Приобщение детей к истокам русской народной культуре через календарь русской куклы
проект (средняя группа) по теме

Проколова Нина Сергеевна
 Народный календарь – дневник жизни
 
     Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Он существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке.  
     Календарь русского народа – явление удивительное, он отражал в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями жили наши предки. Наши предки считали, что вселенная состоит из двух миров – природы и человеческой общины. Оба мира, сосуществуя, оказывали влияние друг на друга: они могли проникать друг в друга, открывать свои ворота и объединяться в один мир, наделять живущих в них силой и благом или нести болезни и печали. С одной стороны, природа с ее светилами – солнцем и луной – во многом определяла жизнь крестьянина. Не вовремя посеянные хлеба не взойдут или окажутся полыми – так же, как и не собранный в нужное время урожай может пропасть под осенними дождями. С другой стороны, крестьянин своими действиями добавлял сил нарождающемуся солнцу, приглашал весну в свой дом или прогонял холодную зиму…
     Быт крестьянина русской деревни был заполнен тяжелым каждодневным трудом. Но иногда будни сменялись разгульными деревенскими праздниками. Именно ряд праздников крестьянского года стали основой народного календаря, направленного на поддержание порядка в обоих мирах.
Позже христианство пришло на русскую землю со своим календарем – святцами, каждый день был посвящен какому-нибудь святому. Непривычные имена святых люди толковали на свой лад. За многими святыми закрепились меткие народные прозвища, отражающие состояние природы или важные дела крестьян: св. Спиридон – Спиридон-солнцеворот, св. Евдокия – Авдотья-весновка. И так по всему календарю. Их иконописные лики стали покровителями, помощниками в нуждах и заботах земледельца, церковные праздники народ сблизил со старыми традициями.
     Четыре раза в год – на Святки, Масленицу, Зеленые Святки, Купалу и Осенины – устраивались в больших и малых селениях многодневные празднования перехода – обновления мира. Четыре раза в год, следя за изменением состояния солнца, русский народ отмечал смерть старого мира и рождение нового. Вместе с природой народ проживал переход в новое состояние, совершая множество обрядов очищения и создавая образы благополучия на будущее.
Кроме основных четырех отмечал народ еще около 140 праздников – больших и малых, отражая в своих играх и обрядах любое изменение природы. Наряду с общим видением сути и значения праздников, в каждой местности могли бытовать свои обычаи, непохожие на обычаи других мест.
       В данном проекте с детьми средней группы  мы знакомимся с календарем русской куклы. Данный проект начат в сентябре 2017 года, итогом проекта должен стать календарь 12 русских кукол.
 
Сентябрь: Крупеничка
 
Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский.
 
Октябрь: Кукла Рябинка
 
     Значение куклы Рябинки определяется магическими свойствами рябины, а это прежде всего, повышенная защита от нечистой силы и прочей злобы. Древние славяне давно заметили, что хмыри, шишиги и кикиморы обходят рябину стороной и опасаются ее. Поэтому издавна стали делать защитные амулеты и обереги из рябиновой древесины, ягоды которой пользовались большим успехом в качестве лекарства и пищевой добавки.
     Поэтому каждую осень во второй половине сентября из рябиновых палочек делали основу для тряпичной куклы, которую потом одевали, украшали и называли Рябинкой, придавая ей особый статус сильного оберега для дома и всей семьи.
     Куклу Рябинку закрепляли возле входа в дом, она первая встречала прошенных и непрошенных гостей, не давая темным силам себя чувствовать спокойно и уверенно. При этом человек с камнем за пазухой или же какой злыдень сразу начинали нервничать и суетиться, как уж на сковородке, желая поскорее покинуть дом с такими предусмотрительными хозяевами, тут уже им было не до наживы, быть бы живыми. Вот в этом главный смысл и назначение куклы оберега древних славян Рябинки.
 
 
Ноябрь: Параскева Пятница
 
     Вот и наступила поздняя осень. Это сейчас мы можем порукоделить когда хочется. Хотя и в наше время у многих дачи, земельные участки и лето посвящено в большей части им — чтобы вырастить вкусные и экологически чистые овощи-фрукты-ягоды, да заготовить всю эту вкуснятину на долгую зиму.... А приходит осень — и уже ничего от любимого рукоделия не отвлекает.
     Вот и в старину именно осенью,  когда заканчивались полевые работы, женщины могли больше времени уделять рукоделию. Была на Руси и Святая женская заступница, покровительница рукодельниц — Параскева Пятница. Осенью, 28 октября (10 ноября), есть праздник — день Параскевы Пятницы. На Руси она издревле считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей молились девушки, чтобы выйти замуж по любви и поскорее. Представления о ней — результат наложения культа Святой Параскевы на древний русский культ Макоши (богини Судьбы, плодородия, колдовства и властительницы Дикой природы).
     Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей». Она представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница». Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. 
    Полагают, что с этого дня должно трепать лен. 
    В  день Параскевы Пятницы женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. А в северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу — Параскеву. 
    Делать Параскеву чрезвычайно интересно. Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна. Современный вариант позволяет не только передавать сложившийся образ, но и вложить в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты).
    День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин. Кукла-оберег традиционно должна была иметь распущенные волосы, символизирующие мольбы и просьбы наших предков к богам. В руках у куклы находится веретено, символ рукоделия. На развернутых ладонях сидят птицы, которые подчеркивают ее божество, воплощая собой хозяйку небес, небесную пряху.
     Женщины просили у Куклы Параскевы помощи в работе и делали ее хранительницей небольших предметов, которыми они пользовались в рукоделии. Это были наперстки, иглы, рюши, веретено, кружева и ленты. Их вешали на руки и приговаривали: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору». 
 
