"Не забывайте народные игры" Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры.
консультация на тему

Одегова Светлана Владимировна

В консультации представлено описание народных игр на Вятке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Народные игры на Вятке61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 4 пгт Даровской Кировской области

Консультация для воспитателей

к семинару:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры

через народные игры»


«Не забывайте народные игры!»

Старший воспитатель

Одегова С.В.

2015 год.

 «В игре да в дороге узнают людей» (народная мудрость)

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.

Игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.

 Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом.

Многогранна и многолика народная жизнь. В ее пышной кроне сотни, тысячи, бессчетное множество ветвей: хозяйство, быт, искусство, культура, религия… Свое место в древе жизни имеет и игра – подлинная сокровищница человеческой культуры.

Нет человека, который никогда бы не играл хоть в какую – нибудь игру. Народная игра доступна всем, не требует особой подготовленности, сложного инвентаря.

Очень многие существующие  ныне виды спорта родились как раз из таких древний народных игр и забав. Скажем, бокс – из кулачных поединков, русский хоккей – из игры под названием котел или шар – мазло, фехтование – из палочных боев.

Многие игры и забавы уходят корнями в глубокую древность. Еще в языческие времена на тризнах наши предки обязательно устраивали ристания – состязания. Там были и бег взапуски, и кулачные и палочные бои, и различные виды борьбы, и стрельба из лука и конные скачки… Городки, лапта, бабки – тоже очень старые русские игры.

Старые игры ,наверное, уже никогда не вернуться в наши дворы. Целый культурный пласт остается неизвестным нынешнему молодому поколению. И насколько же беднее становиться детство! Сами дети, конечно, этого не замечают. У них есть телевизор, компьютер, футбол-хоккей, наконец. Можно прожить и без чижа, и чикала – бегала. Можно, конечно. И совсем необязательно, да и немыслимо возвращать к жизни все существовавшие когда – то три тысячи народных игр, хотя очень многие этого заслуживают. А вспомнить и попробовать поиграть нужно – это ведь наша история, наши корни.

Никогда не срамили наши  предки вятской земли, а кое в чем и прославили ее. Сильны всегда были вятчане в ратном искусстве. И почему? Да потому что сызмальства закаляли и тело и волю. Не специально, конечно.  Спортивных тренировок, подобных нынешним, в старые времена не было. Зато веселых быстрых игр, забав существовало множество. В этих то играх и развивался вятский характер. Вырастал и работник отличный и воин отменный – где силой не возьмет, там ловкостью да борзостью одолеет, а то и схитрит, облапошит супротивника…

На  Вятке каких то особых игр не было. Но разновидностей, особенностей игр существовало множество. В одну и ту же игру на Вятке играли не так, как, скажем на Двине,  и название этой игры было иное. Взять горелки. Играли в неё по всей Руси, но называлась у нас эта игра-огарыши или разбегиши.

Детские игры не забываются. Часто бывает – вроде и не так прошло событие, а в памяти уже ничего не осталось. О детстве этого не скажешь. Игры, забавы, проказы запоминаются на всю жизнь.

Хотя и обратили мы в последнее время взор на собственное прошлое, многое оказалось утраченным: старинные обряды, праздники, обычаи…

Знать, помнить свои корни должен каждый культурный человек. Надо по возможности восстанавливать народные сокровища.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет «казакам-разбойникам«. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.

Театр как известно начинается с вешалки.  Игра начинается с определения водящего или разделения играющих на две равные партии. Для этого существует несколько традиционных способов.

  Самый распространенный – считалка.

Считалки не только детский жанр, они ведут начало от определенных видов деятельности взрослых. Возможно, от древних ритуалов, гаданий, не случайно в них есть что – то таинственное. Вслушайтесь:

Шилды – бутылды,

Начеки – чекалды,

Шише – вышел.

Чем не заклинанье колдуна?

В южных уездах Вятской губернии была в ходу такая считалка:

Перя – меря,

Шуда – луда,

Пята –сота,

Ива – дуп,

Клен – крес.

Пере – от чувашского пер – один, пята – пять.

Многие вятские считалки начинались со слов первинчики – другинчики, они означают – первый, второй.

Например:

Первинчики – другинчики,

Летали голубинчики.

На божьей росе

На поповой полосе

Тута в чашке орешки, медок и ледок

Поди вон королек.

Еще из той же группы:

Перводан, другодан,

На колоде шалобан.

Пятьсот судья,

Катерина судья.

Елка – щелка,

Тетерка, сокол,

Сенек, соколек,

Поди вон, королек

Есть считалки, в которых ни одного слова не поддается объяснению. С детства запомнилось.

