Главные вкладки

    Творческий отчет по теме: « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность»
    материал на тему

    Бахарева Оксана Петровна

    Творческий отчёт за 5 лет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад «Чебурашка»

    п. Алябьевский

    Творческий отчет

    по теме:

    « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность»

    Составила:   Бахарева О.П.

    2018 год

    п. Алябьевский

                                               

     «Ребенок это не сосуд, который нужно заполнить,                                                    

            Ребенок это факел, который нужно зажечь!» (2 слайд)

    Актуальность.

    (3 слайд) Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды изобразительной  деятельности, тем самым приобщая его к истокам русской народной культуры.  Именно в изобразительной деятельности ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

    Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для положительного отношения детей к нему.

     Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка.

    Многие ремесла уже позабыты, многое утрачено и наша задача помнить, возрождать эти потери, чтобы наши дети видели и знали, на что были способны их предки.

    Поддерживая интерес детей к русскому народному искусству, мы приоткрываем дверь в сокровищницу русской национальной культуры.

    Поэтому я взяла тему самообразования « Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность». В работе  использовала разные виды деятельности: рисование, лепка,   аппликация.

    Новизну своей темы хочу выразить такой репликой Блейка: «Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно». Дети больше узнают о разнообразии народного искусства, знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением.

    Гипотеза: Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народной культурой, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

    При работе с детьми придерживалась  следующих принципов: реалистичность, систематичность, активность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала, совместная деятельность, контролируемость.

    (4 слайд) Поставила перед собой цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через изобразительную деятельность.

    Выбрала следующие направления в работе:
    - Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных    

      промыслов.

    - Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

    Формы и методы работы:

    - беседы;

    - дидактические игры;

    - просмотр и обсуждение по слайдам презентаций;

    - чтение  литературы;

    - оформление выставок работ народных мастеров, детского творчества;

    - рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства;

    - рассматривание иллюстраций;

    - занятия;

    - продуктивная деятельность;

    - слушание народной музыки.

    Благодаря своей теме по самообразованию в группе появилось множество материала для работы с детьми:

    Папка  «Материал для индивидуальной работы» (картинки с разными росписями)

    Материал для  детского творчества  «Выбирай коня любого»(рисование раскрашивание 5-6 лет), «Золотая хохлома»(раскрашивание), «Вырежи и наклей» (Дымка подг.гр), «Вырежи и наклей» (хохлома), «Росписи хохломы» (раскрашивание), «Россиночка» (раскрашивание дымки), «Дымковская лошадка», «Индюк».

    Альбом для рассматривания: «Народное искусство», «Дымковская игрушка», «Изобразительное искусство»,  «Народно-прикладное искусство», «Истории о народных росписях».

    Папка для индивидуальной работы

    Альбомы «Истории промыслов», «Стихи и загадки о дымке»

    Папка шаблонов и трафаретов

    Рабочие тетради по основам русского народного искусства

    Литература: «Геометрические узоры»,  «Игрушечные человечки», «Яркие узоры», «Ванька-Встанька»,  «Игрушка», «Играй гармошка»

    Кокошник (городецкая роспись)

    Ширмы Богородская игрушка, Гжель.

    Образцы детских работ по аппликации и рисованию для рассматривания

    Консультации для родителей

    Д/игры: «Найди 10 отличий»,   «Четвёртый лишний»,  «Найди законченную работу»,  «Сложи картинку»,  «Дымковская ярмарка», «Укрась игрушки», «Укрась матрёшку».

    Презентации: «Городец»,  «Городецкая роспись», «Роспись по дереву», «Дымка», «Дымковская игрушка», «Дымковская барыня», «Дымковская сказочная страна», «Дымковский генерал», «Дымковский петушок», «Изготовление дымковской игрушки», «Свистулька филимоновская», «Филимоновская игрушка», «Символика филимоновской игрушки», музыкальные презентации «Волшебный мир цвета», «Дымка» и др.

    Интерактивные игры по декоративно-прикладному искусству.

    (5 слайд с фото) «Работа хороша, если в ней польза и душа»

    I.Начиная работу со II младшей  группы,  поставила следующие задачи (6 слайд):

    1. Развивать  интерес к произведениям  декоративно – прикладного искусства.

