Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»
    консультация по теме

    Складчикова Галина Петровна

    Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для педагогов22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №189 «Солнышко»

    Консультация для педагогов

    «Приобщение детей к истокам

    русской народной культуры через

    театрализацию русских народных сказок»

    Подготовила:

    Складчикова Г. П.

    воспитатель первой

    квалификационной категории


    Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни.

    Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по сере, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

    Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

    Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению.

    Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имею   преимущество - они очень целомудренно и

    ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек-матерей.

    Цель театрализованной • деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

    Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

    1.    Разработать   и   апробировать   систему   занятий   для    воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

    2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.

    3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

    4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

    Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группах должны быть созданы:

    - театрализованная зона с различными  видами кукольного театра (настольный театр «живой куклы», театр на прищепках, театр на конусах, на цилиндрах, театр ложек, би-ба-бо, театр из бросового материала, театр на фланелеграфе и другие);

    - уголок уединения, в котором    ребёнок    может    побыть    один,

    «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

    - ширма для показа всех видов кукольного спектакля.

    Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества можно предложить детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Дети учатся быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка   помогает   реализовать   свои мечты   и   желания.    Через   оценку взаимоотношений героев сказки можно подводить детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставить перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, а высший этап – инсценирование».

    В работе можно использовать различные методы:

    • Наглядный   метод   (демонстрация  иллюстраций   и   картин,   показ способов действий);
    • Словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок);
    • Игровой       метод       (игры - драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры);
    • Практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.


    Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д.С.Лихачев, «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературы, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озадачены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Решая задачу воспитания у дошкольников патриотизма, интереса к прошлому нашего народа, в детском саду можно возродить забытые календарные праздники, Рождество, Масленицу, Пасху.

    Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество".

    Данная тема знакомит детей с народными потешками, расширяет кругозор, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Воспитывает уважение к народной культуре и фольклору....

    Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

    рассказать родителям о разнообразных формах знакомства детей с русской народной культурой....

    Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры"

    Весёлые подвижные игры - наше детство. Кто не помнит весёлых пряток, жмурок, салок, догонялок? Эти игры, как песни и сказки созданы народом. Во многих языках понятие «игра» передается...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

    Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...

    Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

    Через детский фольклор вместе с детьми можно окунуться в мир игры...