Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Пагилева Людмила Васильевна

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кружковая работа  по приобщению к  русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками

«Березка»
(для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное    предшествующим поколениям
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».

С.Михалков

Кружковая работа «Березка»  направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Данная работа  опирается  на программу О.Л. Князевой,  М.Д. Маханевой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», целью которой является  эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта работа  на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Работа  имеет  структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей и ценна тем, что участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Кружковая работа  предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, представленных в работе, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Целью кружковой работы является: приобщение детей к русским народным традициям через праздничную культуру русского народа, для формирования у них первоначальных представлений о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:

1. Освоение исторического и  культурного наследия России через памятные даты народного календаря.

2. Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.

3. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

5. Обогащать словарный запас детей.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

1. Беседы.

2. Занятия на основе метода интеграции.

3. Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц.

4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства.

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду.

6. Экскурсии в художественную галерею, краеведческий музей, детскую библиотеку.

7. Дидактические игры.

8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

9. Заучивание считалок,  закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

10. Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы:  

1. Метод  наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий).

2. Словесный  (беседа, использование художественного слова, пояснения).

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен).

4. Частично-поисковый.

5. Проблемно-мотивационный  (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

6. Сотворчество.

7. Мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся с подгруппой по 10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 28 занятий. Продолжительность 30 минут.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

1. Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа.

2. Наличие у детей представлений о народных праздниках.

3. Формирование уважения к историческому   наследию.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в поселке; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.

Учебно-тематический план кружка “Березка

Месяц

Тема занятия

Кол-во теорет.

занятий

Кол-во практ.

занятий

1.

Октябрь

Календарь, календарные песни и годовой круг календарных праздников

1

Покров (календарно-обрядовый праздник)

1

Хлеб. Жатва. 

1

Осенние посиделки. 

0,5

0,5

2.

Ноябрь

Игрушечных дел мастера.

0,5

0,5

«Кузьминки – об осени поминки» (календарно-обрядовый праздник)

1

Ярмарка

0,5

0,5

Традиции чаепития.

0,5

0,5

3.

Декабрь

Родной язык. Сказка. 

1

Родной язык. Пословицы, поговорки. 

1

Потешный фольклор.

0,5

0,5

Святки (календарно-обрядовый праздник)

1

4.

Январь

Зимние праздники. Колядки (календарно-обрядовый праздник)

1

Русское поселение. 

1

Народные промыслы.

0,5

0,5

5.

Февраль

Народная кукла

0,5

0,5

Деревенские мастерицы. Одежда.

1

Масленица (календарно-обрядовый праздник)

1

6.

Март

Благовещенье

1

Праздник жаворонков
 (календарно-обрядовый праздник)

1

День весеннего равноденствия

1

«Прогулка в весенний лес»

1

7.

Апрель

Вербное воскресенье

1

Пасха (календарно-обрядовый праздник)

1

Диагностика

Диагностика

8.

Май

Весна в поле. 

1

Весна. Работа в огороде. 

0,5

0,5

Зелёная неделя (праздник березки)

1

На завалинке

1

Содержание курса кружка “Березка”.

Тема

Цель

Календарь, календарные песни и годовой круг календарных праздников

Знакомство детей с народным календарем, календарными праздниками и разучиванием календарных песен.

«Покров»
(календарно-обрядовый праздник)

Познакомить детей с историей возникновения праздника «Покров Пресвятой Богородицы»

Хлеб. Жатва. 

Познакомить детей с осенними праздниками – праздниками урожая.

Осенние посиделки. 

Познакомить  детей с традициями посиделок.

Игрушечных дел мастера.

Познакомить детей с разнообразием русских игрушек.

«Кузьминки – об осени поминки» (календарно-обрядовый праздник)

Познакомить детей с народными  приметами и обычаями, связанными с днем Кузьмы и Демьяна.

Ярмарка

 Познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси.

Традиции чаепития.

Познакомить детей с традициями русского гостеприимства.

Родной язык. Сказка. 

Познакомить детей с жанровым разнообразием сказок. Формировать  представление о богатстве русской культуры через знакомство с народными сказками и сказочными героями.

