Доклад к педагогическому совету на тему: "Возрождение русских национальных традиций"
материал ( группа) на тему

Гончарова Евгения Александровна

Материал для использования педагогами ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrozhdenie_russkih_natsionalnyh_traditsiy.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Возрождение русских национальных традиций

Всё дальше от нас уходит традиция встречать праздники всей семьёй, в родительском доме. Но если не пожалеть сил и времени на то, чтобы собрать всех родных, то мы узнаем самое удивительное счастье на земле, выраженное пословицей: «Вся семья вместе – так и душа на месте». Собрать всех вместе, чтобы глаза видели, а сердце понимало: это родной тебе семейный круг, твоя отрада и опора. Только тогда дано будет присущее русскому человеку ощущение «помощи стен» в родном доме.

Русский человек без родни не живёт. Когда отец хлопочет, он семье добра хочет. И какое счастье, если отец славен душой и семьёй большой.

Сколько радости, благочестивых обычаев дарил когда-то людям праздник Рождества! Старые люди учили малых ребятишек мастерить святую звезду. Сколько времени уходило, чтобы обстрогать и добела выскоблить длинный шест, смастерить золотые лучи, украсить их. Святое дело – нести чудесную звезду возлагалось на самого крепкого и доброго мальчишку, на заступника и верного друга всей детворы. У каждого из ребятишек была своя достойная роль, своя череда песенок. Ведь надобно было обойти все дворы в деревне, прославить всех хозяев и хозяек, всех домочадцев, обсыпать зерном на долгий век, на счастье, на благополучие, на здоровье. Пели «виноградья», колядки.

Это нынче мы замыкаемся в стенах собственного мира, отгораживаемся от ближних. Лишаем своих детей лада, милостивого беспокойства и желания принести в каждый дом добро, радость.

Если в семье был малыш, то по утру рождественского дня отец водил его к сусекам с зерном. Мальчонку одевали всем семейством, торжественно, порой в великоватый овечий полушубок, обязательно в дедову шапку, чтобы сызмальства он знал, что должен быть крепким и сильным, подстать отцу. Мать заботливо опоясывала полушубок богато расшитым пояском.

Уже в самом начале детства мальчик узнавал о самом главном богатстве – собранном с поля урожае. Его душа наполнялась желанием постараться не подвести отца, поскорее вырасти, чтобы стать опорой родителям.

Старые люди в полдень утаптывали снег вокруг своего дома, вокруг двора. Дети были рядом со старшими. Они старались помочь им, утаптывая тропинки вокруг дома, вокруг двора. Детям вверялись навыки сбережения семейного добра, уважение к родительскому труду.

Роль бабушек и дедушек, под присмотр которым вверялись дети, была велика. Так как именно в этом мудром возрасте познаётся, чего нельзя и что можно дозволить одному ребёнку, а запретить другому. Эти требовательные и ласковые мудрецы открывали заветные дверцы в ребячьих душах и вкладывали в них добрые понятия о земле, о небе, о заводях, исподволь дополняя свои рассказы нравоучительными примерами о послушании.

Все повадки зверей передавались от дедушки – внуку. Именно дедушка славился в семье как отменный охотник, рыболов, знаток природы. А вот тайные «местечки», где заросли малины гуще, и ягода слаще, знала бабушка. И как за домашними животными ухаживать, она тоже учила.

Сколько было таинственного в святочных приготовлениях, бабушкиных стародавних историях, загадках!

С бабушкой девочка ходила в храм, тянулась к подсвечнику и зажигала на Рождество свечу, просила нехитро о здоровье матушки и батюшки, жалела бабушку и дедушку.

У родителей было немало своих забот.

У матери была одна забота: не встала б в доме работа. Приговаривала часто мать: «Дом – корень, а сторона – похвальба». Девушки желали, ждали одобрения со стороны соседей. Старание скоро вознаграждались доброй молвой. Знание и чувство меры, вкуса прививались девушке в родном доме.

