Главные вкладки

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
    консультация (младшая группа) по теме

    Бобровникова Екатерина Валерьевна

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

    Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям  русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

    Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2 – 3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения  к сложному исполнению.

    Наряду с этим существует противоречие между необходимостью проведения данной работы с детьми дошкольного возраста и тем, что в программе «Детство» тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» практически не затрагивается.

    Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок в соответствии с лучшими тради­циями педагогики.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей  к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

    Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков  мужчин, а из девочек- матерей.                    

    Работа над опытом велась в течение трех лет с постепенным усложнением подачи материала.

    Диапазон опыта представлен единой системой театрализованной деятельности на занятиях, в самостоятельной творческой и игровой деятельности, в посещении театров и музеев, и как заключительный этап этой деятельности – постановка спектаклей по русским народным сказкам. Вся эта работа тесно связанна с художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители.

    Цель деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам  русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

    Исходя из поставленной цели, вытекли следующие задачи:

    1.  Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

    2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности. 

    3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

    4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

    На начальном этапе мы начали работу с того, что выявили степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие. 

    После изучения и отбора необходимого содержания программно-методической базы, был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

    Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на три года. Реализовывалась в группе детей 4 года жизни, в группе детей 5 года жизни и группе детей 6 года жизни.

    При организации предметно - развивающей среды учитывалось то, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывались: индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей;  любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

    Итак, система работы по воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам  русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

    • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

    • освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

    • самостоятельная творческая деятельность.

    Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

    Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложнялось.

    Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группе были созданы:

    - театральная  зона с различными видами кукольного театра;

    - уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

    - костюмерная, где ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;

    - гримёрная - где дети учатся наносить нужный грим;

    - ширма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр, театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр «живой куклы».

    Родители принимали участие в изготовлении костюмов к русским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта. А в летние месяцы оформляли дизайн на территории детского сада  по мотивам русских народных сказок, используя опыт ремёсел русских мастеров. Во всей этой работе нам увлеченно помогали дети.

    Так же взаимодействие с семьей предполагало:

    Индивидуальные беседы с родителями.

    Консультация «Развитие у детей личностных качеств», «Поиграйте с ребенком в сказку» (Приложение №9) и другие.  

    Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей.

    Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.

    Советы и рекомендации психолога.

    Организация фотовыставки.

    Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок.

    Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

    Классификация театрализованных игр для детей, используемых в разработанной системе:

    • Игры в кукольный театр - настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные игры, театр «живой» куклы.
    • Игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценирование песен, инсценирование русских народных сказок, творчество детей.
    • Игры-спектакли - драматический спектакль, музыкальный спектакль, детская опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе.
    • Театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.

    Мониторинг на заключительном этапе работы показал, что у большинства детей (88%) выявлен достаточный уровень сформированности нравственных качеств, знаний русских народных сказок, культуры и традиций.

    В ходе наблюдения за детьми, родителями и воспитателями было отмечено, что все дети овладели определенным уровнем актёрского мастерства в театрализации русских народных сказок; имеют знание русских народных обычаев и традиций; используют в повседневной жизни потешки, песни, прибаутки; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; овладели навыками народно-прикладного творчества.

    Таким образом, можно сделать следующим выводам: система, организованная в ДОУ, направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщении его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, даёт положительные результаты. Данную работу следует продолжать, находя новые методы, приёмы, опираясь на созданную и апробированную систему занятий.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на методическом объединении на тему:

    «Приобщение детей к истокам  русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    Бобровникова Е.В.

    воспитатель МДОУ ЦРР детский сад №10

    г. Алексеевки Белгородской области

    Цель: распространение педагогического опыта.

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

    Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям  русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

    Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2 – 3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения  к сложному исполнению.

    Наряду с этим существует противоречие между необходимостью проведения данной работы с детьми дошкольного возраста и тем, что в программе «Детство» тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок» практически не затрагивается.

    Изучив современную практику организации работы по данному направлению в образовательных учреждениях, соотнеся полученные данные с собственным опытом работы, сочла необходимым разработать систему работы, основанной на приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок в соответствии с лучшими традициями педагогики.

    Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей  к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

    Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков  мужчин, а из девочек- матерей.                    

    Работа над опытом велась в течение трех лет с постепенным усложнением подачи материала.

    Диапазон опыта представлен единой системой театрализованной деятельности на занятиях, в самостоятельной творческой и игровой деятельности, в посещении театров и музеев, и как заключительный этап этой деятельности – постановка спектаклей по русским народным сказкам. Вся эта работа тесно связанна с художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители.

    Цель деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам  русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

    Исходя из поставленной цели, вытекли следующие задачи:

    1.  Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

    2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.  

    3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

    4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

    На начальном этапе мы начали работу с того, что выявили степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.  

    После изучения и отбора необходимого содержания программно-методической базы, был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

    Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок является долгосрочной и рассчитана на три года. Реализовывалась в группе детей 4 года жизни, в группе детей 5 года жизни и группе детей 6 года жизни.

    При организации предметно - развивающей среды учитывалось то, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывались: индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей;  любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

    Итак, система работы по воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам  русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

    • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

    • освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

    • самостоятельная творческая деятельность.

    Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

    Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложнялось.

    Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группе были созданы:

    - театральная  зона с различными видами кукольного театра;

    - уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

    - костюмерная, где ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;

    - гримёрная - где дети учатся наносить нужный грим;

    - ширма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр, театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр «живой куклы».

    Родители принимали участие в изготовлении костюмов к русским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта. А в летние месяцы оформляли дизайн на территории детского сада  по мотивам русских народных сказок, используя опыт ремёсел русских мастеров. Во всей этой работе нам увлеченно помогали дети.

    Так же взаимодействие с семьей предполагало:

    Индивидуальные беседы с родителями.

    Консультация «Развитие у детей личностных качеств», «Поиграйте с ребенком в сказку» (Приложение №9) и другие.  

    Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей.

    Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.

    Советы и рекомендации психолога.

    Организация фотовыставки.

    Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок.

    Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

    Классификация театрализованных игр для детей, используемых в разработанной системе:

    • Игры в кукольный театр - настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные игры, театр «живой» куклы.
    • Игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценирование песен, инсценирование русских народных сказок, творчество детей.
    • Игры-спектакли - драматический спектакль, музыкальный спектакль, детская опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе.
    • Театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.

    Мониторинг на заключительном этапе работы показал, что у большинства детей (88%) выявлен достаточный уровень сформированности нравственных качеств, знаний русских народных сказок, культуры и традиций.

    В ходе наблюдения за детьми, родителями и воспитателями было отмечено, что все дети овладели определенным уровнем актёрского мастерства в театрализации русских народных сказок; имеют знание русских народных обычаев и традиций; используют в повседневной жизни потешки, песни, прибаутки; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение; овладели навыками народно-прикладного творчества.

    Таким образом, можно сделать следующим выводам: система, организованная в ДОУ, направленная на воспитание нравственной личности ребёнка, приобщении его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, даёт положительные результаты. Данную работу следует продолжать, находя новые методы, приёмы, опираясь на созданную и апробированную систему занятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

    В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

    Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

    Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....

    Приобщение детей к истокам русской народной культуре через календарь русской куклы

    Народный календарь – дневник жизни      Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал...

    «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

    Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

    Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

    «Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

    Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

    В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...