Родной язык. Пословицы, поговорки. 

Продолжать знакомить детей с разнообразием пословиц и поговорок.

Потешный фольклор.

Познакомить детей с потешным фольклором и о его воспитательном значении.

Святки (календарно-обрядовый праздник)

Познакомить детей с праздниками, которые отмечают в период зимних святок (Рождество, Новый год)

Зимние праздники. Колядки   (календарно-обрядовый праздник)

Продолжать знакомить детей с рождественскими обрядовыми праздниками.

Русское поселение. 

Познакомить детей с устройством деревянной избы, её внутреннем  устройстве; рассказать о русской печи.

Народные промыслы.

Познакомить детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно – прикладного искусства.

Народная кукла

Расширять знания детей о народной кукле, о способах ее изготовления.

Деревенские мастерицы. Одежда.

Познакомить детей об изготовлении тканей и одежды на Руси.

Масленица (календарно-обрядовый праздник)

Познакомить детей с народным праздником ”Масленица” и масленичными традициями.

Благовещенье

Познакомить детей с православным праздником «Благовещенье».

Праздник жаворонков
 (календарно-обрядовый праздник)

Познакомить детей с традициями встречи весны.

День весеннего равноденствия

Уточнить представление детей о характерных признаках весны, подвести их к установлению закономерностей.

«Прогулка в весенний лес»

Познакомить детей с песнями – веснянками, которыми девушки зазывали весну.

Вербное воскресенье

Расширять представление  детей о православной культуре.

Пасха (календарно-обрядовый праздник)

Продолжать знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Дать представление о символе праздника – яйце, его росписи.

Диагностика

Диагностика

Весна в поле. 

Познакомить детей с обычаями и обрядами, посвящёнными весеннему севу.

Весна. Работа в огороде. 

Познакомить детей с тем, что сажали крестьяне в огороде.

Зелёная неделя (праздник березки)

Познакомить детей с праздником, который отмечался  в конце весны, символом которого была береза.

На завалинке

Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями. Закреплять знание русских народных игр.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы “ Березка”.

Месяц

Тема

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Развивающая среда

Предполагаемый результат

Сопутствующие формы работы

Словарная работа

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Календарь, календарные песни и годовой круг календарных праздников.

Рассказ о календаре и календарных праздниках.

Дидактическая игра «Народные куклы»  по месяцам

Иллюстрации по теме; народные куклы; аудиозаписи народных песен

Хороводная игра «Шла Валя по дорожке»

Изготовление «Птички – заклички»

Месяцеслов.

 «Покров»
(календарно-обрядовый праздник)

Беседа «Народный праздник Покров»

Разучивание танца «Барыня»; дидактическая игра «Собери урожай»

Иллюстрации икон, осенних пейзажей; аудиозаписи традиционных русских мелодий.

Развлечение «Посиделки на Покров»

Разучивание хоровода «Как у наших у ворот»; частушек.

Покров, Богородица, рукоделие, летник.

Хлеб. Жатва. 

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

Чтение рассказа
Э. Шима «Хлеб растет»

Фотоальбом «Хлеб  - всему голова”, ”Профессии”. Сюжетные картинки. Картина А. Пластова «Жатва»

Дидактическая игра “ От зернышка до булочки”

Заучивание скороговорки «Бублик, баранку»

Жернова, жнец, пахарь, пекарь.

Осенние посиделки. 

Беседа  «Что такое посиделки?»

Чтение потешек «Барашеньки-крутороженьки» и «Ваня, Ваня -  простота»

Музыка А. Грибоедова «Осенний вальс»; картины с осенними пейзажами; картотека потешек.

Разучивание хоровода «На горе – то калина…»

Народная подвижная игра « Плетень».

Посиделки, плетень.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Игрушечных дел мастера.

Рассказ «Русская игрушка»

Рассматривание картин с изображением работ дымковских мастеров, мастеров по изготовлению семеновских матрешек

Иллюстрации и картины с изображением матрешек и дымковских игрушек, трафареты, игрушки

Разучивание хоровода «Матрешки»; игровое задание «Скажи пословицу».

Чтение стихов и потешек о народных умельцах, о матрешках.

