Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".
проект (старшая группа) на тему
Русские народные праздники не только красмвы и веселы, они наполнены смыслом, духовностью, тематическое содержание каждого несёт идейную нагрузку, что особенно важно для молодёжи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 298.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района - детский сад «Колокольчик»
Проект
«Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками»
Автор проекта:
Шушарина В.Р.,
воспитатель
ДОУ «Колокольчик»
Куйбышев, 2016г.
Актуальность проекта
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. При этом очень важно, чтобы дети получили первоначальные знания на эмоциональной основе. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие. После долгой холодной зимы мы все с нетерпением ждём весну, а вместе с ней - солнышка, тепла, первой зелени, птичьих голосов. Ждём мы и весенних праздников, только долгое время к ним относили лишь 8 Марта. Но если обратиться к народным традициям на Руси, то можно узнать, что весна особенно щедрая на праздники. Это «Масленица», «Сороки», «Пасха» и др. У каждого из них своя красота, свои обычаи, обряды и приметы.
Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Такая форма досуга ставит личность в условия активной духовной деятельности, ее функцией становится не только культурно-творческая, но и развивающая или информационно-просветительская работа.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают при встрече весны: «Масленица», «Сороки».
2. Формировать представление о традициях русского народа при проведении календарных праздников.
3. Активизировать речь детей, расширить словарный запас.
4. Воспитывать у детей чувства причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым.
5. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей через знакомство с народными праздниками.
6. Привлечь родителей к активному участию в праздниках «Масленица», «Сороки».
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность: 2 месяца.
Сроки реализации: март, апрель.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Задачи |
I этап (подготовительный) | 1. Определение темы, цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата. 2. Подготовка консультаций для родителей. 3. Проведение вводной беседы с детьми. |
II этап (основной) |
1. Беседы об истории праздников, народных традициях и приметах. 2.Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок. 3. Чтение русских народных сказок. 4. Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам. 5. Проведение народных подвижных игр. 6. Проведение игр – драматизаций по русским народным сказкам. 7. Организация консультаций, выставка стендовой информации для родителей о традициях и истории праздников.
|
III этап (заключи тельный) | 1. Проведение развлечений: «Масленица», «Сороки». 2. Анализ и классификация собранного материала. 3. Презентация проекта для педагогов. |
План реализации проекта
Направление работы | Месяц | Мероприятия | Цель | Литература |
Познавательное развитие | Март Апрель | Непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Ой ты, масленица!» Беседа на тему: «Все на масленицу» Беседа на тему: «Гуляй, да присматривай» Непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Весна, весна, поди сюда!» | Познакомить детей с праздником «Масленица», разучивание закличек, потешек. Продолжать знакомить с традициями празднования Масленицы. Закреплять характерные признаки начала весны, разучивание закличек. Познакомить детей с праздником «Сороки». | О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Социально - коммуникативное развитие | Март Апрель | Дид. игра «Назови героя и сказку». Развлечение «Масленица». Игра- драматизация с участием родителей по сказке «Гуси - лебеди». Развлечение «Сороки». | Закреплять знания детей русских народных сказок. Доставить детям радость, расширить представление о празднике. Воспитывать у детей интерес к театрализованной деятельности. Доставить детям радость, расширить представление о празднике.
| |
Речевое развитие | Март Апрель | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Рассказывание и пересказ русской народной сказки «Снегурочка». Разучивание загадок, потешек, закличек, пословиц, поговорок о весне. Рассказывание и пересказ русской народной сказки «Гуси – лебеди». Разучивание загадок, стихотворений, закличек, пословиц, поговорок о птицах, природе.
| Воспитывать интерес к сказкам, национальной одежде, предметам быта. Развивать речевую активность детей, расширять словарный запас. | В.В. Гербова «Развитие речи» Н.П.Ильчук «Хрестоматия для дошкольников 5 – 7 лет» |
Физическое развитие | Март Апрель | Подвижные народные игры: «У медведя во бору», «Два Мороза», «Удочка». «Гори- гори ясно», «Горелки», «Веснянка», «Солнышко-вёдрышко», «Гуси – лебеди». | Воспитывать у детей интерес к русским народным играм. | Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности дошкольников» |
Художественно – эстетическое развитие | Март Апрель | Разучивание русских народных песен «Блины», «Вот уж зимушка проходит». Разучивание песен «Жавороночки», «Весна – красна». Лепка из теста. Тема: «Жаворонки» | Познакомить детей с русскими народными песнями. Учить детей лепить жаворонков. | Н.Зарецкая, З.Роот «Праздники в детском саду» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
Взаимодействие с родителями | Март Апрель | Консультации на темы: «О праздновании «Масленицы» на Руси», «Роль фольклора в развитии детей старшего дошкольного возраста». Развлечение «Масленица». Консультации на темы: «История праздника «Сороки», «Народная кухня». Развлечение «Сороки». | Развивать интерес родителей к русским народным праздникам, фольклору. Привлечь к активному участию при проведении развлечений «Масленица», «Сороки». | Журналы «Музыкальный руководитель» |
Прогнозируемые результаты:
1. Воспитанники и их родители расширили свои знания о русских народных праздниках.
2. Использование детьми в речи произведений народного фольклора (потешек, считалок, загадок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок).
3. Дети знают русские народные сказки и сказочных героев.
4. Дети знают русские народные игры, самостоятельно в них играют.
5. Осмысленное и активное участие родителей и детей в русских народных праздниках.
Оценка результатов
Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился живой интерес к русской народной культуре: они знают наизусть много потешек, закличек, примет, стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок. Дети любят слушать русские народные сказки и пересказывать их. Играют в народные игры, водят хороводы, активно участвовали в развлечениях, посвященных народным праздникам «Масленица», «Сороки».
Родители воспитанников расширили свои знания об истории, традициях праздников, посвященных встрече весны. Многие из родителей воспитанников участвовали в развлечениях, вместе с детьми исполняли народные песни, заклички, потешки. В домашних условиях родители продолжили знакомить детей с русским фольклором.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»
Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...
