Главные вкладки

    Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».
    методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме

    Юрьева Елена Александровна

     

     В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnoe_planirovanie_v_sredney_gruppe.docx74.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план по самообразованию  в средней группе.

    Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

    Красоту, чистоту мы у древних берём,

                                                                                       Саги, сказки из прошлого тащим,

                                                                                           Потому, что добро остаётся добром

                                                                                           В прошлом, будущем и настоящем.

                                                     В. Высоцкий

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

     В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

    Задачи воспитателя:

    -познакомить с историей национальной культуры, обрядовыми праздниками, формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству;

     -познакомить с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства;

    -расширять представления о многообразии предметов народного декоративно – прикладного искусства; учить выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов (хохломского, гжельской керамики, филимоновской и дымковской глиняной игрушки, семёновской матрешки, вологодское кружево);

     -воспитывать желание заниматься декоративно – прикладной деятельностью; освоить характерные элементы, колорит, композицию данного промысла; уметь применять полученные знания в собственном изобразительном творчестве; совершенствовать умения и навыки в рисовании.;

    -формировать эстетический вкус; способствовать развитию изобразительного творчества, любознательности, воображения.

    Ребенок должен знать:

    - некоторые особенности декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду; представлять то, что «образы» и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

    - иметь представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушках из глины (дымковская, филимоновская); из дерева (богородская, семеновская, архангельские птицы из щепы); предметах из резной бересты (короба, шкатулки); росписи разделочных досок, посуды (хохлома, гжель);

    - иметь первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

    -может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку.

    -обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыкам и умениями, проявляет самостоятельность и творческую инициативу.

                                            ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    СЕНТЯБРЬ

    Рисование, Тема: «В гости к нам пришли матрешки» - украшение сарафанов штампами из картошки и ватными палочками.

    1. «Рассматривание матрешки»  - чтение потешек про матрешку, рассмотреть узоры на одежде семеновской  матрешки, развивать эстетическое восприятие.
    2. Хороводная игра «Мы на луг ходили» - выполнять движения в соответствии со словами.
    3.  Д/и «Разные краски» - развивать  логическое мышление, внимание.
    4. Загадывание загадок о матрешках.
    5. Пение песни «Мы - матрешки» - вызвать эмоциональное наслаждение.
    6. Инд. творческие задания: «Осенняя гирлянда» - предложить детям украсить беседку при помощи гирлянды из разноцветных листьев, учить подбирать листья по цвету и форме, скреплять их, чередуя между собой.
    7. Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в сборе предметов народного творчества.

    Аппликация, Тема: «Вкусные дары щедрой осени»- учить детей по трафарету обводить овощи, вырезать по контуру и наклеивать на общую композицию развивать умение правильно держать ножницы, правильно действовать ими. Воспитывать чувство коллективизма.

    1. Беседа «Осенняя ярмарка» - дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая.
    2. .Игра – инсценировка «На ярмарке» - продолжать знакомить детей с предметами народного промысла, приобщать к истокам русского народного творчества.
    3. Целевая прогулка в уголок сада - рассмотреть фруктовые деревья.
    4. Д/И: «Что, где растёт?» - обобщать растения по месту их произрастания.
    5. Рассказывание р. н. сказки «Вершки и корешки» - внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.
    6. Хоровод «Во саду ли, в огороде» - выполнять движения в соответствии со словами.
    7. Работа с родителями: Оформить выставку поделок из овощей и фруктов.

    Лепка, Тема: «Печенье для друзей» - рассмотреть муку, познакомить с приготовлением соленого теста, учить с помощью готовых формочек, выдавливать фигурки и налепами украшать их.

    1. Беседа «Будет хлеб – будет и праздник» - уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; дать знания о традициях народных земельно – календарных праздников.
    2.  Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь».
    3. Игра «Печем пирожки для бабушки» - закрепить умение лепить предметы из песка, украшать камушками и листиками, развивать фантазию.
    4. Объяснить значение пословиц: «Делу – время, потехе - час», «Хлеб да соль – это труд да любовь», «Без труда хлеб не родится никогда».
    5. Заучивание потешки: «Пошёл котик на Торжок» - способствовать формированию у детей интереса к устному народному творчеству, помочь запомнить содержание потешки, развивать связную речь.
    6. Работа с родителями: Познакомить  родителей с программой по декоративному рисованию; с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно – прикладным творчеством.

    ОКТЯБРЬ

    Аппликация, Тема: «Укрась салфеточку» - учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину и углы; развивать чувство композиции; закреплять умение аккуратно пользоваться клеем и ножницами.

    1. Рассмотреть с детьми несколько красивых павлопосадских платков - обратить внимание детей на то, как украшены платки, как расположен рисунок (по краям, в середине).
    2. Рассматривание натюрмортов «Что нам осень принесла?» - знакомить с понятием «натюрморт», показать работы разных художников в этом жанре; развивать эстетические чувства; воспитывать интерес к художественным произведениям.
    3. Инд. творческое задание: «Составь осенний букет» - показать красоту осеннего разноцветия; развивать цветоощущение, чувство прекрасного.
    4. Игра «Одежда для девочек Красок» - познакомить детей с понятием «колорит», научить подбирать и сочетать цвета.
    5. Составить с детьми красивые маленькие букетики из травы и цветов и поместить их на «Полочке красоты».
    6. Работа с родителями: оформить выставку детских работ.

    Рисование, Тема: «Яблоко - спелое, красное, сладкое» - формировать умение рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко; показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами); развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа; воспитывать художественный вкус.

    1. Беседа по содержанию р.н.сказки «Гуси - лебеди» - вызвать интерес к сказке, к истории и культуре русского народа; познакомить с русской печкой, ответить на вопрос: «Почему так обращаются: печка – матушка, яблонька – матушка, реченька - матушка».
    2. Дид. игра «Плоды и семена» - закрепить умение находить семена и плоды на деревьях и кустах участка; расширять представление об окружающей природе.
    3. Упражнение «Дорисуй-ка» - формировать умение создавать из геометрических фигур знакомые овощи и фрукты, дорисовывая необходимые элементы; знакомить с тем, что все предметы по форме напоминают геометрические фигуры; закреплять знание основных геометрических форм: круг, овал, треугольник, квадрат.
    4. Творческое задание: «Сложи узор» -  развивать творческое мышление; побуждать детей составлять узоры из природного материала: палочек, листьев, ягод, шишек, желудей и др.; воспитывать эстетический вкус.
    5. Д/И «Найди такой же листок, как на дереве» - упражнять  детей в различении листьев фруктовых деревьев.
    6. Работа с родителями: Оформить коллаж «Осенние мотивы».

    Рисование. Тема: «Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – пестрый бок!» - продолжать знакомить детей с домашними животными и трудом людей по уходу за ними; учить передавать характерные черты животного в рисунке, украшать элементами дымковской росписи; развивать интерес к художественной деятельности.                                                                                                                                                                                    

    1. Ознакомление с искусством «Дымковские расписные» -  познакомить с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, воспитывать интерес к творчеству.
    2. Индивидуальная работа. Рисование на асфальте мелками «Большой и маленький предмет» -  закреплять понятия «большой», «маленький»; развивать мелкую моторику.
    3. Игры с природным материалом: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» - учить детей экспериментировать с художественном материалом для изображения  «колючей шубки»; направить на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
    4. Развивающая игра «Какая фигура спряталась в рисунке» - развивать логическое мышление детей, закрепить знания геометрических фигур.
    5. Изо. деятельность «Русские узоры» - уточнить и расширить знания  детей о декоративно- прикладном  искусстве, формировать умение составлять узор в соответствии с традициями дымковского промысла, узнавать и правильно называть элементы узора, точно размещать их.
    6. Муз. игра «На лошадке» муз. А. Ляпина, сл. Н. Френкель – развивать музыкальную память, подбирать движения в соответствии с характером музыки.

    Лепка: «Вышли уточки на луг» - продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой; учить детей лепить фигуру из целого куска приёмом вытягивания; закрепить умение использовать при создании изображения разнообразные приёмы лепки, усвоенные ранее, совершенствовать приёмы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей уточки; воспитывать интерес к народному искусству.

    1. Творческое задание «Угадай, что нарисовано» -  развивать творческое мышление, воображение; формировать умение из части создавать целое изображение.
    2. Игра «Какой игрушки не стало?» - обратить внимание из чего сделана, как раскрашена, как называется и почему.
    3. Индив. работа «Дымковская барышня» - выложить узор на платье из готовых кругов, колец, полосок.
    4. Загадывание загадок об игрушках – развивать логическое мышление.
    5. Игра «Хамелеон» - развивать умение запоминать названия цветов и придумывать возможные сочетания с ними.
    6. Беседа «Моя любимая игрушка» - развивать умение составлять рассказ из опыта описательного характера; воспитывать умение выражать свои чувства.
    7. Работа с родителями: Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка» - Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить.

    НОЯБРЬ

    Рисование, Тема: «Люблю берёзку русскую…» - познакомить детей с «графикой», предложить нарисовать березку пером и черной тушью; развивать стремление к познанию, побуждать интерес к природе через худож.- поэтическое творчество.

