Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)
проект по окружающему миру (средняя группа)

Зосим Светлана Леонидовна

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклора, русских народных игр, драматизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_usnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства»

(Средний возраст)

Разработчик  проекта: воспитатель: Зосим С. Л.

2018год

г. Усинск

СОДЕРЖАНИЕ

П/№

Содержание

Страница

1.

Актуальность проекта

3

2.

Цель и задачи проекта

4

3.

Ожидаемые результаты

5

4.

План работы.

6 - 7

5.

Список литературы.

8

1. Актуальность проекта.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала.

   Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

2. Цель:

развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклора, русских народных игр, драматизации

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  2. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через  приобщение к устному народному творчеству и искусству.

3. Ожидаемые результаты.

Содержание

Пояснения

Название проекта

«Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Масштаб

Короткосрочный

Организатор

Куратор проекта

Зосим С. Л.- воспитатель;

Русакова Т. В.

Участники проекта

Дети, родители

Ожидаемые результаты

В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитать в ребенке уважительное отношение к другим языкам,  культуре и искусству, если для него свой родной язык и культура – чужды.

 В проекте примут участие 9 детей и 2 взрослых.

   Будет раскрыто знание детьми русских народных сказок, пословиц, колыбельных. Умение применить  фольклорный материал в повседневной жизни. Умение играть в русские народные подвижные игры.

4. План работы.

Направления работы

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Работа с воспитанниками

1. Использование в  ОД русских народных подвижных игр,  частушек, колыбельных, народных костюмов, хороводных игр.

2. Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа;

3. Знакомство и исполнение русских народных песенок:

«Колыбельная», «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси вы, гуси».

4. Игра на детских музыкальных инструментах:

«Сорока-сорока» - русск.нар прибаутка;

5.  Разыгрывание представлений по мотивам русского народного творчества: «Русские потешки», «Жихарка».

6. Проведение русских народных подвижных игр:

«Муха», «Капуста»,

«Гуси-лебеди», «У дядюшки Трифона»,  «У медведя во бору».

7. Чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обр. А. Толстого, «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр.М. Булатова.

8. Дидактические игры:

«Узнай потешку», «Угадай из какой сказки герой», «Собери сказку»

9.  Использование фольклорных произведений во время проведения режимных моментов

10. Выставка детских книг по мотивам русского народного творчества.

 

В течении недели.

В течение недели.

В течение недели

В течение недели.

В течение недели

В течение недели.

В течение недели.

В течение недели.

В течение недели.

В течение недели.

Сотрудничество с родителями

1. Анкетирование «Что знает Ваш ребёнок об устном народном творчестве?»

2.Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»

3. Мастер-класс по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах.

4. Развличение с родителями и детьми  на тему: «Русские посиделки».

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Сотрудничество с педагогами

1.Консультация «Использование фольклора в работе с детьми».

2.  Беседы с педагогами (обращение к накопленному опыту по данной теме).

Приложение 4

Методическое сопровождение

1.Составление картотеки считалок с элементами русского фольклора.

2. Подготовка практического материала для мероприятий.

Приложение 5

Приложение 6

4. Используемая литература   интернет-ресурсы.


1.Тарланов З.К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик». Петрозаводск, 2015г.
2.Усова А. П.» Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,2016 3.Новицкая М.»Фольклорная школа» Дошкольное воспитание, 2015. №9.
4.Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» Дошкольное воспитание, 2014№9.
5. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору » Дошкольное воспитание, 2014г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...

Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...