Главные вкладки

    Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".
    проект (старшая группа) на тему

    Шушарина Венера Рашитовна

    Русские  народные праздники  не  только  красмвы  и   веселы, они  наполнены   смыслом,  духовностью,  тематическое  содержание  каждого  несёт    идейную  нагрузку,  что  особенно  важно  для  молодёжи.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           

    Муниципальное   казённое  дошкольное   образовательное учреждение

    Куйбышевского района  -  детский сад  «Колокольчик»

                                         

                                     

    Проект

         «Приобщение  детей  5-6 лет  к русской  народной культуре  через  знакомство  с русскими календарными  праздниками»

                         C:\Users\Маша\Desktop\для венеры\DSCN0713.JPG

                                                                               

                                                                                      Автор проекта:

                                                                                         Шушарина  В.Р.,

                                                                                 воспитатель

                                                                                               ДОУ «Колокольчик»

    Куйбышев, 2016г.

    Актуальность проекта

        Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

          Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. При этом очень важно, чтобы дети получили первоначальные знания на эмоциональной основе.  Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

          Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие. После долгой холодной зимы мы все с нетерпением ждём весну, а вместе с ней - солнышка, тепла, первой зелени, птичьих голосов. Ждём мы и весенних праздников, только долгое время к ним относили лишь 8 Марта. Но если обратиться к народным традициям на Руси, то можно узнать, что весна особенно щедрая на праздники. Это «Масленица», «Сороки», «Пасха» и др. У  каждого из них своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. 

         Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Такая форма досуга ставит личность в условия активной духовной деятельности, ее функцией становится не только культурно-творческая, но и развивающая или информационно-просветительская работа.

                                                       

       

         Цель:    развитие  у детей  дошкольного  возраста  устойчивого  интереса  к русской  народной  культуре  в процессе  ознакомления  с календарными  праздниками.

                                                       

        Задачи:

    1.  Познакомить детей с русскими народными календарными  праздниками, которые  отмечают  при встрече весны: «Масленица», «Сороки».

    2. Формировать представление о традициях русского народа при проведении календарных    праздников.

    3. Активизировать речь детей, расширить словарный запас.

    4. Воспитывать  у детей   чувства  причастности к русской  культуре,  обществу, которое дорожит  своим прошлым.

    5. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей через знакомство с народными праздниками.

    6. Привлечь родителей к активному участию в праздниках «Масленица», «Сороки».

                                             

        Тип проекта:  познавательный.

                                       

        Участники  проекта:   дети  старшей группы,   воспитатели,  музыкальный руководитель,   родители.

         

       Продолжительность:  2 месяца.

        Сроки  реализации:   март, апрель.                                     

                                                               

    Этапы  реализации проекта

    Этапы проекта

    Задачи  

    I этап

    (подготовительный)

      1. Определение темы, цели, задач, содержания проекта,  прогнозирование результата.

      2. Подготовка консультаций для  родителей.

      3. Проведение вводной беседы с детьми.

    II этап

    (основной)

     

       1. Беседы об истории праздников, народных традициях и приметах.

       2.Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок.

       3. Чтение русских народных сказок.

       4. Рассматривание иллюстраций по русским народным    сказкам.

       5. Проведение народных подвижных игр.

       6. Проведение игр – драматизаций по русским народным сказкам.

       7. Организация консультаций, выставка стендовой информации для родителей о традициях и истории праздников.

     

    III этап

    (заключи   тельный)

       1. Проведение развлечений: «Масленица», «Сороки».

       2. Анализ и классификация собранного материала.

       3. Презентация проекта для педагогов.

    План реализации проекта

    Направление

     работы

    Месяц

    Мероприятия

    Цель

    Литература

    Познавательное развитие

    Март

    Апрель

    Непосредственно – образовательная деятельность на тему:

    «Ой  ты, масленица!»

    Беседа на тему:

    «Все  на масленицу»

    Беседа на тему: «Гуляй, да присматривай»

    Непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Весна, весна,

    поди сюда!»

    Познакомить  детей  с  праздником  «Масленица»,  разучивание  закличек, потешек.

    Продолжать знакомить с традициями  празднования  Масленицы.

    Закреплять характерные признаки начала весны, разучивание закличек.

    Познакомить  детей  с  праздником  «Сороки».