    1. Наблюдение «Тонкая берёзка в золото одета. Вот и появилась осени примета» -  обобщение знаний об осенних явлениях, происходящих в живой и неживой природе, закреплять знание частей дерева: развивать наблюдательность; воспитывать чувство прекрасного.
    2. Рассмотреть с детьми иллюстрации о природе нашей Родины (лес) - обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается берёзка, отметить красоту этого дерева, подчеркнуть, что берёзку часто называют русской.
    3. Музыкально-хороводная игра «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем» - учить детей эмоционально исполнять песню и движения по тексту.
    4. Слушание русской  народной песни «Ах ты, березка» -  развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее.
    5. Наблюдение за березой – продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев. Воспитывать желание любоваться красотой дерева.
    6. Худ. деятельность «Раскрась листья на берёзе красками осени» - развивать мелкую моторику, закрепить цвета желтый, желто-зеленый.
    7. Работа с родителями: Оформить выставку  совместных детских с родителями работ: «Моя березка».

     

    Аппликация Тема: «Вышли пальчики гулять» - продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы, читать потешку выразительно и эмоционально; развивать умение задумывать содержание работы; создавать изображение, передавая форму частей; закреплять навыки рисования карандашом; воспитывать самостоятельность, развивать творческие способности, воображение.

    1. Предложить детям выложить из зерен бобовых, крупы различные предметы.
    2. Художественно-развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками».
    3. Беседа: «Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы растем,  и березки, вдоль которых  рядом с мамой мы идем...» - познакомить детей с праздником «День народного единства», с историей его возникновения; подвести детей к пониманию того, что нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.
    4. П/ И «Мы веселые ребята» - развивать двигательную активность детей.
    5. Ознакомление с искусством: «Москва. Красная площадь» - познакомить детей с картиной  В.В.Кандинского «Москва. Красная площадь»; расширять у детей представления об изобразительном искусстве, его видах.
    6. Дидактическая игра «Угадай по описанию» - Показать детям красоту хорошо

    знакомых им овощей и фруктов. Составить натюрморт из овощей.

     

    Лепка Тема: «Богатырские доспехи» - ознакомить детей с картиной В. Васнецова «Богатыри», вызвать у них чувство гордости и патриотизма, стремление быть похожими на наших богатырей-защитников. Формировать умение лепить доспехи богатырей (шлем, щит, меч), используя при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее защитникам и к русской истории.

    1. Худ.деят. «Палица»- предложить детям используя пластилин и природный материал сделать оружие Ильи Муромца- булатную палицу; развивать фантазию, мелкую моторику рук.
    2. Игровое упражнение «Отбери все квадраты, прямоугольники»
    3. Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.
    4. Слушание «Богатырской симфонии», С. Бородина -  развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее
    5.  Предложить детям порисовать пальчиком на подносе с манной крупой – развивать мелкую моторику.
    6. Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию)
    7. Работа с родителями: Оформить выставку  совместных детских с родителями работ «Богатырский конь».

    Лепка Тема: «Вот домок – Теремок, стены расписные ставенки резные » (декорирование) - формировать умение детей скатывать маленькие шарики, колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение. Воспитывать аккуратность.

    1. Ознакомление с искусством: «Бабушкин сундук»  - познакомить детей с понятием «Декоративно-прикладное искусство»; вызвать интерес к русскому костюму, его элементам; учить понимать его красоту.
    2. Беседа: «Красота вокруг нас» - формировать у детей представление о том, что красота, чистота  нашего жилища  делает и нас красивыми, поэтому  человек  своими руками создавал красоту вокруг себя; красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей, своего дома; рассмотреть картинки с изделиями народного промысла.
    3. Инд. Раб. Рисование палочками на земле – предложить детям нарисовать солнышко, дерево, домик. Развивать воображение, мышление.
    4. Компьютерная презентация «Русская изба»- рассказать детям об устройстве русской избы; какая утварь использовалась; рассмотреть вышитые рушники, платки. Знакомство с декорациями.
    5. Побудить детей на основе игровой мотивации печатать по трафарету (по своему желанию)

    Рисование Тема: «Моя семья» - развивать представление о семье как о людях, которые живут вместе,  любят друг друга, заботятся друг о друге.  Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке.

    1. Индив. раб. «Полосатый коврик для занятий физкультурой» -  развивать умение детей составлять гармоничную композицию «полосатый коврик» из бумажных полосок, чередующихся по цвету. Продолжать освоение техники  резания ножницами по прямой. Развивать чувство цвета и ритма.
    2. Предложить детям поиграть в кондитера «Украшение пирога» (декорирование) - заинтересовать лепкой разнообразных изделий из солёного теста: булки, торт, пирог; поощрять любые проявления творчества в процессе украшения формы путём налепа, процарапывания.
    3. Индив. раб. «Украшение фартука для мамы» - формировать умение детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, воображение.
    4. Худ. деят-ть: ТРИЗ. Шаблонография «Портрет женщины», «Портрет мамы» - способствовать творческой самореализации дошкольников.
    5. Д/и «Мозаика» -  совершенствовать умение составлять узор по образцу (цветок для мамы).
    6. Работа с родителями: Оформить фотовыставку на тему: «Подари улыбку миру».

