Материалы опыта педагогической работы «Приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность»
учебно-методический материал (старшая группа)

Чердынцева Светлана Николаевна

Знакомство с русскими национальными традициями способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Самый доступный и понятный для детей способ приобщения к русским национальным традициям – это знакомство с русским народным декоративно-прикладным творчеством (Дымковская игрушка, Филимоновская, Городецкая, Хохломская, Гжельская росписи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshch.st_.doshk_.k_rus.nats_.traditsiyam_cherez_izo.docx134.14 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Поронайского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №1 «Дружные ребята» г.Поронайска

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗО)

ЧЕРДЫНЦЕВОЙ СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Тема: «Приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность»

Чердынцева Светлана Николаевна

педагог дополнительного образования (ИЗО)

МБДОУ  №1 «Дружные ребята»

                                                        адрес: Сахалинская обл., г.Поронайск

ул.Восточная, 110а

                                                        тел.: 8(42431) 4-24-38

e-mail: Mbdou172@mail.ru

г.Поронайск

2018г

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ…………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА………………………………………………………….7

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА………………………………………………..15

РАЗДЕЛ 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………............24

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………25

Приложение 1. Методика исследования Т.С.Комаровой и Л.В.Кокуевой…………………26

Приложение 2.  Результаты исследования знаний детей о родной стране, русских национальных традициях ……………………..………………………………………………30

Приложение 3.  Развивающая предметно-пространственная среда (фотоматериалы)……33

Приложение 4. Консультация для педагогов и родителей «Традиционная тряпичная кукла»……………………………………………………………………………………………34

Приложение 5. Работа с педагогами (фотоматериалы)………………………………………36

Приложение 6. Анкета для родителей………………………………………………………..39

Приложение 7. Консультация для родителей «Семейные традиции»……………………...41

Приложение 8. Мастер-класс «Семейное древо»……………………………………………43

Приложение 9. Тематическое планирование…………………………………………………44

Приложение 10. Работа с детьми (фотоматериалы)…………………………………………47

Приложение 11. Проект «Секреты бабушкиного сундука» (фотоматериалы)…………….48

Приложение 12. Дидактические игры (фотоматериалы)……………………………………50

Приложение 13. Сценарии занятий…………………………………………………………...52

Приложение 14. Печатные издания, распространение педагогического опыта своей

работы…………………………………………………………………………………………...69

Приложение 15. Рабочая программа дополнительного образования «Калинка» кружка «Семицветик»…………………………………………………………………………………..74

РАЗДЕЛ 1. Информация об опыте

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета

среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским         искусством, литературой.  Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...»

Д. С. Лихачев

1.1.Сведения об авторе опыта

Чердынцева Светлана Николаевна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята» Управления образования администрации Поронайского городского округа

Педагогический стаж: 20 лет

Преподаваемый предмет: Изобразительная деятельность

Специальность: Педагог дополнительного образования

Контактный телефон: +7  924 193 53 42

          1.2.Тема опыта: «Приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность»

          1.3.Условия возникновения, становление опыта

          Приобщение детей к традициям своего народа, культуре своего края осознаётся современным обществом в качестве жизненно важной проблемы. Понятие «патриотизм» трактуется в словарях как чувство любви к Родине. А понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

          В XX веке переход воспитательных функций в ведение государство значительно снизил статус народной педагогики в нашей стране.

          Учитывая территориальную специфику нашего региона – Сахалинская область интернациональна по своей сути в своём историческом развитии, на территории региона проживают представители более 110 национальностей. Сейчас большое внимание уделяется сохранению культурного наследия коренных народов Сахалина. Многочисленные национальные диаспоры народов, населяющих нашу область, чтят  и сохраняют свои культурные традиции, передавая их своим детям.

          Мы живем в одной большой стране – России, общаемся на едином языке – русском, изучаем и сохраняем историю, культуру и традиции нашего государства. Все мы, россияне, объединены единым духовным наследием. В связи с этим, просто необходимо сохранять и пропагандировать русские народные культурные традиции.

          Педагогический опыт «Приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность» формировался в образовательных условиях МБДОУ №1 «Дружные ребята» в течение трёх лет. В опытной работе приняли участие дети старшего дошкольного возраста.

          В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к художественно-эстетическому развитию, знакомству с русским народным искусством. Русское народное творчество во все времена развивалось на основе народных традиций, несёт в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

         Новизна педагогического опыта

         1.Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей приобщение детей к  русским национальным традициям.

         2.Разработана серия занятий по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русским национальным традициям.

          1.4.Актуальность опыта

          Необходимость и своевременность освоения национального фольклора, русских национальных традиций в дошкольном учреждении и других отражают разного рода современные документы: «Конвенция о правах ребёнка» (1989г), Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв.распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №792-р); Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

          Знакомство с русскими национальными традициями способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Самый доступный и понятный для детей способ приобщения к русским национальным традициям – это знакомство с русским народным декоративно-прикладным творчеством (Дымковская игрушка, Филимоновская, Городецкая, Хохломская, Гжельская росписи).

          Русское народное декоративно-прикладное творчество в силу близости к народу, доступности и простоты, живого характера имеет важное место не только в творческом, но и в личностном становлении детей старшего дошкольного возраста, а также в развитии фантазии, инициативы, воображения и самостоятельности.

          При работе с материалом русского народного декоративно-прикладного искусства необходимо обратить внимание на следующие моменты:

– русское народное искусство ускоряет становление детского творчества;

– русское народное искусство является художественным опытом многих поколений народа;

– произведения русского народного искусства формируют вкус, приобщают к эстетике, развивают творчество личности.

          Проанализировав примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальную программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», парциальную Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, мы увидели противоречие: между значимостью данного вопроса, представленного в разных программах и недостаточном создании условий и использования возможностей изобразительной деятельности в нашем ОУ. Поэтому решили более углубленно и системно работать в направлении - по приобщению старших дошкольников к русским национальным традициям.