 
Декабрь: Спиридон – Солнцеворот
 
В руках перед собой Спиридон держит колесо — символ Солнца.
Солнце дает нам богатство, успех в любых начинаниях, высокое положение в обществе, жизнерадостность и энергичность.
Спиридон - Солнцеворот наделяет своего хозяина способностью «выруливать» из различных ситуаций, проявляя при этом солнечные качества: ответственность, честность, благородство и щедрость.
Считается, что «Спиридон-солнцеворот» может кардинально повернуть жизнь в нужную сторону, одним только поворотом солнца! Традиционно эта кукла изготавливалась на зимнее солнцестояние 24-25 декабря, когда происходит «поворот солнца на лето, зимы на мороз». т. е. прибавление светового дня. Обязательный атрибут этой куклы колесо-символ солнца.
Задумали важное дело — сделайте сначала Спиридона. Эта куколка подойдет любому мужчине или подростку. Его обладатель будет держать свою судьбу в своих руках, и сам станет управлять событиями в своей жизни.
Спиридона желательно поставить на видном для хозяина месте в доме (возле рабочего места или на восточной стороне).
 
Январь: Белый ангел 
 
 
Многие народные праздники сопровождались изготовлением кукол. Их делали большими и маленькими, из различного материала. Куклы изображали людей и животных. Символ рождества  - кукла Белый Ангел. Традиционно, кукла Белый(Рождественский) ангел делалась из тонкой белой натуральной ткани. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков (белую).
 
ПУСТЬ АНГЕЛ ТВОЙ ТЕБЯ ХРАНИТ,
ЗДОРОВЬЕ ПУСТЬ ОБЕРЕГАЕТ,
ПЕЧАЛЬ И ГОРЕ В ДАЛЬ БЕЖИТ,
А СЧАСТЬЕ НИКОГДА НЕ ПОКИДАЕТ.
 
Февраль: Масленица   

В жизни наших предков ключевыми моментами были периоды, связанные с продолжительностью светового дня. Дни солнцестояния и равноденствия означали не просто смену времени года, а имели и глубокий сакральный смысл, и важное практическое, бытовое значение. И всегда рядом с человеком были игровые и обрядовые куклы.

За зимние месяцы могло случиться множество всяких неприятностей – темнота и холод никогда не сулили человеку ничего хорошего. Кукла оберег Масленица появилась, вероятно, в процессе попытки сохранения древних традиций во время их уничтожения и извращения. Это небольшая тряпичная кукла, которую делали в это же время, но хранили ее целый год, поручая ей роль оберега дома, семьи и общего благополучия.

Март: Мартинички

Обрядом «заклинания» весны начинался цикл весенне-летних праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодежь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки.

Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток — символ уходящей зимы, из красных — символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивали вертел весенний ветер.

Мартинички ярким контрастом красок дополняли шумные детские игры с выпеченными из пшеничного или ржаного теста небольшими птичками-«жаворонками».

Апрель: Веснянка

Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы порадовать ребятишек. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ни что не могло удержать  дома многочисленную ребятню.

Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наигрался, он мог повесить себе на пуговицу.

Веснянка была куколкою одного дня. Испачканную за день куклу сжигали.

 

Май: Конь-Огонь

Значение многих древних символов затерялось во времени, забылось, отошло в прошлое. Но символ коня на протяжении всей истории человечества остается одним из самых значимых символов.

Сегодня образ коня ассоциируется, с одной стороны, с силой, с другой – с преданностью и верностью. У многих народов мира конь был символом добра и счастья. Он всегда был связан с культом поклонения Солнцу, дающему тепло всему живому. Может быть, поэтому в оформлении русских изб так часто использовали солнечные знаки…

 

 

Июнь: Кубышка-травница

Здравствуй лето! Лето, наполненное солнечным светом, птичьим щебетом и, конечно, запахом душистых трав…

Чтобы воздух в избе был чистый, в Туле делали полезную куколку – "Кубышку-травницу". Ставили ее в детской комнате, а в ней полезные и душистые травы, переложенные ветошью. Ребенок играл с куколкой, и по дому разносился травяной дух, с такой куклой дети меньше болели.

 

 

Июнь: Покосница

 

На покос и жатву крестьяне всегда надевали праздничную одежду, светлую яркую, а рубаха всегда была с вышивкой по подолу. Рубаха эта так и называлась – покосница.

Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. Эта кукла приближает ребенка к древним традициям, как бы делая его участником взрослой работы

 

Август: Жница

 

Жница – одна из первых кукол, открывающих осеннюю тему. Эта  кукла первого снопа, помощница в жатве. Делали жницу перед тем, как начинали жатву. Первые срезанные колосья привязывали кукле на пояс. Куклу клали на полосу и от нее начинали жать. За спиной куклы привязаны платком двое младенцев, на поясе мешочек с хлебом и солью. Эти атрибуты подчеркивают основные темы, раскрываемые этой куклой. 

         Она символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие. Этот смысл можно понимать вполне буквально (рождение детей, материнство). А  можно более метафорически: жизненная сила, производительность, способность рождать идеи, вынашивать замыслы, воплощать задумки, доводить идеи до конца, достаток, щедрость, хлебосольность, реализация себя в рамках пола.

Кроме того, Жница символизирует женскую рабочую силу и неутомимость: эта куколка помогала настоящим жницам в поле во время уборочной страды, когда работы было невпроворот.  Хлеб нужно было убирать быстро, поэтому в поле выходили все от мала до велика. На поясе куклы привязано несколько колосков и мешочек с хлебом-солью, за спиной у нее - два младенца.

Эта волшебная кукла как будто собирает в себе всю энергию и силу налитых соком колосьев, жаркого солнца уходящего лета, зрелых августовских запахов и звуков. Она весь год будет напоминать вам о том, сколько мощи заложено природой в каждую жизнь, сколько условий она создает для того, чтобы жизнь эта реализовалась как можно полнее. Она поможет вам сконцентрировать свои намерения и силы для новых свершений.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение с детьми времен года по календарю народной куклы

Цель: способствовать формированию у детей интереса к истории, традициям и верованиям своего народа, связанных с живой природой.

Сентябрь - кукла "Крупеничка"

Праздник урожая: таусень

Цели: знакомить детей временем года осень,  с обычаями и традициями наших предков, связанных с сезонными изменениями, с земледельческими работами крестьян в сентябре; воспитывать в детях уважение к крестьянскому труду; развивать творческие навыки в процессе изготовления оберега - Крупенички.

Предварительная работа: сбор урожая с детьми на огороде в детском саду, беседы с детьми об обычаях славянского народа в сезон осени, изготовление заготовок для кукол.

Форма проведения: праздник, мастер-класс.

Ход мероприятия:

В.: Сегодня мы с вами собрались на праздник урожая, который в старину он назывался "Таусень"

Входит ряженый ребенок и читает колядку:

Таусень, таусень,

Дай всем понемножку.

Неси - не тряси,

Давай - не ломай!

В.: Сбор урожая наши предки праздновали песнями, танцами, забавами и играми. Я вам предлагаю тоже повеселиться. Споем с вами и станцуем.

Песенка "Урожайная" (муз. А. Филиппенко).

В.: Каждый праздник у славян сопровождался какими-либо обычаями и традициями. Ребята, какие славянские обычаи в день Таусеня вы знаете?

(Выражение благодарности богам за дарованный урожай, приготовление праздничных блюд из нового урожая, проводы теплого плодородного времени года).

В.: А также наши предки играли в хороводные игры. Давайте поиграем.

Хороводная игра "Капустка"

Дети, участвующие в хороводной игре, все берутся за руки, образуя собой длинную вереницу. Идут неспешно и плавно, неторопливо при этом поют:

Вейся, вейся капустка моя,

Вейся, вейся белая.

Как мне капустке виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий вереницы проводит хоровод через своеобразные "ворота" - поднятые кверху сомкнутые руки, которые держат последние участники в веренице. Когда все играющие проходят через "ворота", то самый последний поворачивается и "завивает капустку", т.е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т.д. до тех пор, пока не "завьются" все играющие. После этого действия последний стоящий участник в веренице остается стоять на месте, а весь хоровод "завивается" вокруг него, постепенно огибая и охватывая в кольцо все плотнее, пока не получится своеобразный  "вилок капусты". Затем "капустка" уже начинает  "развиваться", пока не придет в свое первоначальное исходное положение.

Выходят дети и читают колядки:

Р. 1: Зерно толкай,

Пироги пекай,

Клади в окно:

Прилетит голубок,

Возьмет зернушки,

А мы пирожок  

Р.2: Уродися Денян хлеб -

Не провезти в ворота,

Уродися поросят,

Телят, ягнят,

Гусей, лебедей,

Серых уточек.

В.: Кончилась жара, ночи равен день,

И пришла пора - это таусень!

Слава тебе, бог и день,

Слава тебе, таусень,

Добрый, прекрасный, славься!

Опадает лист, проревел олень,

Воздух ясен, чист - это таусень!

Умолкает лес, не растет корень,

Тихо льет с небес - это таусень!

Собран урожай, полны закрома,

Летушко, прощай! Впереди - зима...

Вот так праздновали наши предки сбор урожая. А теперь пройдем к нашей избе.

Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега "Крупеничка".

См. презентацию «Мастер-класс «Крупеничка»

В.: Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко - это тепло и добро. (Выкладываем солнышко по кругу). Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Наших кукол обогрей!

Все куклы получились разные, каждая по-своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и скажите, что вы почувствовали?

(Она мягкая, теплая, добрая, красивая...)

На календарь народной куклы вместе с детьми прикрепляем куклу сентября - Крупеничку.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Крупеничка Мастер-класс Н.С. Проколова, воспитатель I квалификационной категории МКДОУ детский сад № 86

Слайд 3

Для изготовления потребуется ткань белого цвета прямоугольной формы (тело куколки), два кусочка белой ткани прямоугольной формы (для скрутки рук), кусочек цветной ткани для платка, фартука, лента декоративная, нитки красные для связки детали, зерно или крупа Размер куклы зависит от размера ткани.