    ДЕКАБРЬ.

     

    Рисование. Тема «Морозные узоры» -  Расширять и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного творческого применения разных декоративных элементов (круг, точка, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия).Совершенствовать технику рисования концом кисти, развивать чувство формы и композиции.

    1. Пескотерапия «Зимние узоры» -  развивать мелкую моторику, воображение.
    2.  Беседа «Краса ненаглядная» - прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых делали мастера различные изделия (Вологодское кружево).
    3. Творческая мастерская. Рисование с помощью мыльных пузырей: «Разноцветный мир» - научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.
    4. Предложить детям краски для их смешивания и получения новых оттенков цветов.
    5. Творческая мастерская «Снежные скульптуры» - развивать воображение, творческие способности.

    Аппликация. Тема: «Ёлочные игрушки» (декорирование) -  вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам; развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи; знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки; воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки; совершенствовать технику декорирования; развивать творческие способности.

    1. Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок» - познакомить детей с разными видами ёлочных игрушек. Показать старинные и современные ёлочные игрушки. Выставка новогодних игрушек, принесённых из дома.
    2. Целевая прогулка в «Музей игрушки» на тему «Игрушки наших бабушек» - формировать представление о жизни людей в прошлые эпохи; развивать любознательность; воспитывать уважение к игрушке.  
    3. Рассказать о профессии художника: «Художники - это люди, которые пишут картины, создают иллюстрации к книгам, делают красивыми многие окружающие нас предметы».
    4. Развивающая игра «Собери картинку» - учить детей зрительно разделять изображение картинки на части, составлять не только форму предметов, но форму отрезанной части картинки.
    5. Предложить детям краски для лучшего овладения элементарными приемами работы с краской: набрызг, ритмичное нанесение линий, пятен и др., пластичными материалами (печатание, вдавливание и др.)
    6. Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в сборе старинных новогодних игрушек, изготовление игрушек своими руками.

    Рисование. Тема: «Белая звёздочка с неба упала, мне на ладошку легла – и пропала» -  познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «граттаж»; формировать умение процарапывать пером тонкие  пересекающиеся линии, создавая образ снежинки; размещать рисунок на листе бумаги; поощрять творческую инициативу.

    1. На прогулке обратить внимание на красоту снежного покрова, рассмотреть снежинку, отметить, что у снежинки 6лучей.
    2. Чтение и разучивание стихов и загадок о зиме – вызвать интерес к богатству русского языка: сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности.
    3. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Зима».
    4. Творческая мастерская: вырезывание снежинок из квадрата, вызвать у детей радость от ожидания предстоящего праздника, поощрять желание использовать продукты своего творчества для украшения группы к празднику.(украшение интерьера)
    5. Ознакомление с искусством:  «Чудесные превращения воды» - знакомить детей с акварелью; обратить внимание на её свойства; знакомить с картинами, написанными акварелью; воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии прекрасного.
    6. Работа с родителями: Конкурс «Рукавичка Деда Мороза»- привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю поделку по мотивам народного творчества.

    Рисование. Тема: «Праздничная ёлочка» -  учить детей рисовать праздничную ёлочку; продолжать освоение формы и цвета как средств образной выразительности; совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

    1. Пальчиковая игра «Перед нами ёлочка» - развивать  мелкую моторику.
    2. Рассмотреть художественные репродукции и иллюстрации, на которых изображены заснеженные деревья.
    3. Творческая мастерская: «Новогодняя открытка» (рисование восковыми мелками) – вызвать у детей желание создать новогоднюю открытку своими руками, поддерживать стремление самостоятельно  выбирать различные приёмы рисования
    4. Маски и короны для игрушек (декорирование) - закреплять способы рисования кистью точек, мазков, колец, прямых линий и т. д.; учить последовательно пользоваться краской двух цветов, самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности маски или короны.
    5. Рассмотреть новогодние открытки, иллюстрации новогодних миниатюр.
    6. Привлечь детей к изготовлению новогодних гирлянд (цепи, снег и т. д.) .
    7. Замороженными цветными льдинками украсить елочку на участке.

    ЯНВАРЬ

    Аппликация, Тема: «Рождественская звезда» - формировать умение детей создавать красивый образ рождественской звезды из разного материала; направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности.

    1. Беседа «Зимние Святки» - познакомить детей с р. н. праздником «Зимние Святки»; традициями ряжения, колядования.
    2. Разучивание  «Коляда пришла, рождество принесла» - вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье.
    3. Рассматривание атрибутов праздника (звезда, мешок для угощений, костюмы, маски).
    4. Хоровод «Как на тоненький ледок» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик.
    5. Рассказать о традиции русских людей угощать всех гостей и колядовщиков – воспитывать гостеприимство.
    6. Предложить детям из различной крупы выложить контур предметов одежды.

    Рисование Тема: «Зимний лес» - совершенствовать  навык рисования деревьев, предложить  детям «укрыть» их снегом, развивать в работе аккуратность, воображение.

    1. Рассм. репрод. И. Шишкина «Зима»- прив.любовь к искусству и родной природе; разв. устную речь детей; восп. эстетич. чувства.
    2. Д/и «Расставь ёлочки по росту» - форм–ть умение сравнивать  и сопоставлять объекты по разным признакам, делать выводы.
    3. Творческая мастерская: украшение горки – предл. украсить горку природным материалом, разв. творческое воображение.
    4.  «Мастерская Деда Мороза»: мыльные пузыри на морозе – разв. наблюдат-ть, умение  предполагать, что будет с пузырями на морозе.
    5. Наблюдение: узоры на стекле. Чтение стих-я П.Образцова «Жгуч мороз трескучий» - прод. знаком. с зимними явлениями природы, уметь соотносить впечатления с содержанием стих-я.
    6. Узоры на снегу» - разв. умение детей рисовать на снегу в паре: один начинает, другой заканчивает, понимать друга без слов.
    7. Инд. Раб. «Сложи узор из цветных льдинок» – предложить детям составить узор, соблюдая последовательность элементов; развивать воображение, мышление.
    8. Работа с родителями: Мастер - класс «Ознакомление с филимоновской росписью и ее элементами» - Научить родителей с помощью элементов филимоновской росписи украшать силуэты игрушек.

    Лепка Тема: «Танцует парочка – солдат да сударочка!» - продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой;  совершенствовать технические  умения и навыки в работе с глиной; учить лепить фигурку человека на основе конуса и цилиндра.

    1. Компьютерная презентация «Игрушки с секретом» - познакомить детей с филимоновской игрушкой - свистулькой как видом декорат.-приклад. искусства; обратить внимание на особенность формы (игрушки вытянуты-как будто к солнышку тянутся)
    2. Рассматр-е картины «Зимние забавы» Б.Л.Игнатьева - подвести детей к составлению описательного рассказа по фрагменту картины.
    3. Худ. деятельность «Рисование декораций к сказке «Пирожок»- предложить детям изобразить внутреннее убранство домика ленивых Мурзика и Бобика, и чистоту, порядок у курочки и цыплят.
    4. Художественно-развивающая игра «Подбери краски, которые художник использовал в своей картине».
    5. Разместить на «Полочке красоты» предметы декоративно-прикладного искусства, имеющиеся в детском саду.

    Аппликация, Тема: «Украшение новой рубашки» - познакомить детей с рус. нар. орнаментом, которым украшали рубашки, рушники, фартуки; учить составлять из геометрических фигур орнамент, сочетать по цвету и форме; развивать чувство цвета, ритма, композиции.

    1. Игра «Скажи, какая? (какие?)» - (кофта – вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная; и т. д.)
    2. Пальчиковая гимнастика «Пошла Маня на базар» - развивать мелкую моторику.
    3. Хороводная игра «Сахаринка» - учить детей эмоционально исполнять песню и движения по тексту.
    4. Рассматривание р.н.костюма – загадывание загадок, рассматривание отгадок – предметов женской и мужской одежды; предложить нарядить домовенка Кузю.
    5. Игра «Что шьют (вяжут, надевают, обувают)?»
    6. Познакомить детей с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, сезонных и суточных изменений в природе.
    7. Работа с родителями: оформить выставку детских работ.

    ФЕВРАЛЬ

    Рисование Тема: «Барышня - франтиха» - продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой; учить детей раскрашивать силуэт используя элементы дымковской росписи; воспитывать интерес к народному искусству.

    1. Ознакомление с искусством: «Рассматривание альбома с иллюстрациями  дымковских игрушек» - учить внимательно, рассматривать иллюстрации, выделять детали узора, обращать внимание на цветовую гамму, использованную мастерами.
    2. Творческое дело: лепка декоративных фигурок (барышня, олень, козлик) – совершенствовать умение лепить из глины.]
    3. На прогулке вместе с детьми любоваться красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, снежинками, кустами и деревьями, покрытыми инеем или припорошенными снегом.
    4. Индив. работа «Дымковская барышня» - выложить узор на платье из готовых кругов, колец, полосок.
    5. Предложить использовать краски для получения новых цветов, помочь овладеть приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.

    Рисование, Тема: «Богатыри земли русской» - познакомить с образами русских богатырей; правильно передавать пропорции лица, подчеркивать  размером, цветом главное в рисунке.

