семинар - практикум для воспитателей"Организация диолагического общения дошкольников со сверстниками"
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_vospitateley.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение МО «Кошехабльский район» «Детский сад №13»

Семинар-практикум для воспитателей.

Тема: «Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками».

Воспитатель: Никулина С.Н.

        Беседа с воспитателями на тему «Диалогическое общение». Что же такое диалогическое общение? (ответы воспитателей). Вспомним стихотворение В. Маяковского «Что ни страница-то слон, то львица»

Вот верблюд, а на верблюде

Возят кладь и ездят люди.

Он живет среди пустынь,

Ест невкусные кусты,

Он в работе круглый год-

Он верблюд, рабочий скот.

Скажите к какой форме речи относится этот отрывок? Это диалог или монолог? (ответы воспитателей «монолог»).

А теперь послушайте другой отрывок из стихотворения В. Маяковского из стихов «О разнице вкусов».

Лошадь сказала, взглянув на верблюда;

«Какая  гиганская  лошадь - ублюдок»

Верблюд же вскричал: «Да лошадь разве ты?!

Ты просто-напросто верблюд недоразвитый».

И знал лишь бог седобородый,

Что это животные разной породы.

Разговор верблюда и лошади – это не монолог, а… (диалог), (ответы воспитателей). Зачем герои стихотворения ведут диалог? Зачем люди вступают в речевое общение? (ответы) Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых отражен вековой опыт диалогического общения. (Ведущий произносит каждую пословицу так, чтобы воспитатели договаривали ее конец).

Ум хорошо, а два…(лучше)

Одной рукой узла…(не завяжешь)

Одна пчела много меду…(не натаскает)

Не тот друг, кто медом мажет, а тот…(кто правду скажет)

Кто любит мать, того нельзя…(в друзья брать)

Итак основываясь на собственном жизненном опыте, на прослушанных стихотворениях и пословицах, можно сказать:

        Диалогическое общение – это когда беседует два (и более) партнера на какую-либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа т готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное- это путь к совместным

мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности.

        А теперь раздам вам листки, на которых вы должный написать ответы на вопросы. Умеем ли мы общаться с детьми? Что самое главное в диалогическом общении воспитателя с ребенком?

Ответы должны, вместится на каждый вопрос. Ответ одним предложением . Написав ответ, сложите лист бумаги так, чтобы ваш сосед не видел написанного вами.

        А пока давайте поговорим. Как вы думаете, даем ли мы детям образец общения друг с другом? Как вы понимаете партнерские отношения с детьми?

Является ли партнерской обучающая позиция взрослого? (Высказывания воспитателей). Мы целыми днями находимся в окружении детей и видим, как дети общаются друг с другом. И часто замечаем, что диалогическое общение у детей не складывается, возникают конфликтные ситуации. Это подтвердил и эксперимент, проводили его в старших группах, и результаты показали что: в 5 лет диалогическое общение у детей отмечалось только у 24% детей, в 6 лет у 45%, в 7 лет у 68% детей. У остальных наблюдались проявления интереса к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорил о своем и не слышал партнера, не отвечал на его высказывания.

        В экспериментальной старшей группе проводились специальная работа по развитию диалогического общения, и результаты в конце года показали, что дети научились поддерживать такой диалог 72% детей.

        Ответьте на такой вопрос: Что дает ребенку диалог со сверстников? Почему так важно чтобы дети научились общаться друг с другом?

        В диалоге дети учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. А для этого необходимо.

        Чаще проводить беседы с детьми с высказыванием детей из личного опыта; Обучать детей диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказываения партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

        Больше внимания уделять индивидуальному подходу к ребенку, работе с подгруппами детей. Применять в работе недисциплинированные формы привлечения к удержанию внимания детей – это игровая форма. Проводить совместное рисование, аппликации, конструирование, театрализованные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические игры. Целесообразную чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предложения, пожелания, несогласия; рассуждать, обосновывать свои суждения. Это основные методы и приемы обогащения и развития диалогического общения со сверстниками. Давайте рассмотрим их подробнее. Скажите: На какие темы дети разговаривают между собой? О чем договариваются? О чем рассказывают? О чем спорят? То есть дети рассказывают, что у них происходит в личной жизни – это их личный опыт.

        А как вы, думаете дети нуждаются в помощи взрослого при общении друг с другом? Какой должна быть эта помощь?

        Конечно, нуждаются, взрослые должны создать определенные условия для их совместной деятельности. Прежде всего необходимы материальные условия это – наличие игровой комнаты, игрушек, детской мебели, пособие для игр, создание мини – музеев, мини – библиотек и т.д.

        Теперь ответьте на такой вопрос: какую форму организации деятельности детей вы предпочитаете фронтальную или с подгруппами детей? (Высказывания воспитателей).

        Итак, чтобы общение детей действовали и говорили под влиянием искренних чувств по собственному побуждению. Но при этом необходимо, чтобы не было шумно, чтобы дети слышали друг друга. Здесь занятие с подгруппами не заменимы.

        Какие метомы и приемы вы используете в своей работе для привлечения и удержания детей? (Высказывания воспитателей)

        Это сюрпризные моменты, элементы выражения педагога и детей и т.д.

        Следующая ситуация вы приводите занятие по развитию речи и дети должны пересказать вам текст, а они этого не хотят. Что вы будете делать, как вы построите занятие.

        Можно предложить детям обыграть эту сказку, инсценировать ее, можно применить костюмы или шапочки-маски, или использовать волшебную – палочку, то- есть найти побудительный мотив.

        А теперь поговорим о методах и приемах обучения детей диалогу со сверстниками. В методике развития речи А.М.Бородич обычно рассматриваются два основных метода развития диалога: разговор воспитателя с детьми и беседа.

        Беседа отличается от разговора своей подготовленностью, продуманностью, учетом определенной темы. Беседы проводятся в основном после экскурсий, наблюдений они закрепляют знания детей об окружающем, о природе, общественной жизни. При беседе образуется свободный диалог, обмен мыслями и чувствами, ребенок занимает позицию собеседника, учится разговорной речи. Можно в беседе использовать такой прием, когда воспитатель рассказывает о каком-то событии из своей жизни, а дети под впечатлением от услышанного  делятся своими впечатлениями. Возникает обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения. В беседе можно использовать стихи, картинки, сказки, пословицы, совместное рассказывание (воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает). Это может быть сочинение по картине, по набору игрушек, по потешке. Детские рассказы можно оформить в виде альбома используя совместное рисование иллюстраций по содержанию рассказа.

        Детское словесное творчество тесно связанно с игрой. Р.А.Иванкова предполагает интересный прием организации совместной игры-фантазии, игры-сочинения. Например, дети сочиняют «кино», или сказку по очереди.

        Совершенствованию развитию диалогической речи большую роль играют театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, народные подвижные игры, игры с правилами, настольные игры, словесно-дидактические игры.

        Давайте кратко разберем чем именно игры помогают развивать диалогическое общение. Особенно важными для развития диалогической речи имеет прежде всего творческая сюжетно-ролевая игра, в которой дети совместно создают предметно – игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу из вступают в разнообразные реальные взаимоотношения. И все таки сюжетно-ролевая игра считается не средство, а результат освоения опыта общения. Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающие влияния на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.

        Большее влияние на совершенствования диалогической речи имеют театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами. Например при подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движении детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером.

        А уже в играх с куклами дети больше проявляют самостоятельности и больше говорят от имени куклы обращаться к партнеру по игре. В играх элементами обряжения дети больше любуются собой и говорят для себя.

        Народная педагогика знает много подвижных игр, которые строятся как игра-драматизация по готовому сюжету и включают в себя разнообразные диалоги персонажей. Это такие игры как «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник» и другие. В этих играх используют разные способы налаживания диалогического общения. Это необходимость слушать и слышать партнера по игре смотреть в глаза ему, внимательно слушать речь партнера и быть готовим вовремя и быстро ответить ему. Вспомним игру «Садовник», после слов «Все цветы мне надоели кроме…» нужно ответить до окончания счета «раз, два, три».

А например в игре «Гуси-лебеди» нужно поддерживать диалог с ведущим, отвечая на его вопросы.

        В дидактических играх или в играх с правилами, роль воспитателя велика. В начале воспитатель обучает правилам игры, потом привлекает детей самостоятельно управлять игрой. Появляются указания: твой ход, ходи, встать фишку, не подглядывай; возникают вопросы вишня это фрукты? Кукуруза это овощ? И т.д. Дети учатся рассуждать, самостоятельно находить решение.

        Словесно – дидактические игры развивают логическое мышление – эти игры вынуждают детей рассуждать, высказывать согласие или несогласие, задавать вопросы, соблюдать очередность в беседе. Это такие игры как: «Угадай на ощупь», «Чего не стало», «Что попало к нам роток, то поапло на зубок» и т.д.

        В завершении разговора об играх поиграем в игру: «Закончи предложение».

        Диалог – это когда говорит…

        Диалог – это ожидание…

        Диалог – это путь к …

        Счастье – это когда тебя…

А теперь сами придумайте начало предложения и найдите партнера для его завершения. Давайте подведем итог нашей беседы. Прочитаем и проанализируем ответы на вопросы, которые были вам заданы на листочках в начале беседы. (Чтение и разбор ответов на задание вопросы)

Задания для воспитателей:

«Дайте ответы на вопросы в одном предложении на каждый вопрос»

  1. Умеем ли мы общаться с детьми?
  2. Что самое главное в диалогическом общении воспитателя с ребенком?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Организация утренней гимнастики дошкольников"

Данный материал раскрывает цели и задачи утренней гимнастики, методики её проведения в разных возрастных группах, содержит примеры комплексов утренней гимнастики для разных возрастных групп, а также п...

Семинар-практикум для воспитателей "Азбука педагогического общения" 17.02.2016

Цель проведения семинара: развитие коммуникативной компетентности у педагогов ДОУ.Задачи:- информирование педагогов о роли общения в развитии личности дошкольников;- развитие коммуникативных умений и ...

Семинар-практикум для воспитателей «Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками»

Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога....

Семинар-практикум для воспитателей "Эффективное педагогическое общение"

Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.Расширение опыта рефлексии.Расширение опыта групповой работы.Учить детей общению со сверстниками и взрослыми....

Семинар-практикум для воспитателей "Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками"

Диалог - форма речевого общения.В нем взаимодействия партнеров опосредуется знаками языка.Знание языка, умение словесно выражать мысль, передать чувство, установить с партнером "диалогические отн...

Роль воспитателя в становлении общения дошкольника со сверстниками

Методическая разработка в помощь педагогам для углубленного взаимодействия с детьми для их легкой адаптации и социализации среди сверстников....