Сценарий итогового мероприятия с детьми старшей группы по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Жукова Ирина Евгеньевна

Сценарий музыкального спектакля по мотивам русской народной сказки "Репка"

смотреть видео -  http://nsportal.ru/user/419941/video

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_starsh_gr_repka.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                          детский сад № 79 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района                                                                    Санкт-Петербурга

Сценарий  

итогового мероприятия с детьми

 старшей группы по теме:

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через фольклор»

(Педагогические технологии: проектная деятельность, технология уровневой дифференциации, развивающее обучение, игровые технологии,                                          технология сотрудничества)

Воспитатель ГБДОУ д/с № 79

Жукова Ирина Евгеньевна

Санкт-Петербург

2016г.

Цель:

— Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству, развитие творческих способностей детей через фольклор.

Задачи:

  • Обучающие:

- учить детей обыгрывать сюжет знакомых сказок

- формировать умение выполнять движения под музыку

- совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний и интонационную выразительность речи

  • Развивающие

- развивать образное мышление и творческие способности

- развивать мимическую активность

- побуждать детей к активному общению, развивать монологическую и диалогическую речь

  • Воспитательные

- воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения между детьми

- воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

- воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок «Репка», « Крылатый, мохнатый, да масленый»; чтение  пословиц и поговорок; отгадывание загадок. Беседы о традициях русского народа.

Проговаривание и заучивание с детьми диалогов действующих лиц сказки «Репка».

Проигрывание с движениями действий персонажей.

Пальчиковые игры. Хороводные игры «Колпачок», «Золотые ворота».

Рассматривание иллюстраций домашней утвари, предметов быта, посуды, национальной одежды русского народа.

Дидактические игры «Выбери и назови» (предметы быта русского народа).

Прослушивание русских народных мелодий, композиций, мелодии народных инструментов.

Художественное творчество: рисование «Машенька в сарафане»; лепка «Ай, да репка»; коллективная аппликация «Наш огород».

Материалы и оборудование:

Декорации: деревенский дом, скамья, берёзка, кусты, плетень, грядка. Атрибуты для инсценировки: лопатки, ведра, лейки, народные музыкальные инструменты, коромысло, зонт.

Костюмы персонажей:  

Репка – костюм репки (желтые кофточка, юбочка, шапочка с листочками)

Дед – народная рубаха, штаны, картуз

Бабка – сарафан, сорочка, чепец

Внучка – сарафан, сорочка, красный платочек

Жучка – костюм собачки (юбочка с хвостиком, жилетка, маска-шапочка)

Кот –  костюм кошки (шорты с хвостиком, жилетка, маска-шапочка)

Мышка – костюм мышки (юбочка с хвостиком, жилетка, маска-шапочка)

Крот -  костюм крота (черные штаны, баллон, жилет, шапочка, круглые очки)

Пугало – костюм пугало (штаны, пиджак, шляпа)

Сорняки – костюм сорняков (черные брюки, зеленые накидки, маски)

Чтецы – русские сарафаны, ленты на голову

Тучка – костюм тучки.

Ход действия:

Дети заходят в музыкальный зал в костюмах, рассаживаются на стульчики.

Чтец 1

Возле двух дорог у перекрестка стояла белая березка.

Раскинула зеленые ветки березка над маленькой хаткой.

А в хатке жил дедка со своей старенькой бабкой.

Была у них Маша-внучка, была и собачка Жучка,

И кот Васька-мурлышка, а за печкой серая мышка!

Сказала раз дедке бабка…

Бабка

Нужна нам, дед, репка, а для репки – грядка!

Дед

Ой, беда-то, ой, беда! В огороде лебеда!

Зря козу мы в прошлый год не пускали в огород!

Танец сорняков

Чтец 2

Взял дед лопатку, стал ладить грядку.

Бабка рядышком копает, по душе обоим труд!

Дедка песню запевает, бабка деду помогает – ладят грядку и поют!

Песня Деда и Бабки:

1.Ты звени, моя лопатка, землю рыхлую копай.

Вырастай скорее, грядка, выше, грядка, вырастай.

Припев: (дед): Я лопаткой РАЗ!

