Выступление на городском теоретико - практическом семинаре. Доклад из опыта работы: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Мезенцева Татьяна Сергеевна

Доклад на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Доклад на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников».

Составитель:

                                                    Музыкальный руководитель

Первой квалификационной категории

Мезенцева Татьяна Сергеевна

Покачи

2021

         В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.

          С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. О том, как жили люди в старину, детям могут рассказать книги, мультфильмы, кинофильмы, но, к сожалению, ни те, ни другие, ни третьи не дают ребёнку возможности, стать живым участником событий, прикоснуться к старине.

             Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и всё что связано с народной культурой.

           Знания о первичных представлениях о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках детям системно даёт педагог, но определённое приобщение к традициям народа можно воспитать только вместе с семьёй ребёнка. Задача педагога показать родителям необходимость приобщения детей к истокам русской народной культуры, вовлечь родителей в формирование у дошкольников патриотических чувств и развитие духовности.

    Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников - основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций. Особое значение народного праздника для ребенка (да и для взрослого) связано с тем, что именно народный праздник является носителем нравственных ценностей. Ведь гораздо важнее, чтобы ребенок понял именно ценностную идею праздника, а не усвоил его внешние атрибуты. Это, прежде всего, представления о доброте, красоте, правде, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, вера в благополучное будущее. Народные праздники составляются на доступном детям материале с использованием устного народного фольклора, народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря. В праздниках активными участниками могут стать не только дети, но и их родители, педагоги.

В процессе проведения народных праздников, решаются следующие задачи:

- Дать понятия о некоторых обычаях, праздниках, обрядах, традициях русских людей, о народном календаре.  

- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского человека.

-Дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д.

- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

- Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

-Прививать интерес и любовь к прошлому и настоящему своей культуре, воспитывать патриотические чувства.

      Народное творчество присутствует в любом виде деятельности детей (игровой, трудовой, продуктивной, художественно-речевой, театральной, режимных моментах) Работа по приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников ведется в соответствии с народным календарем. Здесь знакомим детей с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и традициями русского народа.

Работа проходит в разнообразных формах: беседы, игры – путешествия в прошлое, рассказы воспитателя, экскурсии в краеведческий музей. Широко применяется наглядный материал: слайды, видеоматериалы, картины художников. В совместной деятельности с детьми используется народная и классическая музыка.            

При формировании праздничной культуры у детей вместе с детьми наблюдаем за особенностями родной природы и взаимосвязью с человеком; читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, беседуем, играем в народные игры, занимаемся рукоделием, создаем

 мини-музеи атрибутов праздничного действа.

Результатом общей работы являются календарные праздники, ярмарки, фольклорные посиделки с детьми.  В работе по данной теме постоянно присутствует ручной труд.

    К каждому сезонному празднику изготавливаются обрядовые куклы, например, к Рождеству – Рождественский ангел. Многие праздники сопровождаются изделий из соленого теста, например, в праздник «Сороки» дети делали жаворонков, а повара детям готовили выпеченную птичку – «Жаворонка».

Работа по праздничной культуре включает в себя и театрально-игровую деятельность. Закликая весну, дети показывали театрализованное представление «Весеннее пробуждение»

Зимние святки всегда были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. И в наши дни детям очень нравится наряжаться и колядовать.                                         

    Весело и радостно проходит праздник масленица, дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинами.

        Необходимым условием в воспитание у детей уважения к русской народной культуре является знакомство детей с русским народным костюмом. Объясняя детям то, что одежда была как повседневная, так и праздничная.

Совместное участие родителей и детей в творческих мероприятиях помогает объединить семью, наполнить ее досуг новым содержанием. Родители активно участвуют в украшении группы к праздникам, в играх, конкурсах («Рождественская открытка», «Пасхальное яйцо»), активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах. Все это способствует объединению и воспитанию положительного отношения друг к другу.

Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные детьми в процессе познавательной и в совместной деятельности педагога с детьми, применялись ими в самостоятельной деятельности.  Важно использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные игры, театрализация, использование атрибутов народной культуры и т.д.

      Поэтому в группе создавались условия для возникновения самостоятельной деятельности детей, регулярно обновляя и пополняя содержание предметно-развивающей среды.

В своей работе мы достигли определенных положительных результатов по вопросам праздничной культуры и духовно-нравственного начала личности.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников помогает обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний о быте прошлого на Руси, народных праздниках и традициях, а также повысить интерес к русской народной культуре.

Дети активно и осмысленно участвуют в русских народных праздниках (знают их названия, поют песни, читают стихи), используют в активной речи русский фольклор, знают историю русского народного костюма, используют  атрибуты народной культуры в самостоятельной деятельности, бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества, умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами, знают значение старинных русских слов.

 Родители познакомились с русской народной культурой, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей, с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к русской народной культуре посредством народных праздников. Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада. Оформлены фотоальбомы, семейные газеты: «Наши семьи», «Семейные праздники».

Создана картотека подвижных народных игр и фольклора. Организованы и проведены как традиционные, так и нетрадиционные мероприятия: "Праздник народных игр", кафе "Чайный дворик", Вечер семейного отдыха "Все начинается с любви", интегрированное мероприятие "Всех люблю, пирожками угощу", Игровой конкурс "Я и Мама", Семейный праздник "давайте познакомимся", «Русские посиделки», «Ярмарка», "Широкая масленица", "Коляда, коляда!", «1 апрель - никому не верь», "Осенины", «Рождество Христово» (театрализованное обрядовое действие), «Веселые посиделки», «В гости к нам пришли матрешки», развлечение «Игры наших бабушек». «Жаворонки прилетите, весну – красну принесите».

           Разработана программа по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством фольклора «Фольклор – детям», в рамках реализации этой программы, был создан кружок, воспитанники являются участниками конкурсов как городских так и окружных уровней, результатами которых являются призовые места.

Так стала уже традиционное участие в городских фестиваль - конкурсах детского и юношеского конкурса "Юные таланты Покачей"

В номинация "Инструментальное исполнительство" на протяжении 5 лет занимали гран-при и 1 места,

В номинации "Вокальное исполнительство" - Ансамбль «Забавушка»,

II место, 1 место.

          В рамках данной работы нами были реализованы проекты: "Встречаем масленницу", "Забавушка", "Русский Валенок", "Коляда", "Русские узоры", "Русская матрешка"

Проект «Встречаем масленицу» принимал участие в окружном этапе конкурса «За нравственный подвиг учителя», проект «Забавушка» был участником городского конкурса проектов в сфере культуры, образования и молодежной политики «Творчество».

            Развитие личности ребенка в системе народных праздников – процесс, при котором ребенок получает положительное воздействие на эмоциональную сферу, и может проявить самостоятельность, импровизацию в любом виде деятельности.

Хочется закончить свое выступление показом видеофрагмента с традиции МАДОУ ДСКВ "Солнышко" - Колядки.

Спасибо за внимание, готова ответить на ваши вопросы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...

Проект по самообразованию на тему: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством праздников».

Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших...

Презентация на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством проведения музыкально-спортивных мероприятий»

Совместно с инструктором по физкультуре мы проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану....