Программа дополнительного образования по приобщению детей к народной культуре через знакомство с народными праздниками "Зернышко"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ермолаева Наталья Юрьевна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ermolaevoy_nyu.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №1 «Рябинка»

Программа

дополнительного образования по приобщению детей

 к русской народной культуре

 через знакомство с народными праздниками «Зернышко»

Составила:

воспитатель1 квалификационной категории

 Ермолаева Н.Ю.

г. Нефтеюганск

Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с народными праздниками. (Старший дошкольный возраст)

Пояснительная записка

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколениям может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Человек – существо духовное, он стремиться не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – естественная потребность человека, призванная в этот мир. С детства необходимо прививать любовь детям к истокам родной культуры. Знакомить с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Поэтому у меня возникла идея по созданию кружка, работа которого будет направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа и  ориентирована на нравственно – патриотическое и художественно – эстетическое воспитание детей. За основу своей работы взяла программу О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», целью которой является эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно – прикладного искусства, развитие творческих способностей, знакомство с историей народного творчества.  Строится данная работа на концепции эстетического воспитания и развития творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Работа имеет структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей и ценна тем, что участвую в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества. Работа в кружке предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам.

Актуальность.

Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по- новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, закрепление социального опыта поможет нашим детям в дальнейшем ощутить себя носителем великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Цель.

 Приобщить детей к русским народным традициям через праздничную культуру русского народа, для формирования у них первоначальных представлений о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи.

  1. Освоение исторического и культурного наследия России через памятные даты народного календаря.
  2. Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.
  3. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
  4. Развивать художественно – творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
  5. Обогащать словарный запас детей.

Формы работы по ознакомлению с русской народной культурой.

  • Беседы
  • НОД
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.
  • Выставки работ по декоративно – прикладному искусству в мини – музее детского сада
  • Экскурсии в художественную галерею «Метаморфоза», детскую библиотеку города, городской храм, памятные места в городе.
  • Дидактические игры, ИКТ игры, словесные игры, просмотр презентаций.
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек. Стихов, русских народных песен.
  • Использование народных игр, хороводов.

Методы и приемы

  1. Метод наглядности (рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, презентаций, открыток, альбомов, других пособий)
  2. Словесный (беседы, использование художественного слова, пояснения)
  3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративный изделий, использование различных материалов и инструментов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен)
  4. Частично – поисковый
  5. Проблемно – мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход НОД)
  6. Сотворчество
  7. Мотивационный (убеждение, поощрение)

Форма проведения занятий: подгрупповая, рассчитана на работу с детьми 5-6 лет. В подгруппе 13–15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 минут. Количество занятий в году – 28

Форма подведения итогов работы – проведение диагностического обследования по усвоению программы курса, для которого разработаны контрольные вопросы и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат.

  1. Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре нашего народа.
  2. Наличие у детей представлений о народных праздниках.
  3. Формирование уважения к историческому наследию

Итогом деткой деятельности могут случить выставки детского творчества, презентации работ на родительском собрании, участие в фольклорных праздниках, развлечениях, досугах, посвященных народным праздникам.

Календарно - тематическое планирование мероприятий по приобщению к русской народной культуре через ознакомление с народными календарными  праздниками

Месяц

Мероприятия

Содержание деятельности

Результат деятельности

Октябрь

1.Знакомство с календарем, календарные песни и годовой круг календарных праздников.

2.Календарно - обрядовый праздник «Покров».

Цель: познакомить с историей возникновения праздника «покров Пресвятой Богородицы»

3.Хлеб. Жатва.

Цель: познакомить детей с осенними праздниками – праздниками урожая.

4.Осенние посиделки.

Цель: познакомить детей с традициями посиделок.

 Рассказ о народном календаре и календарных праздниках.

Д/ Народные куклы по месяцам»

Иллюстрации по теме; народные куклы; слушание народных песен, просмотр презентаций.

Хороводная игра «Шла девица по дорожке»

Изготовление «Птички – заклички»

 Словарная работа «месяцеслов»

Беседа «Народный праздник Покров»

Разучивание танца Барыня»

Д/ «Собери урожай»

Рассматривание икон, осенних пейзажей, слушание традиционных русских мелодий.