           (бабка): Я лопаткой ДВА!

           (оба): Убирайся, убирайся, злая сорная трава!

2. В грядку зернышки посеем, будем грядку поливать,

От бурьяна и пырея будем грядку охранять.

Припев.        

Дед и бабка уходят, слышится шум дождя, выходит Тучка за ней все дети.

Танец «Тучка»

Чтец 1

Дождик грядку поливает, поливает крепко,

Солнце грядку согревает – подрастает репка!

Листья влажные, зеленые украшают огород,

Репка влагой напоенная песенку поет.

Песня Репки

Меня солнышко пригрело, приласкала мать – земля.

Я ботвою зашумела, поднялась над грядкой я.

Поскорей полейте грядку свежей чистою водой.

Стану я большой и сладкой, стану сладкой и большой.   - (2 раза)

Чтец 2

Дождик больше не идет – вот беда! Вот беда!

Без дождя и огород сохнет, как всегда.

Нужно грядку поливать, нужно Репке пить давать!

Дедка грядку поливает, Бабка Деду помогает,

Носит воду Внучка и собачка Жучка,

А за ней ведро несет Васька, кот – мурлышка,

От кота не отстает и норушка – Мышка.

Песня – хоровод

Все:        А ну разок, а ну другой, была бы лишь охота,

            Тогда дружней и веселей пойдет у нас работа.

Дедка:   А ну разок, а ну другой, не хныкать, не лениться,

            Как хорошо на свете жить, как весело трудиться.

Внучка: Весенний сад шумит листвой, и грядка зеленеет.

Все:        А ну разок, а ну другой, как весело трудиться.

            Тому легко на свете жить, кто дела не боится.     – (2 раза)

Чтец 1

В огороде жил – был крот, под землей он там живет…

Крот:

Я усердно буду рыть, надо Репку погубить!

Ведь не зря зовусь я Крот, буду рыть подземный ход.

К самой Репке подползу, корни ей перегрызу –

Репка и завянет, и расти – не станет!                

Песня Крота

Если только я бы мог, я бы вдоль и поперек

Землю рыхлую изрыл, все живое погубил.

Сохнешь? Сохни, сохни…

Срок пройдет - и под землёю, среди весной темноты,

Погубивши все живое, будут жить одни кроты!

Чтец 2

Взялся недруг тут за дело – и работа закипела!

Только дело, скажем смело, это дело – злое дело!

Вот под грядкой быстро, ловко к Репке страшный ход прорыт…

А ботва над Репкой сохнет и тоскует по воде.

Репка бедная то охнет, то заплачет на гряде.

Песня (плач) Репки

Ой, ты горе, злое горе, кто подсек меня под корень?

Как я воду буду пить? Как я дальше буду жить?

Пить хочу я… Увядаю… Вяну… Сохну… Увядаю…

Сорняки:

Ой, там ужасный кто-то, похож на бегимота!

Отчаянный на вид! Наверное, бандит!

 В огромной шапке рваной, на жерди деревянной,

Он машет рукавами…Ой, мы пропали с вами!

Пугало:

Что такое? Что случилось? Кто на грядке слезы льет?

Непорядок в огороде, и хозяин не идет!

Песня Пугало

1. В огороде никого, скучно одному.

    И хочу я вам пропеть про судьбу мою.

Припев: Я – Пугало, я – Пугало! Ну где же весь народ?

           Стоять мне здесь наскучило, наскучил огород.

           Машу, кричу я птицам, воронам и синицам,

           Меня бояться бросьте! Пожалуйте- ка в гости!

2. Прошу попробовать горох, ведь он совсем не плох!

    Или поклюйте огурцов, тогда, в конце концов!

Припев.

Танец птиц (танцуют все дети)

Жучка:

Где же Дедка? Бабка? Внучка? Гав-гав-гав! У нас беда!

Кто же грядочку польет? Репку бедную спасет?

У меня ж своих забот полон рот!

Песня Жучки

Ох, хлопот и забот полон рот, полон рот!

То свинья в огород свое рыло сует,

То на грядку козел забредет! Забредет, забредет!

То вдруг птицы ботву заклюют, то кроты корешки погрызут.

