Консультация для воспитателей «Организация педагогом подвижных игр с детьми»
консультация ( группа) на тему

Кроме эффективного влияния на укрепление здоровья, повышения выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizats._podv_igr.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Организация педагогом подвижных игр с детьми»

В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в фантазировании и движениях. Потребность в фантазировании удовлетворяется в сюжетно – ролевых играх, а потребность в движении наилучшим образом реализуется в подвижных играх. Помимо эффективного влияния на укрепление здоровья, повышение выносливости детского организма и совершенствование двигательных навыков, подвижные игры можно использовать в качестве средства формирования самооценки дошкольников.

Для подвижной игры с правилами характерны чётко определённые границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности, повторяемость неизменных по форме конов. Такие игры вырабатывают у детей волевые качества (выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности), умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия, умение ориентироваться в окружающей обстановке. В результате создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (настоящей и будущей), и для полноценной жизни в коллективе.

Для организации и проведения подвижных игр воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей.

В каждой возрастной группе есть, примерно, три типа детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и соответственно требуют разного подхода.

Дети первого типа очень активны, подвижны, склонны к сильному возбуждению. Они охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, содержащих их спонтанную активность: дождаться своей очереди, не двигаться до определённого сигнала, уступать главную роль или привлекательный предмет другим. Часто они не обращают внимания на сверстников и заняты демонстрацией собственных возможностей.

С детьми этой подгруппы можно организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия («Черепаха-путешественница») или выполнять простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат игры («Водонос», «Городки»). При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы  они получили удовлетворение от их выполнения.

Дети второго типа более робкие, осторожные. Они обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются с одной игры на другую. Сначала они держатся напряжённо, без интереса наблюдают за действиями сверстников. Ни в коем случае не надо заставлять такого ребёнка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Конечно это становится возможным при поддержке и одобрении воспитателя. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Городки», «Рыбак и рыбки»), от внимания («Водяной»).

Чтобы заинтересовать детей, вместо слов: «А сейчас мы будем играть в …» можно «нарисовать» яркую картину предстоящего действия.

Дети третьего типа вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием.

Такие дети нуждаются в личном контакте со взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Этих детей необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ребят. При этом не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп.

У таких детей занижена самооценка и воспитателю потребуется больше времени, чтобы ребенку добавить уверенности.

Игры «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки» - наиболее подходящие для дошкольников данной группы, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

В подвижных играх ребёнок , с одной стороны, хочет «быть как все», а с другой – «лучше чем все». Появляется желание выиграть. В стремлении выиграть дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведет к разочарованию. Поэтому воспитатель должен проводить с детьми беседы на тему «Сегодня побеждённый – завтра победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах, и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Иногда необходимо прибегнуть к созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в играх и в общении.

Успехи детей в подвижных играх имеют для них большое значение. Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы, формированию характера борца, верящего в свои силы.

Чтобы помочь каждому ребёнку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, воспитатель вводит правила поведения:

-каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

-желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;

-ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

-при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему выбирают именно этого ребёнка (роль ведущего нужно заслужить);

-дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

-если кому-то из участников не хочется больше играть, он должен сказать товарищам и ведущему о причине своего ухода;

-все участники игры должны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнениями товарищей;

-как ведущий так и другие дети имеют право давать советы и расширять содержание игры с общего согласия всех участников.

Играя по честному, то есть по правилам, дети заслуживают одобрение взрослого, признавая и уважение сверстников.

Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников. Всё дело в руководстве подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у детей социально значимых качеств: смелости, уверенности, смекалки, взаимовыручки, самоконтроля и адекватной самооценки, умения переживать поражение и добиваться победы.

Все эти качества помогут ребёнку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения рисковать и преодолевать трудности.

Таким образом, игра может многое рассказать о ребенке. Как считают детские психологи, в какой-то мере это метод диагностирования, позволяющий сделать вывод об эмоциональном благополучии или неблагополучии ребенка, об уровне развития его мышления и речи, о самооценке, об отношениях со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»

Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дош...

Консультация для воспитателей и педагогов"Подвижные игры со словом" для детей всех возрастных групп

Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию подборку подвижных игр,способствующих развитию у детей внимания, памяти, воображения, координации движений со словом и пением, ориентировке в пространств...

Консультация для воспитателей «Организация музыкальных подвижных игр »

Музыкальные подвижные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки игры и пляски помогают до...

Мастер – класс для воспитателей «Организация народных подвижных игр с детьми 2 младшей группы»

Я работаю по оздоровительному проекту «Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста» с детьми 2-ой младшей группы.  Мой проект  пред...

Консультация для воспитателей «Организация музыкальных подвижных игр »

Музыкальные подвижные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки игры и пляски помогают до...