Разучивание хоровода « Как у наших у ворот»

Разучивание частушек

 Словарная работа «Покров, Богородица, рукоделие, летник»

Беседа о старинных способах уборки хлеба

Знакомство с жерновами и их использованием

Чтение рассказа Э.Шима «Хлеб растет»

Составление альбома «Хлеб всему голова», «Профессии»

Просмотр презентаций о хлебе

Д/И «От зернышка до булочки»

Рассматривание сюжетных картинок, картина А.Пластова «Жатва»

Заучивание скороговорки «Бублик, баранку»

Словарная работа «жернова, жнец, пахарь, пекарь»

Беседа «Что такое посиделки?»

Чтение потешек «Барашеньки – крутороженьки», «Ваня, Ваня – простота»

Слушание А. Грибоедов «Осенний вальс»

Рассматривание картин с осенними пейзажами

Составление картотеки потешек

Разучивание хоровода «На горе -  то калина»

Народная подвижная игра «Плетень»

Словарная работа «посиделки, плетень»

Выставка рисунков,

Оформление сборников стихов, загадок, сказок о празднике.

 

Развлечение «Сбор урожая»

 

Развлечение «Посиделки на Покров»

Развлечение «Хлеб всему голова»

Развлечение «Осенние посиделки»

Ноябрь

1.Игрушечных дел мастера.

Цель: познакомить детей с разнообразием русских игрушек.

2.Календарно – обрядовый

праздник «Кузьминки – об осени поминки», «Синичкин день»

Цель: познакомить детей с народными приметами и обычаями, связанными с днем Кузьмы и Демьяна.

3.Ярмарка.

Цель: познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси.

4.Традиции чаепития.

Цель: познакомить детей с традициями русского гостеприимства.

 Рассказ «Русская игрушка»

Рассматривание альбомов «Дымковская игрушка», «Семёновская матрешка»

Рассматривание иллюстраций и картин дымковских изделий, матрешек.

Работа с трафаретами, раскрасками

Изготовление дымковской игрушки «Лошадка»

Разучивание хоровода «Матрешки»

Игровое задание «Скажи пословицу»

Чтение стихов, потешек о народных умельцах и о матрешках

Словарная работа «Мастера – умельцы, ярмарка, силуэт, свистульки»

Рассказ «На Кузьму – Демьяна»

Разучивание народного танца «Прялица», народной песни «Из- за леса, из-за рощи»

Просмотр презентации «Деревенские посиделки»

Рассматривание народных музыкальных инструментов

Разучивание народной песни «Нынче праздничек»

Словарная работа «Прялица, кушак, чучело»

Беседа «Как попасть на ярмарку?»

Заучивание стихотворения «Ярмарка»

Рассматривание картин по теме, народных игрушек, муляжей выпечки

Народная игра «Петушок»

Словарная работа «Фольклор»

Беседа о тульском самоваре и традициях русского чаепития

Чтение К.И. Чуковский «Федорино горе», «Муха цокотуха»

Рассматривание карты мира «Где выращивают чай»

Рассматривание листьев зеленого и черного чая

Народные игры «Наливаем самовар», «Веселый веник»

Консультация для родителей «Забытые секреты чаепития»

Словарная работа «чайный куст, легенда, император, тульский самовар, жаровой, электрический»

Ярмарка игрушек «Наши умельцы»

Выставка кормушек в группе.

Развлечение «Синичкины именины»

Выставка рисунков и поделок «Веселая ярмарка»

Чаепитие «Посиделки за чайком»

Декабрь

1.Родной язык. Сказка.

Цель: познакомить детей с жанровым разнообразием сказок. Формировать представление о богатстве русской культуры через знакомство с народными сказками и сказочными героями.

2. Родной язык. Пословицы, поговорки.

Цель: продолжать знакомить детей с разнообразием пословиц и поговорок.

3.Потешный фольклор.

Цель: познакомить детей с потешным фольклором и его воспитательным значением.

4. Календарно – обрядовый праздник «Святки»

Цель: познакомить детей с праздниками, которые отмечают в период зимних святок (Рождество, Новый год)

Беседа «Путешествие по сказкам»

Слушание сказок

Просмотр презентаций «Жили - были сказки»

Иллюстрации к сказкам

Д/И «Угадай по тени», «Перепутаница», «Узнай сказку»

Оформление книжек – малышек «Мои сказки»

Рисование иллюстраций к сказкам

Театр би-ба-бо

Рассматривание образцов декоративно – прокладного искусства

Родительское собрание

«Духовно – нравственное  воспитание детей посредствам русской народной сказки»

Рассказ «Пословица не даром молвится»

Игра «Знатоки пословиц»

Рассматривание и рисование  иллюстраций к пословицам
Отгадывание загадок

Выставка книг «Пословицы и поговорки»

Словарная работа «поговорка, пестушка»

Беседа о народном юморе

Разучивание частушек

Знакомство с дразнилками, скороговорками, докучными сказками

Придумывание небылиц и составление книжек «Наши небылицы»

Разучивание скороговорок и дразнилок

Словарная работа «докучная сказка, небылица»

Беседа о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок

Чтение сказки «Проказы Старухи зимы»

Разучивание заклички «Ты мороз…»

Разучивание хоровода «Как на тоненький ледок»

Словарная работа «святки, ряженье»

Инсценировка русской народной сказки

Викторина «По дорогам сказок»

Викторина «Пословица, не даром молвится»

Развлечение  «С Новым годом со всем родом!»

Январь

1.Зимние праздники.  Календарно – обрядовый праздник «Колядки»

Цель: продолжать знакомить детей с рождественскими обрядовыми праздниками.

2..Русское поселение.

Цель: познакомить детей с устройством деревенской избы, ее внутреннем устройстве, рассказать о русской печи.

3.Народные промыслы

Цель: познакомить  детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно – прикладного искусства.

Беседа о традициях празднования Рождества

Рассматривание картин на тему «Рождественские посиделки»

Просмотр презентаций «Рождество»

Рассматривание картин «Рождественские праздники»

Работа с загадками по теме

Заучивание колядок

Словарная работа «коляда, гадание»

Беседа «Русский быт»

Словесная игра «Кто больше назовет предметов русского быта»

Рассматривание русской избы, предметов русского быта, иллюстраций по теме

Разучивание чистоговорки «Маланья - болтунья молоко болтала, да не выболтала»

Просмотр презентации «Деревенская изба и русский быт»

Словарная работа «чугунок, ухват, терем, изба»

Беседа «Дело мастера боится»

Д/И «Предметы народного быта»

Просмотр презентаций «Ремесленники и промыслы»

Д/И Река времени»

Народная игра с мячом «Угадай ремесло»

Словарная работа «пряха, гончар, кузнец, лекарь, потник»

Фольклорный досуг «Коляда пришла»

Февраль

1.Народная кукла.

Цель: расширять представления детей о народной кукле, о способах ее изготовления.

2.Деревенские мастерицы. Одежда.

Цель: познакомить детей с изготовлением тканей и одежды на Руси. Знакомство с русским народным костюмом.

3.Календарно – обрядовый праздник «Масленица»

Цель: познакомить детей с праздником «Масленица» и масленичными традициями.

Беседа «Русская народная игрушка»

Изготовление куклы «Пеленашки»

Просмотр презентации «Народные куклы»

Д/И «Кто ты, куколка моя?»

«Узнай по описанию»

С/Р игра «Семья в деревне»

Словарная работа «лихоманка, кувадка»

Рассказ о русском национальном костюме

Д/И «Русский народный костюм»

Рассматривание кукол в национальных костюмах

Просмотр презентации «Костюмы народов мира»

С/Р игра «Русская хозяюшка»

Д/И «Наряди куклу в национальный костюм»

Словарная работа «кокошник, лапти, сарафан»

Беседа «Здравствуй, широкая Масленица!»

Народная игра «Коршун»

Пословицы и поговорки о Масленице, о блинах

Рассматривание картин Б.М.Кустодиева, П.О. Соловьева «Широкая Масленица»

Слушание оперы Римского – Корсакова «Снегурочка

Хоровод «Прощай Масленица»

Изготовление куклы Масленицы

Народные игры – забавы «Заигрыш»

Развлечение «Как на маслену неделю…»

Март

1.Благовещнье

Цель: познакомить детей с православным праздником «Благовещенье»

2.Календарно – обрядовый праздник «Праздник жаворонков»

Цель: познакомить детей с традициями встречи весны.

3.День весеннего равноденствия.

Цель: уточнить представления детей о характерных признаках весны, подвести их к установлению закономерностей.

.