Слайд 4

Изготавливаем мешочек: складываем кусок ткани по полам, подогнув во внутрь одну сторону на 1-2 см.

Слайд 5

Один край крепко перевязываем ниткой и выворачиваем. Мешочек готов !

Слайд 6

Засыпаем в мешочек зерна, оставляя от края 1-2 см. затем мешочек с зерном завязываем ниткой за свободный край.

Слайд 7

Формируем голову и туловище куколке: для этого нитью разделяем мешочек на две части – большую и меньшую.

Слайд 8

Делаем две скрутки (ручки) из маленьких кусочков ткани и привязываем к телу куколки. Тело Крупеники готово, осталось только одеть куколку.

Слайд 9

Для одежды используем цветную ткань прямоугольной формы. Выкладываем лицевой стороной перпендикулярно друг другу. Размещаем на теле куклы фартуком вниз и перевязываем нитью.

Слайд 11

Опускаем платье, край подола можно подвернуть вовнутрь, размер и форму фартука можно изменить. Осталось нашей куколке надеть платочек.

Слайд 12

Украшаем голову куколки декоративной лентой, повязываем платочек. Крупеника готова!



Предварительный просмотр:

Октябрь - кукла "Рябинка"

Именины у Рябинки

Цели: знакомить детей временем года осень,  с куклой олицетворяющей месяц октябрь; с обычаями и традициями наших предков, связанных с сезонными изменениями, с земледельческими работами крестьян в октябре; воспитывать в детях уважение к крестьянскому труду.

Предварительная работа: беседы с детьми о признаках осени, чтение легенд про дерево рябину, знакомство с устным народным творчеством: поговорки, пословицы, народные приметы, связанные с деревом рябиной, изготовление куклы «Рябинка»

Ход мероприятия:

Участники: воспитатель, дети, Рябинка (девушка).

В.: Осенней порой у рябины

Есть праздничный день — именины.

Именины — что-то вроде дня рожденья у людей,

Я к рябине приглашаю в гости всех своих друзей.

(Начинаем мероприятие  с детьми с любования и величальных слов рябинке, украшения ее веточек лентами.)

 По старорусской традиции в рябинов день веточки деревьев рябины украшали ленточками и говорили ей добрые слова.

В.: С вечера мою рябину

Дождиком мочило,

С полуночи рябину

Ветром обувает.

Ветер дует, солнце греет,

А рябина все алеет.

Д.: Ты, рябинушка,

Раскудрявая.

Ты когда взошла?

Когда выросла?

Р.: Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

В.: Рябина сладка на свои именины. После первых заморозков, рябина становится более сладкою и начинают собирать ее для еды.

Р.: Усыпанные красными ягодами мои деревца привлекают крестьян, и они ходят в лес по рябину, как в летнее время ходили по ягоды или по грибы.

В.: Про то у них и песенка сложена:

"Выйдем на долинку, сядем под рябинку - хорошо цветет!"

"Выйдем на долинку, сядем под рябинку — хорошо цветет!"

Р.: Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть моих ягод. Для чего, ребята? Конечно,  на зимний прокорм /прикорм/ всякой  птице -  снегирям-краснозобам  и особенно дрозду-рябиннику, который оттого так и назван, что по преимуществу питается рябиною.

В.: Именины Рябинки на Руси отмечались как большой праздник. В деревнях устраивали гулянья, накрывали столы, где центральное место занимали пироги с различной начинкой: мясом, капустой, грибами, брусникой. А еще как отмечали праздники славяне (Играли в игры, пели и плясали). Давайте и мы с вами сыграем в игру.

Подвижная игра "Рябина и птицы"

Дети делятся на две команды: одна команда – это "ягоды рябины", а другая команда - "птицы".

Дети - «ягоды рябины» держат в руках картонный круг красного цвета или к картонному красному кругу крепится верёвочка, и круг с верёвочкой вешается на шею, как медаль.

Команды детей выстраиваются в две шеренги и становятся напротив друг друга в разных частях комнаты или площадки для игры.

Команда птиц говорит такие слова:

«Ветер вдруг сильней подул,

Ягоды с рябины сдул.

Ветер ягоды гоняет,

Будто с мячиком играет »

Команда рябиновых ягод отвечает:

«Эти ягодки летят,

К птичкам в клювик не хотят.

Ягодки скорей, скорей,

Птичкам будет веселей»

После этих слов команда птиц ловит команду ягод рябины. «Ягоды рябины» стараются убежать от «птиц» и достигнуть того места, где находились «птицы». В этом месте «ягоды рябины» находятся в безопасности и «птицы» не могут их поймать.

Ловля «ягод рябины» продолжается по времени, например, 1 или 2 минуты, а потом вся игра повторяется снова.

Р.: Молодцы! Хороши и ягоды, хороши и птицы!

В.: Сегодня именины у Рябинки. Наши детки приготовили подарок - красивые стихи о тебе, Рябинка.

Ребенок 1:

Нежно гладит куст рябины

Осень влажною рукой:

Ягод красные рубины

И багряных листьев рой.

Каплет дождик непрестанный,

И сбегают ручейки

В лужу под рябиной старой.

Выбивают пузырьки

Капли. В луже все в движенье.

Ребенок 2:

Смотрит осень: "Только рябь.

Где мое в ней отраженье?

Развела такую хлябь.

Ну-ка, перестань лить, дождик,

Солнцу путь освободи.

Нарисуй меня, художник.

Фон - рябина позади."

Ребенок 3:

У рябинушки ладошки

Зацелованы дождями.

Ягод пламенная крошка

На ветвях и под ногами.

У молодушки забава-

Воробьишек бойких стаи.

Ветер дует слева, справа,

А она верна. Простая…

Ребенок 4:

У красавицы забота -

Накормить гостей пернатых.

И приветить их охота.

Пир готовит им богатый.

У рябины ярки бусы,

Королевна ли, принцесса?

Ветры ласковые вьются

Рядом не без интереса.

У рябинушки дорожка.

Кто пройдет – спасибо скажет.

За тепло и нрав хороший.

Нет её сегодня краше.

Р.: Спасибо, вам ребята, за красивые и добрые слова.

В.: Рябина - очень красивое слово. Расскажи нам, Рябинка, что означает твое имя?

Р.: Происходит мое имя от слова "рябой" - "пятнистый в крапинку" или "шероховатый, неровный". А народ называет меня -"зимняя ягодка" - только после заморозков мои ягодки становятся вкусными. А еще про меня песни разные поет. Вот послушайте.

(Звучит русская народная песня "Тонкая рябина")

В.: Да, рябинка, ты очень красивое дерево. Ребята, а как выглядят ветки рябины? А сейчас мы проверим, кто лучше знает веточки этого дерева. Поделимся на две команды.

Игра "Собери ветку рябины"

Каждая команда получает наборы :ягоды, листья. Дети собирают ветку рябины, кто быстрее.

В.: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы замечательно провели время и много узнали о самой рябине и праздниках, которые отмечаются в ее честь.

Стали утренники чаще

Сыпать горсти серебра,

А рябина в темной чаще

Щедрость лета сберегла.

Наши щёки от мороза

Начинают ярче цвесть,

В человеке, видно, тоже

От рябины что-то есть.

До новых встреч!

Р.: Дорогие ребята и воспитатели, вам большое спасибо за праздник! На память я оставляю вам свою куколку Рябинку. До свидания!

IMG_20180119_120400



Предварительный просмотр:

Ноябрь - кукла  "Параскева Пятница"

Девичьи посиделки (с презентацией).

Цели: знакомить детей временем года осень,  с куклой олицетворяющей месяц ноябрь; с обычаями и традициями наших предков, связанных с сезонными изменениями, с женским трудом в ноябре; воспитывать в детях уважение к крестьянскому труду.

Предварительная работа: беседы с детьми о признаках осени, знакомство с устным народным творчеством: поговорки, пословицы, народные приметы, связанные с Параскевой Пятницей, изготовление куклы

Досуг проводится  в музыкальном зале, оформленном в виде русской горницы: на столе самовар, бутафорские пироги, хохломская, гжельская посуда. Висят вышитые полотенца. Стены  украшены яркими полушалками. Скамья накрыта самотканым половиком. В углу стоит прялка с куделей. Ведет праздник Варвара-краса, длинная коса. Под русские народные наигрыши дети с воспитателем свободно проходят в зал и занимают места в "горнице".

Варвара: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие. Проходите гости, милости просим. Спасибо, что зашли к нам на огонек, проходите, всегда гостям рады. Ну, что ж, давайте познакомиться! Зовут меня, ребята, Варварушка-краса. А главная примета - длинная коса.

На улице холодно, а нам бояться нечего, с огорода все убрали, все к зиме припасли, а значит, как в пословице говорится: «Кончил дело – гуляй смело». А вы, знаете какой нынче праздник?

Дети: Параскевы Пятницы.

Варвара:  А кто такая Параскева Пятница? (Показывает куклу)

Дети: Помощница во всех делах и заботах.

Варвара: Параскева Пятница считалась покровительницей всякой женской работы, а особенно прядения и ткачества.

(Презентация: Поколение за поколением в день Параскевы женщины выносили на улицу вытрепанный лен – устраивали «льняные смотрины». В таких смотринах принимали участие и девушки, которые стремились показать своё искусство обрабатывать лен будущим свекровям и парням. Первый обработанный лен несли в церковь для освящения.

Параскева Пятница – покровительница ткачих и прях, ткачества и прядения – представлялась в виде худощавой высокой женщины с не расчесанными длинными распущенными волосами, похожими на кудель. По мнению некоторых ученых, распущенные волосы Пятницы символизировали лён. По имени покровительницы этого дня в некоторых местах прялки называли «пятницами».)

Девочка: Нынче праздник не простой!

                Параскевы Пятницы льняной.

                В полях лен уже собрали-

                Отрепали, начесали

                Стоит куделя, как невеста.

                На празднике ей лучшее место.

               В избах песни, пляски, смех.

               Зовут на посиделки всех!

Варвара: Вот и мы с вами собирались на посиделки. Ребята, а вы знаете, чем же в старину занимались девушки на посиделках?

Дети: Одни занимались ткачеством, другие прядением или вышивкой.

Варвара:  Девушки занимались рукоделием, а ребята выбирали себе невесту мастеровую да работящую. Доброй славой пользовались рукодельницы. Как, про таких, в народе говорят?

Дети: Мастерицы на все руки. Золотые руки.

Варвара: А что это значит - "золотые руки"? Они, что ли из золота сделаны?

Ребенок 1:

Золотые руки - руки не из золота,

Золотые руки не боятся холодаю

В ссадинах, мозолях руки эти -

Самые нужные руки на свете,

Самые хорошие, самые простые, а ну-ка друзья у кого такие?

Ребенок 2:

И у бабушки моей руки не простые,

И у бабушки моей руки золотые.

Все умеют делать - штопать и латать,

Обед приготовить, в доме все убрать.

С бабушкой прожили они жизнь большую.

Отдохнуть прилягут - я их поцелую.

Варвара: Правильно, ребятки. Золотые руки - это значит мастеровые, умелые.

Дети по очереди рассказывают пословицы и поговорки об умелых руках.

  • В умелых руках и дело спорится.
  • Умелые руки не знают скуки.
  • На все руки мастер.
  • Дело мастера боится.

Варвара:  Поработали на славу, можно и отдохнуть, как говорится: «Делу время – потехе час». Отдыхая, девушки и ребята играли.

Русская народная игра «Прялица». Играющие, взявшись за руки образуют круг. В Середине круга стоит «жених». Играющие ходят, по кругу приговаривая:

                                       Прялица, кокорица, моя

                                       С горя выброшу на улицу тебя,

                                       Стану прясть и попрядывать,

                                       На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает другую «невесту»).

Варвара:  Отдохнули, пора и за работу.

С давних пор краса девицы

Не румяна, не ресницы,

Всюду русская краса -

С лентой длинная коса

Девочки встают и водят хоровод "А я по лугу", выполняя несложные плясовые движения.

Вот идут они по кругу,

Низко кланяясь друг другу,

Есть причина удивиться:

Редко носит кто косицы!

Девочки садятся на места

(Презентация) Издавна у всех народов ценилась женская коса. Русские женщины, по обычаю, имели длинные волосы. Поэтому было придумано много различных способов красиво их заплетать.

Часто к концам кос подвешивался косник. Косник, накосник, - это треугольник из бересты из кожи, богато украшенный шелком, бусами, жемчугом.

Вот тут у меня лежат заготовки для изготовления этого украшения для кос. Сейчас мы посмотрим на мастерство наших девочек. В детсаду у нас девицы на все руки мастерицы! Каждая украсит себе косник по своему усмотрению. А мы оценим, у кого же получилось самое красивое и самое нарядное украшение для кос.

На треугольные кусочки картона нанесен двухмиллиметровый слой пластилина. Подготовлены разные бусины, стеклярус, мелкие ракушки. Можно украшать и крупами, горохом. Девочки принимаются за работу.

Пока наши девочки делом заняты,

Чтоб мальчишкам не скучать,

В игру можно поиграть.

Игра называется "Бантики".

Бантик на пол положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Надо быстро бантик взять!

Мальчики кладут на пол бантик и выполняют  несложные плясовые движения. Мальчиков на один больше, чем бантиков. По окончании звучания музыки мальчики поднимают по бантику. Тот, кому не хватило, выбывает из игры. Варвара убирает еще один бантик. Игра продолжается, пока не останется один мальчик-победитель. Он получает приз - красиво завязанный бант.

Варвара: А теперь пора оценить рукоделие наших девочек. (Рассматривают косники, украшенные девочками, отмечают их достоинства).

Да, не даром говорится - дело мастера боится,

Ведь у наших девочек руки не простые,

Руки не простые, а просто золотые!  

 А знаете, есть вещь, которой пользовались раньше и сейчас без нее не обойтись, никак нельзя. Если загадку мою отгадаете, то об этом сразу узнаете: «На стене висит, болтается. Всяк за него хватается».

Дети: ПОЛОТЕНЦЕ.

Варвара: Правильно. Полотенце раньше делали длиной до тех метров. А знаете, как раньше называли полотенце?

Дети: Рушник, божник, накрючник.

Варвара: А были еще полотенца, для крещения детей, свадебные, а еще полотенца использовались как пояс или украшение на голове.

Ну-ка девицы – красавицы,

Добрые молодцы, становитесь в хоровод.

Будем полотно ткать, да узоры вышивать.

Русская народная игра «челнок».

Выбираются два ведущих, один из них челнок, другой, нить. Остальные участники игры встают в круг поднимая руки вверх, образуя ворота, челнок встает у одной пары, нить у другой.

         Все поют: Челнок бежит, земля дрожит. Шьет пошивает, дале посылает!

Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он пробежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый челнок.

Варвара:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Не забывайте русские обычаи,

Ценить умейте нашу старину!

Жаль, что наши посиделки

Нам заканчивать пора.

Надеюсь, встретимся мы снова.

До свиданья, детвора!

Варвара дарит детям куклу Параскеву Пятницу, которую дети поместят на календарь.

IMG_20180119_120412


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

"Изучение времен года с детьми по календарю народной куклы"

Мастер-класс по созданию куклы «Спиридона-Солнцеворота»

Цель:  Создание народно-обрядовой куклы «Спиридон –солнцеворот».