          Знакомство детей с различными видами русского народного декоративно-прикладного искусства на занятиях изобразительной деятельностью поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с русскими народными традициями, заложит основы эстетического воспитания. Так же приобщают детей к труду, содействуют развитию ручных и изобразительных умений, навыков усидчивости и аккуратности в работе, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Дети учатся уважать, понимать и беречь русские национальные традиции, в доступной форме, осваивают традиционные русские ремесла и росписи, узнают быт и особенности жизни прошлых поколений.

          Таким образом, проблемой данного исследования стал вопрос: какие виды изобразительной деятельности, какое содержание и методы работы необходимо использовать для приобщения старших дошкольников к русским национальным традициям?  

           1.5. Теоретическое обоснование опыта

          С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Культуру обычно принято рассматривать в двух основных формах - материальной и духовной. Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладном искусстве, присущих только этому народу, нации.     Национальная культура - это отражение души нации, его национального характера, самосознания. [4.С.58].

          Не случайно знакомству с русским народным декоративно-прикладным творчеством, приобщению к русским национальным традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка.

          Декоративно - прикладное искусство национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности и его быту. Декоративно - прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре народов. Роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей старшего дошкольного возраста также отмечали А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. Они отмечали, что приобщение к произведениям народного творчества вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, первые представления о Родине и крае, об их культуре.

          На сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в общей системе подрастающего поколения распространяются идеи К.Д. Ушинского. Среди многочисленных сборников и исследований того времени выделяются труды Г.С. Виноградова, О.Е. Капицы, К.И. Чуковского [17].

          Изучением своеобразия произведений малых фольклорных форм занимались многие лингвисты, исследователи народной словесности (В.П. Аникин, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, О.И. Капица, А.А. Потебня, М.А. Рыбникова, В.И. Чичеров и другие) [5].

         В. А. Сухомлинский, глубоко и оригинально разрабатывал вопросы воспитательного воздействия традиций, природы и др.

          Этнограф и фольклорист К.В. Чистяков отмечает, что «традиция - сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры».

           Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, которая влияет на формирование определенных нравственных качеств,  уважительного отношения к национальным традициям.        

        Изучение русских национальных традиций даёт возможность ребёнку с дошкольного возраста прийти к глубокому пониманию и осмыслению культуры своего народа и культуры народов мира. Что можно представить в виде нескольких последовательных ступеней.

            Первая ступень, с которой должно начинаться вхождение в мир культуры, русских национальных традиций – народная философия и народная педагогика. Без мировоззренческого подхода невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, ни другие составные части народной культуры. Философия бытия будет раскрываться ребенку через практическую деятельность и символы, создающие своеобразную систему координат в современном мире.

          Вторая  и третья ступени – жилище и одежда как вселенная. Наши предки считали себя частью живой природы, считали себя детьми вселенной. Поэтому выделение таких ступеней, как Жилище и Одежда на путях приобщения детей к русским национальным традициям, совершенно обосновано и чрезвычайно значимо.

         Четвёртую ступень можно назвать «искусство русских народных праздников». Календарь русского человека расшифровывается, изучается, пропевается, проигрывается. Ребенок здесь не только получает информацию, а проживает ее в соответствии с православным и земледельческим календарем  русского народа – то масленицу, то Пасху, то еще какой-то  праздник.

           Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство. Ценность произведений русского народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Они все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры [15].

          Поэтому целесообразно выделить пятую ступень - «Традиционные русские народные промыслы». Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. Знакомя детей с многообразием русских народных художественных промыслов, давая им возможность самим расписать   лошадку, барышню или петуха, украсить узором народный костюм, все это привлекает интерес детей, развивает их творческие способности. А как нравится детям рассматривать игрушки из глины, они так и тянуться своими ручками, хотят с ними поиграть.

          Народная педагогика использовала для нравственного  воспитания детей фольклор; народную музыку; народный театр (Петрушка, скоморохи и т.п.); изобразительное прикладное искусство (различные виды росписи и т.д.); быт и межличностные отношения в семье.

          Особую роль в приобщении ребенка к русским национальным традициям могут играть народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

          Мы считаем, что оптимальным вариантом в приобщении детей к русским национальным  традициям на занятиях изобразительной деятельностью является проведение занятий по декоративному рисованию, лепке, сезонных тематических занятий и развлечений, организация выставок детского творчества («Золотая осень», «Ярмарка»,  «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица», «Самая любимая мамочка моя!», «Весна – красна», «Праздник птиц», «Пасха», «Дню Победы посвящается!»).  А также проведение бесед по формированию у детей представлений о Родине, о жилище русского человека, о предметах быта, национальных особенностях русской одежды.

          Характерной особенностью работы по формированию отношения к русскому культурному наследию и чувства сопричастности ему, является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Совместно с родителями мы помогаем детям получить представление о разных видах русского народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности.         Необходимо также создание определенных условий для разностороннего развития творческих способностей ребенка, инициативности, самодеятельности, организованности, успешной социализации в обществе; формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого вырабатывается гуманное отношение к миру; воспитания интереса к труду, трудолюбия. Выделим следующие основные формы приобщения детей к русским национальным традициям, к своей Родине:

  • посещение краеведческого музея;
  • оформление мини-музея, выставки;
  • познавательные беседы;
  • творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
  • экскурсии, целевые прогулки.

РАЗДЕЛ 2. Технология опыта

           2.1.Ведущая педагогическая идея опыта

          Ведущая педагогическая  идея опыта заключается в поиске комплексного подхода к применению изобразительной деятельности в приобщении детей старшего дошкольного возраста к русским национальным традициям: разработке занятий, составлении перспективного плана, подборке народных игр; изобразительных средств; художественного, музыкального и литературного материала (устный народный фольклор).

          2.2.Цель работы –  приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность.

          Задачи:

1.Изучить теоретические аспекты вопроса о взаимосвязи национальных традиций русской народной культуры с изобразительной деятельностью.