4. Прогулка в весенний лес

Цель: познакомить детей с песнями – веснянками, которыми девушки зазывали весну.

Рассказ воспитателя «Благовещенье – отпусти птичку на волю»

Слушание «Колокольный звон- Благовест»

Просмотр презентации «Благовещенье»

Подвижные игры «Гори, гори ясно», «Птицелов», «Птичка в клетке»

Хоровод «Пошла млада за водой»

Словарная работа «благовест, млада, попевка»

Рассказ о старинном русском обряде встречи весны

Просмотр презентации «Обряд встречи весны»

Слушание пения птиц, «Песня жаворонка» П.И. Чайковский

Заучивание закличек о весне, поговорок о весне и труде

Словарная работа «весна – красна, жаворонок, пташки, закличка»

Рассказ о дне весеннего равноденствия

Д/И Разноцветная весна»

Слушание П.И. Чайковский «Времена года», «Подснежник», пение птиц

Просмотр презентации «Первоцветы», «перелетные птицы»

Д/И «Цветочное лото», «Времена года», «Когда это бывает?»

Заучивание песни «Песня для солнышка»

Словарная работа «проталины, капель, оттепель»

Рассказ «Как кличут, закликают весну»

Разучивание весенней заклички «Солнце снег топит»

Загадки о весне

Слушание пьесы из альбома П,И, Чайковского «Времена года»

Подвижная игра «Птицелов»

Разучивание песни «Жавората, жавората» муз. Т.Ю.Камаева

Словарная работа «закличка»

Развлечение «Жаворонки прилетели-весну на крыльях принесли»

Апрель

1.Вербное воскресенье

Цель: расширять представления детей о православной культуре.

2.Календарно – обрядовый праздник «Пасха»

Цель: продолжать знакомить детей с православными праздниками. Дать представление о символе праздника – яйце, его росписи.

3.Диагностика

Рассказ о традициях Вербного воскресенья

Разучивание пасхальных стихотворений

Чтение А. Блок «Вербочка»

Рассматривание картин по теме, веток вербы

Просмотр презентации «Вербное воскресенье»

Разгадывание загадок «Приход весны», «Пасхальные празднования»

Рисование веточки вербы

Рассказ о праздновании праздника пасха, о праздновании Вербного воскресенья, об обычае обмениваться яйцами – крашенками, о значении этого действия

Русские народные игры «Солнышко – ведерышко», «Пряльца», игры с яйцами – крашенками

Загадки, пословицы, пасхальные стихи и песни

Словесные игры «Садовник», «Бирюльки»

Словарная работа «красный угол, пир, тябол»

Выставка детских  работ «Вербочки к святому празднику»

Развлечение «Пасхальный пир»

Май

1.Весна в поле

Цель: познакомить детей с обычаями и обрядами, посвященными весеннему севу.

2.Весна. Работа в поле.

Цель: познакомить детей с тем. Что сажали крестьяне с огороде, поле.

3.Календарно – обрядовый праздник «Троица»

Праздник русской березы.

Цель: познакомить детей с праздником «Троица», с символом праздника – березой.

Рассказ «Зима пройдет и снег сойдет, а что посеяно взойдет»

Работа в огороде и на клумбах детского сада

Посадка семян, работа в огороде на окне

Рассматривание картин «Весна

Просмотр презентации «Труд на селе весной»

Знакомство с инструментами для работы в огороде, поле

Подвижная игра «Веснянка»

С/Р игра «Трактористы»

Словарная работа «плуг, сеянка, борона»

Беседа «Во саду ли, в огороде»

Настольно – печатные игры «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чье это семечко?»

Просмотр презентации «Овощи фрукты»

Загадки об овощах и  фруктах

Разгадывание ребусов, кроссвордов об овощах

Рассматривание картин И. Михайлова «Овощи»

Словарная работа «закрома»

Беседа о праздниках Вознесение, Троица

Беседа о русских традициях и обычаях

Разучивание песни «Во поле береза стояла»

Разучивание танца с ложками «Ах ты, береза»

Разучивание русско народной игры «Веночек»

Словесные народные игры

Рассказывание докучных сказок

Слушание русских народных песен

Словарная работа «венок, береза кудрявая, лучина, танок»

Развлечение «Праздник русской березы»

КВН «Знатоки русской культуры»

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...