Выступление на тему: «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
консультация ( группа) на тему

Каткова Эльза Юрьевна

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped_sovet.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида

           

Выступление на тему:

«Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

                                                   

Подготовила учитель-логопед

первой квалификационной категории

Каткова Э. Ю.

г. Благовещенск

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.  

Работая с  детьми,  которые имеют нарушение речи, мы пришли к выводу, что, не смотря на активную коррекцию речевых нарушений,  дети с большим трудом используют на практике, полученные на занятиях знания.

В решении этой проблемы мне пригодился опыт работы воспитателя подготовительной группы и музыкального руководителя. Ведь именно театр является одним из эффективных способов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Исходя из этого, мною было принято решение по применению элементов театрализации в логопедической работе. Главной целью работы является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

В начале каждого занятия, перед тем как перейти непосредственно к постановке звуков, мы делаем артикуляционную гимнастику. Но простое и монотонное выполнение артикуляционных упражнений для детей скучно и непонятно. Для решения этой проблемы я использую артикуляционные сказки с дидактической игрушкой Квакой. Манипулируя языком Кваки, можно демонстрировать артикуляционные движения, уклады, изменения тонуса мышц. При этом дети могут ощупать язык игрушки, подключая к работе тактильный анализатор. Работая с Квакой, можно заметить ещё одну закономерность: если у ребенка не получается какое-то упражнение выполнить языком, оно не получится и рукой. И если вначале научить его делать это упражнение рукой, вставленной в рот игрушки, то выполнить его языком становится легче.  

Давайте рассмотрим одну из таких сказок. Выполняйте артикуляционные упражнения, так как показывает Квака. Уважаемые гости, вы тоже присоединяйтесь к нам.

ВОЛК И ТРИ ПОРОСЕНКА.

Жили-были три поросенка. Ниф-ниф и Нуф-Нуф целыми днями грелись на солнышке («лопатка»), а Наф-наф все трудился («гармошка»). Каждое утро Наф-наф «чистил зубки», обходил вокруг дома (круговые движения языка), белил потолки («маляр»), забивал гвозди («лошадка»). А его братья болтали почем зря («индюк»). В это время волк решил испугать поросят – сдуть их домики («прямая воздушная струя, сдуй ватку с носа»). Поросята испугались и побежали к братцу («лошадка»). А волк решил забраться в их домик через трубу и угодил прямо в котел («чашечка»). Зашипел кипяток и ошпарил волка – ш-ш-ш-ш.… Только его и видели.

А в следующий раз ребенок может сам одеть куклу на руку и показывать артикуляционные упражнения одновременно языком и рукой.

 Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

На своих занятиях я часто использую игру на составление рассказов и сказок по серии картинок. С помощью таких игр у детей развивается логическое и абстрактное мышление – ведь картинки нужно расставить по порядку, т.е. провести огромную мыслительную работу. Затем нужно описать, то, что нарисовано, чтобы получился рассказ.

ИГРА «ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ».

Давайте поиграем в эту игру. Вам надо разделиться на пары. У вас на столах лежат конверты с картинками из определенной сказки, посмотрите внимательно на картинки и разложите их по порядку. Детям бы я предложила вспомнить сказку и пересказать ее по серии картинок. Но т.к. вы уже взрослые, я немножко усложняю задачу: вам надо составить сказку на новый лад. То есть вы можете изменить начало сказки или конец, или немножко изменятся события, происходящие с героями. Или как говорила Маргарита Николаевна, вы придумаете сказку-перевирание, может вы придумаете сказку наоборот. Например, про сказку «Три медведя»: Три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было. Как повели себя медведи?

Уважаемые гости, я хочу чтобы вы тоже приняли участие. Кто желает составить сказку по серии картинок?

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией для педагогов, учителей-логопедов на тему: "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."...

Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Обобщен опыт работы с дошкольниками  в театрализованной деятельности....

Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников.

Участвуя в театрализованных играх, дети проявляют свое творчество и фантазии, знакомятся с  окружающим миром, развивают речь.Влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использоват...

Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников.

Театрализованные игры-постановка мини-спектаклей по мотивам знакомых сказок являются мощнейщим средством разития речи. Вживаясь в роль героя,ребёнок чувствует себя непосредственно.Педагогу необходимо ...

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития  речевой деятельности старших дошкольников"...