Организация образовательной деятельности дошкольников в режимные моменты
методическая разработка ( группа) на тему

 В помощь, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_1.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деркунская Вера Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Организация образовательной деятельности дошкольников в режимные моменты

Лекционный материал рассматривает некоторые формы и приемы организации образовательной деятельности дошкольников в режимные моменты в разных возрастных группах детского сада с целью решения задач образовательной области «Физическое развитие» (формирование основ здорового образа жизни у дошкольников), приводятся игры и игровые приемы, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, быть опрятным и аккуратным.

Ключевые слова: здоровьесбережение, здоровьесберегающие правила, режимные моменты, игра, игра-этюд, литературно-игровые приемы.

Игра является незаменимым средством сбережения и обогащения здоровья ребенка в дошкольном детстве. Еще более полувека назад авторитетный отечественный педагог и врач, один из первых теоретиков дошкольного образования Ефим Аронович Аркин утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я как врач восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляет себя в ней с наибольшей полнотой, но и потому, что она благотворно влияет на его здоровье.

Игра — единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость — залог здоровья» [1].

Это утверждение сегодня становится аксиомой для практики дошкольного образования.

Богатейшим подспорьем в организации воспитателем образовательной деятельности в режимных моментах являются фольклор и детская литература. С их помощью несложно придумать игры, которые помогут ребенку научиться умываться, чистить зубы, следить за чистотой рук и лица, быть опрятным и аккуратным и вместе с тем доставят малышу удовольствие и радость. Традиционными для педагогического процесса уже стали малые формы фольклора, используемые в работе с младшими дошкольниками, такие как «Водичка, водичка, умой мое личико…» или «Мы набрали в рот воды…», авторские стихи, например, «Девочка чумазая» А. Барто, произведения С. Михалкова, Е. Благининой и многих других замечательных поэтов. А сколько еще полезного и неизвестного литературного материала существует! Приведем некоторые литературно-игровые приемы для организации режимных моментов с дошкольниками в разных возрастных группах детского сада.

Умывание.

С. Капутикян «Хлюп-хлюп». Стихотворение рекомендуется использовать при умывании детей раннего возраста и самостоятельных попытках умывания младших дошкольников. Важно при его чтении обращаться лично к ребенку (имя можно заменить), используя искусство интонации. Игра-умывание должна быть высоко эмоциональной, так как именно положительные эмоции позволяют малышу лучше запомнить гигиенические процессы и с удовольствием обращаться к определенным действиям снова и снова.  

О. Нэш «Микроб» (пер. Г. Кружкова). Стихотворение американского поэта поможет детям в увлекательной форме объяснить, что такое болезнетворные, вредные микробы, а заодно создаст мотивацию к умыванию, чистоте. Оно прекрасно подходит для индивидуальной работы с ребенком, который по каким-то причинам игнорирует гигиенические процедуры или забывает мыть руки перед обедом, после прогулки, после туалета. Для лучшего осмысления ребенком содержания стихотворения можно перевести процесс чтения в игру-драматизацию или импровизацию.

Э. Фарджен «Мыльные пузыри» (пер. М. Бородицкой). Стихотворение можно использовать для игры-экспериментирования с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, знакомя их с мылом, его полезными свойствами, а также приобщая детей мыть руки водой с мылом.

Одевание, раздевание, культурно-гигиенические процедуры в комнате гигиены.

Х. Беллок «Носорог» (пер. М. Бородицкой). Стихотворение-смешинка, которое позволит обратить внимание на неопрятного, неряшливого ребенка. Дети самостоятельно могут найти по описанию такого «носорога» в группе, не исключая и самих себя.

А. Кондратьев «Зеркало». Стихотворение легко перевести в игру у зеркала в комнате гигиены. Дети младшего и среднего дошкольного возраста могут рассмотреть себя в зеркало, покорчить рожицы, привести себя в порядок, следуя тексту. Старшие дошкольники могут сымпровизировать стихотворение целиком, это увлекательно и интересно: кто-то из детей изображает себя, а кто-то зеркальное отражение.

