Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"
проект

Нестеренко Татьяна Анатольевна

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priobshchenie_detey_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx806.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   казённое  дошкольное   образовательное учреждение

Куйбышевского района  -  детский сад  «Аленушка

Проект

«Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками»  

Выполнила: Нестеренко Т. А.

Высшая квалификационная категория

Актуальность проекта

    Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.F:\DSC_2730.jpg

      Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. При этом очень важно, чтобы дети получили первоначальные знания на эмоциональной основе.  Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды. Ведь именно в них  фиксируется накопленные веками  наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.

      Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие. После долгой холодной зимы мы все с нетерпением ждём весну, а вместе с ней - солнышка, тепла, первой зелени, птичьих голосов. Ждём мы и весенних праздников, только долгое время к ним относили лишь 8 Марта. Но если обратиться к народным традициям на Руси, то можно узнать, что весна особенно щедрая на праздники. Это «Масленица», «Сороки», «Пасха» и др. У  каждого из них своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. 

     Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Такая форма досуга ставит личность в условия активной духовной деятельности, ее функцией становится не только культурно-творческая, но и развивающая или информационно-просветительская работа.

   

     Цель:    развитие  у детей  дошкольного  возраста  устойчивого  интереса  к русской  народной  культуре  в процессе  ознакомления  с календарными  праздниками.

                                                   

    Задачи:

1.  Познакомить детей с русскими народными календарными  праздниками, которые  отмечают  при встрече весны: «Масленица», «Сороки».

2. Формировать представление о традициях русского народа при проведении календарных    праздников.

3. Активизировать речь детей, расширить словарный запас.

4. Воспитывать  у детей   чувства  причастности к русской  культуре,  обществу, которое дорожит  своим прошлым.

5. Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей через знакомство с народными праздниками.

6. Привлечь родителей к активному участию в праздниках «Масленица», «Сороки».

                                         

E:\101NIKON\DSCN0580.JPG

    Тип проекта:  познавательный. 

                                   

    Участники  проекта:   дети  старшей группы,   воспитатели,  музыкальный руководитель,   родители.

     

   Продолжительность:  2 месяца.

    Сроки  реализации:   март, апрель.                                     

                                                           

Этапы  реализации проекта

Этапы проекта

Задачи  

I этап

(подготовительный)

  1. Определение темы, цели, задач, содержания проекта,  прогнозирование результата.

  2. Подготовка консультаций для  родителей.

  3. Проведение вводной беседы с детьми.

II этап

(основной)

 

   1. Беседы об истории праздников, народных традициях и приметах.

   2.Разучивание стихов, песен, потешек, загадок, пословиц, поговорок.

   3. Чтение русских народных сказок.

   4. Рассматривание иллюстраций по русским народным  сказкам.

   5. Проведение народных подвижных игр.

   6. Проведение игр – драматизаций по русским народным сказкам.

   7. Организация консультаций, выставка стендовой информации для родителей о традициях и истории праздников.

 

III этап

(заключи   тельный)

   1. Проведение развлечений: «Масленица», «Сороки».

   2. Анализ и классификация собранного материала.

   3. Презентация проекта для педагогов.

План реализации проекта

Направление

 работы

Месяц

Мероприятия

Цель

Литература

Познавательное развитие

Март

Апрель

Непосредственно – образовательная деятельность на тему:

«Ой  ты, масленица!»

Беседа на тему:

«Все  на масленицу»

Беседа на тему: «Гуляй, да присматривай»

Непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Весна, весна,

поди сюда!»

Познакомить  детей  с  праздником  «Масленица»,  разучивание  закличек, потешек.

Продолжать знакомить с традициями  празднования  Масленицы.

Закреплять характерные признаки начала весны, разучивание закличек.

Познакомить  детей  с  праздником  «Сороки».

О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение  детей  к истокам  русской  народной  культуры»

Социально - коммуникативное  развитие

Март

Апрель

Дид. игра «Назови героя и сказку».

Развлечение  «Масленица».