Грехом считалось охаивать, оговаривать в глазах детей своих родителей, родных, близких. Даже в самом загнанном несчастьем родственнике, убитом горем, спившемся – и в том находили черты привлекательные – те, которыми он обладал и вряд ли утратил их с годами. Может, лишь просто затаил где-то в глубине своего сердца. Чураться, обходить стороной попавшего в сети неудач родственника считалось  грехом.

Понятие о роде закреплялось сызмальства, чтобы в последствии сестры и братья не оставляли без поддержки друг друга, не чурались бы и соседей, попавших в странные сети несчастий. Надо учить их в детстве любви друг другу и вниманию. Это трудно начать. Но лиха беда начало. На русском человеке губительно сказались разобщение, разделение со своими родными и близкими, утрата традиций ведения родства.

Мы с вами живём на Кубани. Мы потомки древнего казачьего рода.

Казаки – защитники рубежей нашего отечества, нашей страны. Причём казаки защищали не только царя, но и простых людей; имели большие семьи, в которых сохранялся строгий порядок, семейный уклад. Казаки – единственное войско в мире, которое оснащалось на свои деньги. Как только в семье рождался малыш, все откладывали по копеечке на его обмундирование, вооружение и коня. Если семья была бедной, то на сходе граждан казачество оказывало материальную помощь к совершеннолетию юноши. Служили казаки верой и правдой 25 лет. Нам нельзя забывать об этом.

Но с чего начать восстановление этих традиций? Я бы предложила каждому русскому человеку, ныне пытающемуся постоять за свой род, начать с древа жизни.

Древо жизни –это ваше семейство, продолжающее рост, озирающее Божий свет, глубоко уходящее корнями в прошлое, как в мать сыру землю.

У старых людей о древе жизни свои домыслы и сказания. Они пронизаны светом, таинственностью. Мол, у всякого рода своё древо жизни. Его корни, его ствол. И надобно нравственно трудиться, духовно питаться, чтобы крепок и силён был твой род, чтобы множился и не истощался.

Образ жизни в собственном доме был и остаётся мерилом образа жизни в других семьях. Воспитание у ребёнка понятий чистоты и послушания начинается в собственном доме. Заложенные с малолетства представления о чистоте и порядке в доме будут перерастать со временем в понятия о сохранении порядка и нравственной чистоты в душе, в жизни.

Грех, если дом запущен и заброшен, а дети лишены общения с родителями. Несчастными становятся те, кто при отце и матери не испытывал в детстве любви. Не сидевшие на отцовских коленях, не обласканные матерью чаще всего и становятся обездоленными.

Раньше отец с детства внушал сыну – ты мой наследник. И то, что сын имеет ремесло от отца, всему от него научится, взрослея. Добрая слава отцу выражена в простой пословице: «Сынами славен, дочерьми честен».

Проводящий немало времени с сыном, с семьёй мужчина никогда не оставит своей семьи. Вложенное им в детей скоро окажется самым главным семейным богатством.

Мать же создавала в семье атмосферу чистоты, вела беседы с дочерью о целомудрии, разъясняя все моменты взросления девичьего организма.

В старину на русской земле всякий дом был открыт для странника. Старшие приучали детей уважительно относиться к нищим, обездоленным. Подавать милостыню. Впускали в дом странников, калек, прохожих. Топили для них бани. Таких случаев, чтобы принявший кусок хлеба, незнакомый человек оказался насильником или убийцей, не было. Странники приносили с собой известия о мире.

Время круто повернулось к другим ценностям.

Наши дети, не отрываясь, глядят, как легко и просто убивают каждый день друг друга на телевизионном экране герои современных телесериалов. Детям передаётся ожесточение, и они готовы выплеснуть бродящую злость безразборчиво. На отца, на мать, на весь мир.

Телевидение разжигает, распаляет в ещё неокрепших душах детей жар ярких соблазнов времени, мы забываем о генном восприятии русским человеком всего огромного мира любви, и то, что русский дух в нас будет жить, пока не искоренится наша земная русская родовая сила.

Народное воспитание имеет ещё одно, на мой взгляд, преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин защитников, а из девочек – женщин – матерей.

И ещё, народное воспитание создаёт у детей осознание своей сопричастности не только к семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма.