Инновационный педагогический опыт "Приобщение старших дошкольников к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) по теме

Калиничева Виктория Александровна

 Приобщение старших дошкольников к произведениям  художественной литературы средствами театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного педагогического  опыта

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям   художественной литературы средствами театрализованной деятельности»

Причинами, побудившими меня к изменению своей педагогической практики являются:

Противоречия между требованиями к обновлению содержания образования в соответствии с ФГОС ДО и недостаточным использованием на практике современных образовательных ресурсов;

А также:

  • Социальный заказ общества и семьи на формирование эмоциональной сферы личности ребёнка, развитие у него предпосылок понимания произведений художественной литературы, развитие творческой активности, культуры восприятия художественных произведений;
  •  недостаточная оснащённость предметно-развивающей среды  по данной проблеме;
  • недостаточный уровень осведомленности родителей о возможностях  приобщения детей старшего дошкольного возраста к произведениям   художественной литературы;
  • отсутствие системы работы по  приобщению детей к произведениям   художественной литературы средствами театрализованной деятельности.  

Цель:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к произведениям  художественной литературы средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для повышения мотивации по приобщению детей старшего дошкольного возраста  к   художественной литературе средствами  театрализованной деятельности;
  • Развивать  восприятие  произведений   художественной литературы;  
  • Развивать потребность к самостоятельной творческой деятельности.

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, а самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» - это проиграть её. Поэтому театрализованную деятельность я выбрала в качестве основного средства приобщения детей старшего дошкольного возраста  к произведениям   художественной литературы, что, несомненно, приблизит моих воспитанников к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком.

Концепция изменений моего ИПО связана с активным внедрением в педагогический процесс  различных видов театра, дидактических пособий по театрализованной деятельности, а также целый ряд методов и приёмов, которые способствуют  восприятию   художественных произведений.

Сущность ИПО заключается в создании условий, способствующих развитию у старших дошкольников эмоциональной сферы личности, творческой активности и культуры восприятия произведений художественной литературы.

Описание ИПО:

  ИПО заключается в обогащении педагогического процесса  следующими образовательными ресурсами:

  •  Система дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок»;
  • Художественные альбомы (тематические подборки иллюстраций к художественным произведениям);
  • Банк  дидактических пособий (мнемотаблицы, пиктограммы, речекуб, сундучок-речевичок, лэпбук);
  • Сборник игр-приёмов (на развитие у детей творческого воображения, эмпатии, коммуникативных качеств);
  • Картотека  произведений детской художественной литературы (по жанрам); 
  • Традиционные виды театров:  би-ба-бо, театр игрушек, пальчиковый театр, настольный, конусный, теневой,  театр на фланелеграфе, театр на магните, театр масок;
  • Нетрадиционные виды театров: театр мочалок, резинок, театр коробок, театр стаканчиков, театр из бутылочек, театр из тарелок, театр платков, театр варежки, тантамареска;
  • Консультации для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов с целью повышения компетентности в области  приобщения детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности;
  • Диагностический материал  (разработанные критерии определения уровня восприятия  произведений художественной литературы).

Проблемы реализации ИПО:

  • Профессиональная  компетентность 
  • Трудоёмкость  (создание и приобретение дидактических пособий по театрализованной деятельности  требует определённых временных затрат, а также определённую сложность составляет подбор диагностических методик)

К рискам можно отнести: 

  • Небольшое разнообразие литературы, методических материалов по проблемам приобщения детей старшего дошкольного возраста к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности;
  • Небольшое разнообразие реквизита и атрибутики для театрализованной деятельности;
  • Отсутствие театра в нашем городе.

 

Условия реализации изменений:  

  • Высокий уровень мотивации на повышение педагогической компетентности;
  • Постоянное профессиональное самосовершенствование педагога, расширение профессиональных знаний и умений путём посещения семинаров, методических объединений;
  • Комплексное и системное использование методов и приёмов, построенных на основе интеграции;
  • Гуманное отношение к ребёнку, учитывающее индивидуальные и физиологические особенности;
  • Обогащение предметно-развивающей среды по данной проблеме;
  • Включение театрализованной деятельности в повседневную жизнь детей, как в детском саду, так и дома, стимулирование творческой  активности детей;
  • Консультативно-просветительская деятельность с родителями (законными представителями) воспитанников, сотрудничество (мастер-классы, семинары-практикумы, консультирование, открытые занятия, использование стендовой информации);
  • Сотрудничество с педагогами ДОО.

Результат:

Система работы показала следующие результаты:

  • В ДОО создана среда, позволяющая приобщать детей старшего дошкольного возраста к  произведениям детской художественной литературы средствами театрализованной деятельности;
  • В ДОО создана система работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе средствами театрализованной деятельности;
  • Дети различают жанры художественных произведений;
  • Дети склонны к проявлениям творчества;
  • Воспитанники с удовольствием участвуют в театрализованных постановках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

«Сказка о глупом мышонке» Интегрированный конспект НОД по чтению художественной литературы и театрализованной деятельности в первой младшей группе

Побуждение у детей интереса к театрализованной игре, ознакомление детей с устным  творчеством, развитие речи....

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Программа дополнительного образования по приобщению детей к произведениям художественной литературы средствами театрализованной деятельности «ТЕРЕМОК»

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Обобщение педагогического опыта работывоспитателяпо теме: "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПО СРЕДСТВАМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" вос...