Главные вкладки

    Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»
    проект (подготовительная группа)

    Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priobshchenie.docx26.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»                                                                           А.С.Пушкин.

    В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди  забывают свои народные традиции и обычаи.

    Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

    Цель: Формирование у детей первоначальных представления о культуре, истории и жизни  башкирского  и русского народа.

    Задачи:

    • Формировать систему знаний о русской и башкирской  народной культуре и истории;
    • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
    • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, народным праздникам;
    • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
    • Приобщение к эстетической культуре;
    • Обогащение музыкальных и танцевальных умений;
    • Обогащение словарного запаса детей.

    Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

    Задача образования  постепенно возвращать национальную память, новое отношение  к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия башкирского  и русского народов формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.            Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

          Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

          Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. Анализируя  окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

         

    В рамках проекта разработан тематический  план   по следующим  направлениям:

    1. Знакомство с народным творчеством;
    2. Знакомство с народными играми;
    3. Знакомство с традициями;
    4. Праздниками.

                   Тематическое планирование

    Тема

    Содержание

    1

    «Наша страна. Наша республика»

    Формировать любовь к своей большой и малой  Родине.. Знакомство с народными песнями и играми, рассказ о государстве Россия и республике Башкортостан.

    2

    «Пришел Спас-  гостинцев всем припас»

    Знакомство с праздником- Спас (медовый, яблочный, хлебный». Фольклорное развлечение: «Пришел Спас- гостинцев всем припас»

    3

    «Осень на пороге»

    Беседа об осени, об осенних праздниках. Разучивание народных игр и хороводов.

    4

    «Шэжэрэ – моя родословная»

    Формирование представлений о родословной - шэжэрэ. Знакомство с историей праздника. Проведение совместного с родителями праздника «Шэжэрэ»

    5

    «Моя республика – мой Башкортостан»

    Беседа о празднике «День республики Башкортостан». Закрепление знаний о символах республики. Разучивание музыкального материала.

    Проведение развлечения: «Башкортостан – республика любимая моя»

    6

    «Осенины и Сумбуля»

    Познакомить и сравнить русский и башкирский осенние праздники. Разучивание музыкального материала, хороводов, игр. Проведение праздников: «Осенняя ярмарка» и «Сумбуля»

    7

    «День народного единства»

    Знакомство с «молодым» российским праздником- День народного единства. Закрепление знаний о символах России, об истории праздника. Совместный концерт с ДШИ №1 «Фестиваль дружбы»

    8

    «Аулак» - вечерние башкирские посиделки

    Познакомить с историей праздника, обычаями. Разучивание муз. материала.  Инсценировка баш. сказки «Медведь и пчелы». Проведение башкирских посиделок «Аулак»

    9

    «Зима»

    Обобщать и систематизировать представления детей о зимних праздниках и обычаях. Фольклорный праздник «Святки»

    10

    «Масленица»

    Беседа о празднике, обычаях. Разучивание музыкального материала, хороводных игр.

    Развлечение на улице «Масленица»

    11

    «Музыка – душа народа»

    Закрепление знаний детей о русских и башкирских народных музыкальных инструментах.

    Видеопрезентация: «Русские народные музыкальные инструменты»

    Выступление ЦКиД с программой «Легенда о курае»

    12

    Троица

    Знакомство с праздником Троица. С символом- березкой. Разучивание хороводов, народных игр.

    Развлечение: «Троица»

    13

    Сабантуй

    Праздник окончания посевной – Сабантуй. Знакомство с традициями и обычаями праздника.

    Разучивание народных музыкальных и подвижных игр.

    Башкирский праздник «Сабантуй»

    Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, праздники, театрализованную  и самостоятельную деятельность.


         Формирование  нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
    • принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
    • принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
    • принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
    • принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
    • принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
    • принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
    • принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей. 

     Срок реализации: 1 год (С 1 августа по 31 июля)

    Проект рассчитан на детей 4 - 7 лет.

    Предполагаемый результат:

    • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
    • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

    ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

    Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

    Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

    Проект по приобщению дошкольников к истокам традиционной культуры через тувинские народные игры

    Воспитание у подрастающего поколения глубокой приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа с использованием элементов народных игр....

    Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

    Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

    Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

    Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории  и культуре своей страны.Задачи:•...

    ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русскую народную сказку»

    Приобщение к национальной культуре через включение русской народной сказки в образовательный процесс....