Главные вкладки

    Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»
    проект (старшая группа)

    Василевская Вера Александровна

    Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.

    Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.

    Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Музыкально-танцевально-образовательный проект

    Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»

    Вид проекта: творческий, долгосрочный.

    Сроки реализации проекта: учебный год

    Участники проекта: дети 5-6 лет, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования,  воспитатели, родители.

    Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.

    Самый ответственный период в жизни любого человека – дошкольный возраст. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Народные игры как жанр устного, музыкального народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе. Пение в сочетании с танцем и игрой – очень увлекательное занятие, позволяющее не только весело и с пользой провести время, но и увести ребенка в необыкновенный мир добра, радости, творчества. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота. Проект позволит расширить и углубить знания детей о русской народной культуре, приобщит их к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

    В последние годы в образовательных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность?

    На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

    Каждый год в наше ДОУ, как и в другие ДОУ, приходят совершенно иные дети, иное поколение. Вызвать у детей непосредственный интерес, а затем и глубокую любовь к народной культуре, привить желание изучать народный фольклор непросто. Из бесед с детьми мы выяснили, что детям нравится петь народные песни, танцевать народные танцы, играть в народные игры, но, с другой стороны, они не видят необходимости серьезно изучать народное творчество. Дети считают фольклор чем-то устаревшим, неинтересным, скучным, на фоне очень ритмичной современной музыки, танцев, ярких и глянцевых журналов и комиксов.

    Здесь следует отметить, что восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы музыкального руководителя, педагога дополнительного образования после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогами.

    Музыкальные и танцевальные способности не существуют независимо друг от друга. Только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности. Поэтому  не может быть одной способности при полном отсутствии других. Все музыкальные и танцевальные способности возникают и развиваются в музыкальной  и танцевальной деятельности ребенка. Каждая способность связана с определенной стороной музыкальной  и танцевальной деятельности и не может существовать сама по себе, так же как не может существовать одна сторона деятельности без деятельности в целом.

    Актуальность. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. Уже с первых занятий мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить все народы земли, понимая, как много общего в культурах разных народов России и мира. Мы приходим к выводу, как важно всем народам нашего Отечества и всей планеты жить в мире и согласии между собой.

    Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук.

    Цель проекта:

    приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности.

    Задачи:

    Образовательные:

    • знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным  и танцевальным творчеством, традиционными праздниками;

    • формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.

    Воспитательные:

    • формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

    • создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

    • воспитывать в детях толерантность.

    Развивающие:

    • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

    • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

    • развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

    • использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

    • развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями.

    На занятиях мы знакомимся почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известные праздники, такие как «Рождество», «Масленица», «Пасха» и др. являются ежегодными мероприятиями в детском саду.

    Подготовка и проведение таких праздников позволяют использовать богатые возможности народной культуры для духовного развития детей, дают возможность каждому из участников приобщиться к народному творчеству, а наиболее одаренным детям – стать творцами в сфере народной художественной культуры. Всеобщность восприятия народного искусства в отличие от восприятия многих других современных видов искусства делает его незаменимым средством единения людей, что так важно в наши дни.

    Принципы организации образовательного процесса:

    • Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
    • Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
    • Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
    • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников,  потому что главная цель современного образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
    • Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
    • Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
    • Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

    Предполагаемый результат:

    1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической)  и танцев, играми.

    2. У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

    3. Разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.

    4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

    Этапы реализации проекта

    1 этап (разработка проекта) – сентябрь-подбор методической литературы, разработка сценариев, конспектов НОД, подбор иллюстративного материала; подбор оборудования, изготовление пособий - создание предметно-развивающей среды; проведение предварительной работы с родителями; составление перспективного плана мероприятий;  разработка диагностики

    2 этап (выполнение проекта) октябрь - апрель - организация практической работы с детьми; формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям; формирование практических навыков; работа с родителями воспитанников: наглядное информирование, праздники, развлечения, спектакли.

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

    ОКТЯБРЬ 

    Песни, частушки

    Пляски, хороводы

    Детская риторика

    Игры

    Задачи

    1занятие

    «Пошла млада за водой» р.н.песня

    «Про кота воркота» колыбельная

    «Деревенская плясовая» р.н.мелодия

    «Калинка» танец с ложками

    Тень, тень, потетень,

    В огороде-то плетень.

