Главные вкладки

    Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду
    статья на тему

    ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lektsiya_2.docx32.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деркунская Вера Александровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

    Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста

                    в детском саду

            При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В статье раскрывается специфика проектной деятельности детей дошкольного возраста, описывается технология ее организации в детском саду, приводится примерная тематика проектов для разных возрастных групп.

    Ключевые слова: проектная деятельность, организация проектной деятельности детей дошкольного возраста, позиция воспитателя в проектной деятельности,  продукт проектной деятельности, примерная тематика детских проектов.

    Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе, манипулировании предметами и действиями, конструировании, фантазировании, наблюдении-изучении-исследовании).

    Проектная деятельность — это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.

    Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к углублению в проблему.

    Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

    Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении отличает следующее:

    • практическое применение детьми имеющихся знаний и умений;
    • нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
    • интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

    Проектная деятельность включает в себя:

    • задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
    • целенаправленную детскую деятельность;
    • формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;
    • результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

    Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от одной недели до нескольких месяцев) и долгосрочными (от полугода до нескольких лет).

    Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.  

    Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в детском саду реализуется проектная деятельность:

    1. Погружение в проект.
    2. Организация деятельности.
    3. Осуществление деятельности.
    4. Презентация результатов.

    Новая форма работы закономерно влечет за собой изменение в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка. Педагог:

    • переходит от трансляции готовых знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы;
    • помогает детям самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.

    Рассмотри более подробно этапы проектной деятельности и сущность выполняемых действий со стороны воспитателя и детей в ее условиях (см. табл.).

    Сущность взаимодействия детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности

    Воспитатель

    Дети

    Погружение в проект

    Формулирует проблему проекта, сюжетную игровую ситуацию, цель и задачи.

    Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее

    Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности

    Организация деятельности

    Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

    Предлагает и организует (помогает): группы детей; распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта; предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

    Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов

    Осуществление деятельности

    При косвенном участии:

    • при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
    • деликатно контролирует;
    • обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
    • репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает

    Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:

    • выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
    • консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
    • добывают необходимые и недостающие знания;
    • фантазируют;
    • готовят презентацию

    Презентация результатов

    Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию

    Демонстрируют:

    • понимание проблемы, цели и задачи;
    • умение планировать и осуществлять работу;
    • найденные способы решения проблемы;
    • самоанализ деятельности и ее результата;
    • взаимную оценку в деятельности, способность выбрать лучших участников

    Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом стоит серьезно задуматься на предварительном этапе.

    Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно.

    В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.

    Представим примерную тематику детских проектов в разных возрастных группах детского сада (на примере образовательных областей «Здоровье» и «Безопасность»).

    Младшая группа

    Основные новообразования возраста: опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов — войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому.

    Ведущий вид деятельности: предметная и предметно-манипулятивная.

    Тематика краткосрочных и мини-проектов с детьми четвертого года жизни (совместно с родителями):

    • Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
    • Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
    • Надо, надо умываться (создание алгоритма мытья рук для куклы Кати или девочки чумазой).
    • Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб).
    • Зонты и зонтики.
    • Варежки, перчатки.
    • Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
    • Такая разная обувь.
    • Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
    • Я катаюсь на качелях.
    • Любимая еда в детском саду и дома.
    • Фрукты.
    • Овощи.
    • Аккуратно, мебель!

    Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей — предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций — это возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, разнообразных свойств и качеств, знакомство с разнообразием предметного мира в рамках одной темы или одного предмета. Учитывая возраст детей и небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Такой подход в свою очередь позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителей с ребенком.

    Коллекционирование как продуктивная проектная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации познавательно-речевой и художественно-эстетической деятельности, в организации здоровьесбережения и социально-нравственном воспитании.

    Средняя группа

    Основные новообразования возраста: освоение социальных ролей и связей, социальных отношений; развитие наглядно-образного мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию; развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной сфере; появление новых социальных мотивов — заниматься общественно значимой и общественно оцененной деятельностью.