Игра- драматизация  с участием  родителей  по  сказке  «Гуси - лебеди».

Развлечение  «Сороки».

Закреплять знания детей русских народных сказок.

Доставить  детям радость, расширить представление о празднике.

Воспитывать  у детей  интерес  к  театрализованной деятельности.

Доставить  детям радость, расширить представление о празднике.

 

Речевое

развитие

Март

Апрель

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Рассказывание и пересказ русской народной сказки «Снегурочка».

Разучивание загадок, потешек, закличек, пословиц, поговорок  о   весне.

Рассказывание и пересказ русской народной сказки

 «Гуси – лебеди».

Разучивание загадок, стихотворений, закличек, пословиц, поговорок  о   птицах, природе.

 

Воспитывать интерес к сказкам, национальной одежде, предметам быта.

Развивать речевую активность детей, расширять словарный запас.

В.В. Гербова «Развитие речи»

Н.П.Ильчук «Хрестоматия  для дошкольников

5 – 7 лет»

Физическое

развитие

Март

Апрель

Подвижные народные

игры:

«У медведя  во бору»,  

«Два Мороза»,  «Удочка».

«Гори- гори ясно», «Горелки», «Веснянка», «Солнышко-вёдрышко»,

«ручеек».

Воспитывать  у детей  интерес  

к  русским народным играм.

Н.Ф.Губанова

«Развитие  игровой  деятельности

дошкольников»

Художественно – эстетическое

 развитие

Март

Апрель

Разучивание  русских народных песен  «Блины», «Вот  уж  зимушка  проходит».

Разучивание  песен  «Жавороночки»,  «Весна – красна».

Лепка  из теста.

Тема: «Жаворонки»

Познакомить детей с русскими народными песнями.

Учить детей  лепить жаворонков.

Н.Зарецкая,

З.Роот

«Праздники  в детском  саду»

О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение  детей  к истокам  русской  народной  культуры»

Взаимодействие

 с родителями

Март

Апрель

Консультации на темы:  «О  праздновании «Масленицы»  на Руси»,

«Роль фольклора  в развитии детей старшего дошкольного возраста».

Развлечение  «Масленица».

Консультации на темы:  «История праздника «Сороки», «Народная кухня».

Развлечение  «Сороки».

Развивать  интерес родителей

  к русским народным праздникам, фольклору.

Привлечь к активному участию при проведении развлечений «Масленица», «Сороки».

Журналы «Музыкальный руководитель»

 

Прогнозируемые результаты:

1. Воспитанники и их родители расширили свои знания о русских народных праздниках.

2. Использование детьми в речи произведений народного фольклора (потешек, считалок, загадок, закличек и приговорок, пословиц и поговорок).

3. Дети знают русские народные сказки  и сказочных героев.

4. Дети знают русские народные игры, самостоятельно в них играют.

5. Осмысленное и активное участие родителей  и детей в русских народных праздниках.

6. Расширение у детей представлений о предметах русской народной одежды и обуви (сарафан, валенки), предметах домашнего обихода (корыто, прялка, коромысло).                          

Оценка результатов

   Проделанная работа достигла своей цели. У детей появился живой интерес к русской народной культуре: они знают наизусть много потешек, закличек, примет, стихов, песен, загадок, пословиц, поговорок. Дети любят слушать русские народные сказки и пересказывать их. Играют в народные игры, водят хороводы, активно участвовали в развлечениях, посвященных народным праздникам «Масленица»,  «Сороки».  

   Родители воспитанников расширили свои знания об истории, традициях праздников, посвященных встрече весны. Многие из родителей воспитанников участвовали в развлечениях, вместе с детьми исполняли народные песни, заклички, потешки.   В домашних условиях родители продолжили знакомить детей с русским фольклором.

                              F:\фото к сайту\Мы играем\Рисунок6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".

Русские  народные праздники  не  только  красмвы  и   веселы, они  наполнены   смыслом,  духовностью,  тематическое  содержание  к...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...