    В избе печка топится,

    Бабушка торопится.

    Она репу печет,

    По тарелочкам кладет,

    Кот к тарелке – скок!

    Себе нос обжог.

    «Лапти-лапоточки» р.н.игра

    1.Познакомить детей с календарным праздником «Покров» и традициями этого праздника

    2.Познакомить с предметами быта: сундучок, люлька-качалка, веретено, лапти.

    3.Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать их характер.

    4.Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим

    5.Развивать артистические навыки

    2 занятие

    «Комарочек» р.н.песня

    «Пошла млада за водой» р.н. песня

    «Про кота воркота» колыбельная

    «Русский перепляс» р.н. мелодия

    «Калинка» танец с ложками

    «Деревенская плясовая» р.н.мелодия

    У нашего Тита богатое жито:

    Из колеса-горстка,

    Из снопика-мера,

    У Тита добра-золотая гора

    «Колечко» р.н.игра

    «Лапти-лапоточки» р.н.игра

    3 занятие

    «Блины» р.н.песня

    «Русские частушки»

    «Комарочек» р.н.песня

    «Калинка» танец с ложками

    «Деревенская плясовая» р.н.мелодия

    «Русский перепляс» р.н. мелодия

    Заиграй-ка, балалайка,

    До, ре, ми, фа,

    Соль, ля, си!

    Посмотрите,

    Полюбуйтесь,

    Как живем мы на Руси!

    «Ходит Ваня» игра-драматизация

    «Колечко» р.н.игра

    4 занятие

    «Баю, бай»,

    «Про кота воркота» р.н. колыбельные

    «Комарочек»р.н.песня,

    «Блины» р.н.песня

    «Деревенская плясовая» р.н.мелодия

    «Русский перепляс» р.н. мелодия

    «Калинка» танец с ложками

    Покров, Покров, натопи избу без дров

    «Лапти-лапоточки» р.н.игра

    «Ходит Ваня» игра-драматизация

    «Колечко» р.н.игра

    НОЯБРЬ 

    Песни, частушки

    Пляски, хороводы

    Детская риторика

    Игры

    Задачи

    Праздники

    1занятие

    1.«Где был, Иванушка» р.н.песня

    2.«Чики-чикалочки» р.н. потешка

    «Пойду ль, выйду ль я» р.н.мелодия

    У Кондрата куртка коротковата

    1.«Барашеньки-крутороженьки» р.н.игра

    1.Познакомить детей с традиционной русской ярмаркой

    2.Расширять представления об окружающем мире, народных традициях и обрядах

    3.Развивать воображение, воспитывать любовь к народной музыке

    4.Учить петь напевно, легко, чисто интонируя

    5.Побуждать детей эмоционально  передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов

    6.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими детьми

    Ярмарка

    2занятие

    1.«Ай, тари, тари» р.н.песня

    2.«Где был, Иванушка» р.н.песня

    3.«Чики-чикалочки» р.н. потешка

    1.«Перепляс» р.н.мелодия

    (танец с балалайками)

    3.«Пойду ль, выйду ль я» р.н.мелодия

    Какова пряха,

    Такова на ней рубаха

    1.«Карусель» р.н.игра

    2.«Барашенька-крутороженька» р.н.игра

    3занятие

    1.«Вдоль по улице» р.н.мелодия (пляска с платками)

    2.«Ходит Ваня» р.н.песня

    3. «Где ты был, Иванушка» р.н.песня

    4. «Чики-чикалочка» р.н.потешка

    1. «Перепляс» танец с балалайками

    2. «Вдоль по улице» р.н.мелодия (пляска с платками)

    1.Мы по улице гуляем –

    Красных девок развлекаем.

