Кружковая работа на тему "Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры" Старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Тихонова Татьяна Николаевна

"Горница" Перспективный план кружка. Знакомство детей  традициями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornitsa_star.gr_.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 2»

 

Тематический  план работы  кружка

             «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Старшая группа

                                                                                                                       

Автор:

                                                                                                                              Тихонова Т.Н

  • Содержание:

  • Пояснительная записка.
  • Список используемой литературы.
  • Перспективный план кружковой работы.
  • Список детей посещающих кружок.
  • Журнал учёта кружковой работы.

  • Пояснительная записка:

  • Актуальность:

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, так же творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать  не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

  • Цель работы:
  •    Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
  •    Воспитание мировоззрения на подлинных произведениях народной речи — устного народного творчества (исконно русских словах, словосочетаниях, оборотах и т.д.), подлинных предметах народного быта, в том числе и произведениях декоративно-прикладного творчества.
  • Развитие речи, расширение кругозора.

  • Задачи:

   

  •     Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
  •     Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми. 
  •     Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному  

    творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.

  •    Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом русского народа.    

   Приобщать к традициям и культуре русского народа.

  •    Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки.
  •   Накапливать словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство.
  •  Воспитывать лучшие качества, присущие русскому народу: доброту, сочувствие, трудолюбие.  

 

  • Список литературы:
  • Ю. Аленков «Считалки 1800 самых интересных и занимательных считалок».
  • В.П Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».
  • А.В Балов «Детские сказки, народные игры, песни и присказки».
  • Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

      С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г

  • А.И Викулина «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе

дошкольного  учреждения».              

  • О. Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской  народной культуры».   С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.
  • С.Р Николаева, И.Б Катышева «Обруч» №5 2009 г.
  • С.Р Николаева, И.Б Катышева «Народный календарь – основа планирования работы

          с дошкольниками».

  •        Перспективный план работы кружка:

    Сентябрь:

Тема

Задачи

    1. «Открытие кружка «Русичи».

 Познакомить детей с Марьей Искусницей с работой в кружке «Русичи». Разучить  попевку «Гости». Вступительная беседа о том, как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций.

    2.  «Гуляй да присматривайся»   

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки» Разучивание песенки попевки

  «Восенушка осень».

.

   3. «Вершки да корешки»

         

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» Дидактическая игра «Вершки да корешки» Загадывание детьми загадок.

  4. «У бабушке в деревне»          

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Воспитывать интерес к русским народным загадкам, эмоциональному их восприятию.

Октябрь

Тема

Задачи

 1.«Октябрь пахнет капустой». 

 Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках. Знакомство с предметами обихода – деревянным корытом, тяпкой. Повторение попевки  «Восенушка – осень»

2. «Хлеб — всему голова»

       

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда. — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди,  Яша».

3. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех приглашу»

Закреплять у детей знания русского обычая: встречать гостей хлебом-солью. Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте, гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах быта и крестьянского труда

4. «Русская матрешка».

       

 Рассказ об  истории   создания  игрушки. Чтение стихов о матрёшке. Рассматривание   подлинных   игрушек  и   иллюстраций. Слушание произведения  Б. Мокроусова  «Матрешка»         Рисование русской   матрешки, раскрашивание  силуэта.  Выставка  готовых  детских  работ.

 Ноябрь

Тема

Задачи

1.   «Осенины встречаем»       

Беседа о характерных для ноября явлениях природы, народных обычаях и праздниках. Приметы, пословицы, поговорки, которые люди на Руси придумывали в ноябре.

2.  «Гончарные мастеровые»

Рассказ о гончарном промысле. Дидактическая игра «Что как называется» знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Разучивание песенки – потешки о лисе.

3. «Русские потешки»

           

Закреплять знания детей об устном народном творчестве. Знакомство с потешками, русскими народными играми.

  4. «Народные инструменты».

     

Продолжать формировать представления о народных инструментах. Их внешнем виде, звучании, назначении. Воспитывать интерес к народной песне.

 

   

      Декабрь

Тема

Задачи

   1.. «Здравствуй зимушка – зима»

.

           

Беседа   о   характерных особенностях   декабря   с использованием соответствующих   пословиц, поговорок.     Разучивание заклички «Ты мороз, мороз, мороз!»

,  

  2. «Здравствуй, зимушка-зима!».

           

Загадывание загадок о зиме. Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Разучивание  русской  народной   песни «Как  на    тоненький  ледок»  в  обр. Рубца.

  3. «Ёлочка – душистая иголочка».

           

Познакомить детей  с  зимним праздником  народного календаря – Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах этого праздника на Руси. Привлечь  детей к изготовлению гирлянд к Новому году.