    2. Учить в рисовании украшать дымковскими  узорами силуэты  предметов.

    3. Познакомить с изготовлением дымковских  узоров в лепке.

    4. Формировать  умение создавать в аппликации несложные декоративные    

        композиции.

    Чтобы выявить знания детей провела диагностику (7 слайд),

    Вопросы диагностики:

    1.Как называется игрушка?

    2.Какие элементы дымковских  узоров можете назвать?

    3.Вылепи элемент дымковского узора.  

    4.Расположи элементы дымковского узора по образцу.

    которая показала следующие результаты в начале года: (8 слайд)

    Высокий уровень – 0%

    Средний уровень – 5 детей – 29 %

    Низкий уровень – 12 детей – 71%

    Проводя диагностику  я увидела, что дети обладают ограниченными знаниями о русской народной культуре. Не знают, как выглядит дымковская игрушка. Не имеют представления об элементах народных узоров. В рисовании многие ребята не умеют подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам. В лепке некоторые дети не могут раскатывать прямыми  и круговыми движениями ладоней кусочек пластилина. В аппликации большинство ребят не могут расположить узор по образцу.

    Для ведения  систематической работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность  составила перспективный план.

    Изобразительная деятельность ребёнка 3-4 лет зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, а у других могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Лепка имеет большое значение для развития мелкой моторики. А аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия.

    По началу детям было очень трудно, но с каждым новым занятием дети все больше втягивались, проявляли  интерес. Свои занятия: рисование, лепку и аппликацию старалась строить так, чтобы детям было интересно: использовала  устное народное творчество, которое  всегда вызывало у детей эмоциональный отклик; просматривали  компьютерные  презентации, из которых дети узнавали историю возникновения того или иного вида художественной росписи, его узоры и элементы, используемые цвета, технику рисования, изделия с данным видом росписи, играли вместе в дидактические игры. Во время занятий с детьми использовала народную музыку, которая наиболее эффективно действует на подсознание ребёнка и на его творческие способности.

    В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом (Н-р: Привезли мы глину с дальнего бугра. Ну-ка за работу, чудо-мастера!), прибаутками (Н-р: «Наши руки крендельком, щёки будто яблоки…»), прослушиванием народной музыки,  песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Учила рассматривать предмет, обводя рукой по контуру, т.е. использовала «жест руки». Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. (9 слайд) Периодически обращала внимание на то, что все дымковские игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Объясняла семантику узора, что волнистая линия ассоциируется с рекой или водой, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

    (10 слайд) Детей знакомила с дымковскими игрушками, с дымковской росписью, ее элементами играя в дидактические игры («Дымковская ярмарка», «Укрась игрушки», «Укрась матрёшку»…),  просматривая музыкальные презентации («Волшебный мир цвета», «Дымка» и др).

    На занятиях дети овладевали техникой рисования узоров кистью: тонкие линии - кончиком кисти, широкие - всей кистью с нажимом. В процессе занятий дети закрепляли названия цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый). Обращала внимание на то, чтобы дети делали подбор цвета, который соответствует изображаемому предмету. На занятии «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров» старалась вызвать радость от рассматривания яркой, нарядной расписной игрушки, дети рассматривали с интересом узоры, украшающие игрушки, учила   называть отдельные элементы узора, их цвет. Использовала метод нетрадиционного рисования: точки дети отмечали на своих работах при помощи ватных палочек. (11 слайд) При украшении шаблона  юбочки вместе  учились составлять узор,   ребята старались называть элементы дымковской росписи. Такая же работа была с шаблоном уточки.  У детей появлялась радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи.  Рисовали узор на общем коллаже. Большинство детей  с уверенностью называли элементы. (12 слайд) К концу года дала детям представление о рисунках филимоновских мастеров.  Используя зеленую и красную краску, рисовали поочередно друг за другом полоски горизонтального цвета.

    В свободное от занятий время дети раскрашивали раскраски русского народного творчества. Постепенно дети хорошо стали отличать дымковские игрушки от других, знали основные элементы росписи и использовали их в своих работах.