2.Разработать и апробировать серию занятий по изобразительной деятельности с учётом современных образовательных технологий. Раскрыть содержание, описать методы работы по приобщению старших дошкольников к русским национальным традициям.

3.Определить условия и средства, способствующие развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников.

4.Разработать рекомендации педагогам и родителям, учитывая результаты исследования.

          Гипотеза: мы предполагаем, что при условии  организации целенаправленной работы, продуманном тематическом содержании и методическом обеспечении изобразительная деятельность может стать действенным средством приобщения старших дошкольников к русским национальным традициям.

          Методы исследования: теоретический анализ методической литературы, наблюдение за деятельностью детей, беседа, анализ продуктов изобразительной деятельности.

          Методологической основой работы являются исследования педагогов: Т. С. Комаровой особенностей организации изобразительной деятельности в детском саду; Г. Н. Данилиной изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, русских традиций, истории родного края; Т. С. Кокуевой по вопросам диагностики духовно - нравственного воспитания; Т. Я. Шпикаловой в области национальной русской культуры и искусства; Н. Б. Халезовой, В. И. Колякиной, О. А. Скоролуповой по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством и др.

        Практическая значимость работы заключается в представленной серии занятий по приобщению старших дошкольников  к русским национальным традициям, народной культуры своей Родины на занятиях изобразительной деятельностью.

          2.3.Организация учебно-воспитательного процесса

          Наиболее эффективным средством, обеспечивающим реализацию задач художественно-эстетического развития, является организация образовательного процесса в ДОУ. Образовательный процесс в ДОУ – это целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.          

          Образовательный процесс всем своим содержанием, организацией, характером направлен не столько на вооружение детей знаниями, сколько на их приобретение в процессе различных видов детской деятельности. Основным приоритетом выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Таким образом, реализация принципов дошкольного образования, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с использованием оригинальных методик, технологий ориентированных на развитие уникальных способностей ребёнкаспособствует подготовке его к жизни в меняющемся мире, формирует у него устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно, обеспечивают сохранение индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной и экономической жизни. 

           Образовательный процесс включает в себя:

- совместную деятельность детей и взрослого,

- самостоятельную деятельность детей.

        Особенность образовательного процесса заключается и в организации различных видов детской деятельности (игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская; двигательная) и их интеграции, в рамках которой дети активно развиваются, и совершенствуют уже имеющиеся знания, умения, навыки, а также получают новую информацию о русском народном творчестве, русских традициях, истории родного края.

        Организовывая образовательный процесс, мы стараемся, чтобы формы и методы работы с детьми, выбранные педагогом, были направлены на ребенка, при этом придерживаемся позиции «не над ребенком, а вместе с ним».  

           2.4. Содержание образования

           Базой исследования стал МБДОУ №1 «Дружные ребята». В опытной работе приняли участие дети старшего дошкольного возраста (2 старшая группа в 2016-2017 уч.г., 2 подготовительная группа в 2017-2018 уч.г.).

          Внедрение опыта проводилось по следующим направлениям:

-самообразование педагога (совершенствование знаний педагога о приобщении детей дошкольного возраста к русским национальным традициям, изучение и анализ методической литературы);

- сотрудничество всех участников образовательного процесса:

- работа с воспитанниками,

- работа с педагогами,

- работа с родителями.

          Практическое исследование проблемы с целью определения достоверности выдвинутой гипотезы осуществлялось в 3 этапа:

Этапы внедрения опыта:

I этап – подготовительный имеет диагностический характер. Цель: определение уровня знаний дошкольников о русских национальных традициях. (Приложение 2)

          На данном этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, теоретическая и методическая литература по проблеме исследования. Изучались современные программы, технологии в области художественно-эстетического развития, приобщения старших дошкольников к русским национальным традициям, народной культуре родной страны.

II этап– практический.  Цель: с помощью разработанного комплекса занятий приобщать детей к русским национальным традициям, к особенностям русского народного костюма, декоративно-прикладному творчеству, расширить знания детей о русских национальных традициях и умение  в них ориентироваться. Формы работы выстраивали целесообразно поставленным целям, с учетом содержания и реализации образовательной программы.

          Реализация поставленных задач осуществлялась  в трех основных формах:

-занятия, мероприятия,

-самостоятельная деятельность детей,

-совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

          Создана развивающая предметно-пространственная  среда (Приложение 3)

          Создавая развивающую предметно-пространственную среду, мы постарались сделать её информативно богатой.

           В группе пополнились материалом следующие центры:

-«Центр творчества». Данный центр пополнился вылепленными глиняными игрушками, расписанными по мотивам дымковской росписи, альбомом «Произведения декоративно-прикладного искусства»; силуэтами дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги; шаблонами разделочных досок; лото (настольная игра), образцами узоров, раскрасками;

-«Центр патриотического воспитания» альбом с предметами русского народного быта, русскими народными костюмами;

-«Центр книги» пополнился альбомом  с произведениями русского фольклора (частушками, потешками, пословицами и поговорками); альбом с иллюстрациями к русским народным сказкам;

-«Центр театра» пополнился сказочными героями для игры в настольный театр (сделаны детьми);

- «Центр музыки» - альбом «Русские народные музыкальные инструменты», подборкой  русских народных песен на флешь накопителе.

- В кабинете изобразительного искусства оформлен и функционирует мини-музей «Русская изба», имеется подборка репродукций известных художников изображавших традиционные русские народные праздники «Ярмарка», «Масленица», «Пасха» (на флешь накопителе).

При оборудовании центров и мини-музея учитывались следующие требования:
-безопасность для жизни и здоровья детей;
-доступность расположения.

С педагогами были проведены следующие мероприятия:

- консультации: «Традиционная тряпичная кукла», «Народный фольклор в воспитании у дошкольников культуры семейных традиций» (Приложение 4);

- открытые занятия;

-мастер-классы: «Городецкая роспись», «Дымковские игрушки» (Приложение 5);

- творческая лаборатория (лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской росписи);

- рекомендации по ознакомлению с русскими национальными традициями старших дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью.