Прием пищи, подготовка к приему пищи, самообслуживание.

Т. Собакин «О пользе овсяной каши». Увлекательная игра-повествование, которая поможет ребенку доесть кашу. Герои стихотворения (чайная и столовая ложка, вилка) объяснят ребенку пользу употребления овсяной и любой другой каши. Персонажем игры может стать ложка, которой ребенок ест кашу, она может инициировать разговор с дошкольником.

Р. Сеф «О той, у кого много глаз». Картофель — это, пожалуй, самый популярный и любимый овощ наших детей. Он встречается ребенку в самых разных блюдах и видах в детском саду и дома. Стихотворение-игра содержит рифмованный вопрос-ответ, который позволяет дошкольнику познакомиться с картофелем, его внешним видом, процессом выращивания и хранения. Может использоваться перед обедом и в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде». А это стихотворение целесообразнее использовать в организации игры-экспериментирования со старшими дошкольниками по выращиванию лука. Экспериментирование сегодня очень популярно среди воспитателей детских садов и их воспитанников. И это не удивительно, так как в увлекательной форме дети приобретают элементарные научные знания, самостоятельно открывают законы физики и биологии. Кроме того, самостоятельно выращенный зеленый лук очень полезен и с удовольствием будет съеден детьми.

Н. Кончаловская «Показал садовод…». Игра-шутка, игра-загадка, позволяющая ребенку и взрослому отыскать в ней множество полезных овощей и не только.

Подготовка ко сну, сон.

Р. Сеф «Тишина». Стихотворение, которое помогает начать игру в «Тишину» или «Помолчим-послушаем». Такая игра необходима перед дневным сном ребенка или когда после активной деятельности его надо успокоить. Подходит она и для гиперактивных детей, которым необходима психологическая разгрузка, временный покой. «Давай поищем звуки, о которых говорится в стихотворении», — говорит взрослый ребенку. И этого достаточно, чтобы он сосредоточился.

Й. Кайнар «Доброй ночи!» (перевод А. Эппеля). Стихотворение-игра, которая подготовит детей ко сну, повеселит и одновременно успокоит, в увлекательной форме расскажет о том, как засыпает человек, какие стадии проходит, погружаясь в здоровый сон. Сам сюжет можно сымпровизировать с детьми, которые по каким-либо причинам не хотят спать или капризничают. Так, может получиться увлекательное путешествие в страну «Засыпани», которое ребенок закончит в постели.

А. Кондратьев «Доброй ночи!». Один из возможных вариантов игры в «Тишину». Дети могут самостоятельно, уже лежа в кроватях, продумать, что бесшумными словами молвит тишина, и попробовать произнести их действительно бесшумно — тихонечко, шепотом.

О режиме дня.

Е. Серова «Лягушонок». Это стихотворение хорошо использовать в работе с детьми для уточнения режима дня, его основных мероприятий. Первые две строчки стихотворения может произносить воспитатель, а две следующие — дети. Можно попробовать сравнить порядок, к которому приучены лягушата и дети. Попробовать с помощью воспитателя сочинить стихотворение о режиме дня в детском саду и познакомить с ним лягушонка из стихотворения.

А. Говоров «Секрет бодрости». В соответствии с этим описанием можно найти самого бодрого ребенка в группе. Это же стихотворение поможет раскрыть секрет бодрости, в чем он заключается, дети должны догадаться сами.

При организации режимных моментов воспитатель может использовать игры и игровые приемы, приучающие детей к выполнению здоровьесберегающих правил.

«SMS здоровья» (начиная с 2–3 лет). Воспитатель обращается к ребенку, который забыл помыть руки или выглядит неопрятно: «На твой мобильный телефон (имеется в виду игрушка), пришло сообщение, sms-ка. Сейчас я ее тебе прочитаю…». Содержание послания следующее: «Алешенька, ты забыл помыть ручки!»; «Танечка, умой личико!». Кроме того, ребенку можно прочитать подходящее по содержанию стихотворение. Отправителем может быть любой игровой персонаж.  

«Ищем чистые слова» (начиная с 2–3 лет). Воспитатель предлагает ребенку или детям поискать «чистые» слова: чистота, мыло, вода, полотенце… Этим можно заняться в комнате гигиены или таким образом подвести ребенка к необходимости вымыть руки и лицо. Чем старше становится ребенок, тем богаче его словарь. В старшем дошкольном возрасте дети могут поискать к «чистым» словам рифмы или ассоциации.

«Научи котенка умываться» (3–4 года). Воспитатель обращается к ребенку, который забыл или регулярно не моет руки перед обедом, после туалета, после прогулки. Используется игрушка на руку «Котенок» или любая другая, привлекающая ребенка.

— Посмотри, Димочка, наш котенок жалобно мяукает и плачет… Он устал быть грязнулей, хочет быть чистюлей. Просит тебя научить его умываться. Ты умеешь умываться? Давай расскажем котенку, как сделать руки и лицо чистыми…

«Фотограф чистоты» (4–6 лет). Воспитатель заранее готовит четыре рисунка, с изображением чистого, улыбающегося лица ребенка (мальчика и девочки) и грязного, недовольного лица ребенка (мальчика и девочки). Такие рисунки можно нарисовать самому или подобрать из журналов, дидактических картинок. Оформить их необходимо как фотографии. Воспитатель, замечая грязного, неопрятного ребенка, обращается к нему: «Давай я тебя сфотографирую!». Ребенок с радостью соглашается. Затем воспитатель показывает ему фотографию — соответствующую картинку.

— Кто же это у нас получился? — восклицает воспитатель.

— Что надо сделать, чтоб узнать себя на фотографии?

— Правильно, умыться. Умойся, а потом я тебя сфотографирую еще раз.

Такие картинки-фотографии могут изображать чистые и грязные руки, причесанные и растрепанные волосы, ухоженные зубы и т.п. Использовать их можно в соответствующих ситуациях здоровья.

Данные картинки можно использовать и по-другому. Например, предложить ребенку оживить чистое лицо и грязное.

— Как ты думаешь, как себя чувствует мальчик (девочка) с таким лицом, а с таким? Покажи, как они себя будут вести. Почему ты так думаешь?

Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.  

«Ожившие фотографии» (5–7 лет). Воспитатель готовит коллекцию фотографий своих воспитанников, на которых запечатлены эмоции детей, когда они умываются, вытираются полотенцем, причесываются, когда переживают радость чистоты, а также когда расстроены собственной неопрятностью (испачкали одежду, руки, лицо и т.п.).

В соответствующих ситуациях воспитатель просит детей объяснить, почему их сверстник расстроен или рад. Затем предлагает оживить фотографию, восстановить момент, запечатленный на ней, возможно даже в тех же условиях (в комнате гигиены, на улице, за обедом). Результатом оживления станет воспроизведение эмоциональных состояний, которые переживает ребенок по поводу чистоты. Такой прием хорошо использовать и в индивидуальной работе, и с группой детей, например, когда они переодеваются, вернувшись с прогулки.

— Дети, посмотрите, чья это у меня в руках фотография?

— Правильно, это Никита!

— А, что он делает? Моет руки с мылом. А почему он радуется?

— Конечно, чистым быть приятно и весело!

— Мы сейчас тоже пойдем с вами мыть руки после прогулки, будем готовиться к обеду!

С младшего дошкольного возраста у детей в группе может быть дидактическая развивающая кукла «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Девочка Чистюля» и т.п. Эта кукла должна сопровождать ребенка на пути к здоровью, в ходе приучения его к здоровьесберегающим правилам. Имея такой персонаж в группе, можно придумывать увлекательные и полезные игры. Например, «Конкурс Мойдодыра "Чистый из чистых"», «Первый приз девочки Чистюли», «Мисс и мистер Аккуратность». Кукла может помочь детям изобразить алгоритмы мытья рук, ухода за зубами, которые впоследствии можно расположить в комнате гигиены, придумать правила здоровья и оформить их в кодекс здоровья группы. Прекрасно, если такой персонаж будет не только в детском саду, но и дома у ребенка.