    Ведущий вид деятельности: игровая (сюжетно-ролевая игра).

    Примерная тематика проектов:

    • Идем к врачу.
    • Как проверить и сохранить слух.
    • Утром дома (правила умывания, закаливания, выполнение зарядки, прием пищи).
    • Научим (какой-то игровой персонаж) соблюдать режим дня, умываться, правильно принимать пищу, полоскать рот после еды, чистить зубы и т.п.
    • Полезно-вредно для наших зубов.
    • Опасно-безопасно.
    • Книга здоровья нашей группы.
    • Острые предметы в наших руках: будь осторожен!
    • Правила поведения в автобусе.
    • Мы — пешеходы.

    Старшая и подготовительная к школе группы

    Основные новообразования возраста: опыт осознания своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка, самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной позиции.

    Ведущий вид деятельности: игровая и продуктивная полидеятельность, учебная и исследовательская деятельность.

    Примерная тематика проектов:

    • Что внутри у человека? (Создание буклета или дидактического плаката).
    • Азбука здоровья.
    • Зимние и летние виды игр, или Во что поиграть зимой и летом? (Картотека игр).
    • Как увидеть красивые сны?
    • Хочу быть спортсменом.
    • Энциклопедия спорта.
    • Чистота в нашей группе.
    • Осторожно, незнакомец!
    • Ядовитые растения и ягоды (создание дидактической игры).
    • Стоп: крыши, деревья, люки! (Создание правил безопасного поведения).
    • Детская площадка: качели, горки, карусели, спортивные снаряды.
    • Правила катания на велосипеде, роликах, самокате.
    • Знаки дорожного движения (изготовление знаков дорожного движения).
    • Осторожно, пешеход.
    • Что и как мы едим?
    • Создаем меню для малышей.
    • Наши друзья — витамины.
    • Где искать витамин С?
    • Накорми меня правильно, или Книга полезных советов.
    • Сладкое и полезное (выпуск стенгазеты).

    В условиях проекта «Сладкое и полезное» у дошкольников развиваются умения определять полезные продукты, значимость их потребления для здоровья человека, применять имеющиеся знания в практических житейских ситуациях (например, при приготовлении блюд). Проект предполагает организацию следующих видов деятельности: беседы «Полезная и вредная пища», «Бывает ли сладкое полезным?»; чтение художественной литературы (Т. Собакин «О пользе овсяной каши», Г. Ладонщиков «Лето в разгаре», Ф. Алхазова «Ягоды»); дидактическая игра «Витаминная семейка»; подготовка презентации (подбор стихотворения, составление сценария); оформление «Книги рецептов»; приготовление салатов из сладких блюд; работа в практических тетрадях («Определи составные продукты для салата здоровья»); дегустации с последующей оценкой и самооценкой деятельности ребенка; фотовыставка «С мамой вместе»; выполнение домашнего задания; встреча с поваром.

    При подведении итогов проекта проводится беседа, направленная на систематизацию и обобщение полученных представлений. Дети выпускают стенгазету или тематический номер газеты.

    В заключение статьи хочется подчеркнуть, что детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества.

    Литература

    1. Волкова М.С. Деятельностно-ценностные задачи в проектной деятельности младших школьников // Педагогические технологии. 2011. № 2. С. 58–63.
    2. Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пос. для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. М.: Просвещение, 2012. С. 108–127.
    3. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов // Дополнительное образование и воспитание. 2007. № 3. С. 9–15.
    4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2005.
    5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пос. для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003.
    6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. М.: АРКТИ, 2011.
    7. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод. пос. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка «Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду»

    При всей своей популярности проектная деятельность дошкольников остается наиболее запутанным видом совместной деятельности взрослых и детей. В методической разработке  раскрывается специфика прое...

    Вся правда об адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду.организация игровой деятельности

    Консультация для родителей. как помочь адаптироваться малышу к условиям детского сада. Организация игровой деятельности...

    Роль родителей в организации и осуществлении проектной деятельности детей дошкольного возраста.

    Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее...

    РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи....

    Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

    Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...