Чтец 1

Видит Жучка – по тропинке из леска на огород

Внучка в красненькой косынке вёдра полные несёт.

Песня Внучки Маши

Цветет зеленая трава, шумит листва густая,

Через леса, через поля я с песенкой шагаю.

Ручей звенит, щегол поет, над ульем вьются пчёлы,

А я иду, иду вперед тропинкою веселой              -(2 раза)

Жучка:

Маша, где же ты была? Где водицы ты нашла?

Чтец 2

Отвечает звонко Маша…

Маша:

За селом, и даже дальше!

Я прошла Горынь-гору, и нашла я поутру ручеёк!

Я пошла по ручейку и нашла в густом лесу родничок!

Всё, что жаркою порой сохнет – увядает,

От воды его живой снова расцветает!

Чтец 1

Рады, рады Дед  и Баба новости такой!

Поливают с Внучкой грядку чистою водой!

Зеленеет вновь ботва, соком наливается!

Ну а Крот в своей норе горько убивается.

А над репкой Дед стоит и с улыбкой говорит.

Дед:

Ай, да Репка на гряде! Не найти такой нигде!

Золотая, наливная, и большая – пребольшая!

Чтец 2

Тянет, тянет Репку Дедка – не дается Дедке Репка!

Бабку Дедушка зовет – Репка снова не идет!

Бабка кличет Машу – Внучку, подзывает Внучка Жучку,

Жучка – Васеньку-мурлышку…

Жучка:

К нам скорей беги котишка!

Чтец 1

Тянут, тянут понемногу, силы не хватает!

Дед кряхтит и на подмогу Мышку вызывает.

Дед:

Что не делай, все зазря!

Бабка:

Где б найти богатыря?

Мышка:

Пи-пи-пи…Я к вам бегу! Не горюйте, помогу!    (прибегает)

Хор «Тянут – потянут»

Хоть упрямая гряда держит Репку крепко,

Но мы в грядке никогда не оставим Репку.

Встанем мы перед грядой, встанем дружною семьей:

Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кот и Мышка.

Дернем раз, и другой, и еще раз дернем,

Эй, дружней, эй сильней, вырвем Репку с корнем!   (Репка качается)

        Хоть с упрямою грядой дружит Репка крепко,

        Но мы дружною семьей, вытянули Репку!     (все падают)

Чтец 2

Как все вместе налегли, вышла Репка из земли,

Чистым весом в сорок пуд. Не пропал, знать, Мышкин труд!

Пляшет Дедка, Бабка, Внучка, вместе с ними пляшет Жучка,

Пляшет Васенька – мурлышка, в бубен бъёт норушка –Мышка!

Плясовая

Плясовую исполняют Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кот, Мышка и Репка. Все остальные играют на народных музыкальных инструментах.

Все (хором): Приходи, честной народ, посмотреть наш огород!

                Чудо – Репке подивиться, с нами петь и веселиться!

Заключительный хор «Ай, да Репка!»

Все:                       Ай, да Репка хороша и бела!

               Хороша и бела, и кругла!

Бабка:              Я ботвою козу накормлю, два ведра молока надою.

Дед:                  Сварит Бабка мне каши горшок.

Внучка:           Испечёт она вкусный пирог.

Жучка и Кот: Молоко будем вместе лакать, пирогом молоко заедать.

Мышка:          Даст мне Маша кусочек пирожка,

                  Принесёт мне напёрсток молока.

Все:                      Будем вместе мы жить – поживать ,

                  Будем Репку добром вспоминать!

Мышка: 

Вот и убран огород, веселится весь народ!

Под березкой песня льется, вторит песенке скворец,

В небе солнышко смеётся. Тут и сказочке… Все: КОНЕЦ!    (поклон) 

Все ребята берутся за руки и за Репкой идут по залу и становятся в полукруг.                      Детей благодарят и объявляют - кто исполнял роли.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через подвижные игры"

Методические рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре через народные подвижные игры....

семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...

Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"

Обобщение педагогического опыта по теме "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные праздники"...

НОД "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через подвижные игры"

НОД "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через подвижные игры" в средней группе ДОУ....

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...