    Также знакомились с элементами дымковских узоров в лепке. Учила раскатывать комочки пластилина прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Таким образом получались определённые элементы к узору (колечки, кружочки).  Свертывая глиняную палочку в кольцо, у ребят получались баранки. Из палочек составляли плетёнки. Лепили тарелочку, украшая ее точками, используя стеку. Вместе с детьми создавали  украшение на юбку барышни:  из кусочка пластилина лепили несколько лепешек-кружочков и несколько шариков-точек, шарики-точки помещали в центр круга, создавали  орнамент.  Используя презентацию «Как производится дымковская игрушка»,  показала детям наглядно появления на свет дымковской игрушки.  Затем дети сами создавали больших и маленьких птичек. Учила передавать в лепке образы птиц, украшать их орнаментом  при помощи стеки. Затем мы с детьми объединяли вылепленные фигурки в коллективную композицию «Птички клюют зёрнышки». Таким образом, вызывала у детей радость от  результата своей и общей работы. Также дала представление о филимоновской росписи. Используя пластилин красного и зеленого цвета, вместе с ребятами  раскатывали  тонкие бревнышки и укладывали их друг за другом в горизонтальном положении. У детей получалась цветная лесенка.

    Далее дети знакомились с элементами  дымковских узоров в аппликации. Сначала я, играя с детьми в дидактические игры, учила выкладывать готовые детали, в определённой последовательности, на заготовку. Затем учила   выбирать большие и маленькие геометрические предметы  и, чередуя их по форме и цвету распределять симметрично на предметной заготовке.  Таким образом,  упражняла  ребят    в правильных приемах составления дымковского орнамента. Познакомила с элементами дымковских узоров укладывая  большие и маленькие яблоки на тарелке, дети  выбирали большие и маленькие предметы круглой формы и распределяли их симметрично на тарелке-заготовке,  учила детей располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры; ребята старались составить узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие.

    (13 слайд) Для родителей  представляла консультации по теме «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность», а так же по этой теме провела мастер-класс «Искусство России», связанный с дымковской  тематикой.  (14 слайд) С педагогами  провела мастер-класс «Дымковская игрушка», где они раскрашивали готовые объёмные дымковские игрушки.

    Результативность  В результате проведения комплексной работы по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры у них  появился  интерес к произведениям  декоративно – прикладного искусства. Стали развиваться творческие способности. Дети научились украшать разные силуэты, вырезанные воспитателем, научились лепить из пластилина элементы узоров и украшать ими готовые фигурки. Дети создают несложные сюжетные  композиции. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов, с русским бытом, формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

    (15 слайд) К концу года  у детей были сформированы первоначальные знания о русской народной культуре.  

    Диагностика на конец года  показала (в сравнении с началом года):

    Высокий уровень – 4 ребёнка 23 %

    Средний уровень – 13 детей – 77 %

    Низкий уровень – 0 %

    (16 слайд) «Не то золото, что дорого и блестит,                                                                                 А то дорого, что руками мастера создано».

    II  (17 слайд) Продолжила работу в средней группе, поставила следующие задачи: 

    1. Продолжать учить создавать декоративные композиции дымковских и      

    филимоновских узоров.

    2. Развивать умение выделять элементы городецкой росписи.

    3. Учить украшать вылепленные изделия элементами народных узоров.

    4. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника и использовать этот приём  в украшении шаблонов изделий декоративно-  

    прикладного искусства.

    Для  успешного достижения поставленных задач  я включила в перспективный план занятия с более сложными элементами, которые позволят детям ещё ближе познакомиться с народной культурой.

    Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка.  Включая детей в различные виды изобразительной деятельности, основанные  на материале народного творчества, продолжала развивать его художественно-творческих способности.

    Продолжила формировать умение у детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.  В дидактической игре «Найди такую же картинку» дети находили знакомую им роспись и называли её. Познакомила с  д/игрой «Домино», где дети находили знакомые им элементы росписи. Знакомила с филимоновскими изделиями. (18 слайд) А при знакомстве с городецкими изделиями развивала умение выделять элементы этой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья). Учила видеть и называть цвета, используемые в росписи. (19 слайд) Чтобы детям лучше запоминался материал мы с ними рассматривали символику  росписей, книжки-раскладушки: «Символика филимоновской игрушки», «Городецкие росписи». Играли в дидактические игры: «Городецкий конь», «Собери узор». Рассматривали альбомы и просматривали презентации  с поэтапным рисованием той или иной росписи. Дети с удовольствием рассматривали игрушки, отмечали элементы, цвет.

