Практикум для педагогов " Игры и дидактические материалы по обследованию детей от 3 до 4 лет"
консультация (младшая группа) на тему

Титова Антонина Павловна

В материале пре6дставлены дидактические игры, способствующие разностороннему развитию детей от 3 до 4 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Золотой петушок»                         города Губкина Белгородской области

«Игры и дидактические материалы

по обследованию детей от 3 до 4 лет»

(практикум для педагогов)

Подготовила:

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида № 6 «Золотой петушок»

Титова Антонина Павловна

2016 г.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. В это время происходит переход малыша  к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

     В раннем возрасте ребёнок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционвльного общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Всё это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

     Психологи обращают внимание на кризис трёх лет, когда младший дошкольник, ещё недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в осуществлении своих целей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребёнка, не подорвать веру ребёнка в собственные силы, высказывая нетерпение,  по поводу его медленных и неумелых действий.

     Трёх-четырёх летний  ребенок  владеет  основными  жизненно  важными   движениями (ходьба,  бег,  лазание,  действия  с  предметами).  Возникает  интерес  к  определению  соответствия  движений  образцу.  Дети  испытывают  свои  силы  в  более  сложных  видах  деятельности, но  вместе  с  тем  им  свойственно  неумение  соизмерять  свои  силы  со  своими  возможностями.

     Моторика выполнения  движений  характеризуется  более  или  менее  точным  воспроизведением  структуры  движения,  его фаз, направления  и  т.д.  К  4-м  годам  ребенок  может  без  остановки  пройти  по  гимнастической  скамейке,  руки  в  стороны;  ударять мяч  об  пол  и  ловить  его  двумя  руками  (3  раза  подряд);  перекладывать  по  одному  мелкие  предметы  (пуговицы,  горошины  и т.п.)  с  поверхности  стола  в  небольшую  коробку  (правой  рукой).

     Начинает  развиваться  самооценка  при  выполнении  физических  упражнений,  при  этом  дети  ориентируются  в значительной  мере  на  оценку  взрослого.

     Трёх-четырёх летний  ребенок  владеет  элементарными  гигиеническими  навыками самообслуживания: самостоятельно  и  правильно  моет  руки  с  мылом  после  прогулки,  игр,  туалета;  аккуратно  пользуется  туалетом:  туалетной  бумагой,  не  забывает  спускать  воду  из  бачка  для  слива;  при  приеме  пищи  пользуется  ложкой, салфеткой;  умеет  пользоваться носовым  платком;  может  самостоятельно  устранить  беспорядок  в  одежде,  прическе,  пользуясь  зеркалом,  расческой.

     На четвёртом году жизни ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная  характеристика ребенка трех лет  - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

     Общение ребенка  в  этом  возрасте  ситуативно,  инициируется  взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает  свою  половую  принадлежность. Возникает  новая  форма  общения  со  взрослым – общение  на познавательные темы,  которое  сначала  включено  в  совместную  со  взрослым  познавательную  деятельность.

     Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.   Овладение  родным  языком  характеризуется  использованием  основных  грамматических  категорий  (согласование,  употребление  их  по  числу, времени  и  т.д.,  хотя  отдельные  ошибки  допускаются)  и  словаря  разговорной  речи.  Возможны  дефекты звукопроизношения.

     В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке.  Ребенок активно использует по назначению некоторые  бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители   и  словесные  обозначения  объектов  в  быту,  игре, общении.  Формируются качественно  новые свойства сенсорных  процессов:  ощущение  и  восприятие. В  практической  деятельности  ребенок  учитывает  свойства  предметов  и  их  назначение:  знает  название  3-4  цветов  и  2-3  форм;  может  выбрать  из  3-х  предметов  разных  по  величине  «самый  большой». Рассматривая новые  предметы, (растения,  камни  и  т.п.)  ребенок не ограничивается простым  зрительным ознакомлением,  а  переходит  к  осязательному,  слуховому  и  обонятельному  восприятию.  Важную роль начинают играть  образы  памяти.  Память и внимание  ребенка  носит  непроизвольный,  пассивный   характер.  По просьбе взрослого ребенок может запомнить  не  менее  2-3 слов  и  5-6  названий  предметов.  К 4-м годам способен запомнить  значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты,  ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь  на  него,  оценивает  предмет  в  целом.  Его интересуют  результаты  действия,  а  сам  процесс  достижения  еще не  умеет  прослеживать.

     Однако, в последние годы статистика свидетельствует об увеличении процента рождения детей с нарушениями в развитии. Своевременная помощь со стороны родителей и педагогов позволит выявить имеющиеся недостатки и пробелы в развитии ребёнка и даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное его развитие.

     Так как развитие детей во многом опирается на чувственное познание (слух, зрение, обоняние, осязание, тактильность), то новые знания постигаются детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, посредством дидактических игр и упражнений.

     Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. 
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.
        Ведущей деятельностью дошкольников является игровая, поэтому занятия в детском саду по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия.

      Многолетний опыт педагогов показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами.

      В возрасте четырех лет дети очень быстро воспринимают и усваивают всю интересную им информацию.  Малыши много фантазируют, придумывая вымышленных героев и их окружение, моделируют игровые ситуации и занимаются словотворчеством. Это очень важно для его дальнейшего развития и самооценки. Таким образом, происходит формирование лидерских качеств. Дети быстро усваивают полученную от взрослых информацию.
       Разнообразные развивающие игры и упражнения помогают ребёнку лучше и увереннее ориентироваться в пространстве и времени, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. 