Мастера-умельцы, ярмарка, силуэт, свистульки

«Кузьминки – об осени поминки» (календарно-обрядовый праздник)

Рассказ «На Кузьму – Демьяна»

Разучивание танца «Прялица» и народной песни «Из-за леса, из-за рощи…»

Иллюстрации деревенских посиделок, народные музыкальные инструменты

Развлечение «Кузьминки – об осени поминки»

Народная игровая песня «Нынче праздничек…»

Прялица, кушак, чучело

Ярмарка.

Беседа «Как попасть на ярмарку?»

Заучивание стихотворения «Ярмарка»

Картины и фотографии по теме, народные игрушки, муляжи выпечки.

Выставка рисунков и поделок «Веселая ярмарка»

Народная игра «Петушок»

Фольклор

Традиции чаепития.

Беседа о тульском самоваре и традициях русского чаепития.

Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха - цокотуха»)

Карта мира, две железные банки с чаем (чёрный и зелёный), самовар.

Игра “Наливаем самовар», «Весёлый веник»

Консультация для родителей «Забытые секреты чаепития».

Чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, электрический.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Родной язык. Сказка. 

Беседа «Путешествие по сказкам»

Прослушивание песни «В гостях у сказки»

Иллюстрации к сказкам, театр би-ба-бо, аудиозаписи.

Оформление иллюстрированной книги сказок.

Рассматривание образцов народного декоративно-прикладного творчества.

Путешествие, таинственный.

Родной язык. Пословицы, поговорки. 

Рассказ «Пословица не даром молвится»

Игра «Знатоки пословиц»

Иллюстрации к пословицам, сборники пословиц.

Отгадывание загадок

Организация выставки книг совместно с родителями.

Поговорка, пестушка.

Потешный фольклор.

Беседа о народном юморе.

Разучивание частушек.

Дразнилки, скороговорки, докучные сказки.

Самостоятельное  придумывание детьми небылиц.

Разучивание скороговорок и дразнилок.

Докучная сказка, небылица.

Святки (календарно-обрядовый праздник)

Беседа воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок.

Чтение сказки «Проказы Старухи – зимы». Разучивание заклички «Ты, мороз…»

Загадки о зиме, аудиозаписи попевок и закличек, иллюстрации и фотографии.

Развлечение «С Новым годом со всем родом!»

Разучивание хоровода «Как на тоненький ледок»

Святки, ряженье.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Зимние праздники. Колядки   (календарно-обрядовый праздник)

Беседа о традициях празднования Рождества.

Рассматривание картинок на тему “Рождественские посиделки”.

Загадки по теме, картинки.

Фольклорный досуг для детей “ Коляда пришла…”

Заучивание колядок.

Коляда,

гадание.

Русское поселение. 

Беседа  «Русский быт»

Словесная игра. «Кто больше назовёт предметов русского быта»

Предметы русского быта, иллюстрации по теме.

Разучивание чистоговорки:

«Маланья-болтунья молоко болтала-болтала, да не выболтала».

Рассматривание иллюстраций на тему: «Деревенская изба», «Предметы быта»

Чугунок, ухват, терем, изба.

Народные промыслы.

Беседа «Дело мастера боится»

Дидактическая игра «Предметы народного быта»

Иллюстрации с изображением ремесленников и промыслов.

Дидактическая игра «Река времени».

Игра с мячом «Угадай ремесло».

Гончар, ткачиха, красильщики,  кузнец,  ювелир, лекарь,  пряха, плотник, охотник,  воин, купец,

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Народная кукла

Беседа

 «Русская народная игрушка».

Изготовление куклы «Пеленашки»

Иллюстрации с изображением народных кукол, мастер-классы, материалы из мини-музея.

Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».

Сюжетно-ролевая игра «Семья в деревне».

Лихоманка, кувадка.

Деревенские мастерицы. Одежда.

Рассказ «Русский национальный костюм»

Дидактическая игра  «Русский народный костюм»

Куклы в национальных костюмах, альбом фотографий по теме, карточки с орнаментами.

Сюжетно-ролевая игра. «Русская хозяюшка»

Дидактическая игра "Наряди куклу в национальный костюм"

Сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь.

Масленица (календарно-обрядовый праздник)

Беседа                 “ Здравствуй, широкая Масленица! ”

Музыкально-фольклорная игра “Коршун”.

Пословицы, поговорки, стихи о Масленице, о блинах. Картины Б.М. Кустодиева и П.О.Соловьева. Опера Н. А.Римского-Корсакова “Снегурочка”, хор “Прощай, Масленица!”

Коллективное изготовление куклы Масленицы.

Русские народные игры – забавы на свежем воздухе “Заигрыш ”.

Заигрыш, лакомка, четверток

М
А
Р
Т

Благовещенье

Рассказ  «Благовещенье - отпусти птичку на волю»

Слушание:  колокольный звон-Благовест.

Изготовление птиц-оригами

Аудиозапись колокольного звона, иллюстрации по теме, технологическая карта.

Подвижные игры «Гори, гори ясно»,

«Птицелов», «Птичка в клетке».

Инсценировка  хоровода «Пошла млада да за водой»

Благовест, млада, попевка.

Праздник жаворонков
 (календарно-обрядовый праздник)

Рассказ о старинном русском обряде встречи весны.

Разучивание хоровода «Приди Весна, приди красна!»

Иллюстрации о проведении обряда встречи весны,  USB c записью звуков пения птиц, «Песня жаворонка»  П.И. Чайковского.

Развлечение     « Жаворонки, прилетите

весну - красну  на  крыльях принесите».

Заучивание     закличек  о весне, поговорок о весне и труде.

Весна-красна, жаворонок, пташки, заклички.

День весеннего равноденствия

Рассказ « День весеннего равноденствия»

Дидактическая игра «Разноцветная весна»

Фонограмма            П.И.Чайковского  «Времена года» «Подснежник», фонограмма пения птиц, карточки с изображением первоцветов, перелетных птиц, магниты.

Дидактические игры «Цветочное лото», «Времена года», «Когда это бывает?».

Заучивание песни «Песня для солнышка»

Проталины, оттепель, капель.

«Прогулка в весенний лес»

Рассказ « Как кличут, закликают весну»

Разучивание весенней заклички «Солнце снег топит»

Иллюстрации по теме, карточки с загадками, аудиозапись с голосами птиц, пьесы альбома П.И.Чайковского «Времена года».

Подвижная народная игра «Птицелов». 

Песня «Жавората, жавората»  (муз. Т. Ю. Камаев).

Закличка

А
П
Р
Е
Л
Ь

Вербное воскресенье

Рассказ о традициях Вербного воскресенья.

Разучивание пасхального стихотворения  А. Блока «Вербочки»

Картины по теме, веточки вербы.

Разгадывание загадок на тему: «Приход весны. Пасхальные празднования».

Рисование веточек вербы, выставка детских рисунков «Вербочки к святому празднику».

Христиане, христианство, предания, православие, обряд.

Пасха (календарно-обрядовый праздник)

Рассказ детям о празднике Пасхи, о праздновании Вербного воскресения, обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия.

Проведение русских народных игр “Солнышко-ведерышко”, “Пряльца”, игры с яйцами.

Иллюстрации по теме. Загадки , пословицы. Пасхальные стихи и песни.

Развлечение «Пасхальный пир»

Словесные народные игры “Садовник”, ”Бирюльки”.

Красный угол, тябол, пир.

Диагностика

Диагностика

М
А
Й

Весна в поле. 

Рассказ «Зима пройдет, и снег сойдет, а что посеяно- взойдет»

Работа на участке детского сада (рыхление почвы, посев семян цветов и овощных растений, высадка рассады).

Репродукции картины Сандро  Боттичелли «Весна»,  картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, 

Подвижная игра «Веснянка»

Сюжетно – ролевой игры «Трактористы»

 Плуг, борона, сеялка, пахать, боронить, сеять

Весна. Работа в огороде. 

Беседа «Во саду ли, в огороде»

Настольно- печатные игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде»;   Дидактическая игра «Чье это семечко?»

Карточки с изображением овощей; аудиозаписи.

Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов об овощах.