Задачи:

1.Обобщать представления детей о системе календарных праздников русского народа. Познакомить с технологией изготовления мужской одежды для куклы безшетьевым способом;

2. Продолжать развивать у  детей интерес к неживой  природе, а также к истории наших предков на Руси; развивать мелкую моторику рук;

3. Воспитывать интерес к народной культуре.

Материалы и оборудование: мультимедийная техника, столы для оформления выставки, куклы, фигуры, народные промыслы, кнопка времени, набор для изготовления куклы, столы для работы.

Предварительная работа: выставка русских народных кукол, беседы на темы: смена дня и ночи, мужская одежда на Руси; Солнце – небесное светило; культура Руси; разучивание попевок, хороводов, загадок, пальчиковых игр, тематические физ. минутки, тематические игры, чтение народных сказаний, былин, описание обрядов;

Ход мероприятия:

Организационный момент: на экране фото названия мастер-класса, на столах организована выставка (накрыта тканью), на магнитной доске картинки с куклами…

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Мы с Вами целый месяц готовились к сегодняшнему путешествию: читали сказания, заучивали попевки, поговорки…., Играли в разные игры. Сейчас пришло время нам отправится в путь. Вы заметили какой наряд на мне? Как вы думаете куда мы отправимся в этот раз?? Правильно, к нашим предкам в гости. Чтобы чувствовать себя уверенно давайте накинем на плечи такие платки. Ну что в путь!!!

Слайд № 3 (Подходят к кнопке и все вместе нажимают). (На экране временное путешествие с  музыкой.)

Слайд №4 (Включается ярмарка слайд-шоу).  

Как  вы думаете, где мы оказались? (Со столов ткань убрать). Ну, конечно! Это праздничная ярмарка. Сегодня в декабрьский день празднуется по народному календарю день зимнего солнцестояния, зимнего солнцеворота. Давайте посмотрим что же здесь?? (Рассматривают, небольшой разговор.) А главным на праздничной ярмарке - это Спиридон-солнцеворот.

Спиридон-солнцеворот  ждет у наших у ворот,

Солнцу поворот на Лето, а Зима - свое берет.

 В старину люди  на Руси представляли зиму в виде старухи. Считали, что она бродит в медвежьей шкуре по полям, а за нею вереницей идут метели и просят себе дела. В день Спиридона- солнцеворота зима понемногу начинала отступала.  

Как весело, но мы прибыли для того чтобы научиться делать куклу этого месяца Спиридона  – Солнцеворота, ведь этот праздник в честь него. Давайте пройдемся и может примем участие в какой-то игре

П\игра "Прокати обруч"

(Под музыку) В народном праздновании Сииридона-Солнцеворота была любимая всеми забава: прокатывание колеса к проруби, где колесо сжигалось под такие слова: «Колесо, гори, катись, с весной красной вернись!»

Воспитатель предлагает прокатить колесо друг другу со словами "Колесо, катись, с весною вернись"

Интересно здесь, но нам нужно продолжать свое путешествие. Давайте пройдем в избу.

Слайд №5 (На слайде картинка дома. спокойная народная музыка)

Ход мастер-класса:

 Проходим за стол для мастер-класса. См. презентацию

 Последовательность изготовления куклы

Мы уже знаем, в старину на Руси каждый праздник имел свою куклу. Есть кукла и у этого праздника, и называется она «Спиридон-солнцеворот». Её делали как обычную куклу-мужчину. У куклы есть свой обязательный атрибут - какой? Что держит в руках Спиридон-солнцеворот? Колесо, которое поворачивает солнце на лето. В народе так и говорили: «От Спиридона солнце на лето, зима на мороз».

Процесс изготовления куклы. Затем прикрепляем его к части  календаря.

  1. Скручиваем руки, ноги, соединяя их между собой красной нитью.
  2. «Одеваем» куклу в рубашку и брюки, привязывая их нитью к туловищу Спиридона.
  3. Завязываем поясок, «обуваем» сапожки, делаем шапочку
  4. Привязываем к рукам колесо.
  5. Прикрепляем куклу к календарю. 

Ребята, вы запомнили, как называется кукла, которую мы сделали? Какой месяц она означает?

Воспитатель: Наше временное путешествие заканчивается, нам пора домой. Нажимаем на кнопку, в руках держим кусочек календаря.

Слайд 6. Возращение

Слайд 7. Изображение зимы в современной период или городской пейзаж.

Заключительное слово для педагогов: Наши предки верили, что у Спиридона в руках колесо судьбы, и он может в этот день повернуть судьбу в нужном направлении, для этого и делали куклу. Спасибо большое участникам. В ваших руках теперь магия куклы и колесо судьбы. Всего вам доброго!

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изготовление куклы Спиридона-солнцеворота Нина Сергеевна Проколова, воспитатель МКДОУ № 86 г. Новосибирска

Слайд 2

Для работы потребуется ткань ситцевая (белая для тела и цветная для рубашки), атласная (для брюк куклы), нитки, кусочки фетра, лента атласная и картон для колеса, кусочек кожи для сапог, ножницы

Слайд 3

Берем ткань шириной около 20 см, длинной 10-15 см, погибаем 1-2 см во внутрь с каждой стороны и делаем скрутку. Делаем ручки кукле)))

Слайд 4

С обеих сторон перевязываем красной нитью: руки готовы)))

Слайд 5

Тело куклы: берем ткань по размеру в 2 раза больше, чем для рук. Кладем на середину кусочек ваты или льна и делаем скрутку)))

Слайд 6

Складываем в двое так, чтобы кусочек с ватой оказался противоположно свободному краю)))

Слайд 7

Формируем тело))) Отделяем нитью голову и тело Продеваем руки и перевязываем нитью туловище, делая обережный крест на груди

Слайд 8

Получилась кукла размером около 20 см. Теперь осталось одеть Спиридона)))

Слайд 9

Раскраиваем брюки: режем ножницами кусочек атласной ткани на две равные части, оставляя край ткани шириной 3-5 см. Затем делаем надрез влево и вправо длиной 1-2 см.

