«Роль родителей в формировании личности ребенка»
консультация (младшая группа) по теме

Макарова Анастасия Сергеевна

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для того, чтобы стать хорошими родителями, достаточно изучить специальную литературу и овладеть некоторыми методами воспитания. Безусловно, знания психологии и педагогики нужны, но одной теоретической базы, к сожалению, недостаточно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_formirovanii_lichnosti_rebyonka.docx629.48 КБ

Предварительный просмотр:

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети.                         Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый.
Будущие мама и папа уверены, что для того, чтобы стать хорошими родителями, достаточно изучить специальную литературу и овладеть некоторыми методами воспитания. Безусловно, знания психологии и педагогики нужны, но одной теоретической базы, к сожалению, недостаточно.

Кто такие «хорошие» родители? Может быть те, которые ни секунды не сомневаются в собственной правоте и всегда знают, что можно и нельзя их ребенку, при этом они с абсолютной точностью могут предсказать не только поведение своего ребенка в разных ситуациях, но и его будущее? А может быть «хорошие» родители часто пребывают в тревожных сомнениях, теряются, если сталкиваются с переменами в поведении ребенка, не знают, следует его ли наказать, а после свершившегося наказания, в ту же минуту уверены, что поступили неправильно? Все новое в поведении ребенка тревожит их, они думают, что теряют родительский авторитет, иногда сомневаются в любви собственных детей. Нередко подозревают своего ребенка в наличии вредных привычек, беспокоятся о его будущем, пытаются оградить от дурных примеров, отрицательного влияния «улицы», могут сомневаться в психическом здоровье ребенка.
Но ни тех, ни других родителей нельзя причислить к категории «хороших». Уверенность, и, наоборот, лишняя тревожность не способствуют успешности родителей.
При оценивании любой деятельности следует отталкиваться от определенного идеала или нормы. В воспитательном деле, скорее всего, абсолютной нормы нет. Мы учимся в теории и на практике быть родителями, точно так же, как учимся быть супругами, как постигаем тайны мастерства и профессионализма в каждом деле.                                                                          В труде родителей, как и в любом другом, вероятны и ошибки, и колебания, и неудачи, которые со временем сменяются победами. Семейное воспитание - это повседневная жизнь, и наше поведение и  даже чувства к ребенку порой сложны, переменчивы и двойственны. К тому же все родители и дети не похожи друг на друга. Отношения с ребенком, как и с взрослым человеком, индивидуальны и неповторимы.

Родители представляют собой начальную социальную среду для своего ребенка. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, главным образом определяется тем, что родительское внимание и забота жизненно необходимы для ребенка. А потребность в любви родителей - важнейшая нужда маленького человечка. Любовь ребенка к родителям безусловна и безгранична. И если в первые годы детской жизни любовь к родителям обеспечивает собственное существование и безопасность, то для взрослеющего человека родительская любовь все больше исполняет функции поддержания и безопасности психологического мироощущения. Любовь родителей – это источник и гарантия человеческого благополучия, сохранения   телесного и душевного здоровья.

Поэтому главная задача родителей - создать у ребенка уверенность в том, что он любим. Ни при каких условиях ребенок не должен усомниться в родительской любви. Тем не менее, в нашей жизни многое зависит от обстоятельств. Иногда взрослые дети расстаются со своими родителями. Расстаются они в психологическом, моральном смысле, когда теряются эмоциональные связи между близкими людьми. Психологи утверждают, что за проблемой алкоголизма и наркомании среди подростков часто стоят не любящие родители. Основное требование к воспитанию в семье - это потребность в любви. Но тут важно понимать, что нужно не только любить ребенка и придерживаться этой любви в повседневных заботах о нём, в собственных усилиях по его воспитанию, надо, чтобы ребенок чувствовал эту любовь, несмотря на проблемы и конфликты в детско-родительских отношениях. У ребенка, который не сомневается в родительской любви, происходит правильное формирование психологического мира, только на базе любви можно развить нравственное поведение, потому что лишь любовь может научить любви.

Большинство родителей считают, что нельзя демонстрировать любовь  к детям, считая что, ребенок, который хорошо знает о том, что его любят, вырастает избалованным и эгоистичным. Забудьте это утверждение! Все негативные личностные черты возникают при дефиците любви, когда возникает нехватка эмоций и ребенок лишен крепкого фундамента непременной привязанности родителей.  Внушение ребенку чувств любви и заботы не зависит ни от времени, которое уделяют ему родители, ни от того аспекта, воспитывается ребенок в домашних условиях или с младшего возраста посещает детский сад. Не зависит это и от материальных условий семьи. Более того, не всегда заметная заботливость других родителей способствует достижению самой важной воспитательной цели.

Устойчивая психологическая связь с ребенком - это универсальное воспитательное требование, которое в равной степени может рекомендоваться всем родителям. Глубокий контакт необходим в развитии каждого ребенка любого возраста. Собственно самоощущение контакта с собственными родителями дают ребенку возможность осознать любовь мамы и папы, их искреннюю заботу и привязанность.

Для сохранения контакта с ребенком необходима искренняя заинтересованность во всем, что с ним происходит, неподдельное любопытство к его детским проблемам, стремление понимать, желание наблюдать за изменениями, которые возникают в душе и сознании маленького человека. Вполне нормально, что определенные формы и проявления детско-родительского контакта широко варьируются.        Но нужно задуматься и над закономерностями эмоционально-психологического контакта между родителями и детьми в семье.

Контакт не возникает сам собой, его нужно выстраивать даже с новорожденным. Когда речь заходит о взаимопонимании, психологическом контакте в детско-родительских отношениях, подразумевается некий диалог, прямое взаимодействие взрослого человека и ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании личности ребенка.

. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в...

Деловая игра для родителей. Тема: "Роль отца в формировании личности ребенка"

Деловая игра для родителей.Тема: "Роль отца в формировании личности ребенка"  Не надобно другого образца,Когда в глазах пример отца.А.С. Грибоедов В наших семьях часто бывает так, что п...

Роль родителей в формировании личности ребенка

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для т...

Роль родителей в формировании личности ребенка.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни- основная обязанность родителей....

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании личности ребенка»...

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...