    2.Тара-ра, тара-ра

    Идут девчата со двора

    1.«Золотые ворота» р.н.игра

    2. «Барашенька-крутороженька» р.н.игра

    4занятие

    1.«Ярморочные частушки»

    2. «Ай, тари, тари» р.н.песня

    3.«Где ты, Иванушка»

    4.«Чики-чикалочки» р.н.потешки

    5.«Ходит Ваня» р.н.песня

    1. «Реченька» хоровод

    2. «Перепляс» танец с ложками

    3.«Пойду ль, выйду ль я» р.н.мелодия

    4. «Вдоль по улице» р.н.мелодия (пляска с платками)

    Ныне гуляшки,

    Завтра гуляшки,

    Находишься и без рубашки

    1.«Кольцо» р.н. игра

    2. «Карусель» р.н. игра

    3. «Золотые ворота» р.н.игра

    ДЕКАБРЬ 

    Песни, частушки

    Пляски, хороводы

    Детская риторика

    Игры

    Задачи

    Праздники

    1занятие

    1.«Уже ты зимушка-зима» р.н.песня

    2.«Метелица» р.н.песня

    1.«Валенки»р.н.пляска

    2.Хороводные движения: змейка, улитка

    «Вот самокаты,

    Разукрашены-богаты,

    Разукрашены, раззолочены,

    Соболями оторочены»

    1.«Зима вьюжная» р.н.игра

    2.«Звонкие колокольчики» р.н.игра

    1.Познакомить детей с календарным праздником «Екатерина-санница», с традициями этого праздника: в этот день устраивались гонки на санях.

    «Катеринин день пришел-

    На санках катанье привел»

    2.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового фольклора

    3.Обогатить речь детей типичными народными выражениями и оборотами

    4.Продолжать осваивать песенно-ритмичную основу народных песен

    5.Осваивать танцевальные движения: «ковырялочку», «моталочку»

    «Зимние забавы»

    2занятие

    1.«Зимушка-зима» р.н.песня

    2. «Метелица» р.н.песня

    3. «Здравствуй, зимушка-зима»

    1.«Зиму ждали» хоровод

    2. «Валенки» р.н.пляска

    3.Танцевальные движения: «ковырялочка», «моталочка»

    «Здравствуй, бабушка Арина,

    В гости мы к тебе пришли,

    Намела пурга сугробы,

    Дом насилу мы нашли»

    1.«Зимняя карусель»

    2. «Звонкие колокольчики» р.н.игра

    3занятие

    1.«Зима вьюжная»

    2.«Сею-вею снежок» р.н.песня

    3.«Уж ты, зимушка-зима» р.н.песня

    1.«Танец с Бабой Снеговой»,

    2.«Зиму ждали» хоровод

    3.«Валенки» р.н.пляска

    «Мороз, мороз,

    Не кусай меня за нос»

    1.«Что вам нравится зимой?» игра

    2.«Звонкие колокольчики» р.н.игра

    3. «Зимняя карусель»

    4занятие

    «Метелица» р.н.песня

    «Зимушка-зима»

    «Сею-вею снежок» р.н.песня

    «Здравствуй, зимушка-зима»

    1.«Танец с Бабой Снеговой»,

    2.«Зиму ждали» хоровод

    3.«Валенки» р.н.пляска

    1.«Снег на все садится –

    Никого не боится»

    2.«Батюшка Наум,

    Наведи меня на ум»

    1.«Зимняя карусель»

    2.Игра в снежки

    3. «Что вам нравится зимой?» игра

    4.«Звонкие колокольчики» р.н.игра

    ЯНВАРЬ 

    Песни, частушки

    Пляски, хороводы

    Детская риторика

    Игры

    Задачи

    Праздники

    1занятие

    1.«Рождественская ель» неизвестный автор

    2.«Авсень» колядка

    3.«Было у матушки» песня-хоровод

    «На улице, да на широкой» р.н.мелодия

    «Мир земной преобразился-

    Христос в сердце поселился»

    «Пирог» р.н.игра

    1.Познакомить детей с традиционным русским праздником Рождество

    2.Сформировать понятия: «святые вечера», «колядки», «Рождество»

    3.Познакомить детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.

    4.Учить детей петь песни-колядки

    5.Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов, костюмов и оформления зала к празднику

    6.Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения

    «Тихий свет Рождества»

    2занятие

    1.«Христос Спаситель» р.н.песня

    2.«Было у матушки» песня-хоровод

    3.«Как у нашей Дуни» р.н.песня

    1.«Хоровод Снежинок» П.И.Чайковский

    2.«Каблучки» р.н.мелодия

    «Как пошла коляда

    Вдоль по улице гулять

    Вдоль по улице гулять

    С Новым годом поздравлять!»