Экете, пекете, чукете, ме,

Абль, фабль, домене,

Экс, пекс, пуля пук-

Наур!

Иногда считальные слова первой строки повторяются на протяжении всего текста:

Цынцы, брынцы, балалайка,

Цынцы, брынцы, заиграй-ка.

Цынцы, брынцы не хочу,

Цынцы, брынцы спать хочу.

Цынцы, брынцы, куда едешь?

Цынцы, брынцы в городок.

Цынцы, брынцы чего купишь?

Цынцы, брынцы молоток.

Еще один распространенный способ, в наших краях это называлось «кориться». Сперва выбирали двух беспорно сильнейших игроков, они становились матками. Другие игроки, тоже примерно равные по силам, тоже собирались попарно или сговаривались между собой «корились» о названии, которое они намерены дать друг другу. Пары, обнявшись, отходили в сторонку, заговорщически шептались, и так, в обнимку подходили к маткам.

-Матка, матка, чей запрос?

-Мой,-отвечала одна матка.

-Жеребца или кобылу?

Матка называла, например, жеребца, и тот, кто из пары значился под этим названием, становился к ней. «Кобыла направлялась к другой матке. Чего только не называлось при этом разделе! От самых простых река – озеро, береза – липа до складных жеребьевок – прибауток: коня кормить или печку топить? В подполе заблудиться или в корыте утопиться?

Конь вороной

Остался под горой.

Какого коня – сивого или златогривого?

Матки, матки, чей вопрос:

Кому гриву, кому хвост?

Вошь на аркане или блоха на цепи?

Смаху под рубаху или с разбегу под телегу?

Одна из самых распространенных беговых игр – лепки (ляпки, ляпы, квач). Водящий старается поймать кого – либо из игроков. Если это удается, водящий говорит: «На тебе ляпку (лепок, ляп), отдай другому. Получивший ляпку становиться водящим и принимается гоняться за товарищами. Те, увертываясь, поддразнивают водящего:  «Не дашь лепок, не вырастешь с вершок»

Сало. Чертят на земле большой круг или прямоугольник – это сало. Играющие становятся на черте сала и начинают перебегать с места на место, увертываясь от водящего. Добежав до черты, игрок объявляет: «Я на сале» - здесь его ловить нельзя. Но и перебегать за черту сала он не может, если хоть на шажок переступит, не сможет с разгону остановиться на черте – ему водить.

Прятки.  В разных местах Вятской губернии ее называли прятаницы,  успрятушки, испрятушки.  Сначала определяют место игры. Водящий становиться лицом к забору или в угол, зажмуривает глаза. Играющие разбегаются в разные стороны и прячуться. Водильщик, выждав минуту – другую, завершает своё ожидание фразой: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать, кто не успрятался, я не виноват. После чего начинает потски. Обнаруженного он громко называет по имени и «застукивает» - хлопает рукой по кону – забору или крыльцу, где он начинал водить. Найденный игрок выходил из убежища, ему оставалось только болеть за товарищей да готовиться к вождению. Впрочем, если играли с «выручаловками» - у всех обнаруженных оставалась надежда снова включиться в игру. Последний, оставшийся не найденным, мог всех выручить. Если водильщик в своих поисках отходил далеко от кона, этот игрок мог, неожиданно выскочив из укрытия бежать к кону и застукаться.

Двенадцать палочек . По сути те же прятки. Разница в том, что перед началом игры кладут на какой – нибудь чурбан или камень доску таким образом, чтобы один конец ее лежал на земле. На этот конец аккуратной грудкой складывают двенадцать палочек. Кто – либо из игроков сильным ударом ноги сверху вниз бьет по противоположному концу доски. Палочки россыпь, взлетают высоко в воздух. Играющие разбегаются по укрытиям. Водящий собирает палочки, чтобы начать поиск. Здесь игрок не застукивается, а ловким ударом посылает палочки в воздух, вынуждая водильщика опять собирать их. Но это можно делать в том случае, если игрок подбегает к доске раньше водящего, в том случае он считается найденным.

Краденая палочка или олень – еще один вятский вариант  пряток. Игра начинается с того, что самый сильный игрок забрасывает палку куда – нибудь подальше: за забор, в кусты. Водильщик, в данной игре охотник, старается быстрей найти ее, отыскав, возвращается к кону, стучит палкой по условленному месту и громко объявляет: «Кулай, кулай, палочка пришла, крадена пришла». Это сигнал к началу поисков спрятавшихся товарищей – оленей.Обнаружив первого оленя, охотник называет его, бежит к палочке, стучит по кону, приговаривает: «Стук, стук. палочка на месте». Случается, что обнаруженный олень первый добегает до палочки и с возгласом «палочка украдена» забрасывает ее как можно дальше, а сам опять прячется.