    1. Организовать выставку портретной живописи.
    2. Инд. раб. «Летят самолеты» (аппликация)  - учить вырезывать части поделок из полосок бумаги и соединять их.
    3. Предложить детям материал для экспериментирования в создании простейших изображений красками, карандашами, с использованием пластичных материалов.
    4. Беседа о традиции охраны родной земли, своей Родины.
    5. Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
    6. Худ. труд, «Кораблик» - используя бросовый материал(губку, шпажку, цвет. бумагу), сделать кораблик в подарок папе.
    7. Работа с родителями: Оформление фотовыставки «Идет солдат по городу» - о службе пап и дедушек в рядах российской армии.

     Лепка + ручной труд, Тема: «Блины для Масленицы» - продолжать знакомить детей с р. н. праздником Масленица; учить делать куклу из тряпочек; развивать умение делать соленое тесто и лепить блины.

    1. Компьютерная презентация «Едет Масленица дорогая» - рассказать детям о том, что наступает такой момент, когда как бы встречаются весна с зимой. На дворе февраль. Резкий морозный воздух. Свистит, воет ветер. Летит в глаза снег. И совсем не верится, что скоро будет тепло, засияет весеннее яркое солнце. А ведь весна уже близко; познакомить с праздником Масленица, вызвать желание участвовать в его проведении.
    2. Разместить на «Полочке красоты» игрушки, которые больше всего нравятся детям.
    3. Инд. раб «Волшебная ладошка» -  предложить детям обвести контур ладошки с расставленными пальчиками таким образом, чтобы захватить и часть руки, превратить контур в дерево, петуха, осьминога, рыбку. Развивать фантазию детей.
    4. Укрась красиво блюдечко (рисование)  -  учить создавать узор по кругу, располагая элементы по краю и в середине; использовать мазки, точки, дуги.
    5. Ознакомление с искусством «Весёлые ложки в гостях у ребят» -  знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства – хохломской  росписью; показать, как народные умельцы изображали растительные элементы; воспитывать эстетический вкус.
    6. Чтение сказки «Жихарка» - обратить внимание детей как мальчик рассказывает о ложках,  раскладывая их на столе.

    МАРТ

    Рисование, Тема: «Русские красавицы» - учить детей изображать портрет веселой мамы ( бабушки, сестры): шея украшена бусами, уши- серьгами, глаза внимательно смотрят в сторону на подарок( букет цветов, торт и т. д.); воспитывать любовь к маме.

    1. Внимательно рассмотреть с детьми женские портреты, выполненные разными художниками (И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», В. Тропинина «Пряха») - обратить внимание на разнообразие женских причесок, украшений, на выражение женских глаз; раскрыть понятие «русская красавица».
    2. Объяснение пословиц: «Сердце матери лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка» - продолжать знакомить  с поизв. малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок.
    3. Игра «Назови ласково» - пробуждать желание исследовать и искать слова(Мама – мамуленька, мамочка, матушка, маменька).
    4. Слушание песни Ю. Чичкова «Наши мамы самые красивые»
    5. Предложить детям украсить растительным орнаментом бумажную тарелочку – использовать элементы хохломской росписи.
    6. Худ. творчество « Поздравительная открытка для мамы» (аппликация)  -  воспитывать потребность сделать приятное маме.

    Рисование + аппликация, Тема: «Весенние цветы для моей мамы» -  учить изображать цветы в различных техниках  и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

    1. На прогулке полюбоваться красотой природы, обратить внимание на очарование первых весенних цветов (мать-и-мачеха, гусиный лук и др.) . Объяснить, что все первые весенние цветы радуют человека, из сочетания их золотистых оттенков складывается первая гамма в весеннем цветочном календаре.
    2. Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
    3. По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести детей к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.
    4. Предложить детям краски для закрепления простых приемов: примакивания и набрызга - с использованием клеевой кисти.
    5. Работа с родителями: Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.

    Рисование + аппликация, Тема: «Что за чай без самовара» - продолжать знакомить детей с гжельской керамической посудой; учить рисовать гжельскую розу и др. элементы росписи, составляя узор на чайной чашке и блюдце; вырезать чайную пару и наклеивать на общую работу.  

    1. Беседа «Голубая гжель» - познакомить детей р. н. промыслом  гжельской керамической посудой; рассмотреть элементы росписи.
    2. Рассмотреть самовар – познакомить детей с самоваром, с названием его частей, обычаем русского народа угощать гостей чаем.
    3. Худ. творч. «Угощение для Кузи» - предложить слепить баранки, бублики из соленого теста.
    4. Слушание  р. н. песни «Ой, блины мои, блины»  в исполнении  фольклорной группы «Росиночка».
    5. Хороводная игра «Каравай» - закрепить слова, развивать двигательную активность, вызвать эмоциональный отклик.
    6. Д/Игра «Девочка Огонек и девочка Льдинка » - научить детей составлять теплую и холодную цветовую гамму.
    7. Работа с родителями: оформить выставку детских работ.