    1.«Не впустим» р.н.игра

    2.«Жмурки»р.н.игра

    3занятие

    1.«Тетенька добренька» колядка

    2.«Рождественская ель» неизвестный автор

    3.«Авсень» колядка

    1.«Валенки» р.н.мелодия

    2.«На улице, да на широкой» р.н.мелодия

    3.«Было у матушки» хоровод

    «Таусень! Таусень!

    Дай блин, дай кашку,

    Свиную ножку –

    Всем понемножку»

    1.«Я – коза Берта» р.н.игра

    2.«Фока» р.н.игра

    4занятие

    1.«Как у нашей Дуни» р.н.песня

    2.«Было у матушки» р.н.песня

    3.«Христос спаситель» р.н.песня

    4.«Блины» р.н.песня

    5.«Авсень» колядка

    6.«Тетенька добренька» колядка

    1.«Хоровод Снежинок» П.И.Чайковский

    2.«Каблучки» р.н.мелодия

    3..«На улице, да на широкой» р.н.мелодия

    «Как у нашего соседа

    Дорогие ворота,

    Золотая борода,

    Золотой усок,

    По рублю волосок»

    1.«Кто больше соберет снежков»

    2.«Фока» р.н.игра

    3.«Жмурки» р.н.игра

    4.«Я - коза Берта» р.н.игра

    ФЕВРАЛЬ 

    Песни, частушки

    Пляски, хороводы

    Детская риторика

    Игры

    Задачи

    Праздники

    1занятие

    1.«Как на масленой неделе» р.н.песня

    2.«Блины» р.н.песня

    1.«Посиделки» р.н.мелодия

    2.«Стенка на стенку» р.н.мелодия

    «Домовушка, попляши,

    Твои бурки хорошо!

    Еще нос сучком,

    Голова пучком»

    1.«Мы погреемся немножко» р.н.игра

    2.«Бой петушков» р.н. игра

    3.«Перетягивание каната»

    1.Познакомить детей с обрядовым праздником проводов зимы «Масленица»

    2.Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер

    3.Учить правильному певческому дыханию

    4.Побуждать детей использовать фольклорные жанры в повседневной жизни

    5.Развивать речь детей в чистоговорках и скороговорках

    6.Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами

    7.Развивать координацию рук и ног в танце

    8.учить выполнять движение «стенка на стенку»

    «Масленица – кривошейка»

    2занятие

    1.«Едет Масленица» р.н.песня

    2.«Как на масленой неделе» р.н.мелодия

    3.«Озорные частушки» р.н.мелодия

    1.«У колодца» р.н.мелодия

    2.«Посиделки» р.н.мелодия

    «Тин-тинка,

    Подай блинка,

    Оладушка –

    Прибавышка,

    Масляный кусок!»

    1.«Звонарь» р.н.игра

    2.«Мы погреемся немножко» р.н.игра

    3.«Тетёра» р.н игра

    3занятие

    1.«Как зима с весною» р.н.песня

    2.«Озорные частушки» р.н.мелодия

    3.«Едет Масленица» р.н.песня

    1.«Тамбовская кадриль»р.н.мелодия

    2.«Стенка на стенку» р.н.мелодия

    «Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло,

    Глянь на небо…»

    1.«Тетёра» р.н игра

    2.«Звонарь» р.н.игра

    4занятие

    1.«Едет Масленица» р.н.песня

    2.«Озорные частушки»

    .3.«Как зима с весною»

    4..«Как на масленой неделе»

    5 .«Блины» р.н.песня

    1.«У колодца» р.н.мелодия

    2.«Посиделки» р.н.мелодия

    3..«Тамбовская кадриль»р.н.мелодия

    «Семья в куче –

    Не страшна и туча»

    1.«Бой петушков» р.н. игра

    2.«Звонарь» р.н.игра

    3.«Тетёра» р.н игра

    4.«Мы погреемся немножко» р.н.игра

    МАРТ 

    Песни, частушки

    Пляски, хороводы

    Детская риторика

    Игры

    Задачи

    Праздники

    1занятие

    1.«Весна-красна» ритуальная песня с жаворонками в руках

    2.«Жаворонушки» закличка

    «Весну ждали» танец с платками

    Скороговорка:

    На траве тропа протоптана

    Приговорка:

    Солнышко, повернись!