  4. «Пришла коляда – отворяй ворота»

     

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.  Разучивание колядки.

       Январь

Тема

Задачи

    1«Гуляй да присматривайся»

           

Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко»

   2. «Зимние святки»

Рассказать детям о праздниках, которые отмечались в период зимних святок. Объяснить детям, что старинные обычаи дошли и до нашего времени. Воспитывать у детей интерес к истории.

   3. «Хороший город Городец»

       

 Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

   4. «Волшебная дымка».

       

Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке.

        Февраль    

Тема

Задачи

  1. «Гуляй да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях февраля. Приметы, пословицы, поговорки. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

 

  2.  «Быт и традиции старины русской»

   

Продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян, с избой, печью. Со старинными семейными обычаями. Воспитывать у детей интерес к обычаем старины. Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

  3. «Одна у человека мать – одна у него и Родина»

Познакомить детей с народными пословицами о Родине. Познакомить с понятиями «большая» и «малая» Родина. Формировать представления о России.

 

   4.  «Ой ты, Масленница».   

 

Рассказ о Масленнице. Пение обрядовых песен.

         Март

Тема

Задачи

1. «Гуляй, да присматривайся»

«Весна, весна, поди сюда!»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и  пение  закличек о весне «Жаворонки, прилетите». Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

  2. «Шутку шутить — людей насмешить»

           

 

Знакомство с потешным фольклором. Составление   детьми   потешного   рассказа.   Загадывание загадок о весенних явлениях. Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

  3. «Сороки -  праздник весеннего равноденствия»

Познакомить детей с основными приметами прихода весны. Объяснить понятие «День весеннего равноденствия». Рассказать о первом весеннем празднике «Сороки», об обычае водить во время праздников хороводы. Ход солнца.

 

 4. Хохлома

Рассказ о  создании   промысла.  Художественное  слово   о  хохломе.  Музыкально - фольклорная  игра «Пряничная  доска».

            Апрель

Тема

Задачи

 

1. «Гуляй, да присматривайся»

 

           

Беседа о характерных особенностях февраля. Приметы, пословицы, поговорки. Рассказать о весеннем празднике «Алексей – с гор поток»

   

   2. «Малые фольклорные формы»      

Закрепить знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм: потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы. Учить понимать переносное значение образных выражений.

   3. «Вербное воскресенье».

.

         

Рассказать детям о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Познакомить детей с обычаями связанными с этим днём. А также о том, как на Руси праздновали праздник Пасхи. Воспитывать интерес к обычаям наших предков.

   4.  «Апрель ленивого не любит, проворного голубит».

Рассказ о весенних полевых работах на Руси.  Посев с детьми семян.

              Май                     

   

Тема

Задачи

   1. «Весна красна цветами», 

 Беседа о характерных особенностях мая.  Повторение закличек, песенок,  пословиц о весне. Загадывание загадок. Знаеомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом».                                                                        

   2. «День Победы!».

           

 Рассказ о воинах – защитниках. Отечества. О русских  богатырях, которые защищали Русь в далёкие времена. Познакомить детей с оружием, которое использовали богатыри.

  3. «Подарки белоствольной красавицы» 

 Художественное   слово   о  русской  березе ( рассказ,  стихи). Разучивание  хоровода  с   пением  «Во поле  березка   стояла».

   4. «Викторина».

         

 Повторение пройденного материала

   

        

  • Список детей посещающих кружок:

1.Астапова Валерия                                  15. Мышко Никита              

2. Абдуллоев Ахмад                                  16. Наршинова Амина

   3. Баранова Кира                                        17. Понкратов Миша

4  Барышева Александра                           18. Склёмина Арина

   5  Буряк Настя                                             19.Фатова Эльмира

6  Боронов Абдулло                               .    20.Халитбеков Гасан

7  Боронов Абдурахмон                              21.Швыдкая София

8  Демчишин Даниил                             .    22.Шумакова Вика

   9.  Жанаева София                                       23.Шкрыль Милана

  10. Карвасарный Данила                              24.Шульмина Дарьяна

  11. Курганов Исмаил                                    25.Шахобов Ахмад

  12. Кушнерик Оля                                         26. Шахобов Билол

  13. Кривогубченко Элина                             27. Щербинина Афина

  14. Левицкая София

                     

                 Расписание работы кружка:

Среда  с 15.35 до 16.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры

Материал для воспитателя по духовно-нравственному воспитанию  младшего дошкольного возраста...

Музыкально – фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры

Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры. ...

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ»

Доклад на тему: « Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ» «Красота родного края, открывающая благод...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Педагогический проект Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ

Педагогический проектПриобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ...

Проект на тему «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реали...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...