Доклад на тему: "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры".
статья

Екатерина Сергеевна Нечипорук

ДОКЛАД на тему:

 

«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры».

 

Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской культуры через народные игры.

 

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. 

 

Цель: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры.

 

Народные   игры способствуют   воспитанию   сознательной   дисциплины,  

воли,настойчивости    в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры   являются неотъемлемой частью   интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра - это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игры были   непременным элементом народных обрядовых праздников и наша задача сохранить их.

 

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с культурой, с народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей Родины, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться.

 

Первым этапом развития игры является ознакомительная игра, в процессе которой воспитатель не только знакомит детей с предметами игры (картинками, фотографиями, вкладышами, картой-схемой...), но и с помощью наводящих вопросов ненавязчиво выявляет у детей знания по данной теме, опыт подобных игр.

На следующем этапе необходимо познакомить детей с правилами игры, отметив, что задачи могут меняться в зависимости от расширения темы. Очень важно заинтересовать детей, приблизив задачи игры к реальной жизни.

 

Вначале педагогу необходимо находиться рядом с детьми, однако, далее нецелесообразно подолгу играть с ними, так как, приобретя игровые навыки, дети стремятся к самостоятельности.

           

Игра «У медведя во бору»

 

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения, от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.)? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

 

В их структуре выделяется единая цель и одно плановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

 

 «Считалка»

 

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

 

Игра «Бабка ёжка»

 

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т.д.

 

Игра «Как у дяди Нестера»

 

Заключение

 Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Познание культуры своего народа должно начинаться с самого раннего возраста, впитываться с молоком матери. Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами.

Именно сравнение собственной культуры с культурами других народов, обмен ценностями материального и духовного мира являются залогом национальной и религиозной толерантности, отсутствия войн на этой почве между народами нашей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_na_temu_narodnye_igry.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД на тему:

«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры».

Добрый день! Хотела бы с вами поделиться опытом работы в приобщении детей к истокам русской культуры через народные игры.

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения. В последнее время педагоги, родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Русский фольклор глубоко патриотичен. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. 

Цель: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные игры.

Народные   игры способствуют   воспитанию   сознательной   дисциплины,  

воли,настойчивости    в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры   являются неотъемлемой частью   интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра - это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игры были   непременным элементом народных обрядовых праздников и наша задача сохранить их.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с культурой, с народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности своей Родины, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться.

Первым этапом развития игры является ознакомительная игра, в процессе которой воспитатель не только знакомит детей с предметами игры (картинками, фотографиями, вкладышами, картой-схемой...), но и с помощью наводящих вопросов ненавязчиво выявляет у детей знания по данной теме, опыт подобных игр.

На следующем этапе необходимо познакомить детей с правилами игры, отметив, что задачи могут меняться в зависимости от расширения темы. Очень важно заинтересовать детей, приблизив задачи игры к реальной жизни.

Вначале педагогу необходимо находиться рядом с детьми, однако, далее нецелесообразно подолгу играть с ними, так как, приобретя игровые навыки, дети стремятся к самостоятельности.

        

Игра «У медведя во бору»

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения, от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и др.)? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

В их структуре выделяется единая цель и одно плановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

 «Считалка» 

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Игра «Бабка ёжка»

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки» и т.д.

Игра «Как у дяди Нестера»

Заключение

 Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.

Познание культуры своего народа должно начинаться с самого раннего возраста, впитываться с молоком матери. Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами.

Именно сравнение собственной культуры с культурами других народов, обмен ценностями материального и духовного мира являются залогом национальной и религиозной толерантности, отсутствия войн на этой почве между народами нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.

Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...

Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изуч...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...

Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...