Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"
материал на тему

Ковалёва Светлана Юрьевна

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по теме «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники»

(из опыта работы по проекту)

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

В своей работе я обратилась к мудрости и таланту русского народа . Изучив немало литературы, взялась за разработку проекта, целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные фольклорные  праздники.

Поставила для себя следующие задачи:

  • Познакомить детей с русским народным творчеством.
  • Пробуждать и активизировать интерес детей к разным видам фольклора.
  • Развивать у детей умение сопереживать, сочувствовать людям, животным, растениям.
  • Развивать у детей музыкальные способности.
  • Поощрять в ребенке инициативность и уверенность в своих силах и способностях.

Был проведен  анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по  приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с русскими народными праздниками.  Подобрана литература,  выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей.  Провела анкетирование родителей и  на родительском собрании родителям было предложено участие в проекте.

Составила перспективный план  календарных праздников по временам года.  

Разработала содержания мероприятий, дидактического материала. В рамках проекта были  проведены беседы - познавательная беседа «Город мастеров», беседа-развлечение «Традиции народа», народное гуляние «Будни и торжества улиц» и др.

  • Дети познакомились с потешками, закличками, пословицами, поговорками, загадками, играми, которые соответствуют календарным праздникам, разучили небылицы, считалки и дразнилки. Игры – хороводы: «Селезень и утка», «Воробей», «Гори, гори ясно…», «Плетень», «Царевич - Королевич» и др.

 Неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД (непосредственная образовательная деятельность). Образовательный процесс строится фронтально и индивидуально — тематические, сюжетные, комплексные и другие занятия. В процессе НОД предусматривается определенная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.  В НОД Рисование («Осенняя березка», «Масленица –барыня», «Пасхальное яйцо» и др.);  Аппликация  («Игрушки для зверят на рождество», «Пасхальное яйцо» и др.);  Лепка «Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке») ;  Ручной труд («Куклы из соломы», «Рождественские подарки» и др.).

В группе прошли народные праздники: «Капустные посиделки», экологический праздник «Синичкин день», «Зимние забавы», «Рождественские святки», «Масленица», «Сороки», «Пасха»,  «Зелёные святки», «Богатырские игрища», «Деревенские посиделки».

Театральное представление «Пасхальный колобок».

Для детей очень важно, как организована предметно- пространственная  среда, которая их окружает. Поэтому мы постарались сделать эту среду доступной их восприятию и пониманию, чтобы она как можно полнее удовлетворяла их потребности. В центре рукоделия собирали природный и бросовый материал для поделок с детьми. Центр дидактических игр пополнился авторскими играми в виде лэпбука, где собраны развивающие дидактические игры: «Загадки - отгадки», «Что лишнее – чего не хватает», «Чудо сказки», «Лото», «Найди пару», «Собери картинку», «Составь узор» и др. Театральный центр был обогащён стилизованными русскими костюмами,  для разыгрывания сцен из сказок; было положено начало создания макета быта русской избы (русская печь, стол, скамья, половики, ухват, коромысло, сундук, и др.) позже появились изделия из «Чудо- мастерской» (подносы, ложки, дощечки, посуда)  росписанные детьми разными видами росписи. В музыкальном уголке разместились русские народные инструменты - ложки, трещотки, бубны и др.; Предметная среда обогатилась техническими средствами. Появилась мультимедийная  установка, что позволило демонстрировать презентации для детей («Народные промыслы», «Дымковская игрушка», «Пасха», «Рождество» и др.)

Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное использование его происходило и в режимных моментах (на прогулке, перед сном, в ходе пробуждающей гимнастики  после дневного сна).

На прогулках особая роль отводилась наблюдениям за изменениями в природе, установлению связей одних явлений с другими. Например, «14 сентября – начало бабьего лета; если первый день бабьего лета ясен, то осень будет тёплой».

Многие приметы со временем приобрели форму пословиц и поговорок:

« Много снега – много хлеба»

«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся»

« Холоден сентябрь, да сыт»

Мы с детьми не только разбирали смысл пословиц, но и сами сочиняли их: « Осень - дождик просит», « Мороз у дверей, одевайся теплей», « Январь серый и морозный, одна радость – Новый Год». Обязательной частью прогулки стали народные игры: «Огородник», « Краски»,  « Медведь» «Капуста»,  «Гори ясно», «Ворон», «Аисты и лягушки» и др.

Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме использовала такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, консультативная помощь. Стараюсь  активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, группы. В уголке для родителей помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу, рождественский сапожок, народный котюм и др. В таких уголках размещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки», «Небылицы в лицах сидят в теремах- светлицах…» и многое другое. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через совместные праздники и экскурсии убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. В результате родители стали союзниками и активными участниками групповых дел. Родители приняли активное участие в выставках совместного творчества детей и родителей: «Что нам осень принесла?», «Птичья столовая», «Рождественский сапожок», акция «Новоселье птиц», «Пасхальные куличи и яйца», «Барышня крестьяночка , а внутри- то баночка», «Народные умельцы» и др. Прошла семейная экскурсия в краеведческий музей, где большое внимание было уделено обустройству комнаты русского быта, ее утвари и убранству.

Провела  родительское собрание на тему: «Роль народных праздников в приобщении детей к истокам национальной культуры». В нетрадиционной форме прошло родительское собрание, на котором родители приняли участие в  мастер – классе: «Девичий кокошник», «Кушачок».

Праздник является как бы итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными его участниками.

 Вместе с детьми они водят хороводы, играют на народных инструментах, готовят костюмы, угощения. Такие праздники всегда заканчиваются чаепитием из настоящего самовара.

Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

Приобщая детей к истокам русской народной

культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пасха. Пробщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники.

Приобщение детей среднего возраста к истокам русской народной культуры через народные праздники. 3Одним из  великих праздников  является Пасха. 3Почему на Пасху принято дарить друг другу яйц...

Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художестве...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...