры. Повторение ребенком подсказанного педагогом слова или предложения уместно на занятиях по развитию элементарных математических представлений, в дидактической игре, в то время как в процессе рассказа, беседы достаточно, если ребенок только услышал поправку. Исправление на занятиях делается громко, чтобы его восприняли все дети. Иногда (особенно в старших группах) вместо подсказа бывает достаточно замечания («Ты опять сказал неправильно!»), вопроса-напоминания («Ты забыл, как нужно говорить слово «пальто»?), укоризненного взгляда или жеста. Желательно, чтобы воспитатель объяснил детям, что не нужно обижаться на товарищей которые поправляют ошибку.Нужно обьяснятьдетям, что им хотят помочь научиться говорить правильно, красиво.

    Иногда педагогу приходится сталкиваться с влиянием на ребенка неправильной речи кого-то из его родных («А моя мама говорит: Склизко». У нас все говорят: «Красивше»). В этом случае воспитатель может поговорить с родителями малыша, убедить их в правильности своих требований, попросить объяснить дочери (сыну), что им в детстве не удалось правильно выучить это слово и теперь они будут учить его вместе и т. д. Воспитатель следит за повседневной речью ребёнка, обращает его внимание на правильную форму. Если же ошибки типичные (при этом не обязательно, чтобы их делало большинство детей), то целесообразно прибегать к специальным занятиям для исправления этих ошибок в течение года.

    На занятиях и в свободной деятельности детей следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка. И, конечно, там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно.

    4. Конспект занятия по формированию морфологических категорий языка

    Чтение детям стихотворения «Алёнушка».

    Задача по формированию грамматической категории языка: поупражнять детей в употреблении существительных, имеющих в родительном падеже множественного числа окончание - ек, а также нулевое окончание (ручек - ножек - щёчек; рук - ног - щёк). Ход занятия: На столе воспитателя кукла. Воспитатель называет её имя, малыши повторяют: «Алёнушка». Педагог рассказывает, что Алёнушка маленькая, не умеет говорить, а лишь поёт: ааа. Однако Алёнушка понимает, когда с ней разговаривают ласково, и охотно идёт на руки к тому человеку, который позовёт её вот так: « Иди ко мне, моя маленькая». « Если и вы позовёте её так, - продолжает педагог, - она непременно потянется к вам. Аня, скажи Алёнушке: иди ко мне, моя маленькая (моя хорошая). Видите, как Алёнушка тянет к Ане свои ручёнки, соглашаясь, чтобы Аннушка взяла её на ручки». Педагог предлагает позвать Алёнушку ещё двум - трём детям.

    Далее воспитатель читает наизусть стихотворение Е. Благининой. Как правило, дети изъявляют желание послушать его ещё раз. Педагог предлагает детям помочь прочитать стихотворение: «Ау нас есть девочка,- начинает воспитатель, - Звать её...» « Алёнушка»,- подсказывают дети.

    В первых двух частях стихотворения малыши легко проговаривают слова (головушка, щёчки, реснички и т.д.). С третьей по пятую часть малыши только слушают. «Когда малышку одевают гулять, - продолжает занятие воспитатель, - она помогает маме. И вот, что из этого иногда получается.». Алёнушка пытается стянуть надетую шапочку, закрывает ею лицо. « ну и помогла,- смеются дети. - И ресничек не видно, и щёчек не видно»,- повторяют он за воспитателем.

    Педагог завёртывает Алёну в одеяло, поворачивает лицом к детям.» Ручек нет, ножек нет, на столе лежит пакет», говорит воспитатель. Дети хором и по одному повторяют эту фразу. (Она может быть повторена и Так: «Рук нет, ног нет, на столе лежит пакет»). «Но пакет моргает», замечает педагог. И дети говорят, что это не пакет, а Алёнушка. Воспитатель укладывает Алёнушку в коляску и «вывозит на прогулку». Затем он ещё раз читает стихотворение.

    Список литературы

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2000.

    2. Арушанова Г.А. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

    3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 1981.

    4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

    5. Игнатова С.А. Формирование правильного грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. // http:www. ipklabdo.lanta-net.ru / формирование грамматического строя речи.

    6. Пермякова О.А. Формирование грамматического строя речи у старших дошкольников.// http:www.rae.ru / forum2011/123/1871.

    7. Яковлева Е.В. Работа воспитателей над формированием грамматического строя речи детей дошкольного возраста. // http:www. sadik131.ru / index.php.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (для воспитателей)

    Данный материал предлагается для воспитателей с целью выявления знаний, умений, навыков по разделу грамматический строй речи типовой программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. К...

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

    Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

    Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

    Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством словесных игр. (Доклад на ГМО) Подготовила воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Зейналова Сара Нажмудиновна

    В современных условиях функционирования и развития системы народного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения.В ряду задач, сто...

    Презентация- консультация для воспитателей по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

    В презентации- консультации рассмативаются вопросы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....