Прорываты.

Ребята двумя равными шеренгами выстраиваются друг против друга на расстоянии 10-15 метров и крепко сцепляются руками. Потом из каждой шеренги  по очереди выкликают какого – нибудь игрока. Названный бежит к противоположной шеренге и старается корпусом прорвать живую цепь. Если это ему удается, он уводит в  свою команду любого на выбор игрока, если нет, сам остается в чужой команде. Игра продолжается до тех пор, пока в какой – либо шеренге не остается только один человек.

Межде командами происходил такой диалог.

Клум – баба

Что слуга?

Починяем рукава.

На чьи бока?

На пяток, десяток, на…Мишке пузатом.

И «пузатый» Мишка устремляется к противоположной шеренге.

Волк и детки. Один из игроков изображает волка. Сердитый сгорбленный волк сидит в стороне и молчит. Детки бродят поодаль, делая вид, что собирают ягоды и поют:

Щипаю, щипаю по ягодку,

По черную смородинку,

Батюшке на вставчик,

Матушке на рукавчик,

Серому волку-

Травки на лопату,

Дай бог умыться.

С последними словами детки бросают в волка траву и бегут от него врассыпную, а он ловит их.  Если сразу  не поймал никого, возвращается на прежнее место, если поймал – становиться деткой, а пойманный волком.

У медведя во бору. Та же по сути игра. Один изображает медведя, другие идут к нему в бор, припевая:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Коршун. В старину эта игра была распространена повсеместно. В Вятском крае существовал такой вариант.

Два игрока постарше избираются один коршуном, другой – хозяином, остальные играющие – дети коршуна. Хозяин отходит в сторону и садится на землю. Дети во главе с коршунами выстраиваются цепочкой, держась друг за друга. Эта цепочка начинает ходить вокруг хозяина, который роет палочкой землю. Между коршуном и хозяином происходит такой диалог. Коршун спрашивает:

-Что хозяин делаешь?

-Ямочку копаю.

-На что тебе ямочка-

Денежку ищу.

-А на что тебе денежка?

-Иголочку купить.

-А на что тебе иголочка?

-Мешочек шить.

-А на что тебе мешочек?

-Камешки класть.

-А на что тебе камешки?

Твоих детей побить.

А зачто ты станешь побивать?

-За то, что они у меня сад погубили.

-А какой у тебя сад был, - высок или низок?

-Вот эдакой!

Хозяин подбрасывает палочку вверх и кидается ловить детей, а когда всех переловит, и самого коршуна. Несколько неожиданно видеть коршуна в «положительной» роли.

В мертвеца. Один из детей лежит неподвижно под кустом, изображая покойника. Остальные, взявшись за руки, подходят к нему и приговаривают:

Покойник, покойник,

Умер во вторник,

В среду вставай,

За нами побегай!

«Мертвец» вскакивает и ловит убегающих. Пойманный становиться «мертвецом».

Жмурки. НаВятке ее называли жмачки, слепая Олена, кривой петух.

Водящему завязывали платком глаза, иногда для верности надвигали шапку и вертели несколько раз вокруг себя. Кто – нибудь из игроков спрашивал: «Что продаешь? .» Следовал ответ: - «Квас да ягоды».- «Ищи нас два года»- кричали игроки и разбегались по углам.

Кошка с мышкой. Игра вдвоем. Кошка с завязанными глазами ловит мышку, у той в руках гребешок. Мышка проводит по зубчикам, а мышка устремляется на звук.

Конечно, я рассказала не обо всех играх. Мир игр настолько богат, разнообразен, что пытаться охватить его весь – это все равно, что попробовать объять необъятное.

Но моя задача – обратить ваше внимание на этот мир, занимавший в человеческой жизни немалое место. И считаю, что надо активнее восстанавливать народные сокровища, к которым принадлежат и старинные русские игры и забавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»     Проект«Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игр...

Проектная деятельность с детьми второй младшей группы "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русс...

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской культуры посредством народной игры.

Цель: формирование интереса у детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм, -привлечение родителей в воспитательно-образовательный про...

Приобщение детей к истокам русского творчества через народную игру

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изуч...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»...

Проект "Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"

quot;Приобщение детей к истокам русской культуры через народные игры"...

Приобщению детей к истокам Русской народной культуры:«Будь как дома, но не забывай, что в гостях»

Цель: Знакомить детей с традициями и обычаями русского народа: бытом, гостеприимством. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора. Дать...