    Рисование, Тема: «Птица счастья» - познакомить с образом птицы – символом добра, счастья, благополучия; учить создавать образ сказочной птицы по мотивам образов, созданных народными мастерами (архангельские птицы из щепы, гжельские, хохломские)

    1. Внести в группу веточки тополя - предложить вдохнуть аромат почек, полюбоваться совершенством их формы, гармонией цвета.
    2. Предложить краски для их смешивания и получения новых оттенков.
    3. Предложить детям украсить растительным орнаментом бумажную тарелочку – использовать элементы хохломской росписи.
    4. Инд. раб. «Роспись птицы» (рисование)  - учить концом кисти наносить точки, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца, полоски.
    5. Рассказать о том, как художник Юрий Васнецов рисовал волшебные цветы и деревья.
    6. Инд. раб. «Украсим кукле платье» (рисование)  - предложить нарисовать платье для кукол и украсить его народным орнаментом.
    7. Работа с родителями: Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова» - познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики.

    Лепка Тема: «Жаворонки прилетите – весну принесите»  -  формировать умение детей лепить птиц из соленого теста, из целого куска путем раскатывания его в жгут, завязывания в узел; мелкие детали делать способом прищипывания и расплющивания; глазки сделать из гречневой крупы.

    1. Рассмотреть репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» - беседа по содержанию картины.
    2. Компьютерная презентация «Сороки» - познакомить детей с праздником прилета птиц сороки; развивать эмоциональный отклик на весенние проявления  природы.
    3. П/И «Птички в гнёздышках» - развивать двигательную активность.
    4. Д/Игра «Назови птиц которые прилетают к нам весной» - предложить рассмотреть картинки птиц, вспомнить названия
    5. Организовать выставку пейзажной живописи по теме «Весна».
    6. Рассмотреть альбом с иллюстрациями дымковской игрушки.
    7. Инд. раб. Побудить детей на основе игровой мотивации выполнять работы в технике обрывания бумаги (по своему желанию)
    8. Работа с родителями: привлечь родителей испечь настоящих жаворонков и устроить чаепитие.

     

    АПРЕЛЬ

    Рисование, Тема: «Солнышко – ведрышко покажись» - создавать образ солнышка, передавать свое отношение к солнышку средствами изобразительной деятельности.

    1. На прогулке обратить внимание на приход весны. Полюбоваться набухшими почками, первой травой, цветами, небом, солнцем.
    2. Разместить на «Полочке красоты» веточки с набухшими почками клена, тополя, черемухи и т. д.
    3. Предложить краски для активного экспериментирования с ними.
    4. Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая вода» - формировать умение детей воспринимать пейзажную живопись; беседа по картине.
    5. Игра «Солнышко» - разучить слова игры.
    6. Организовать выставку пейзажной живописи на тему «Весна».
    7. Игра «Скажи, какое?» - подобрать прилагательные-определения (солнышко-яркое, светлое,  лучистое; небо-голубое, лазурное, ясное).
    8. Рассмотреть иллюстрации с изображением подснежника. Предложить вслушаться в название этого цветка и догадаться, почему его так назвали.
    9. Работа с родителями: Оформить папку- передвижку на тему: «Советы родителям по работе с краской и соленым тестом».

    Лепка Тема: «Козонька рогатая, козонька бодатая» - продолжать знакомство с филимоновской игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства; создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки; закрепить способ лепки козлика на основе овоида или цилиндра.

    1. Чтение сказок «Два козлика», «Две козочки» - развивать интерес к устному народному творчеству; желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев.
    2. Игра «Шла коза по лесу» - закрепить слова и правила игры.
    3. Предложить детям бумагу разной фактуры для вырезывания фигур округлой формы и наклеивания их на бумагу.
    4. По возможности познакомить детей с первыми весенними цветами. Подвести детей к эмоциональному отклику на восприятие их цвета.
    5. Предложить гуашь и восковые мелки для раскраски различных изображений.
    6. На прогулке обратить внимание на весеннюю погоду, полюбоваться вместе с детьми пушистой вербой, вдохнуть аромат клейких почек тополя.  
    7. Работа с родителями: Оформить выставку  детских рисунков с использованием нетрадиционных техник рисования.

    Аппликация, Тема: «Украшение яиц» - продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи; закрепить умение украшать силуэт яйца методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме. Развивать творчество, эстетическое восприятие.