    В рисовании на занятии «Раскрасим дымковские блюдца» учила составлять симметричные узоры, оформляя середину и кайму. На занятии « Петушок - красный гребешок» выделяли элементы узора: круги, кольца, точки, полосы, воспитывала  аккуратность и творчество. ( 20 слайд) На занятии "Филимоновский табунок" закрепляла  представление о последовательной росписи филимоновской игрушки, обращала внимание на особенности расположения узора, учила составлять узор из знакомых элементов.  Дети с большим желанием использовали разнообразные цвета, т.к. обращала внимание на многоцветие окружающего мира. В своих работах добивалась чтобы дети проводили узкие линии и точки концом ворса кисти, а широкие линии всей кистью. Готовые работы детей мы рассматривали, выделяли более удачные. У детей развивалось эстетическое восприятие прекрасного.

    В лепке учила детей готовить материал своими руками. Ребята сами лепили из пластилина дымковские блюдца и с помощью широкой кисти наносили белила ровным слоем. Затем на готовую заготовку они наносили дымковский орнамент.  Используя пластилин красного и зеленого цвета, раскатывали тонкие бревнышки и укладывали их друг за другом в горизонтальном положении, изображая филимоновский узор. Дети учились передавать в лепке образы  птичек, украшать их филимоновским орнаментом, при помощи стеки. Фигурку филимоновской  лошадки лепили из целого куска пластилина, передавая особенности формы, пропорций и деталей.  Дети старались тщательно загладить  фигурку.

    В аппликации дети проявляли активность и творчество. Учились наклеивать готовые формы на нарисованное платье для барышни, выкладывать и наклеивать узор на платочке. Перед тем, как создать узор упражняла детей в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путём закругления углов. Закрепляла знания детей о круглой и овальной форме.  В средней группе  познакомила с красотой и богатством народных традиций в росписи дерева. Сначала рассказывала об истории  городецкой росписи  и её особенностях: чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Дети узнали, что, роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами. В знакомстве с городецкой росписью познакомила с приёмом, который называется «оживка». Он придает работе законченный вид. Выполняется  тонкой кистью: нанесение белой краской штрихов и точек. Также знакомство происходило благодаря презентациям («Городецкая роспись», «История городецкой росписи», «Народные художественные промыслы», «Декоративно-прикладное искусство», «Городец» и т.д.) настольным играм, ширмам, альбомам, рассматриванием готовых изделий.

    В аппликации дети ближе познакомились с изделиями городецких мастеров, учились составлять  композицию узора на досках - заготовках.

    Несомненно, в приобщение детей к русской народной культуре развиваются не только творческие способности, но и развивается речь детей,  ребята узнают множество новых слов. (Н-р: оживки, бутоны, купавки, розаны и т.д.)

    Вниманию родителей были представлены консультации. В конкурсе новогодней игрушки предложила украсить игрушки элементами народной росписи. У некоторых родителей это хорошо получилось.

    Результативность

    Воспитательное воздействие произведений народного искусства усиливается, если дети не только любуются готовыми изделиями народных мастеров, а после ознакомления с ними учатся составлять свои узоры  по мотивам того или иного промысла. Результат работы таков: дети с желанием создают декоративные композиции,  научились выделять некоторые элементы городецкой росписи, научились украшать изделия из пластилина элементами народных узоров, вырезают круглые и овальные формы из бумаги и могут ими украсить шаблоны изделий.

    (21 слайд) К концу года   диагностика средней группы показала следующие результаты (в сравнении с диагностикой на конец года 2 мл.гр.): (Слайд)

    Высокий уровень – 8 детей - 47 %

    Средний уровень – 9 детей – 53 %

    Низкий уровень – 0 %

    III. (22 слайд) В 2014 году начала работу с новыми детьми старшей группы

          «Пчёлки»   поставила следующие задачи: 

    1.Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Дымка,  Филимоновская, Городец, Полхов-Майдан, Гжель).

    2. Закреплять умение ритмично располагать узор на бумажных силуэтах.

    3. Закреплять умение передавать характерные особенности  при лепке птиц.