    Красное, разожгись

    1.«Гори, гори ясно» р.н.игра

    2.«Горелки» р.н.игра

    1.Познакомить детей с традициями русского народа: весенние земельные работы, земледельческй календарь

    2.Познакомить детей с обрядами встречи весны

    3.Дать понятие песням-закличкам, считалочкам

    4.Учить петь естественным звуком, чмсто интонируя, в нужном темпе

    5.учить двигаться в соответсвии  характером музыки,

    Различать двухчастную форму произведения

    6.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах (ложках, бубне, трещетках), согласовывать свою игру с другими

    7.Обучать детей двигаться противоходом, выполнять хороводный шаг

    «Весну-красну закликаем»

    2занятие

    1.«Летели две птички» р.н.мелодия

    2.«Весная-красна»

    3.«Жаворонушки» закличка

    1.«Как зима с весною повстречалися» хоровод

    2.«У колодца» р.н.мелодия

    Закличка:

    Жаворонок,

    Жаворонок!

    На тебе зиму,

    А нам лето!

    На тебе сани,

    А нам телегу

    1.«Золотые ворота» р.н.игра

    2.«Тетёра» р.н.игра

    3.«Гори, гори ясно» р.н.игра

    3занятие

    1.«Кулик» закличка

    2.«Весна-красна» р.н.песня

    3.«Летели две птички» р.н.мелодия

    1.«На зеленом на лугу» хоровод

    2.«Весну ждали» р.н.мелодия

    3.Хоровод с жаворонками в руках

    Закличка:

    Грачи-кирпичи,

    Летите, летите,

    Дружную весну

    Несите, несите!

    1.«Займи гнездо» р.н.игра

    2.«Сплети венок» р.н.игра для девочек

    4заняте

    1.«Веснянка» р.н.песня

    2.«Жаворонушки» закличка

    3.«Куличик» закличка

    4.«Весна-красна» р.н.песня

    5.«Летели две птички» р.н.песня

    1.«На зеленом на лугу» хоровод

    2.«Весну ждали» р.н.мелодия

    3.«Как зима с весною повстречалися» хоровод

    4.«У колодца» р.н.мелодия

    Прибаутка:

    Гори, гори жарко,

    Приехал к нам Захарка

    Окличка дождя:

    Дождик, дождик, припусти,

    Чтобы хлебу подрасти…

    1.«Горелки» р.н.игра

    2.«Золотые ворота» р.н.игра

    3.«Гори, гори ясно» р.н.игра

    4.«Тетёра» р.н.игра

    АПРЕЛЬ 

    Песни, частушки

    Пляски, хороводы

    Детская риторика

    Игры

    Задачи

    Праздники

    1занятие

    1.«Веснянка» р.н.песня

    2.«Весну ждали» р.н.песня

    3.«Ходила младешенька» р.н.песня

    1.«Весенний хоровод»

    р..н мелодия

    2.«Весну ждали» р.н.мелодия

    Закличка:

    «Гори, солнце, ярче-

    Летом будет жарче,

    А зима теплее,

    А весна милее»

    1.«Карусель» р.н.игра

    2.«Горелки»р.н.игра

    1.Познакомить детей с праздником Пасхи.

    2.Развивать у детей любовь к народному фольклору, развивать интерес к истории русского народа, его быту.

    3.Учить различать характер песен и понимать их содержание.

    4.Учить координировать произношение текста с движением в хороводах, играх, песнях – инсценировках.

    5.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.

    «Светлое пасхальное Воскресенье»

    2занятие

    Слушание:

    1.Колокольные звоны «Благовест»

    2.«Христос воскрес» неизвестный автор

    3.«У медведя во бору» р.н.песня

    1.«Кадриль» р.н.мелодия

    2.«Весенний хоровод» р.н.мелодия

    3.«Ах вы, сени, мои сени» р.н.мелодия

    Приговорка:

    «Заря, зорька, зареница,

    Зорька-красная девица»

    1.«Колокольцы-бубенцы» р.н. игра

    2.«Желобок» р.н. игра

    3.«Озорные петушки» р.н игра

    3занятие

    Слушание:

    1.Колокольные звоны «Благовест»

