Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
проект по окружающему миру

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. В этом проекте представлены материалы, помогающие детям, лучше узнать свой край, его обычаи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_kultura.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Воспитатели: Орлова Г.Ю. ГБДОУ №151 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Участники проекта: дети 5-6 летнего возраста, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.

Актуальность:

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовывать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: Какие дома строили; убранство дома, посуда, мебель. В какие игрушки играли, как их изготавливали.  Русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть.

Цель проекта:

Приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство с русским  бытом, русскими народными играми и игрушками, созданные мастерами.

Задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народ ной культуры.

                  2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений де                  

                  3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам,

                      народному календарю, к народным играм и т. д.

                  4. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу через знакомство с русскими  обычаями и традициями

                       русского народа.

Предполагаемые результаты:

Дети имеют первичные представления о русской культуре.

 Могут использовать в свободной речи пословицы, поговорки, песни, потешки (устное народное творчество).

Знают и понимают смысл русских народных сказок, умеют обыгрывать сюжеты сказок.

Имеют представления о том, как был устроен быт русского человека – убранство избы, русский костюм, расписанная мастерами посуда

 (хохлома), русские народные игрушки (дымковская, городецкая, богородская, матрешка, куклы - пеленашки).

Реализация проекта.

месяц

Оснащение развивающей среды

Совместная образовательная деятельность

ЧХЛ.                Устное народное творчество                      

Художественное творчество

Русские народные игры Театрализованные игры.        Досуги.

Взаимодействие с родителями.

сентябрь

Создание макета «Русское подворье» (избы, колодцы)

Беседа «Как жили русские люди много лет назад»     «Какое дерево является символом России»        Разучивание стихотворения «Люблю березку русскую»

Р.Н.С. «Колобок» Стихотворение «Березонька моя березонька»

Изготовление из бросового материала – березка.        Слушание песни «Ах вы сени, мои сени»

П.и. «Плетень»   Хороводная игра «Во поле березка стояла»

Привлечь родителей к созданию развивающей среды  для приобщения детей к русской культуре (изготовление подставки для музея)

октябрь

Создание музея «Русская игрушка» - внесение дымковских игрушек.             Добавление в макет сада и огорода.

Рассказ воспитателя о дымковской игрушке, рассматривание их в музее.   Беседа «Что выращивали в саду и огороде, какие орудия труда использовали (обыгрывание на макете)

Р.Н.С.   «Репка», «Вершки и корешки»   Пословицы и поговорки:   «Где один гриб, там и другой», «Грибы ищут – по лесу рыщут», «Пропустя лето – да в лес по малину»

Лепка и роспись дымковской игрушки.

Д.и. «Съедобное не съедобное» .Хороводные игры «Урожайная»,    «Мы пойдем, пойдем, пойдем». П.и. «У медведя во бору»

Кружок для родителей «Умелые ручки» (Изготовление из глины и роспись дымковской игрушки).

ноябрь

Внесение в музей хохломской посуды.   Макет внутреннего убранства избы (главный элемент – печь, мебель, одежда в сундуке, посуда) – оживают предметы по мере росписи.

Презентации: «Русский головной убор», «Убранство русской избы»(мебель).    Беседа «Лапти, вы, лапти мои»                   Рассматривание посуды, выполненные хохломскими мастерами.                             Рассматривание альбомов живописи, фотографий: Русская одежда, мебель, посуда.

Знакомство с пословицами и поговорками:      «Что есть в печи – все на стол мечи», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Умей в гости звать, умей и угощать».

Лепка посуды. Роспись посуды в стиле хохломской росписи.       Плетение ковриков из полосок.

Р,Н,И, «Скалка», «Лапти», «Колечко»

Р.и. «Подбери материал к рубахе»

Кружок для родителей вместе с детьми - «Золотая хохлома» (роспись посуды)».

декабрь

Продолжение работы с макетом Русское подворье» Зима в деревне» (катание на санях с горы).         Подготовка к новому году.

Презентация « Русские народные игры зимой»             Беседы: «Чем занимались крестьяне зимой»                «Как украшали новогоднюю елку».

Р.Н.С.«Морозко». Песенки и потешки о зиме

Подарки родным и друзьям к новому году.

Показ кукольного театра «Морозко»             Р,Н,И. «Скакалка»       «Перетягивание каната»

Кружок родителей с детьми «Изготовление подарков к новому году в русских традициях»

январь

Внесение в музей городецкой игрушки.      Макет «Русское подворье» (хлев с обитателями).

Презентации с беседой: Рождественские колядки»,  «Кто живет в хлеву на русском подворье»

Разучивание колядок.                Р.Н.С. «По щучьему велению»

Рисование «Рождественская ночь»                Лепка « Печенье», «Козульки»

Игра – лото «Кто живет в хлеву».   Развлечение вместе с родителями «Коляда»

Занятие кружка «Роспись городецкой игрушки» Развлечение вместе с родителями «Коляда»

февраль

Внесение в музей тряпичных кукол.

Масленичная неделя.

Рассматривание тряпичных кукол, как играли с этими куклами.

Р.Н.С. «Крылатый, мохнатый да масляный», «Каша из топора»

Сделаем куклу сами.

Создание Д.и. – лото «Русские игрушки городецкая и дымковская»        Из бросового материала – чучело масленицы

Кружок «Куклы тряпичные – игрушки отличные»

март

Внесение русской матрешки в музей русской игрушки.

Этическая беседа о маме. «Многодетная мама – русская матрешка»

Работа с пословицами: «При солнышке тепло, при матери добро».                Р.Н.С. «Крошечка – Хаврошечка»

Роспись силуэтов семьи Матрешки.           Рисование портрета мамы с использованием аппликации макаронными изделиями

Обыгрывание сказки «Крошечка – Хаврошечка»        Р.Н.И. «Золотые ворота»

Кружок «Роспись матрешки»                    «Мамин праздник»

апрель

Праздник «Пасха»

Беседа о русских обычаях встречи весны.

Работа с пословицей «Дорого яичко в пасхальный день»

Разучивание пасхальных закличек.              Р.Н.С. «Снегурочка»

Роспись пасхальных яиц

Драматизация сказки «Снегурочка»       Р.Н.И. «Катание яиц с горки» «Бег наперегонки»

Кружок «Дорого яичко в пасхальный день» Традиция красить яйца и обмениваться ими.

Май

Внесение игрушек в музей: из травы, соломы, веревок

Презентация «Игрушки необычные, из травы сплетены».

Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко»             Викторина по русским народным сказкам

Изготовление кукол из веревок мальчик и девочка

Народные игры:       «Волк и гуси»,  «Плетень».

Занятие кружка  «Игрушки из травы, соломы, веревок».

Итоговое мероприятие «Русская ярмарка».

Литература.

  • Л.В.Коломийченко, Г.И. Чугаева, Л.И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию» Издательство Москва «ТЦ СФЕРА» 2015г.
  • А.Я.Чебан,  Л.Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» Издательство Москва «ТЦ СФЕРА» 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему:"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В проекте раскрыта актуальность темы, постановка проблемы,   поставлены цели и задачи, показаны методы и формы работы....

Презентация проекта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

В презентации предоставлен опыт работы воспитателя по проектной деятельности на тему " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры".  Почему имеено эта тема? Меня ...

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Музыкально-танцевально-образовательный проект Тема: «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством музыки и танца»

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая пробл...

Кружковая работа на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры" Старшая группа

quot;Горница" Перспективный план кружка. Знакомство детей  традициями русского народа...