    4. Формировать умение вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной  вдвое и создавать из них декоративные композиции.

    (23 слайд) Для того чтобы  выявить знания детей о русской  народной культуре, провела диагностику.

    Вопросы к диагностике: 

    1. Д/игра «Чья игрушка?» (Дымка,  Филимоновская, Городец,  

        Полхов-Майдан, Гжель).

    2. Д/игра «Расположи симметрично узор».

    3. Какие характерные особенности  у дымковских птиц?

    4. Вырежи симметричный силуэт.

    (24 слайд) Диагностика на начало года показала следующие результаты.

    Высокий уровень – 4 ребёнка - 18 %

    Средний уровень – 15 детей – 68 %

    Низкий уровень – 3 ребёнка - 14 %

    Составлен перспективный план на основе программы Е.Н.Веракса «От рождения до школы».

    Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо.

    Всю свою работу в старшей группе я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным.  В начале каждого месяца обновляла предметно-развивающую среду, выставляла на обозрение детям и совместное обсуждение информацию о народном творчестве и его культуре: Выставка игрушек «Русские росписи», где дети продолжали знакомиться с народными росписями;  выставка росписей «Полхов-Майдан», где представила новые росписи  русского искусства; ширма «Богородская игрушка», где дети узнали подробности об этой игрушке; в книжке-раскладушке «Гжель» дала представление о новой росписи; была оформлена выставка «Искусство  русского народа», где учила сравнивать, находить  сходство образов и отличия; познакомила с содержимым альбома «Художественное слово о Городце»; в презентации «Народные художественные промыслы» знакомила детей с традициями народных промыслов,  формировала  умение  различать стили известных видов декоративной живописи. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок.

     

    Постепенно от более крупных элементов узора переходила к более мелким. В геометрическом орнаменте учила детей выделять знакомые элементы и их украшения, чередование элементов, ритмичности.  Старалась показать, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей. Объясняла,  как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить.

    (25 слайд) При работе с детьми использовала следующие дидактические игры: Д/игра «Подумай и скажи», где формировала  интерес к народному искусству, «Гжельская посуда», где учила  располагать элементы, подбирая их по образцу, воспитывая  интерес к Гжельской росписи, «Собери картинку», собирали  целое из частей, «Составь узор», воспитывала интерес к росписи Полхов-Майдан.

    В рисовании образец использовала  для объяснения  задачи.  дети выполняли  уже , используя по своему  все его элементы, цвет и т. д., не  поставленной . (26 слайд) На занятии «Распиши блюдце дымковским узором» учила составлять узор из знакомых элементов на готовом  силуэте, закрепляла умение рисовать кистью. На занятии «Филимоновские барыни»  дети  украшали  узором силуэт барыни, используя цветовую гамму и элементы филимоновских узоров. Учила  детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев в виде симметричной гирлянды на занятии «Городецкие узоры», (27 слайд) а также учила  рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом, оживляя цветок и листья. На занятии «Голубая сказка Гжели» расширила представление детей о многообразии изделий гжельских мастеров и учила составлять узор на основе простых гжельских орнаментов (прямые линии, сеточки и точки). В рисовании Полхов-Майданской матрёшки знакомила с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом), развивала  творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам, учила заполнять узором большую часть силуэта, созданную детьми.

    В работе с детьми на занятиях по лепке обобщала и расширяла знания детей. Лепили с детьми птиц, коней по типу народных глиняных игрушек, уточняли  приемы лепки из целого куска путем постепенного вытягивания отдельных частей. Показала новый способ изображения дымковской барышни, когда юбка лепится из пластилинового пласта  в виде колокола, а верхняя часть туловища - из конусообразного куска пластилина, затем обе части соединяются.  Голова, руки изображаются  в отдельности и прикрепляются к общей форме.  Например, когда дети лепили дымковского индюка, то они старались отражать характерные особенности его внешнего вида. Ребята с удовольствием старались слепить необычный хвост, бородку, гребень,  украшали  свои изделия налепами и углубленным рельефом, использовали в своей работе стеку.

    (Гусарова Н. Н. кандидат педагогических наук, рекомендует вырезать детям по заранее нарисованному воспитателем контуру на бумаге, согнутой пополам. Когда  дети осознают, что из этого получается, тогда они могут спокойно вырезать на глаз.)