       Развивающие игры для детей 4 лет могут быть как индивидуальными, так и групповыми с разным количеством играющих. Дух здорового соперничества и конкуренции вызывает активность, мобилизует память. Три-четыре года – возраст, в котором нужно продолжать занятия, развивающие мелкую моторику.

       Существует много полезных игр и занятий с овощами, посудой, крупами и другими предметами. Они развивают мелкую моторику рук, также можно тренировать память, образное мышление, упражняться в счете, закрепить и узнать новые названия фруктов и овощей. Можно наглядно продемонстрировать и помочь усвоить ребенку такие понятия, как толстый, тонкий, длинный, короткий, круглый, квадратный, маленький, большой.

       Именно в возрасте четырех лет, считают психологи, в мировоззрении ребенка начинается переломный момент, и тогда процесс игры становится важной составляющей, которая помогает привить детям очень много полезных навыков, развить самосознание и дать азы знаний, которые очень пригодятся ему в дальнейшем.

       Родители мечтают видеть своего малыша развитым и умным, а дети хотят больше времени посвящать играм. В этом случае будет удовлетворять всех интересная развивающая игра. Важнейшим элементом в умении ребенка учиться и мыслить является логика. Логические игры для детей помогают развивать память и внимание.

       Хорошим примером может служить детское домино с изображением животных или сказочных героев. Можно использовать в игровом процессе любимые игрушки ваших детей и предлагать им найти спрятанного персонажа. Очень важно для ребенка получать удовольствие от такой игры, иначе польза от этого занятия будет минимальной.

      Дети с интересом воспринимают логические игры и стараются быстро и правильно выполнить задание. Задача взрослых состоит в том, чтобы занятия с ребенком проходили весело и вызывали у него интерес – это лучший стимул к получению знаний. Не торопите его с ответом – многим малышам необходимо время на обдумывание. Учите ребенка рассуждать вслух, чтобы его ответы были обоснованными и логичными.
     Современные дети много времени проводят у телевизора и у экрана компьютера, занимаясь просмотром мультфильмов с любимыми персонажами. Существует много давно известных и новых настольных игр, в которые нужно предлагать поиграть вместе с взрослыми, чтобы отвлечь его от экрана телевизора. Интересные настольные игры для детей 4 лет можно купить в магазине или сделать самим. Совместные занятия способствуют расширению кругозора, обогащают словарный запас, прививают способность к нестандартному мышлению. Благодаря этим навыкам ребенок имеет возможность познавать окружающий мир в процессе игры. Такие игры улучшают память, развивают внимательность и усидчивость. 

       Попробуйте с малышом вместе собирать пазлы. Важно, чтобы сюжет картинки был знаком ему и состоял из крупных деталей. Это развивает образное мышление, когда из нескольких фрагментов составляется единое целое. Есть специальные кубики с картинками, которые выполняют аналогичную задачу с получением картинки из деталей. Это могут быть изображения домашних животных, птиц. Постепенно можно усложнять игру и брать картинки с большим количеством деталей. Настольные игры с использованием кубика «Кто первый придет к финишу?» помогают ребенку учиться простому счету. В этом возрасте такие игры с детьми должны проводить взрослые или дети старшего возраста.

       Игры с конструктором очень нравятся малышам. Они любят конструировать и собирать фигурки из ярких деталей. Такие занятия развивают мелкую моторику рук, образное мышление, при этом вы можете закрепить с ребенком знания по цветовому восприятию – «строим домик из синих деталей с красной крышей и белой трубой»…
      Дети хорошо воспринимают игры, требующие от них выполнения какого-либо действия или задания. Воздушные шары, мячики разного размера и любые игрушки подойдут для индивидуальных конкурсов, командных и групповых. В этом возрасте не всегда нужно поощрять победителей призами и подарками – они могут отвлекать их. Если вы все же решили как-то наградить победителей, то сделайте это в конце, а лучшим вариантом станет раздача поощрительных подарков всем участникам. Это могут быть небольшие игрушки, шарики или сделанные своими руками «медали». Интересные игры и конкурсы для детей от 3 до 4 лет  можно придумывать самостоятельно, используя разнообразные методические материалы, или найти их в Интернете на тематических страницах. 

       Для развития речевого аппарата хорошо подходят короткие скороговорки и стишки. Можно выучить небольшие стихотворения и прочитать их своим товарищам или членам семьи.

       Игры для детей 4 лет должны быть разнообразными. Даже если вы заметили, что вашему ребенку нравится какой-то определенный вид занятий (например, настольные игры), старайтесь увлечь его чтением интересной сказки, делайте с ним несложные физические упражнения в качестве «разминки», тренируйте речевой аппарат стишками и песенками.

       В ходе игры ребёнок  расширяет кругозор, познает мир, приобретает новые навыки. Многие дети используют в качестве игрушек разные предметы, находящиеся в зоне досягаемости, причем детская фантазия позволяет их использовать «не по назначению». Важно направить энергию и фантазию в нужное русло, чтобы воспитать неординарную яркую личность.

       Цель обучающих игр - дать ребенку представление об окружающем его мире, чтобы он научился узнавать представителей животного и растительного мира, ориентироваться в пространстве и времени (утро, вечер, ночь, день), научился основам счета – (много, один, ни одного). Со временем,  можно усложнять задачи, ориентируясь на усвоенные знания. Ни в коем случае не перегружать  сложными заданиями.
      Для правильного развития ребенка,  необходима помощь взрослых. Даже если дети в этом возрасте могут самостоятельно придумывать себе игры и развлечения, такая помощь необходима по той причине, что общение с ребенком и совместные игры со взрослыми помогают развивать определенные навыки общения, словарный запас, речь и кругозор и многие другие качества, еще не знакомые детям в этом возрасте.