Слайд 10

«Одеваем» брюки на куклу, оборачивая тканью тело. Крепко перевязываем нитью ножки и пояс.

Слайд 11

«Шьем» рубашку. Кусочек ситца складываем пополам)))

Слайд 12

Затем еще раз складываем пополам и вырезаем рубашку «Буквой Г», разворачиваем и рубашка готова)))

Слайд 13

Одеваем рубашку на куклу))) Каждый рукав подворачиваем с двух сторон вовнутрь Перевязываем нитью рукава рубашки

Слайд 14

Пояском подпоясываем Спиридону рубашку)))

Слайд 15

Из кусочков кожи вырезаем сапожки Спиридону)))

Слайд 16

Обуваем сапожки на ножки))) Оборачиваем каждую ножку И перевязываем ниткой

Слайд 17

Наш Спиридон-Солнцеворот почти готов)))

Слайд 18

Теперь шьем шапку и волосы из кусочка фетра и бахромы))) Подгибаем край фетра на 0,5 см))) Обрезаем угол и сшиваем, пришиваем бахрому (волосы) внутрь шапки))) и одеваем на голову кукле

Слайд 19

Атрибутом Спиридона-Солнцеворота является колесо))) На картоне обводим круглый предмет диаметром 7 см Рисуем второй круг, отступая от края 1 см, вырезаем колесо

Слайд 20

Оборачиваем вырезанный круг атласной лентой. Концы ленты можно оставить, опалив их огнем. У нас получилось «горящее колесо» с язычками пламени)))

Слайд 21

Удачи Вам в творчестве))) Теперь аккуратно привязываем нитью колесо к рукам. Наш Спиридон-Солнцеворот готов!!!



Предварительный просмотр:

Январь  - кукла "Белый ангел"

Рождественский  вечер

        Цель: продолжать знакомить детей с народным календарем, в частности с месяцем январь, особенностями крестьянского быта в зимний период, познакомить с изготовлением куклы "Белый ангел"

        Форма проведения: беседа, мастер-класс

        Предварительная работа: разучить стихи с детьми о зиме, беседы и рассматривание иллюстраций с детьми на тему "Рождество", подготовить заготовки для куклы.

        Воспитатель:  читает стихотворение С. Маршака "Круглый год. Январь".

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небе дым идет столбом.

Ребенок:

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой -

Снег стелила розовый.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем светлый праздник Рождества. Две тысячи лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была еще маленькой девочкой, моя бабушка рассказывала о рождении Христа:

Помню я, как в детстве в первый раз

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнованна до слез –

Ведь родился маленький Христос

Не в богатом доме, именитом доме

И лежал не в пышной колыбели,

А в глухой пещере, на соломе,

Ангелы, над ним склонившись, пели…

Ребята, а что вы знаете о рождении Христа? (ответы детей)

Воспитатель: и люди, и звери, и птицы, и все растения очень обрадовались рождению Христа. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и расцвели. А елочка ведь и зимой и летом остается зеленой. Вот она и загрустила, что ей не чем порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звездочка, рассыпалась на сверкающие осколки, и они заблестели у елочки на ветвях, как дорогое украшение.

Ребенок:

Отчего ты, елочка грустна?

Ты зимой и летом зелена?

- Я грущу, что нету у меня обновы,

И мне не в чем встретить Рождество Христово!

Вся природа славит рождение Христа!  -

Вдруг с небес упала яркая звезда.

Вспыхнула, рассыпалась на мелкие осколки,

И они сверкнули на ветвях у елки.

Воспитатель: Дорогие дети! Рождество – светлый, радостный  праздник. Все поздравляют друг друга и дарят подарки. Я вам предлагаю сегодня изготовить самим подарки для друзей и родных: вот таких белых ангелочков!

См. презентацию «Мастер-класс «Белый ангел»

Воспитатель: таких ангелочков делали наши предки зимой, на Рождество и  Новый год. Их дарили друг другу, использовали как украшение на елку, или в качестве игрушки для ребенка.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 3

На середину ткани кладем кусочек ваты или синтепона. Складываем по диагонали. Перевязываем нитью, формируя голову кукле. Расправляем свободный край ткани.

Слайд 4

Формируем руки из свободных левого и правого краев ткани. Для этого подгибаем края ткани вовнутрь и перевязываем нитью.

Слайд 5

Теперь формируем туловище: нитью перевязываем верхнюю часть тела, делая обережный крест на груди.

Слайд 6

Из тонкой органзы делаем бантик – крылья. С помощью нити привязываем крылья к спинке куколки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....


 

Комментарии

Дятлова Анна Николаевна

Материал актуальный для использования в работе с детьми.