    В коллективной аппликации "Дружный хоровод"  дети развивали свои навыки при симметричном вырезании силуэта матрёшки из листа бумаги сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром, развивала чувство цвета, учила органично размещать свою фигурку в общей композиции. В аппликации «Русская матрёшка» дети продолжали учиться  работать с трафаретом,  вырезали из бумаги узоры и украшали ими трафарет, воспитывала желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

    В работе с родителями использовала консультации: «Гражданское воспитание средствами народного творчества», «Знакомство детей дошкольного возраста
    с народным декоративно-прикладным искусством», «Хочу в музей», «В гостях у городецких мастеров», где знакомила родителей с необходимостью приобщения детей к русской народной культуре.

    Перед педагогами  было выступление из опыта работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность». Результатом выступления были: набор элементов разной росписи, физминутки, буклеты с высказываниями.

    Результативность

    В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры дети с желанием знакомятся с народным искусством, прилагают все усилия,  чтобы правильно располагать элементы узора на силуэте, детям нравится передавать характерные особенности при лепке птиц, а так же вырезают симметричные изображения и создают из них декоративные композиции.

    (28 слайд) К концу года   диагностика показала следующие результаты( в сравнении с началом года):

    Высокий уровень – 9 детей - 41 %

    Средний уровень – 13 детей – 59 %

    Низкий уровень – 0 %

    IV (29 слайд)   Для подготовительной к школе группы поставила следующие задачи:

    1. Учить создавать узоры по мотивам новых народных росписей (хохломская,  жостовская,  мензенская).

    2.Продолжать развивать навыки декоративной лепки (каргопольская, городецкая, богородская).

    3.Продолжать создавать сюжетные и декоративные композиции (гжель, полхов-майдан).

    4. Продолжать развивать устойчивый интерес к произведениям русского народного декоративно – прикладного искусства.

    Составлен перспективный план на основе программы «От рождения до школы».

    В работе с детьми использовала такие дидактические игры, как «Укрась посуду», где дети учились располагать элементы, подбирая их по образцу, воспитывала  интерес к Хохломской росписи,  «Найди пару», в этой игре ребята  находили одинаковый орнамент и  называли его, «Выложи орнамент», где дети учились подбирать цвета по контрасту.

    В течение года, один раз в неделю, обновляла предметно-развивающую среду:

    - выставка изделий «Хохлома» (дети знакомились с Хохломской росписью);

    - презентация «Мензенская роспись – живая нить из глубины веков» (происходило знакомство с этой росписью);

    - ширма «Каргопольская роспись» (знакомила с новой росписью и ее элементами);

    - ширма «Жостовская роспись» (дала представление о новой росписи, познакомила с техникой выполнения новых элементов);

    - Дидактическая игра «Гжельская синева» (продолжала учить детей составлять красивый узор из элементов  на шаблоне);

    - Дидактическая игра «Городецкие узоры» (учила составлять узор из городецких элементов по памяти);

    - Ширма и презентация «Богородская игрушка» (продолжала знакомить с народным искусством);

    - Коллаж «Мы любим трудиться» (где показала родителям труды детей за год).

    (30 слайд) В подготовительной группе дети знакомятся с хохломской росписью. На рисовании «Золотая хохлома» развивала умение активно и творчески применять  способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи. На занятии «Мензенский олень» учила рисовать животного-оленя с элементами традиционной мензенской росписи. Учила различать оттенки настроения в живописи и использование цвета на занятии «Жостовские подносы»,   развивала у детей умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов. На заключительном занятии по рисованию «Народные мастера» продолжала воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, дети самостоятельно выбирали колорит росписи,  совершенствовались навыки росписи, характерные для каждого промысла, здесь же  закреплялись у детей знания о народных промыслах.