    1. Компьютерная презентация «Пасха – светлое Воскресенье Христово» - познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, развивать интерес к традициям народа: красить яйца, печь куличи; воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми.
    2. Сюрпризный момент: обратить внимание детей на корзину с деревянными крашенными яйцами – посанками и крашенками – рассмотреть, полюбоваться, выбрать понравившееся.
    3. Слушание колокольного звона – аудиозапись.
    4. Игра «Чьё яйцо дольше прокрутится» - дети одновременно раскручивают яйца, как волчок; выигрывает тот, чьё яйцо дольше прокрутится.
    5. Игра «стуканье яиц» - дети бьются яйцами, ударяя их друг о друга, чьё яйцо крепче, тот и выиграл.
    6. Индив. раб. Предложить детям рисовать пальцем на подносах, заполненных крупой: орнамент в овале.
    7. Организовать выставку книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
    8. Индив. раб. Предложить детям пластилин для лепки простейших предметов округлой формы, изменяя их с помощью налепов, дополняя деталями.
    9. Работа с родителями: Анкетирование на тему: «Как вы относитесь  к проявлению творческих способностей у детей».

    МАЙ

    Рисование + Аппликация, Тема: «Пограничники не дремлют у родного рубежа» -  учить рисовать военную технику (самолеты, танки, корабли) и вырезывать их из бумаги, составлять из них композицию; воспитывать уважение, чувство благодарности к защитникам отечества.

    1. Рассказ педагога о празднике День Победы, о традиции русского народа с давних времен защищать Родину-мать.
    2. Слушание песни День Победы (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) – познакомить с муз. творчеством на военную тематику.
    3. П/И: «Тяжело в ученье-легко в бою», «Самолеты», «Моряки» - воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
    4. Рассматривание  иллюстраций с изображением различных родов войск.
    5. Поиграть с детьми в игру «Что на что похоже?» - рассмотреть с детьми рисунки-силуэты; предложить соотнести силуэты предметов с черно-белыми картинками..
    6. Работа с родителями: Оформить альбом «Памятники защитникам нашей Родины».

    Аппликация, Тема: «Как я люблю одуванчики» - развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в природе.

     

    1. Предложить детям из риса выложить головку одуванчика, а стебелек и листья - из гречки.
    2. Познакомить детей с творчеством художника и писателя Е. И. Чарушина
    3. Индив. раб. «Цветы весны» - изображение веточки сирени или черемухи и окружающего их фона методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме. Развивать творчество, эстетическое восприятие.
    4. Рассмотреть с детьми репродукции произведений художников: П. Кончаловского «Сирень», В. Дмитриевского «Черемуха цветет», М. Сарьяна «Цветы» и др. - обратить внимание на то, как художники передают свое отношение к цветам. Напомнить детям приемы работы гуашевыми красками методом мозаичной живописи, при изображении веточки сирени или черемухи.
    5. Предложить краски для получения новых цветов и оттенков, помочь в овладении приемами декоративного оформления уже созданного рисунка.
    6. На прогулке обратить внимание на красоту распустившейся сирени и других цветущих растений на участке детского сада.
    7. Работа с родителями: Оформить альбом «Цветы», состоящий из детских рисунков.

    Лепка Тема: «Мы печем пшеничные пироги отличные!» - рассказать детям о труде, ремесле, объяснить смысл пословицы «Труд кормит и одевает»; закрепить  приемы оттягивания, прищипывания, раскатывания.

    1. Компьютерная презентация: «Делу – время, потехе - час» - дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости; рассказать о мастерах – ремесленниках: кузнец, плотник, сапожник, хлебопек.
    2. Игры «Кому, что нужно для работы?», «Что делает плотник?».
    3. Предложить детям краски для закрепления приема вливания цвета в цвет.
    4. Рассмотреть с детьми работы, выполненные ими в начале года, сравнить с теми, которые они выполнили сейчас. Подробно проанализировать достижения каждого ребенка.
    5. Предложить детям выложить журавлика из семечек дыни или тыквы по силуэту.
    6. Рассмотреть картину П. П. Кончаловского «Сухие краски»
    7.  Разместить букет сирени на «Полочке красоты».
    8. Предложить детям пластилин для закрепления приемов оттягивания, прищипывания.
    9. Подведение итогов и проведение диагностики.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2010 г.

    1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Корепанова О. Н., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб, 2010 г.

    1. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба: знакомим детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом. - СПб, 2004г.

    1. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Приобщение детей к истокам русской культуры. / Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2003г.

    1. «Декоративно-прикладное искусство детям». Дошкольное воспитание №3 – 1997, с. 21.

    1. Романова А. Ф. Народные промыслы. - 2003 г.

    1. Попова Т. А., Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской

    народной культуре. Для занятий с детьми 4-5 лет - Мозаика-Синтез. – 2010г.

    1. Т. С. Комарова “Занятия по изобразительной деятельности в средней группе”

    1. И. А. Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа”

    1. Г. С. Швайко “Занятия изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа”

    1. Д. Н. Колдина “Рисование с детьми 4-5 лет”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности

    В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.Включение ребенка в различные виды изобразительной деятельности, основа...