          Работа с родителями включает в себя:

-анкетирование по теме: «Знакомство с русской народной культурой, русскими национальными традициями детей в семье». Цель анкетирования – выявить уровень заинтересованности родителей в формировании у ребенка интереса к русским национальным традициям, народной культуре родной страны. (Приложение 6)

-консультации: «Семейные традиции», «Детский фольклор и его значение в воспитании детей», «Традиционная тряпичная кукла» (Приложение 7);      

-мастер-классы: «Дымковская глиняная игрушка», «Семейное древо» (Приложение 8);

-открытые мероприятия; проект;

-наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, периодически проходят тематические выставки детских работ);

-экскурсия (родители самостоятельно водили своих детей в краеведческий музей г.Поронайска).

          Работа с детьми   строилась на основе индивидуально-личностного подхода, в зависимости от их индивидуального развития и сформированности  навыков и умений.     Продуктивные виды деятельности активно использовались в образовательной деятельности (интегрированные занятия).

Для детей были разработаны:

-календарно-тематический план (Приложение 9);

-конспекты занятий и мероприятий;

-рабочая программа кружка «Семицветик»;

-организована экскурсия в краеведческий музей г.Поронайска, где постоянно действует экспозиция «Изба переселенцев» (Приложение 10);

-разработан и реализован проект «Секреты бабушкиного сундука» (Приложение 11);

-организован мини-музей «Русская изба»;

-дидактические игры: «Лото» на закрепление знаний народных промыслов, народного костюма, предметов русского быта; «Одень куклу в народный костюм» «Собери пословицы» (Приложение 12);

-картотека народных подвижных игр («Карусель», «Утёна», «Утки» и др.);

-презентации («Предметы русского быта», «Народный костюм», «Дымка», «Голубая гжель», «Хохлома»).

III этап – аналитический. На данном этапе работы был проведен анализ эффективности приобщения детей старшего дошкольного возраста к русским национальным традициям. Цель: определение уровня знаний дошкольников о русских национальных традициях, на контрольном этапе исследования.

          Для дальнейшей работы при составлении плана мы руководствовались методикой изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного края, русских традиций Данилиной Г. Н. Предлагаемая методика создана на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей Отечества:

- доступность знаний, достоверность и научность;

- соответствие сложности материала возрасту детей;

- культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

- краеведческий опыт;

- экологическое воспитание.

        Для реализации методики предполагается интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

        Планируя содержание занятий, мы использовали следующие средства по приобщению детей к русским национальным традициям: предметы декоративно-прикладного творчества, народный фольклор (загадки, пословицы, поговорки, потешки, народные приметы, сказочный фольклор), музыкальное сопровождение, народные игры, народную игрушку, предметы быта.        Для того чтобы дети могли в самостоятельной деятельности проявить свои знания и умения, в свободное пользование детей были предоставлены материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации в «центре творчества».

        В кабинете изобразительного искусства нами был создан мини-музей «Русская изба», в создании которого потребовалась помощь всего коллектива ДОУ. На нашу просьбу принести какие-либо предметы старинного быта откликнулись многие сотрудники и родители. Нам удалось достать чугунок, самовар, половики, лапти и другие вещи. Многие предметы русского быта сделали своими руками (печь, коромысло, ухват, веретено, рубель). А также украсили мини-музей предметы декоративно – прикладного искусства. Рядом с игрушками и декоративной посудой мы расположили иллюстрации и другие материалы. Нами были изготовлены картотека пословиц и поговорок, дидактические игры.

          Используя авторские разработки, мы составили комплекс занятий по изобразительной деятельности. На наш взгляд, такие занятия содержат в себе очень богатый, интересный материал в сочетании с разнообразными средствами и методическими приёмами.

        Учитывая возрастные особенности детей и полученные результаты диагностики, мы внесли изменения в разработки занятий: добавили игры, игровые моменты в ходе беседы, «путешествие в сказку», «превращение», так как дети, как правило, быстро утомляются и начинают отвлекаться при длительном словесном воздействии. Ориентируясь на возраст детей, мы внесли дополнительные сюрпризные моменты для эмоционально яркой окраски занятий, сочли целесообразным использование аудиозаписи со звуками леса, народными песнями и народной музыкой.

          На формирующем этапе работы в специально организованном педагогическом процессе формировали у детей знания о родном крае, о русских традициях, обычаях русского народа, об особенностях русского народного костюма. Основной формой нашей работы определили занятие. Мы спланировали провести ряд занятий по разным видам изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование, конструирование из бумаги, лепка, декоративное рисование), используя разнообразные средства, современные образовательные технологии, методы и приёмы обучения с целью создания мотивации, формирования нравственных чувств и развития нравственных качеств.

          Комплекс занятий был ориентирован на ознакомление детей с различными сторонами жизни русского народа: трудовой, бытовой, с обычаями, русскими традициями, а также с русскими народными праздниками.

           При решении задач приобщения детей к русским национальным традициям, нами был разработан ряд наглядных пособий и дидактических игр, необходимых для формирования у детей представлений о нашей Родине, о жилище русского человека, о предметах быта, национальных особенностях русской одежды, о русских традициях, о русском прикладном искусстве:

-репродукции (копии) художников и иллюстрации с изображением природы, русской избы (разные виды жилища) и её убранством, предметов русского быта, русской национальной одежды, праздником «Масленица», «Пасха», «Ярмарка» (иллюстративный материал, подборка на флешь накопителе, презентация «Народные праздники в произведениях известных художников» на флешь накопителе);

-дидактические игры: «Одень куклу», «Лото», «Собери пословицы».

