АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
методическая разработка (старшая группа) на тему

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isaeva.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Подготовила Исаева Е.В.

Воспитательно - образовательный процесс в подготовительной группе  осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН, в соответствии с программой, сеткой занятий и режимом дня.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

        Основные компоненты режима:

Утренний прием.

Утренний приём детей имеет большое значение в организации всего дня. Мы имеем возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.

При организации утреннего приёма планирую такие виды деятельности, как коммуникация, самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность (поручение, беседа, дидактические игры).

Организую утренний сбор, на котором обговариваем с детьми, чем мы будем заниматься в течение дня.

Зарядку в группе проводят дети самостоятельно.

Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

        Прием пищи - важный образовательный момент. Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из самых первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка (воспитание культурно-гигиенических навыков). С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком организуем  развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего? ", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.  Обращаю  внимание, как накрыты столы к завтраку (даю оценку дежурным).

При организации питания использую такой вид деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд (дежурство, самообслуживание).

Организация  непрерывной образовательной деятельности.

Непрерывная образовательная деятельность организуется в соответствии образовательной программой, перспективного тематического плана . При подготовки и завершении НОД нужно обучать дежурных детей правильно и аккуратно готовить и убирать рабочие места.

Организация прогулки.

        В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе летом).

        Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

        Прогулка  дает разрядку ребенку, снимает напряжение после занятий и создает у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

        Организуя прогулку,  планирую организацию двигательной, игровой, трудовой, познавательно-иследовательской, коммуникативной, трудовой (элементарный бытовой труд), изобразительной деятельности.

Планирую наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

Возвращение с прогулки

 Необходимо формировать представления о правилах возвращения с прогулки, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами: реагировать на предупреждение о завершении прогулки: завершать игры, убирать на место инвентарь, складывать выносной материал, приводить в порядок свой внешний вид, оказывать помощь сверстнику, собираться в условленном месте.

Развиваю  умения детей спокойно заходить в помещение, придерживать дверь, самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафчик, по необходимости располагать обувь и одежду для сушки, обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам. Формирую  привычку посещать туалетную комнату, мыть руки, лицо, соблюдать правила поведения в туалетной комнате, приводить свой внешний вид в порядок.

Организация сна.

        Самообслуживание и элементарный бытовой труд является основным видом деятельности  при организации сна. Большое значение уделяю созданию культуры привычек, воспитанию аккуратности, самостоятельности. Виды деятельности при организации сна самообслуживание, коммуникативная деятельность. В процессе раздевания (подготовка ко сну) слежу, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваюсь  тишины, дисциплинированности. Создаю спокойную обстановку в спальне. Воспитываю  у детей положительное отношение ко сну. Во время раздевания слежу  за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитываю у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обращаю  внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя при этом приемы одобрения, похвалы, замечания. Помогаю детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Развиваю представления о пользе сна, необходимости подготовки ко сну, о готовности спальной комнаты к организации сна. Воспитываю чувство благодарности к сотрудникам детского сада (помощнику воспитателя, прачке, заведующей, завхозу) и маме за созданные условия для сна (чистота, свежий воздух, чистое наглаженное белье, красивые шторы, удобная кровать, индивидуальное постельное белье, красивая, удобная, свежая пижама). Формирую опыт выражения чувства благодарности.

Сон

Сон является важным компонентом для здоровья и развития детей, поэтому  провожу  работу для формирования умения детей принимать удобную позу, расслабляться. Развиваю представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном просыпании.  Развиваю  умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения. Воспитываю бережное отношение ко сну сверстников.

2 половина дня.

        Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой комнате. Это время  использую рационально и насыщенно. С детьми организую коллективный труд, провожу развлечения, организую игры-драматизации, самостоятельную художественную деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и строительные игры. При организации 2-й половины дня планирую такие виды деятельности, как конструирование, двигательная, игровая, коммуникация, восприятие художественной литературы и фольклора (театрализованные игры, игровые ситуации, использование в конструктивной деятельности разного материала, подвижные дидактические игры) .

Чтение художественной литературы проходят в разных режимных моментах.

Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от  детских интересов, сезонности, событийности и др.

Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей.  Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в приёмной комнате, где ребята постоянно вступают во взаимодействия со сверстниками. В этих взаимодействиях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения.

Таким образом, режимные моменты основаны на интеграции образовательных областей, в процессе их организации решают ряд задач:

Социально-коммуникативное развитие:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Речевое развитие:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Художественно-эстетическое развитие:

  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие:

  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

        При проведении режимных моментов возможна интеграция ведущих видов деятельности, определённых Стандартом ДО как сквозных механизмов развития ребёнка:  при проведении утреннего приёма, прогулки и организации вечернего времени педагоги используют и общение и игру и познавательно-исследовательскую деятельность.

Разнообразие форм проведения образовательной деятельности в режиме помогает заинтересовать воспитанников той или иной деятельностью.

Педагогические приемы:

  • Приучение: детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со сверстниками или старшими. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
  • Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, последовательное одевание. Следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности действий.
  • Воспитательные ситуации: создают условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой
  • Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к деятельности, инициативности, самостоятельности, к выбору правильного поведенческого шага.
  • Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом, будь то воспитатель, родитель или сказочный герой.
  • Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но. Применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации.
  • Разъяснение: необходимо не только показать, но и  рассказать, как следует поступить в той или иной ситуации.
  • Беседа: помогает выяснить уровень знаний детьми норм и правил поведения

Современные подходы к организации воспитательного  процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.

На настоящий момент  обращаю внимание на следующие принципы работы с детьми:

  1. - уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
  2. - обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
  3. - использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
  4. - обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
  5. - использование цикличности и проектной организации содержания образования;
  6. - создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
  7. - широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
  8. - широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
  9. - обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
  10. - выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
  11. - формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

        Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

       

Основываясь на интересах и игре детей, предлагаю им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.

Предоставляю детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, этим стимулирую интеллектуальное развитие ребенка.

Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты)  учитывают интересы детей. Интерьер группы организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

•  делают выбор;

•  активно играют;

•  используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

•   работают все вместе и заботятся друг о друге;

•   отвечают за свои поступки.

Главным принципом воспитательной работы с дошкольниками  должен быть принцип заинтересованности ребенка.

В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается, прежде всего потребностью в новых впечатлениях. 

Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом

 использую средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.

Я  внимательно наблюдаю за развитием самостоятельности каждого ребенка, вношу коррективы в тактику своего индивидуального подхода и даю соответствующие советы родителям.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя - развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

Мы, взрослые (педагоги, родители) обязаны хорошо понимать, что ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка.

Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир.

Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, научается их воспроизводить (использовать), что позволяет  эффективно общаться, расти духовно и физически.

Взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей), всех членов семьи воспитанников обеспечивает сотрудничество, взаимопонимание в вопросах организации радостного и интересного дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями"

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитат...

Перспективный план учебно-воспитательного процесса в подготовительной к школе группе

Материал включает тематическое и понедельное планирование по программе Васильевой....

Организация воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями

методические рекомендации к организации воспитательного процесса в группе коррекционной направленности (ОНР) для детей 6-7 лет....

Анализ воспитательной работы в подготовительных группах

Анализ воспитательной работы в подготовительных группах...