    Каждому занятию предшествовали  рассказ или сказка.  Встречи с красочной птицей, изображенной на прялке, с глиняным дымковским коньком, с орнаментальным узором вышивки не только воспитывают художественный вкус дошкольников, но и пробуждают в них желание самим лепить из пластилина. На лепке "Каргопольские птички" познакомила детей с каргопольскими изделиями,  показала выразительность форм,  ребята лепили пластическим способом (из одного куска), соблюдая формы и пропорции, закрепляла умение намечать стекой перышки, крылья и глаза. (31 слайд) Ребят  знакомила с пластилинографией на занятии «Городецкая роспись», у детей закрепляла знания об этой  росписи, её элементах, также дети закрепляли навыки и технику работы с пластилином: раскатывание шарика и его сплющивание, раскатывание тонких колбасок. Учились  лепить «Косматого мишку» в стилистике богородской игрушки скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры.

    На занятии  по аппликации   «Цветы гжели» сочетали обрывание с вырезыванием для получения выразительного узора. Далее, на занятии  «Веселая матрешка», старалась развивать творческие способности детей при выполнении аппликации в технике пластилинография, учила детей украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, старалась развивать самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшки. 

    Большое значение для решения задач по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет семья. Работа с родителями в этом направлении так же не менее важная, для этого я провела консультации: «Интересные факты о гжели», «Знакомство детей с хохломской росписью», «Северная графика Мезени». Также вниманию родителей была предоставлена ширма «История Городецкой росписи», папка-передвижка «Богородская игрушка. Художественная резьба по дереву». Благодаря этому материалу познакомила родителей со  значением русского народного искусства в развитии художественных способностей детей.

    В декабре 2015 г. для молодых педагогов (ШМП) дала материал по теме  «Городецкая роспись», где привлекла педагогов к практическому заданию через поэтапное рисование композиции. В районе провела мастер-класс «Декупаж».

    Результативность

    В результате комплексной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры дети научились создавать узоры по мотивам хохломской,  жостовской и   мензенской  росписей. У детей развились навыки декоративной лепки в каргопольской, городецкой и богородской росписях, научились использовать разные способы лепки: налеп, углублённый рельеф. Ребята создают сюжетные и декоративные композиции  с  гжелью  и  полхов-майданом, правильно располагают элементы на листе. У детей продолжает развиваться   интерес к произведениям русского народного декоративно – прикладного искусства.

    (32 слайд)  К концу года   диагностика показала следующие результаты (в сравнении с концом года старшей группы):

    Высокий уровень – 17 детей - 77 %

    Средний уровень – 5 детей – 23 %

    Низкий уровень – 0 %

    V.  (33 слайд)  В 2016 году, после подготовительной группы, в связи с определёнными обстоятельствами в детском саду я стала работать снова с детьми средней группы.  Поставила задачи, аналогичные средней группе 2013-2014 года.

    1. Учить создавать декоративные композиции дымковских и   филимоновских

        узоров.

    2. Развивать умение выделять элементы городецкой  росписи.

    3. Учить украшать вылепленные изделия элементами народных узоров.

    4. Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника и

        использовать этот приём  в украшении шаблонов изделий декоративно-  

        прикладного искусства.

    (34 слайд) Так как знания детей по моей теме были мне неизвестны, то я провела диагностику.

    Вопросы к диагностике:

    1.Д/игра «Составь узор»

    2.Выбери элементы городецкой  росписи.

    3.Укрась фигурку из пластилина дымковским

       (филимоновским) узором.

    4.Укрась шаблон круглыми и овальными формами,   вырезанными и бумаги в стиле народного искусства.

    (35 слайд)  Результаты диагностики на начало года:

    Высокий уровень – 2 ребёнка 9%

    Средний уровень – 15 детей – 68 %

    Низкий уровень – 5 детей – 23%

     (36 слайд) Начала работу с того, что начала развивать эмоциональную сферу детей, разговаривая с ними о народном творчестве. Играли в разные дидактические игры:

    «Найди такую же картинку», «Городецкий конь», «Собери узор», «Домино».

    Рассматривали альбомы: «Народное искусство» «Дымковская игрушка» «Изобразительное искусство», «Народно-прикладное искусство», «Истории о народных росписях». Приобщая детей к истокам народной культуры, развивала личность каждого ребенка. (37 слайд) Из альбома «Истории промыслов» дети узнавали об истории возникновения дымковской, филимоновской, городецкой росписях. В рабочих тетрадях по основам русского народного искусства дети получали информацию о семантике русского искусства. В тетради детского творчества  «Выбирай коня любого» ребята раскрашивали филимоновские силуэты. Просматривали презентации: «Дымковская барышня», «Изготовление дымковской игрушки», «Городецкая  роспись», «Городец», «Символика филимоновской игрушки»,  «Народные художественные промыслы» и др.