          На сегодняшний день внедрение в образовательный процесс развивающих технологий является важным и необходимым. Поэтому для реализации всестороннего развития ребёнка, его личности и способностей, мы выбрали инновационные педагогические технологии:

- здоровьезберегающие (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, подвижные и малоподвижные игры, физминутки, что способствует развитию мелкой и общей моторики, координации речи с движением);

- технологии развивающего обучения,

- проблемного обучения (способствует развитию внимания, творческого воображения, сформированность навыков умственных операций и действий);

- игровая (способствуют развитию воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять);

- экспериментирования (развивает воображение, мышление, речь в процессе наблюдения и исследования объектов; развивает собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств; умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать вывод);

-проектный метод (способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, развивает такие качества, как социализированность и активность);

- арт-терапия (изо-терапия – нетрадиционные техники рисования, музыкотерапия);

- технология сотрудничества;

- информационно-коммуникационные;

- личностно-ориентированные.

          Применение современных образовательных технологий помогают создать комфортные условия обучения, при которых воспитанник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в полученных знаниях о родной стране, русских национальных традициях народной культуры, делает более качественным процесс художественно-эстетического воспитания детей ДОУ.

        Нами были проведены запланированные занятия с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 13)

           Занятие 1. Тема занятия: «Здравствуй зимушка – зима!»

          Цель: Расширять знания о лесе, показать детям красоту и величие русской зимы. Закреплять знания детей о русских традиционных народных праздниках. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Воспитывать чувства восхищения и любви к русской природе.

В начале занятия мы уточнили знания детей о русской зиме, используя вопросы. Для формирования полноценных представлений о русской зиме мы предложили детям понаблюдать за природой из окна. Чтобы показать красоту и величие русской зимы прочитали стихотворение С. Есенина «Береза».

          Далее мы использовали сюрпризный момент - Лесовичка, вопросы и демонстрацию репродукций  для расширения знаний детей о лесе.           Установили взаимосвязь природы и времени года, растительного, животного мира с жизнью человека, говорили о том, какое влияние оказывает время года на природу, вспомнили зимние явления природы, изменения в жизни, деревьев, животных, птиц, насекомых, подводных жителей, о том, что человек является частью природы. Для закрепления знаний о том, как зимуют лесные звери, использовали игру с мячом.

        Из нашего рассказа дети узнали, какие заботы были у жителей русских деревень. У взрослых было много дел: дрова рубить, печь топить, воду с речки или из колодца носить, домашних животных кормить, себе пищу готовить. Женщины пряли, ткали, шили. Мужчины готовились к весеннему севу, а некоторые — к постройке новой избы. Успевали и любимым делом заняться – изготавливали игрушки. Детям была предложена дидактическая игра «Назови или покажи».  Этот игровой прием оказался эффективным для уточнения знаний о русской игрушке. Дети называли и показывали на картинках русские деревянные и глиняные игрушки. Дети вспомнили, какие праздники зимой праздновали (Рождество, Новый год, Масленица). Уточнили знания детей о зимних забавах.

        В практической части занятия мы предложили детям на листе бумаги с помощью свечи и  акварельных красок нарисовать зимний лес. Затем сделали выставку работ, полюбовались красотой узоров. В конце занятия задавали вопросы с целью обобщения, уточнения приобретённых детьми знаний.  

           Занятие 2. Тема занятия: «Двор что город, изба что терем!».

          Цель: Расширять представления детей о русской избе как о жилой деревянной постройке; о красоте и целесообразности деревянного зодчества; уточнить представления о природных богатствах своего края.

В начале занятия мы провели вводную беседу с детьми для закрепления знаний детей о лесе, полученные на предыдущем занятии. По ходу беседы задавали детям вопросы, в случае затруднения, помогали, предъявляя предметные картинки с изображением флоры и фауны. Познакомили детей с жилищем русского человека — «избой рубленой», с деревянным зодчеством, во время беседы использовали иллюстрации с изображением избы, задавали детям вопросы, на которые дети, высказывали предположения, рассуждали, делали выводы. Ребята побывали на выставке русского зодчества (стенд с иллюстрациями). Во время занятия применили игровой момент с Петрушкой. Дети узнали о традиции помогать друг другу, которая называлась помочь. Использовали пословицы и поговорки, которые сложил народ:

«Своя избушка – свой простор», «В гостях хорошо, а дома лучше». В предложенной игре -

«Ум хорошо, а два лучше», «Одному хорошо, а вместе лучше», «Делу — время, а потехе — час». В практической части занятия дети рисовали дома-терема, избы-хоромы и маленькие избушки, а ещё мельницу и колодец. Помощь оказывали по необходимости. По окончании работы  предлагали всем детям подойти к новым «избам», полюбоваться ими.  Из готовых работ оформили выставку «Двор что город, изба что терем!».

          В предварительной работе к занятию в свободной деятельности детям была предложена игра-ситуация «Вместе мы избу построим». Поиграть в дружных русских людей, которые трудились и веселились, строили избу всем селом.

          Занятие 3. Тема занятия: «Сошьём Дуне сарафан»

          Цель: Знакомить детей с некоторыми образцами старинной русской одежды(женской), с её функциональным назначением, отличием от современной одежды, с символикой в русском народном костюме. Упражнять в технике работы с кистью: кончиком ворса, плашмя, а также учить выполнять традиционный русский орнамент.

          В начале занятия предложили детям рассмотреть демонстрационный материал с изображением старинной русской одежды, отметили чем украшены ворот, подол, рукава рубахи и для чего сделана вышивка.        Рассматривали        понёву, головные уборы, сарафаны, рубахи.

          Далее мы использовали сюрпризный момент. В гости к детям пришла кукла Дуняша (кукла одета в народный костюм) и предложила детям украсить сарафаны её подружкам, чтобы они смогли вместе хоровод водить.

           Мы объяснили детям, что всю одежду от начала до конца делали сами, одежда была льняная и шерстяная.