    2.«По дорожке в божий храм» авторская песня

    3. «У медведя во бору» р.н.песня

    4.«Веснянка» р.н. песня

    1.«Весенний хоровод» р.н.мелодия

    2.«Летели две птички» р.н. мелодия

    3.«Танец с ложками» р.н.мелодия

    Приговорка:

    «Как у нашего соседа

    Весела была беседа…»

    1. «Крутись, вертись, пасхальное яичко»

    2.«Желобок» р.н. игра

    3.«Колокольцы-бубенцы» р.н. игра

    4занятие

    1.«Христос Воскрес»

    2. «Колокол дремавший»

    3.«По дорожке в божий храм» авторская песня

    4.«Веснянка» р.н.песня

    5.«У медведя во бору» р.н.песня

    1.«Кадриль» р.н.мелодия

    2.«Танец с ложками» р.н.мелодия

    3.«Весенний хоровод» р.н.мелодия

    4.«Летели две птички» р.н. мелодия

    5.«Весну ждали» р.н.мелодия

    Потешка:

    «Стучит, бренчит по улице:

    Фома едет на курице,

    Тимошка – на кошке

    По кривой дорожке»

    1.«Озорные петушки» р.н игра

    2. «Крутись, вертись, пасхальное яичко»

    3.«Желобок» р.н. игра

    4.«Карусель» р.н.игра

    5.«Колокольцы-бубенцы» р.н. игра

    План сотрудничества с родителями 

    Группы

    Тема

    Срок проведения

    Форма проведения

    Старший возраст

    1.«Лучше мамы в мире нет»

    ноябрь

    Праздник с участием мам

    2.«Тихий свет Рождества»

    январь

    «Посиделки с родителями»

    3.«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»

    апрель

    Выступление на родительском собрании

    На протяжении всего года

    1.Индивидуальные беседы, консультации, рекомендации, ответы на вопросы

    2.Привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях

    3.Изготовление костюмов, атрибутов для праздников

    4.Разучивание ролей, стихотворений с детьми

    5.Приобретение игрушек и элементов оформления музыкального зала

    3 этап (аналитический) май

    • Подведение итогов реализации проекта 

     Обобщение результатов работы, формулировка выводов. (Выступление на педагогическом совете)

    Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное пение и сочинительство, танцевальное и игровое творчество.

    Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения

    В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Данный проект является необходимым, т. к. дети проявляют активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных сценках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.

    Обобщая сказанное, хочется отметить, что приобщение детей к истокам народной культуры на занятиях музыки является средством воспитания у них патриотичности, нравственности, духовности и других качеств, необходимых для личностной культуры ребенка. Есть особая педагогика – народная. Она требует атмосферы свободы, импровизации,  профессионального мастерства. Она побуждает ребенка и педагога к восприятию духовных ценностей, к осознанию себя в мире и мира в себе.

    Мы в своей музыкально-танцевально-воспитательной работе постоянно использую материал песенного фольклора, так как русские народные песни формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственность поколений. Содержание песен, положительный  опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость.    Кроме того, развитие творческой активности на основе музыкального фольклора в пении ведет к более активному музыкальному развитию: дети произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль над своим исполнением. С помощью русских народных песен я делаю путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.

    Творческая активность с использованием музыкального фольклора в музыкально-ритмических движениях формирует умение комбинировать движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается определенная последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить, танцевать.

    Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях является неотъемлемой частью всей         системы музыкального воспитания дошкольников.

    Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно педагогу.  Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Дети с удовольствием инсценируют народные сказки, исполняют на народных инструментах фольклорный материал, танцуют.

    Особый колорит в мир ребёнка внесли народные игры, которые привлекают своей образностью, игровыми правилами, оригинальными игровыми действиями, что даёт ребёнку самоутвердиться, регулировать взаимоотношения и «творить» - вносить новые элементы, движения, правила.

    В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.

    Таким образом, музыкальная, танцевальная, познавательная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей, следовательно, я сохраняю накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваю личность каждого ребёнка, черты русского характера и ментальности. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

    Перспективы проекта:

    • Продолжать приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивая личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
    • Формировать умения самостоятельно моделировать музыкальную и танцевальную деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

    Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

    Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

    Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

    Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

    Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

    "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ."

    Статья для воспитателей, где обобщается опыт работы по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры....

    Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

    Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

    Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

    Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...

    Консультация для педагогов Тема «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

    Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем н...