    Занимаясь с детьми рисованием, лепкой, аппликацией,  основанных  на материале русского народного творчества,  развивала их художественно-творческие способности. Вместе с детьми создавали декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, где дети  учились замечать яркость цветовых образов. Знакомила  детей с филимоновскими изделиями.  При знакомстве с городецкими изделиями развивала умение выделять основные элементы этой росписи.   Ребята рассматривали и называли цвета, используемые в росписи,  с интересом рассматривали народные игрушки,  отмечали элементы орнамента, его цветовую гамму.

    В рисовании на занятии «Раскрасим дымковские блюдца» ребята составляли симметричные узоры. На занятии « Петушок - красный гребешок»  выделяли элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.  На силуэте филимоновской лошадки  последовательно составляли узор из знакомых элементов. Дети с большим желанием использовали разные цвета. Добивалась, чтобы дети проводили узкие линии и точки концом ворса кисти, а широкие линии всей кистью. Готовые работы детей мы рассматривали, выделяли более удачные.

    На лепке  ребята готовили материал своими руками.  Лепили из пластилина дымковские блюдца, с помощью широкой кисти наносили белила, а потом  на готовую заготовку  наносили дымковский орнамент.  Из пластилина красного и зеленого цвета дети учились раскатывать тонкие бревнышки и укладывать их друг за другом в горизонтальном положении, изображая филимоновский узор.  Ребята учились передавать образы  птичек, украшать их филимоновским орнаментом   при помощи стеки. Фигурку филимоновской  лошадки  лепили из целого куска пластилина, передавая особенности формы, пропорций и деталей.  Дети старались тщательно заглаживать  фигурку.

    В аппликации дети проявляют активность и творчество. Учила наклеивать готовые формы на нарисованное платье барышни. Дети старательно выкладывали и наклеивали узор на платочке. Упражняла детей в вырезании круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника путём закругления углов, закрепляла знания детей о круглой и овальной форме.

    Познакомила детей с росписью по дереву. Рассказывала об истории  городецкой росписи, её особенностях: чистые, яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создают условный объём. Объясняла, что роспись выполняется  на деревянной основе и  основа грунтуется определёнными цветами. Познакомила с приёмом - «оживка», который  придает работе законченный вид.  Наносятся белой краской штрихи и точки тонкой кисточкой.

    Результативность

    Дети научились создавать декоративные композиции дымковских и филимоновских узоров,   выделяют  элементы городецкой росписи,  украшают  изделия из пластилина элементами народных узоров, вырезают круглые и овальные формы из бумаги  и могут ими украсить шаблоны изделий.

    (38 слайд)  К концу года   диагностика показала следующие результаты (в сравнении с началом года):

    Высокий уровень – 6 детей - 27 %

    Средний уровень – 16 детей – 73 %

    (39 слайд) Заключение: Таким образом, можно сказать,  что проведённая мною работа приобщила детей к истокам русской народной культуры именно через изобразительную деятельность. Использование различных форм с детьми по ознакомлению с народным декоративно - прикладным искусством позволило повысить уровень их творческих способностей детей. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративного искусства, научились создавать выразительные узоры.  Народное творчество помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Без знания детьми русской народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

            

    Литература:

    1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.    Комаровой, М.А.Васильевой;

    2. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

    3. А.Н. Чусовская «Знакомство  с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ»;

    4. Т.С. Комарова «Знакомим дошкольников с искусством»;

    5. Е.С. Рогалёва  «Декоративные виды изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада»;

    6. Ю.В. Максимов «Русское народное декоративно-прикладное искусство»;

    7. Б.М. Маршак «Декоративное рисование в детском саду»

    8.Апполонова Н. М. «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»;
    9. Перова Е. Н. «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

    В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

    Презентация проекта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

    В презентации предоставлен опыт работы воспитателя по проектной деятельности на тему " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры".  Почему имеено эта тема? Меня ...

    Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"

    Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"смотреть видео -  http://nsportal.ru/user/419941/video...

    Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

    Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

    Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

    Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

    Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»

    В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...