        В практической части занятия дети украшали орнаментом сарафаны для подружек куклы Дуняши. Далее все куклы в сарафанах выстраиваются в хоровод (приклеивают на заранее приготовленный плакат).

        В конце занятия уточнили и обобщили с помощью вопросов знания детей о русском костюме, подчеркнули основное назначение одежды, обратили внимание детей на то, что русский национальный костюм — это труд, творчество, мастерство русских женщин.

           Занятие 4.Тема занятия «В творческой мастерской»

Цель: Углубление знаний о различных видах декоративно-прикладного творчества (дымка, хохлома, гжель), дымковской игрушке, приобщение детей к русской народной культуре нашей страны.

          В начале занятия педагог приветствует воспитанников красочным стихотворением и приглашает детей в путешествие по сказке с помощью волшебства (дети ставят перед собой проблему, и ищут пути её преодоления). Далее педагог рассказывает сказку «Марья – Искусница», после чего дети отправляются путешествовать по «городам мастеров» (хохломских, гжельских, дымковских), где они узнают много интересного об изготовлении хохломской и гжельской посуды, глиняных дымковских игрушках. Сравнивают эти предметы и уточняют элементы росписи, цветовую гамму. Потом дети попадают в художественную мастерскую, где как истинные мастера расписывают плоскостные фигуры лошадок дымковской росписью.

          Перед творческой работой проводим пальчиковую гимнастику «Карандаш». По окончанию работы педагог предлагает воспитанникам составить коллективную композицию «Кони на лугу» (на заранее подготовленный плакат дети приклеивают лошадок).

          В конце занятия педагог вместе с воспитанниками уточняет с помощью вопросов знания детей о предметах декоративно-прикладного творчества.

           Занятие 5.Тема занятия «Ярмарка» (развлечение)

Цель: Продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, песни, игры, русские народные музыкальные инструменты, народное декоративное творчество). Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.

          В начале мероприятия педагог приглашает всех участников пройти в «мини-музей предметов русского быта» на экскурсию (фойе ДОУ), где воспитанники с интересом рассматривают экспонаты, отгадывают загадки, вспоминают русские народные сказки, где упоминаются некоторые вещи, которые находятся в нашем музее. Уточнили и обобщили с помощью вопросов знания о русском народном костюме, о предметах декоративно-прикладного творчества, о предметах русского быта.

          Далее педагог приглашает всех участников мероприятия на «Ярмарку» в музыкальный зал. Затем воспитанники исполняют песню «Ярмарка», встречаются на празднике со скоморохами и коробейниками, представляют ранее вылепленные глиняные игрушки и расписанные элементами дымковской росписи; танцуют, играют на русских народных музыкальных инструментах. В конце праздника гости «Ярмарки» дарят для «мини-музея предметов русского быта» коромысло и ухват, сделанные своими руками. Педагог дополнительного образования  тоже дарит детям альбомы для пополнения «Центра музыки» - «Русские народные музыкальные инструменты»; «Центра патриотического воспитания» - альбом «Предметы русского быта. Русский народный костюм».

          2.5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения:

В основу обучения детей положены следующие методы:

- проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения),

-поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности),

-игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений),

-практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения). 

          Формы работы с детьми: фронтальные, групповые, индивидуальные.

          Преобладающие виды деятельности - игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

          2.6. Длительность работы над опытом

          Педагогический опыт «Приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность» разрабатывался и внедрялся в практику работы МБДОУ №1 «Дружные ребята» с 2015 года.

          2.7. Диапазон опыта

          Диапазон опыта представлен авторской рабочей программой дополнительного образования «Калинка» (Приложение 15), разработкой конспектов занятий с элементами декоративно-прикладного искусства, русского народного творчества, фольклора, картотекой пословиц и поговорок, дидактическими играми, иллюстрированными альбомами, методической разработкой проекта «Секреты бабушкиного сундука», перспективным планом, фотоматериалами мини-музея «Русская изба».

РАЗДЕЛ 3. Результативность опыта

           3.1.Определение критериев для диагностирования успешности опыта, представление методики описания и эффективности опыта.

          Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность была проведена педагогическая диагностика. В исследовании принимали участие воспитанники 2 старшей группы. Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Сначала устанавливался контакт с ребёнком, доверительные отношения и на этом фоне создавалась ситуация разговора.

Диагностическое исследование было организовано с использованием диагностических методик Л. В. Кокуевой и Т. С. Комаровой (Приложение 1)

           

           3.2. Доказательность результативности опыта

          Изучая начальный уровень знаний детей группы о родной стране и русской народной культуре, специфику интеллектуально – эстетического развития, мы получили следующие данные: высокий уровень знаний зафиксирован у 23%, средний уровень  был зафиксирован у  45 % детей, низкий уровень - 32% (Приложение 2)

          С высоким уровнем 5 детей Дымковскую и Филимоновскую игрушки узнали сразу, описали обе игрушки достаточно подробно, выделяя характерные признаки. При сравнении указывали сходство и различие по двум признакам. Дали детальную, обоснованную оценку своего отношения к изделию. Мы наблюдали ярко выраженное положительное отношение к изделию. При выполнении узора четко следовали стилю росписи, но новых элементов не вносили. Работы полностью завершены. А также имеют точные представления о семье, о месте проживания, о природе родного края, о быте и традициях, о декоративно-прикладном искусстве, народном фольклоре. Дают правильные ответы на вопросы.

          Средний уровень знаний у 10 человек. У них зафиксированы достаточные представления, о  семье и о месте проживания, о Родине, о природе родного края. Имеются затруднения в выделении главного, при этом содержание знаний в целом адекватно поставленному вопросу, при наличии некоторых неточностей. Знания детей о быте и традициях русского народа и их представления о русском народном декоративно – прикладном искусстве и устном народном творчестве неточные,  ответы неполные. Путаются в определении видов росписи, народную игрушку описывают не полностью, соответствие элементов Дымковской и Филимоновской росписях не точные, погрешности в форме композиции. Работы фактически завершены полностью.