В среднем дошкольном возрасте наряду с предложенными играми рекомендуется использовать тематические игры-этюды, связанные с освоением детьми образовательной области «Здоровье» в режимных моментах.

Игра-этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывая возраст детей, методика организации подобных игр может быть следующей: педагог читает текст, а дети показывают отдельные действия героев сюжета или, если подготовлены, импровизируют.

В подборе литературной основы для игр-этюдов с детьми воспитателю следует руководствоваться следующими критериями:

  • художественное произведение должно вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем в нем рассказывается;
  • содержание литературного произведения должно поддерживать интерес к культурно-гигиеническим процессам и формировать представления о необходимости культурно-гигиенических умений;
  • произведения художественного слова должны побуждать ребенка к активности и самостоятельности в использовании культурно-гигиенических умений в ходе игровой деятельности и активизировать их использование в повседневной жизни;
  • содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязателен игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.

Примерный список рекомендуемых произведений по темам.

Гигиена: «Теплою водою» (потешка), И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло», Э. Мошковская «Уши», Г. Лагздынь «Солнце рано утречком», И. Токмакова «Гном», Р. Куликова «Мыло».

Прием пищи: Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!», О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша», С. Капутикян «Кто скорее допьет?», «Ножками потопали» (потешка), А. Прокофьев «Вечером», И. Токмакова «Ай да суп!».

Опрятность: «Уж я косу заплету» (потешка), «Где мой пальчик?» (потешка), «Мне уже четыре года» (потешка), «Завяжу потуже шарф» (потешка), В. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», С. Капутикян «Пожалейте нас!», Э. Успенский «Мальчик стричься не желает», Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е. Благинина «Как у нашей Ирки».

Бережное отношение к вещам и игрушкам: К. Жанэ «Братишки», А. Шибаев «Подружки», И. Муравейка «Я сама!», М. Александрова «Что взяла, клади на место!», А. Барто «Лошадка», Е. Благинина «Приходите, поглядите», Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», «Мальчик Петя».

Приведем примеры игр-этюдов для детей среднего дошкольного возраста, удобные в использовании при проведении воспитателем режимных моментов.

Игра-этюд «Я сама!»

Педагог читает детям стихотворение И. Муравейка «Я сама!» и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.

— Давай будем одеваться…

— Я сама! Я сама!

(Ребенок одевается.)

— Пойдем, будем умываться…

— Я сама! Я сама!

(Умывается.)

— Ну идем хоть причешу я…

— Я сама! Я сама!

(Причесывается.)

— Ну давай хоть накормлю я…

— Я сама! Я сама!

(Делает вид, что жует.)

Вопросы к детям:

  • Правильно ли поступает девочка?
  • Почему вы так решили?
  • А как вы поступаете, когда вам предлагают помощь?

Игра-этюд «Митя и рубашка»

Педагог вносит рубашку Мити-замарашки. Показывает детям.

Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого мальчика? Почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Митя и рубашка».

Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.

Педагог. Это Митина рубашка.

Ребенок. На, рубашка, простоквашку!

Педагог. Съела маслица она,

              Съела кашку из пшена

                          И подливку из барашка…

Выразительные движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их о свою одежду.

Ребенок. Ты сыта, моя рубашка?

Вопросы к детям:

  • Как надо есть за столом?
  • Кто покажет Мите, как надо правильно есть?

Литература

  1. Аркин Е.А. Вопросы советского дошкольного воспитания: Сб. статей / Под ред. А.П. Усовой. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950.
  2. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. М.: Пед. об-во России, 2005.
  3. Деркунская В.А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство»: Учеб.-метод. пос. СПб.: Детство-Пресс; М.: ТЦ «Сфера», 2012.
  4. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.