 Рассматривание репродукций картин И. Михайлова «Овощи», А. Лентунова «Овощи»; 

Закрома

Зелёная неделя (праздник березки)

Беседы о праздниках Вознесение, Троица.

 Разучивание танца с ложками «Ах ты,  берёза»

 Фонограмма песни «Во поле берёза стояла», «Голоса весеннего леса»

Развлечение «Праздник русской березы»

Разучивание русской народной игры «Веночек».

Гостенька, кумушка, венок, берёза кудрявая, семик, лучина

На завалинке

Заключительная беседа о русских народных традициях и обычаях.

Знакомство с народными подвижными играми.

Иллюстрации по теме. Книги русских народных сказок. Фонограммы песен.

КВН «Знатоки русской народной культуры»

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок.

Танок

Литература:

1. Картушина М.Ю Русские народные праздники в детском саду. – М.:  
Творческий центр «Сфера», 2007.

2. Князева О.Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Издательство “Детство – Пресс”, 2006.

3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? / Под редакцией Кондрыкинской Л.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.

6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.

7. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство «Линка-пресс», 2000.

8. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007.

Диагностика по приобщению к истокам русской народной культуры через  знакомство с народными календарными  праздниками 2013-2014 учебный год.

1.Имеет представление о народных праздниках и обычаях с ними связанных (Осенины, Покров, Крещение, Благовещенье).

В. Дети называют основные народные праздники.

С. Дети называют не все народные праздники.

Н. Дети не знают основные народные праздники.

2. Имеет представление о  названиях и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник).

В. Называет предметы народного быта и знает их назначение.

С.Путаются в названиях предметов народного быта и в их назначении.

Н. Не называет предметы народного быта, не знает о его назначении.

3. Имеет представление о  русских народных и музыкально-фольклорных играх, изучаемых в рамках кружковой работы.

В. Знает русские народные и музыкально-фольклорные игры, их правила.

С. С помощью взрослого может назвать некоторые игры и вспомнить их правила.

Н. Не может назвать ни одной игры.

4. Имеет представление о  русских народных песенках, потешках, закличках, изучаемых в рамках кружковой работы.

В. Знает и может исполнить народные песенки, потешки, заклички изученные в рамках кружковой работы.

С. Знают не большое количество песенок, потешек. Путаются, нуждаются в помощи взрослого.

Н.Не знают  или не могут вспомнить ни одной песенки, потешки, заклички.

5. Имеют представление о видах фольклора (пословицы, приметы, хороводы)  и используют его.

 В. Знает и может рассказать любые виды фольклора.

С. Знают не все виды фольклора, изученные в рамках кружка.

Н. Не могут назвать ни одного виды фольклора, изученного в рамках кружка.

6. Имеет представление об отличии русского народного костюма от других народных костюмов.

В. Узнает русский народный костюм, выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов). Может отличить от костюмов других народов.

С. Узнает русский народный костюм, но путается в деталях.

Н. Не знает, как выглядит русский народный костюм.

7. Имеет представление о народных приметах и умеет их соотносить с увиденным в природе.

В. Ребенок знает народные приметы и умеет соотносить их с увиденным в природе.

С. Ребенок  частично знает народные приметы и умеет соотносить не все с увиденным в природе.

Н. Не знает народные приметы и не умеет соотносить их с увиденным в природе.

Бланк оценки

Критерии оценок.

Фамилия, имя ребенка.

Имеет представление о народных праздниках и обычаях с ними связанных  (Покров,

Кузьминки,  Крещение, Благовещенье).

Имеет представление о  названиях и назначение предметов русского народного быт (лучина, плуг, кокошник).

Имеет представление о  русских народных и музыкально-фольклорных играх, изучаемых в рамках кружковой работы.

Имеет представление о  русских народных песенках, потешках, закличках, изучаемых в рамках кружковой работы

Имеют представление о видах фольклора (пословицы, приметы, хороводы)  и используют его.

Имеет представление об отличии русского народного костюма от других народных костюмов.

Имеет представление о народных приметах и умеет их соотносить с увиденным в природе.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".

Русские  народные праздники  не  только  красмвы  и   веселы, они  наполнены   смыслом,  духовностью,  тематическое  содержание  к...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...