    О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение  детей  к истокам  русской  народной  культуры»

    Социально - коммуникативное  развитие

    Март

    Апрель

    Дид. игра «Назови героя и сказку».

    Развлечение  «Масленица».

    Игра- драматизация  с участием  родителей  по  сказке  «Гуси - лебеди».

    Развлечение  «Сороки».

    Закреплять знания детей русских народных сказок.

    Доставить  детям радость, расширить представление о празднике.

    Воспитывать  у детей  интерес  к  театрализованной деятельности.

    Доставить  детям радость, расширить представление о празднике.

     

    Речевое

    развитие

    Март

    Апрель

    Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

    Рассказывание и пересказ русской народной сказки «Снегурочка».

    Разучивание загадок, потешек, закличек, пословиц, поговорок  о   весне.

    Рассказывание и пересказ русской народной сказки

     «Гуси – лебеди».

    Разучивание загадок, стихотворений, закличек, пословиц, поговорок  о   птицах, природе.

     

    Воспитывать интерес к сказкам, национальной одежде, предметам быта.

    Развивать речевую активность детей, расширять словарный запас.

    В.В. Гербова «Развитие речи»

    Н.П.Ильчук «Хрестоматия  для дошкольников

    5 – 7 лет»

    Физическое

    развитие

    Март

    Апрель

    Подвижные народные

    игры:

    «У медведя  во бору»,  

    «Два Мороза»,  «Удочка».

    «Гори- гори ясно», «Горелки», «Веснянка», «Солнышко-вёдрышко»,

    «Гуси – лебеди».

    Воспитывать  у детей  интерес  

    к  русским народным играм.

    Н.Ф.Губанова

    «Развитие  игровой  деятельности

    дошкольников»

    Художественно – эстетическое

     развитие

    Март

    Апрель

    Разучивание  русских народных песен  «Блины», «Вот  уж  зимушка  проходит».

    Разучивание  песен  «Жавороночки»,  «Весна – красна».

    Лепка  из теста.

    Тема: «Жаворонки»

    Познакомить детей с русскими народными песнями.

    Учить детей  лепить жаворонков.

    Н.Зарецкая,

    З.Роот

    «Праздники  в детском  саду»

    О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение  детей  к истокам  русской  народной  культуры»

    Взаимодействие

     с родителями

    Март

    Апрель

    Консультации на темы:  «О  праздновании «Масленицы»  на Руси»,

    «Роль фольклора  в развитии детей старшего дошкольного возраста».

    Развлечение  «Масленица».

    Консультации на темы:  «История праздника «Сороки», «Народная кухня».

    Развлечение  «Сороки».

    Развивать  интерес родителей

      к русским народным праздникам, фольклору.

    Привлечь к активному участию при проведении развлечений «Масленица», «Сороки».

    Журналы «Музыкальный руководитель»

     

    Прогнозируемые результаты:

    1. Воспитанники и их родители расширили свои знания о русских народных праздниках.

    2. Использование детьми в речи произведений народного фольклора (потешек, считалок, загадок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок).

    3. Дети знают русские народные сказки  и сказочных героев.

    4. Дети знают русские народные игры, самостоятельно в них играют.

    5. Осмысленное и активное участие родителей  и детей в русских народных праздниках.

                               

    Оценка результатов

       Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился живой интерес к русской народной культуре: они знают наизусть много потешек, закличек, примет, стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок. Дети любят слушать русские народные сказки и пересказывать их. Играют в народные игры, водят хороводы, активно участвовали в развлечениях, посвященных народным праздникам «Масленица»,  «Сороки».  

       Родители воспитанников расширили свои знания об истории, традициях праздников, посвященных встрече весны. Многие из родителей воспитанников участвовали в развлечениях, вместе с детьми исполняли народные песни, заклички, потешки.   В домашних условиях родители продолжили знакомить детей с русским фольклором.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

    Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

    пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

    педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

    Проектная деятельность: 1. Проект "Русская березка-символ России". 2. Проект "Молодое поколение выбирает чтение". 3. Проект "Знакомство с произведениями С.Я.Маршака".

    Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта.В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проект...

    Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

    Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

    Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий

    Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...

    Творческий проект «Зимняя сказка»; Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий.

    Актуальность: Новый год самый удивительный, сказочный, волшебный праздник, дети ждут его каждый год с большим нетерпением. Можно помочь детям создать своими руками волшебство и сказку с помощью рук, ф...