Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»» Образовательная область «Познание».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Александрова Ольга Вячеславовна
Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки, защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их использованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kukla_-_obereg.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад Солнышко»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

на тему: ««Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через изготовление куклы - оберега»»

Образовательная область «Познание».

                                                 

Составил: воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                     Александрова О.

Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление народной куклы – колокольчик.

      Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с изготовлением  традиционной русской куклы «Колокольчик».
  • Формировать представления детей о разновидности тряпичных кукол.
  • Активизировать  и обогащать словарный запас детей словами: крупеничка, берестушка, пеленашка, колокольчик, тряпичная кукла.
  • Формировать навык самоконтроля     

Развивающие задачи:

  • Развивать творческое воображение и индивидуальное самовыражение детей;
  • Развивать познавательные способности дошкольников;
  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
  • Развивать коммуникативные навыки детей: обсуждать, высказываться.

     

Воспитательные задачи:

  •  Воспитывать  у детей желание  познавать родную культуру, интерес и уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.
  • Создавать положительное эмоциональное настроение.

Виды интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».   

     

Материалы и оборудование:

  1. Чемодан -  музей
  2. Тряпичные куклы (крупеничка, пеленашка, берестушка, колокольчик)
  3. Лоскутки ткани, колокольчики, шар из пенопласта для головы, резинки, (по количеству детей)
  4.  Магнитофон/USB колонка
  5. Аудиозапись спокойной музыки, плясовой музыки.
  6. ИКТ (легенда о кукле)

ХОД   НОД.

Воспитатель заходит в группу с колокольчиком:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг.

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Вячеславовна.

Воспитатель: - Ребята, я пришла к вам не одна, а с гостями. Давайте, поздороваемся с ними.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в музей. А как вы думаете, что такое музей?

Воспитатель: - Музей – это учреждение, в котором  собирают, хранят и изучают экспонаты.

Воспитатель: - Ребята, а у меня музей в старинном чемодане.

Воспитатель: - Хотите узнать, что храниться в музее – чемодане?

Дети: Да

Воспитатель: - Я предлагаю вам отгадать загадку. Готовы?

Дети: Да

Воспитатель: Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

 С лоскутков её скрутил

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она?  (Кукла)

Воспитатель: - Я приглашаю вас в музей кукол. Проходите, присаживайтесь.

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего сделаны эти куклы?

Дети – Из ткани

Воспитатель: - Кукла, сделанная из ткани, называется тряпичная кукла.

Воспитатель: - А вы знаете, как появилась первая кукла?

Дети: высказывают свое мнение.

Воспитатель: - Я предлагаю вам посмотреть легенду о кукле.

Воспитатель: - Ребята, как появилась первая кукла?

- В моем музее куклы сделаны из ткани и имеют разные названия.

При знакомстве с каждой куклой, дети их осматривают, трогают.

- Это кукла  называется Крупеничка. Как вы думаете, почему ее так назвали? Потрогайте, что внутри куклы находится? Ее делали после сбора урожая и в основу клали крупу.

- Это кукла называется  Пеленешка, ее клали в колыбель новорожденному ребенку. Она охраняла его от злых духов.

- Это кукла Берестушка, хранительница покоя и благополучия в доме. Ее делали из бересты. Хранили ее около окна или у двери.

Эти куклы называются, куклы – обереги, они оберегали дом и маленьких детей от всех бед и напастей.

Мамы и бабушки изготавливали кукол своим  детям. Они в них бережно играли до тех пор, пока сами не могли изготовить свою куклу. Одной из таких кукол была вот такая (показывает куклу «Колокольчик»).

- Как вы думаете, как эта кукла называется? (ответы детей).

- Эта кукла – Колокольчик. Она дарит людям радость и хорошее настроение.

- Хотите научиться изготавливать такую куклу?

Дети: Да.

Воспитатель: - А чтобы нам лучше настроится на работу, предлагаю немножко отдохнем.

Физкультминутка

Поднимает кукла руки вверх – вниз, вверх – вниз,

А потом она танцует, покружись, покружись.

Ножку выставляет пяточка – носок, пяточка – носок.

Делает наклоны, вправо, влево и вперед.

Ручки тоже разомнем и работать мы пойдем.

Воспитатель: - Предлагаю вам, пройти  к столам и присесть. Помним, что спина прямая, ноги вместе.

Во время работы звучит спокойная музыка.

- Здесь есть все необходимое для изготовления куклы.

1. Берем большой красный круг и кладем перед собой.

2. На середину круга, покажите пальцем, где у вас середина круга (дети показывают)

3. Кладем шар с колокольчиком на середину, круг складываем пополам. Берем красную резинку и с помощью нее делаем голову.

4. Теперь куколку можно поставить на колокольчик. Берем круг синего цвета, ровно накрываем голову кукле, берем синюю резинку, надеваем на голову.

5. 3 юбочку сделайте самостоятельно, как делали вторую.

6. Теперь берем белый квадрат. Положите квадрат так, чтобы 1 угол был вверху, 2 смотрел на вас. Верхний и нижний угол складываем к середине. На нижнюю сторону кладем голову куклы, верхнюю загибаем. Берем резинку, надеваем на голову.

6. Осталось нашим куклам завязать косынку. У всех она треугольной формы, но разного цвета. Возьмите треугольник и положите его углом вниз. На верхнюю длинную сторону треугольника, кладем голову куклы, берем за верхние углы и завязываем узел.

Воспитатель: - Ну, вот мы и сделали наших кукол.  Предлагаю с ними немножко поиграть.

«Игра с куклой «Колокольчиком».

Дети встают в круг. Ребенок или воспитатель с куклой Колокольчиком в центре – движется противоходом и поет:

«С колокольчиком хожу,

На ребяток я гляжу.

Колокольчик золотой,

Кто плясать пойдет со мной?»

Тот, напротив кого водящий остановился, выходит в круг и они танцуют под плясовую мелодию с куклой.

Рефлексия: - Какую куклу вы сделали своими руками?

-  Что вам было интересно, что запомнилось? Было  что – то для вас трудным?

- Эти куколки останутся у вас на память, вы можете построить для них в группе домик и они будут оберегать.

Теперь вы знаете, как можно сделать куклу, можете поделиться своими знаниями со своими друзьями, родителями.

Спасибо вам за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Приобщение детей к истокам русской народной культуре через календарь русской куклы

Народный календарь – дневник жизни      Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал...

Опыт работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с художественной литературой»

В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное са...

Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные промыслы»

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народнымискусством происходит обогащение души ребенка, любовь к своей Родине. Народн...