          Низкий уровень знаний у 7 детей. Представления детей о семье и о месте проживания, о Родине, о природе родного края, о русском народном декоративно – прикладном искусстве и устном народном творчестве, знания о быте и традициях русского народа отсутствуют либо неадекватны содержанию. Ответы неправильные или неполные. При определении видов росписи сомневаются или вовсе молчат. Игрушки описывают одним, двумя признаками. В основном не определяют сходства и различия, своё отношение к предметам народного искусства выражают безразличием. При составлении узора на силуэтах допускают несоответствие характеру росписи, стараются копировать изделие, могут не завершить свои работы.

          По результатам первичной диагностики, определения уровня знаний детей о родной стране и народной культуре, нами были получены следующие данные.

Результаты исследования представлены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1                                    Результаты исследования

Уровни

Кол-во детей

%

Высокий

5

23

Средний

10

45

Низкий

7

32

               

               Рис. 1. Результаты исследования детей

                

        Результаты первичной диагностики продемонстрировали нам объём знаний дошкольников до начала опытной работы и помогли определить основные направления работы по приобщению к русским национальным традициям средствами изобразительной деятельности.

        Для контрольной диагностики, нами использовались методы наблюдения, беседы, соответствующие критериям, применяемым на констатирующем этапе:

  • наблюдение за деятельною детей с целью выявления их интересов в процессе занятия по изобразительной деятельности;
  • беседа, включающая в себя двенадцать вопросов на выявление знаний детей о своей Родине, о русских национальных традициях;
  • наблюдение за детьми с целью определения характера переноса полученных знаний в деятельность.

           Определяя специфику интереса детей к русским национальным традициям, к своей Родине и мы получили следующие данные:

Результаты контрольного исследования представлены в таблице 2 и на рисунке 2.

Таблица 2                           Результаты контрольного исследования

Уровни

Кол-во детей

%

Высокий

  9

45

Средний

10

50

Низкий

1

5

               

               Рис. 2. Результаты контрольного исследования детей

          По результатам контрольного исследования мы видим, что 9 детей (45%) имеют высокий уровень проявления интереса к своей Родине, к русским национальным традициям. Средний уровень наблюдался у 10 человек (50%). Низкий уровень наблюдался у 1 ребёнка (5%), отрадно отметить, что фактически не осталось детей не заинтересованных в изучении русских национальных традиций.

          Таким образом, опытная работа позволила нам вывести испытуемых детей нашей группы на средний и высокий уровни по таким критериям, как наличие познавательного интереса к освоению русских национальных традиций, к родной стране.

          Сравнение результатов показало определённые изменения уровня знаний детей экспериментальной группы: показатель высокого уровня знаний поднялся до 45 % за счёт повышения осведомлённости детей, которая на первоначальном этапе демонстрировала предыдущий уровень знаний. Средний показатель снизился, так как дети со средним уровнем на первоначальном этапе перешли на высокий уровень, а с низким уровнем знаний на первоначальном этапе перешли на уровень возрастной нормы (средний).

        Наблюдая за детьми в процессе самостоятельной игровой и продуктивной деятельности и общения, мы можем отметить, что дети стали активнее переносить свои знания в деятельность. Нас радует, что многие дети стали активно отражать свои знания и отношения в деятельности. Например, реализовать их в лепке, аппликации, рисовании. Воспитанники различают виды росписей и знают материалы изготовления. При составлении узоров с уверенностью используют традиционную гамму цветов, элементы росписей. Расписывают доски городецкой росписью, силуэты посуды элементами по мотивам хохломской и гжельской росписи. С удовольствием лепят из глины игрушки и расписывают их элементами дымковской росписи, используют в своей речи в процессе взаимодействия со сверстниками русские пословицы, загадки, считалки. Мы с удовлетворением отметили, что дети стали охотнее играть в народные игры.

         

          3.3. Оценка результативности опыта:

          Сравнительный анализ полученных данных позволяет говорить о том, что разница между показателями на разных этапах обследования оказалась значительной, что видно в гистограмме: возросло количество детей с высоким и средним уровнем,  с низким уровнем практически отсутствует (1 чел. – 5%).

                     

Рис. 3. Сравнительная гистограмма сформированности интереса детей к

русским национальным традициям, к своей Родине

          Таким образом, сравнительный анализ позволил нам выявить положительные изменения по всем обозначенным нами критериям: проявление интереса к русским национальным традициям, наличие знаний о нашей стране, повышение уровня интеллектуально – эстетического развития.

          Опытная работа доказала, что приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям является действенным средством интеллектуально – эстетического развития детей.

           Цель данной работы достигнута, задачи решены.

           

           3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на результативность опыта.

          На результативность опыта как положительно, так и отрицательно могут влиять следующие условия:

Условия

Позитивно влияющие

Негативно влияющие

Профессиональная компетентность педагогов

высокая

недостаточная

Уровень развития воспитанников

Высокий

низкий

Активность родителей

высокая

низкая

Актуальность темы

Актуальна для ДОУ, интересна для детей

Неинтересная для детей

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          4.1. Конкретные выводы, предложения, вытекающие из опыта

          Сравнительный анализ результативности работы по приобщению к  русским национальным традициям, наличие знаний о нашей стране у старших дошкольников показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к русским народным промыслам, а также любовь и заботу о старшем поколении, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды русского народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка); самостоятельно называют особенности и достопримечательности своего родного края; используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества (потешки, частушки, пословицы, поговорки и т.д.), правильно называют членов своей семьи; могут рассказать о своей семье, используя «Древо семьи», которое сделали совместно с родителями; знают название своей страны и столицу, государственные символы, свой город. А в «центре творчества» дети знакомятся с образцами народных промыслов, используют разные материалы для создания своих работ. Родители стали принимать активное участие в работе по данной теме: составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала, в проведении праздников, совместно с детьми расписываю глиняные игрушки по мотивам дымковской росписи, принимают участие в оформлении творческих выставок, в творческих проектах.

Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к русским национальным традициям и историческому прошлому своей страны, а также позволяет с успехом решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста, показывает своё преимущество и эффективность. Наблюдая деятельность детей, анализируя детские работы, можно сделать выводы о том, что выдвинутая нами гипотеза   нашла свое подтверждение.

           Приобщение детей к русским национальным традициям способствует формированию у них патриотических   чувств   и   развития   духовности. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, русским национальным традициям, фольклору, художественным промыслам, русскому народному декоративно-прикладному искусству, в которых русский народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

          4.2. Перспектива дальнейшего совершенствования опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

          Проведенная нами работа имеет перспективы дальнейшего развития и предполагает активное использование педагогами ДОУ и педагогами дополнительного образования.

          Ценность опыта работы заключается в том, что при организованной целенаправленной работе, дети с удовольствием знакомятся с историей, русскими национальными традициями своей страны, познают её секреты, приобретают новые знания. Данная форма работы помогает ребёнку накопить социальный опыт, способствует раскрытию таланта и творческих способностей. Воспитанники стали более раскрепощены, любознательны, доброжелательны. У них развивается чувство любви и уважения к своему народу, русским традициям и такое важное качество, как толерантность. Это всё необходимо для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе.

          4.3. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях

Год

Форма

Уровень

2015/16

уч.год

Проект «Секреты бабушкиного сундука»

ДОУ

Доклад на Муниципальных педагогических чтениях «Инновационная практика XXI века: деятельность, ценность, успех» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках внедрения ФГОС ДО»

Муниципальный

Доклад на VСахалинские рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность»

«Образ матери в произведениях искусства»

Региональный

IX (V) региональная выставка научного и технического творчества, декоративно-прикладного искусства воспитанников, школьников, студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников ОУ Сахалинской области.

Региональный

В ГБОУ ДО «Областной центр внешкольной воспи-тательной работы» «Весен-няя научная сессия – 2016»

Печатное издание в сборнике областной научно-практической конференции: «Образ матери в произведениях искусства»

Региональный

Публикация статьи «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через образ матери в художественных произведениях искусства» в рамках Всероссийского  конкурса «Рассударики»

Всероссийский

1016/17

уч.год

Открытое занятие «Лошадки из Дымково»

ДОУ

Мастер-класс «Дымковские игрушки»  для педагогов в рамках сетевого узла «Система духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе традиций народной культуры».

Муниципальный

Муниципальный конкурс инновационных проектов.

Муниципальный

-Доклад на конференции I Рождественские образовательные чтения по Дальневосточному федеральному округу «1917-2017: уроки столетия» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

-Печатное издание в сборнике научно-практической конференции I Рождественские образовательные чтения по Дальневосточному федеральному округу «1917-2017: уроки столетия»

Региональный

Региональный

Публикация сценария праздника «Ярмарка» Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»

Всероссийский

Публикация  сценария занятия «Игрушки не простые, а расписные»

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»

Всероссийский

Публикация в электронном СМИ статья «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования»

nsportal.ru(личный мини-сайт)

социальной сети работников образования

Публикация в электронном СМИ проект практико-ориентированный (прикладной) «Секреты бабушкиного сундука»

nsportal.ru (личный мини-сайт), соц.сеть работников образования

2017/18

уч.год

Открытое занятие «Дымковская слобода»

ДОУ

Мастер-класс для педагогов ОУ «Лепка и роспись глиняных игрушек»

ДОУ

III Межрайонный фестиваль русской культуры «Матрёшка»

Муниципальный

Доклад на научно-практической конференции VII Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее человечества» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках ФГОС дошкольного образования»

Региональный

Печатное издание в сборнике материалов областной научно-практической конференции

VII Рождественские образовательные чтения

(находится в печати, издательство ИРОСО)

Печатное издание в журнале «Сахалинское образование XXI век»

Региональный

Публикация на международном образовательном портале Maam.ru:

  «Творческая мастерская» Лепка глиняных игрушек по мотивам дымковской росписи для педагогов ДОУ.

  Сценарий занятия «Двор что город, изба что терем!».

Международный

(Приложение 14)

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв.распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №792-р);

2.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 годы;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

Учебники, брошюры, журналы:

4.Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк., 2004. - 735 с. С. 58.

5.Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства/ П.Г. Богатырев - М., 1991 С. 182-194.

6.Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучение в детском саду. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

7.Василенко В.С., Детский фольклор, М.: Высшая школа, 2010г.

8.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000.

9.Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: издательство Скрипторий 2003, 2007.

10.Железнова Е.Р. Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

11.Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. Учебно–методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2004.

12.Кокуева Л. В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие. М.: АРКТИ, 2005.

13.Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. – М.: педагогическое общество России, 2005.

14.Комарава Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

15.Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов Н/Д: Феникс, 2002,- 120с.)

16.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,  – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

17.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003.

18.Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. – М.: ООО Издательство Скрипторий 2003, 2005.

19.Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5.

20.Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Периодические издания:

21.Виноградова Н. Ф., Соколова Л. А. Моя страна Россия. – М.: Просвещение,2007.

22.Семёнова М. Быт и верования древних славян. – СПб.: Азбука,2000.

  Приложение

        

Чердынцева Светлана Николаевна «Приобщение старших дошкольников к русским национальным традициям через изобразительную деятельность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через театрализованную деятельность»

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающ...

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

«Приобщение старших дошкольников к русской национальной культуре посредством интерактивных методов».

Чтобы передать самобытность национальной культуры современным дошкольникам, необходимы методы, способные заинтересовать, увлечь и научить гордиться детей наследием предков....

Инновационный педагогический опыт "Приобщение старших дошкольников к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности"

Приобщение старших дошкольников к произведениям  художественной литературы средствами театрализованной деятельности...

Открытый просмотр «Березовая роща» (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)

Конспект открытого занятия  (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)....