Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"
консультация (старшая, подготовительная группа)

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок.

Подготовили: Шарабаева ТВ., Попова Е.В.

Абакан 2021

Консультация для педагогов

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа говорится много, поскольку обращение к наследию воспитывает гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент названия истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Наряду с современными образовательными программами для учреждений должен существовать и национально – региональный компонент – составная часть содержания образования, отражающая национальное и региональное своеобразия русского народа и народов Хакасии.

Важной задачей является донести до воспитанников то, что они являются носителями великой культуры, национальных традиций своей малой родины. Для наших детей малая родина – это Хакасия.

Республика Хакасия - многонациональное образование, в котором проживают

представители более ста национальностей. Преобладают национальные группы , по

переписи населения - это русские и хакасы.

Традиционно атмосфера межнационального общения в Хакасии определялась взаимодействием двух групп - хакасов и русских. В последнее время о своих интересах заявляют этнические диаспоры, которые прилагают усилия для своей консолидации. Поэтому, формирование благоприятного климата межнационального общения в республике зависит от усилий многих сторон : властных структур, местного населения, этнических диаспор и от нас, людей, которые воспитывают подрастающее поколение. Наше желание глубже понять культуру друг друга может снять многие возможные проблемы. Знание культур других национальностей, живущих рядом, поможет снять напряжение в процессе межнационального общения.

Поэтому приобщение и к русской и хакасской культуре формирует у детей этику общения. Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Дошкольный период - это сензитивный период, когда происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Процесс вхождения ребенка в ценностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение культуры, как своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе. Поэтому необходимо  придавать большое значение ознакомлению дошкольников с культурой Хакасского и русского  народа через сказку.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями народных сказок.

Сказка. С этим жанром дети знакомы с первого года жизни. Взрослые не должны читать ребенку сказку без предварительного ознакомления с ней.

Во - первых, потому что по-настоящему прочесть сказку - значит разыграть ее, представить в лицах. Известный фольклорист Ю.М.Соколов запомнил настоящего сказочника таким: ... рассказывает сказку, подмигивает, улыбается, делает испуганное

лицо, вычеркивает, кивает на кого-либо из присутствующих, мимикой разъясняет многое, что иначе не пересказать". Это очень важное наблюдение для работающих с дошкольниками, так как психологами доказано, что в первые пять лет у детей особая

реакция на интонацию, мимику, жесты. Разыграв сказку, нужно помнить не только об

актерском мастерстве, но и об искренности.

Во - вторых. Текст должен быть адаптирован для детского чтения.

В третьих. Задача сказки веками отточенная до афоризма - преподать "урок молодцу" поэтому читать нужно так чтобы с помощью именно выразительного чтения донести до ребенка ее нравственный смысл.

По содержанию сказки делятся на волшебные, сатирические, исторические, сказки о животных и бытовые. Через сказки мы знакомим детей с бытом, культурой,

религией, обычаями, с животными и растительным миром нашей земли. Актуальность

проблемы в том что, идет негативное отношение детей к детям других национальностей, конфликтные ситуации, обзывание, оскорбления. Знакомство с морально-этическими нормами общества и чертами характера людей.

Дети дошкольного возраста - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2 – 3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но вот в детском саду эту работу вести необходимо. Не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению.

В работе, кроме сказок, еще используются психогимнастические упражнения

(этюды) – как основу вариантов на определенные темы. После проигрывания этюда полезно его обсудить, задавая вопросы:

- что ты чувствовал, когда тебе не помогли, не посочувствовали и т.д?

- что ты чувствовал, когда жадничал, хитрил? А когда поделился?

Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Театрализованная игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

Народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мыслинародного духанародных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа.

Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество - они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек - матерей.

Чтобы  организовать работу, по  приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок в соответствии с лучшими традициями педагогики, необходимо  создать  систему занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых

Вся эта работа тесно связанна с художественной деятельностью ребёнка, в которой активное участие принимают родители.

Цель деятельности: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.

3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

На начальном этапе необходимо начать работу с выявления  степени сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках. Для этого проводится первичный мониторинг, который обозначмт проблему и противоречие.

Далее необходимо  изучить  и отобрать  необходимое содержание программно-методической базы, составить перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определить формы и методы работы.

При организации предметно - развивающей среды нужно учитывать то, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывать: индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

Итак, система работы по воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группе создаются:

- театральная зона с различными видами кукольного театра;

- уголок уединения, в котором ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

- костюмерная, где ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм для необходимой роли;

- гримёрная - где дети учатся наносить нужный грим;

- ширма для показа всех видов кукольного спектакля, настольный театр, театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр «живой куклы».

Родители привлекаются к  в изготовлению костюмов к русским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта, оформлению  дизайна на территории детского сада по мотивам русских народных сказок, используя опыт ремёсел русских мастеров.

Так же взаимодействие с семьей предполагает:

Индивидуальные беседы с родителями.

Консультации: «Развитие у детей личностных качеств», «Поиграйте с ребенком в сказку» и другие.

Привлечение к обсуждению сценариев и распределению ролей.

Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми.

Советы и рекомендации психолога.

Организация фотовыставки.

Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок.

Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

Классификация театрализованных игр для детей:

  • Игры в кукольный театр - настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные игры, театр «живой» куклы.
  • Игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценирование песен, инсценирование русских народных сказок, творчество детей.
  • Игры-спектакли - драматический спектакль, музыкальный спектакль, детская опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе.
  • Театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры.

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они знали и любили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости необходимо с детства научить любить то, что их окружает.

Хакасская  и русская народная сказка - самые древние и прекрасные жанры народной художественной культуры. Ведь в сказке обязательно добро победит зло, добро творит добро, потому что создатель - простой народ – выразил, таким образом, представление о счастье. Народная сказка необыкновенно обаятельна, добра, мудра. Она открывает ребенку уникальную культуру народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для педагогов«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»....

Консультация для педагогов "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие, родные люди, окруж...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...